ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3416/2016 от 23.06.2016 Балашихинского городского суда (Московская область)

Дело ело

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

<адрес> 23 июня 2016 г.

Балашихинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Лебедева Д.И.,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ГУ - Главному управлению ПФР
по <адрес> и <адрес> о признании незаконным решения, включении периодов работы в специальный стаж, и назначении досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью,

Установил:

Истец ФИО2 обратилась в суд с данным иском к ответчику –
ГУ - Главному управлению ПФР по <адрес> и <адрес>
(далее – ГУ ПФР ), указав в обоснование иска о том, что ДД.ММ.ГГГГ
в установленном законом порядке она обратилась с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в территориальный орган ПФР - Управление по <адрес> Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес>
и <адрес> (ГУ ПФР ). Основанием подачи такого заявления стал п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (о досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей).
Для подтверждения оснований назначения пенсий досрочно мною представлены: копия трудовой книжки, копия паспорта, копии выписок приказов по МОУ СОШ <адрес>. Решением
от ДД.ММ.ГГГГ Управления по <адрес> ГУ ПФР ей отказано в установлении (назначении) страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительно­сти осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей.
В Приложении к решению об отказе (далее - Приложение), подписанном членами Комиссии ГУ ПФР , указано, что учет периодов педагогической деятельности в учреждениях для детей после ДД.ММ.ГГГГ осуществляется
с применением Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам,- осуществлявшим педагогическую деятельность
в учреждениях для детей (далее - Список), и Правил исчисления периодов работы (далее - Правил), утвержденных постановлением Правительства РФ
от 29.10.2002г. . Согласно Приложению, в стаж, дающий право
на досрочное назначение страховой пенсии по старости (далее - стаж),
в соответствии с этим постановлением Правительства не включены следующие периоды ее работы: в Негосударственном образовательном учреждении «Центр интенсивных технологий образования» (далее - НОУ «ЦИТО») в должности учителя начальных классов - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (итого: 2 года 2 мес.
24 дня); в Автономной некоммерческой организации дополнительного образова­ния «Центр домашнего обучения» (далее - АНО ДО «ЦДО») в должности учителя начальных классов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ
по ДД.ММ.ГГГГ и в Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Центр интенсивных технологий образования»
(далее - АНО ДО «ЦИТО») в должности учителя начальных классов
с 01.09.2015г. по 18.10.2015г. (итого: 1 год 10 мес. 28 дней - суммарно в двух организациях). Основанием для решения об отказе включения в стаж периода моей работы в НОУ «ЦИТО» является согласно Приложению к решению следующее: «Центр образования является образовательным учреждением.,
а не общеобразовательным, как это предусмотрено п. 1.1 раздела «Наименование учреждения» Списка и Правил»; «Наименование вышеуказанного учреждения не соответствует наименованиям учреждений, указанным в Списке»; «Согласно штатным расписаниям, в НОУ «Центре интенсивных технологий образования» отсутствуют структурные подразделения, работа в которых засчитывается в стаж, в соответствии
с п. 13 Правил»; «Индивидуальные сведения представлены без кода льготной работы». Периоды ее работы в АНО ДО «ЦДО» и АНО ДО «ЦИТО»
в должности учителя начальных классов не включены в стаж в силу того, что: «Наименования вышеуказанных организаций и должностей не соответствуют наименованиям учреждений и должностей, указанным в Списке»; «Согласно Правил (так в Приложении - ФИО2), утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрена только одна организационно-правовая форма – «учреждение», других организационно - правовых форм, в том числе «организаций» не предусмотрено»; «Индивидуальные сведения представлены без кода льготной работы».
Она не может согласиться с решением об отказе, считаю его необоснованным
и в противовес приведенным в Приложении основаниям этого решения может возразить следующее. Во всех трёх образовательных организациях, период
ее работы в которых не засчитан ГУ ПФР в стаж, она работала в указанной
в Списке должности учителя в структурных подразделениях этих организаций, включенных в перечень п. 13 Правил («общеобразовательные школы всех наименований»). Работа в этих структурных подразделениях в должностях, указанных в Списке, согласно п. 13 Правил засчитывается в стаж независимо
от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет. Указанные выше ссылки в Приложении к решению об отказе, обосновывающие это решение,
на несоответствие наименования и/или организационно-правовой формы НОУ «ЦИТО», АНО ДО «ЦДО» и АНО ДО «ЦИТО» наименованиям
и организационно-правовым формам организаций, предусмотренных в Списке считаю в связи с этим пунктом Правил неправомерными и не имеющими силы. Содержащееся в Приложении утверждение об отсутствии структурного подразделения в НОУ «ЦИТО», основанное на его отсутствии в представленных учреждением штатных расписаниях, не соответствует действительности: структурное подразделение «общеобразовательная школа» предусмотрено уставом и соответствующими локальными актами НОУ «ЦИТО». Включение работодателем в штатном расписании всех педагогических работников
в основное подразделение относится к особенностям оформления штатного расписания в учреждении и не означает фактического отсутствия структурных подразделений, перечисленных в п. 13 Правил. Сведения о наличии таких подразделений в НОУ «ЦИТО» и других образовательных организациях, период моей работы в которых не был засчитан в стаж, не были представлены
в ГУ ПФР , поскольку пенсионный фонд их не запрашивал. Она считает,
что предоставление работодателями в ПФР индивидуальных сведений о ней как о работнике без кода льготной работы, указанное в Приложении в качестве отдельного основания отказа во включении в стаж педагогической деятельности периода моей работы в перечисленных образовательных организациях, также
не может служить причиной отказа, поскольку работник не обязан предоставлять сведения о себе в систему персонифицированного учета
в Пенсионный фонд РФ, она не имела реальной возможности обеспечить предоставление этих сведений работодателями и не может нести ответственность за то, что сведения о коде льготной работы не были
ими предоставлены.

