ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3416/2017 от 07.02.2018 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело

(2-3416/2017)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 февраля 2018 года <адрес>

Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе: председательствующего судьи – Гордиенко О.А.,

при секретаре – ФИО4,

с участием истца – ФИО2,

представителя ответчика – ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела

по иску ФИО2 к Администрации <адрес> Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению Департамент труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> Республики Крым о признании незаконным и отмене решения и установлении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

В Центральный районный суд <адрес> Республики Крым поступило исковое заявление ФИО2 к Администрации <адрес> Республики Крым с требованиями признать незаконным и отменить решение Комиссии по предоставлению материальной помощи инвалидам, ветеранам и другим категориям граждан, оказавшимся в сложной жизненной ситуации от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Администрацию <адрес> принять решение о предоставлении материальной помощи в размере, устанавливаемом Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.

Заявленные исковые требования мотивированы тем, что в январе 2017 года истец обращалась в администрацию <адрес> с заявлением для назначения материальной помощи, приложив к заявлению копии документов, необходимых для рассмотрения заявления и назначения помощи. По результатам рассмотрения заявления в соответствии с решением комиссии была выделена материальная помощь в размере 1000,0 (одной тысячи) рублей. По мнению истца, указанное решение является незаконным и подлежит отмене, поскольку ответчиком нарушено право истца на меры социальной поддержки в размере, устанавливаемом Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка расходования средств субвенции бюджетам муниципальных образований на оказание адресной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации». Размер предоставленной помощи является минимальным, что свидетельствует о том, что оспариваемое решение было принято формально, без учета конкретной жизненной ситуации, что является недопустимым.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ года истец заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации <адрес> Республики Крым ФИО5 заявленные исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, полагая их необоснованными.

Ответчик Департамент труда и социальной защиты населения Администрации <адрес>, привлеченный к участию в деле на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ, явку полномочного представителя в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не обеспечил, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в отсутствие его представителя. Ранее ответчиком суду были представлены письменные возражения на заявленные исковые требования, в которых, не признав иск, ответчик просил отказать в его удовлетворении. Позиция ответчика мотивирована тем, что размер помощи определяется исходя из конкретной жизненной ситуации, с учетом дохода семьи заявителя, его материально-бытовых условий проживания (при необходимости), сумм материальной помощи, выплаченной в текущем году, других обстоятельств, которые являются основанием для оказания материальной помощи. Решение об оказании материальной помощи ФИО2 принято с учетом представленных документов, учтено, что ранее истцу ежегодно оказывалась материальная помощь. Также в исковом заявлении ответчик просил применить последствия пропуска истцом срока на обращение в суд с данным иском.

При определении круга лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты принятым по делу судебным актом, судом установлено, что Комиссия по предоставлению материальной помощи инвалидам, ветеранам и другим категориям граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым является коллегиальным органом, не является юридическим лицом, не обладает процессуальной правосубъектностью, в связи с чем оснований для привлечения Комиссии к участию в деле не имеется.

В соответствии со статьей 155 ГПК РФ разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.

Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (часть 3 статьи 167 ГПК РФ).

Учитывая надлежащее уведомление ответчика, поступившее от ответчика ходатайство, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие полномочного представителя ответчика.

Изучив материалы дела, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства, обосновывающие исковые требования и возражения лиц, участвующих в деле, объективно оценив доказательства, которые имеют значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов гражданского дела, ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась в Департамент труда и социальной защиты Администрации <адрес> с заявлением об оказании материальной помощи на лечение (л.д.29).

К заявлению истцом были приложены следующие документы (их копии, л.д.31-43): паспорт заявителя; пенсионное удостоверение; страховое свидетельство (СНИЛС); справка о регистрации истца по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ; справка от ДД.ММ.ГГГГ о размере выплачиваемых сумм пенсионного обеспечения; справка МСЕК от ДД.ММ.ГГГГ об установлении второй группы инвалидности бессрочно; выписной эпикриз о прохождении лечения в дневном стационаре ООО «Реамед-Здоровье» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «Дорсопатия. Вертеброгенная цервикобрахналгия с умеренным мышечно-тоническим синдромом паравертебральных мышц шейного отдела позвоночника, плечелопаточный синдром, выраженный болевой синдром, обострение. Астено-невротический синдром»; выписка медицинского центра ООО «Крым-Ирей» о прохождении лечения в условиях дневного стационара с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная ГБУЗ РК «Симферопольская поликлиника » с указанием на то, что ФИО2 нуждается в постоянном приеме медикаментов, амбулаторном лечении; справка ФГБУ «СарНИИТО» от ДД.ММ.ГГГГ о прохождении консультации; квитанция об оплате за оказание медицинских услуг ООО «Крым-Ирей», квитанции на оплату медикаментов, а также реквизиты,банковской карты для перечисления денежных средств.

В целях рассмотрения обращения истца ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по предоставлению материальной помощи инвалидам, ветеранам и другим категориям граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, проведено обследование и составлен акт обследования материально-бытовых условий гражданина , согласно которому ФИО2 проживает фактически по адресу: <адрес>; условия проживания неудовлетворительные, требуется капитальный ремонт; среднемесячный доход на одного члена семьи – 14000,0 рублей (л.д.27-28).

Заявление истца было рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ на заседании Комиссии, по результатам рассмотрения заявления принято решение о назначении адресной материальной помощи за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1000,00 рублей, решение оформлено протоколом.

Информация о принятом решении была доведена до сведения истца в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. №К-81-05/01-16 (л.д.25).

По заявлению истца от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом труда и социальной защиты в адрес ФИО2 дополнительно была предоставлена информация по вопросу предоставления материальной помощи и ее размерах (л.д.44,45-46).