На основании изложенного истец ФИО2 просила суд признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ Управления
по <адрес> ГУ - ГУ ПФР об отказе в установлении пенсии; включить периоды ее работы в Негосударственном образовательном учреждении «Центр интенсивных технологий образования» в должности учителя начальных классов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Центр домашнего обучения» в должности учителя начальных классов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с 26.03,2015 г. по 31.08.2015г. и в Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Центр интенсивных технологий образования»
в должности учителя начальных классов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей, дающий право
на досрочное назначение страховой пенсии но старости; обязать Управление
по <адрес> ГУ - ГУ ПФР назначить
ей страховую пенсию досрочно с даты обращения за ее назначением ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4-7).

В судебном заседании истец ФИО2 и ее представитель – адвокат (л.д. 25) – ФИО4 иск поддержали, и просили удовлетворить
иск по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - ГУ ПФР по доверенности (л.д. 80) – ФИО5 иск не признала. Возражала против удовлетворения иска
по доводам представленных письменных возражений (л.д. 81-83), поясняла,
что истец предоставил индивидуальные сведения без кода льготной работы.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит
к следующему.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон, ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ)
в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

В силу ч. 1 ст. 4 названного Федерального закона, право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные
в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»,
при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 этого же Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными
в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ страховая пенсия
по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей
8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам,
не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно ч. 2 этой же статьи названного Федерального закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия
по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ
«О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей
и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона
«О страховых пенсиях» применяется список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, в связи
с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей,
и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет,
в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, действовавшие в период с ДД.ММ.ГГГГ до вступления в действие Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в п. 3 которого предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право
на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона ФИО1
«О государственных пенсиях в ФИО1», утвержденным Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

В п. 2 Постановления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ
установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу
лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Статей 12 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании», действовавшего в спорный период, установлено, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (ч. 1); образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций (ч. 3). Тип и вид образовательного учреждения устанавливаются учредителем (учредителями) при создании образовательного учреждения и изменяются по решению учредителя (учредителей) (п. 6). Ст. 55 указанного Закона было установлено,
что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.

В соответствии с п. 18 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, образовательной организацией является некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность
в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана; согласно
ст. 22 образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций (ч. 1)
и в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной (ч. 4); частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии
с законодательством РФ физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями,
за исключением иностранных религиозных организаций (ч. 7); ст. 47 указанного закона, устанавливающей правовой статус педагогических работников,
их права, свободы и гарантии их реализации, предусмотрено,
что педагогические работники имеют следующие трудовые права
и социальные гарантии, в том числе право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством РФ (ч. 5).

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ
от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел, связанных
с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» (п.п. 16, 17) при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных п.п. 19 и 20
п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж
для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения. Вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии
тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера
и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых
им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной,
в том числе, в Определении от ДД.ММ.ГГГГ-О-О, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста; поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях,
а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной
с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Определение того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности
и его условий, с учетом вида и профиля соответствующего учреждения
и относится к компетенции Правительства Российской Федерации.

В своем постановлении -П от ДД.ММ.ГГГГ «По делу о проверки конституционности положений п.п. 10, 11, 12 п. 1 ст. 28 Закона РФ
«О трудовых пенсиях в РФ», Конституционный суд РФ прямо указал,
что досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, занимавшимся преподавательской деятельностью в образовательных учреждениях, не связано
с организационно-правовой формой данного учреждения и зависит исключительно только от длительности профессиональной деятельности лица, работающего по соответствующей профессии.

Согласно материалам дела:

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась с заявлением
о назначении страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Решением ГУ-Главное управление ПФР по <адрес>
и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано
в назначении данной пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности осуществления педагогической деятельности
в учреждениях для детей в соответствии с педагогической деятельностью
в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»
№ 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8; 9-12).

Ко дню обращения ФИО6 не достигла возраста, определенного ч. 1 ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ (л.д. 84-85).

Ответчик не включил истцу в стаж для назначения страховой пенсии
по старости период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
в Негосударственном образовательном учреждении «Центр интенсивных технологий образования» в должности учителя начальных классов, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
в Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Центр домашнего обучения» в должности учителя начальных классов,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Центр интенсивных технологий образования в должности учителя начальных классов».

Спорные периоды работы подтверждаются записями в трудовой книжке ФИО2 (л.д. 13-17).

В соответствии со ст. 66 ТК РФ трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике и выполняемой им работе.

Сведения об организационной форме образовательных учреждений,
их праве на ведение образовательной деятельности подтверждены представленными в дело Положениями (л.д. 26-31; 32-37; 38-41), и Уставами образовательных учреждений (л.д. 42-55; 56-67; 68-77).

Иных доказательств не представлено.

Представленные по делу доказательства являются относимыми, допустимыми и достоверными, а в их совокупности и взаимной связи достаточными для разрешения гражданского дела.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что указанные истцом периоды работы в должности учителя начальных классов в указанных образовательных учреждениях, оспоренные ответчиком, подлежат включению в период педагогической деятельности ФИО7, дающий ей право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 названного Федерального закона.

Указание в Уставах образовательных учреждений как
о негосударственных образовательных учреждениях не является основанием
для отказа истцу о включении периодов работы в данном учреждении в общий стаж ее педагогической деятельности, так как работа ФИО2
в должности учителя биологии в спорные периоды непосредственно связана
с воспитанием детей, то есть является педагогической деятельностью.

При указанных обстоятельствах решение ГУ - Главного управления ПФР по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
не соответствует требованиям закона, так как ФИО2 в соответствии
с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ имеет право на назначение
ей страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного
ст. 8 указанного Федерального закона, поскольку осуществляет педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет.

Нарушенное право подлежит восстановлению путем обязания ответчика назначить истцу с ДД.ММ.ГГГГ страховую пенсию по старости в связи
с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, включив в ее стаж для назначения страховой пенсии по старости период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Негосударственном образовательном учреждении «Центр интенсивных технологий образования» в должности учителя начальных классов, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Центр домашнего обучения»
в должности учителя начальных классов, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Центр интенсивных технологий образования» в должности учителя начальных классов.

Таким образом, иск ФИО2 к ГУ ПФР о признании незаконным решения, включении периодов работы в специальный стаж,
и назначении досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью является обоснованным, и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск ФИО2 к ГУ - Главному управлению ПФР
по <адрес> и <адрес> о признании незаконным решения, включении периодов работы в специальный стаж, и назначении досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью - удовлетворить.

Признать не соответствующим требованиям закона решение
ГУ - Главного управления ПФР по <адрес> и <адрес>
от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ФИО2 страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в связи с отсутствием требуемого стажа.

Обязать Главное управление ПФР по <адрес> и <адрес> назначить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, страховую пенсию по старости
в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей с ДД.ММ.ГГГГ, включив в ее стаж для назначения страховой пенсии по старости период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
в Негосударственном образовательном учреждении «Центр интенсивных технологий образования» в должности учителя начальных классов, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
в Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Центр домашнего обучения» в должности учителя начальных классов,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Центр интенсивных технологий образования» в должности учителя начальных классов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке
в Московский областной суд через Балашихинский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Д.И. Лебедев

Решение принято судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Судья Д.И. Лебедев