Проверяя обоснованность принятого ответчиком решения, судом установлено следующее.

Конституция Российской Федерации, провозглашая ФИО1 социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку семьи, инвалидов, пожилых граждан и устанавливать иные гарантии социальной защиты (статья 7), но не определяет конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Из этого следует, что законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий граждан.

Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Государственная программа Республики Крым «Социальная поддержка граждан Республики Крым на 2015 - 2020 годы», одной из задач которой является повышение эффективности предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

В рамках указанной программы постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок расходования средств субвенции бюджетам муниципальных образований на оказание адресной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации (далее по тексту – Порядок ).

Согласно пункту 3 Порядка право на получение материальной помощи имеют граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

В указанном пункте Порядка также разъяснено, что следует понимать под трудной жизненной ситуацией, а именно обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина (отсутствие определенного места жительства и определенных занятий; негативные последствия чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов, катастроф природного и техногенного характера; сложное хирургическое вмешательство, болезнь рецидивирующего течения) и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.

В соответствии с пунктом 4 Порядка материальная помощь может быть предоставлена не более одного раза в год в размере не более двух прожиточных минимумов на душу населения в <адрес> на момент обращения.

Для получения материальной помощи гражданин или его законный представитель обращается в орган труда и социальной защиты населения муниципального образования Республики Крым по месту жительства с письменным заявлением (пункт 5 Порядка ).

К заявлению (за исключением лиц без определенного места жительства) прилагаются, в том числе документы, подтверждающие наличие у гражданина трудной жизненной ситуации, а именно: в случае если причиной обращения является перенесение гражданином сложного хирургического вмешательства или длительной болезни - документы, подтверждающие необходимость предоставления медицинской помощи, лекарственного обеспечения, которые невозможно осуществить в рамках государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи (подпункт «а» пункта 5 Порядка).

Согласно пункту 6 Порядка для рассмотрения вопроса о предоставлении материальной помощи и определения ее размера в органе труда и социальной защиты населения создается комиссия, состав и порядок работы которой определяются положением о комиссии, которое утверждается правовым актом соответствующего органа местного самоуправления муниципального образования в <адрес>.

Решение об оказании материальной помощи комиссия принимает в течение тридцати дней со дня регистрации заявления и документов, указанных в пункте 5 Порядка, в органе труда и социальной защиты населения.

До принятия решения об оказании материальной помощи комиссией, созданной при органе труда и социальной защиты населения, составляется акт обследования материально-бытовых условий проживания гражданина по форме согласно приложению к настоящему Порядку, а также запрашиваются иные документы в рамках межведомственного соглашения, необходимые для принятия объективного решения (документ, подтверждающий факт пребывания лица без определенного места жительства на территории Республики Крым (свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Республики Крым из управления Федеральной миграционной службы России по <адрес> (форма 3 или решение суда о факте постоянного проживания на территории Республики Крым), справка из территориального отделения Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения» о постановке на учет по безработице).

Согласно пункту 7 Порядка при принятии решения об оказании материальной помощи комиссия учитывает предоставленные гражданином документы, материально-бытовые условия проживания гражданина, подтверждаемые актом обследования, иные документы, полученные комиссией, а также действия, которые гражданин предпринимал самостоятельно по преодолению трудной жизненной ситуации.

С целью расширения системы адресной помощи отдельным категориям граждан Администрацией <адрес> Республики Крым принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка предоставления материальной помощи инвалидам, ветеранам и другим категориям граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым».

Оказание материальной помощи согласно пункту 3.1 вышеуказанного постановления осуществляется в форме единовременной денежной выплаты.

Размер материальной помощи на лечение вследствие инвалидности, длительной болезни, оперативных вмешательств в силу подпункта «б» пункта 3.2 Постановления Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ составляет от 1000,00 до 5000,00 рубля.

В целях реализации вышеуказанных нормативных актов постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ создана Комиссия по предоставлению материальной помощи инвалидам, ветеранам и другим категориям граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, и утверждено Положение о Комиссии.

В соответствии с пунктом 3.4 Положения к полномочиям Комиссии отнесено принятие решений об оказании материальной помощи и ее размере, исходя из конкретной жизненной ситуации, с учетом дохода семьи заявителя, его материально-бытовых условий проживания на основании акта обследования, сумм материальной помощи, выплаченной в текущем году, других обстоятельств, которые являются основанием для оказания материальной помощи.

В соответствии с пунктом 4.6 Положения заседания Комиссии по вопросам принятия решений, направленных на предоставление материальной помощи за счет средств субвенции из бюджета Республики Крым на социальные выплаты малообеспеченным, инвалидам и другим категориям граждан (на оказание адресной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации), могут проводиться отдельно от рассмотрения вопросов по оказанию материальной помощи за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Согласно пункту 4.8 Положения решения Комиссии оформляются в форме протокола, в котором по каждому обратившемуся за материальной помощью выносится решение с обоснованием о выделении либо отказе в назначении материальной помощи. Протокол подписывается секретарем и утверждается председателем Комиссии.

Сопоставив имеющиеся в материалах дела документы с нормами действующих нормативно-правых актов в соответствующей сфере правоотношений, судом установлено, что решение по результатам обращения истца о выплате адресной материальной помощи рассмотрено уполномоченным органом, в соответствии с установленной процедурой, в пределах срока.

Несогласие истца с установленной суммой адресной материальной помощи не может быть основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку определение размера выплачиваемой материальной помощи в рамках установленного норматива относится к исключительной компетенции ответчика, решение принято с учетом мнения созданной комиссии, в пределах утвержденного фонда бюджетных ассигнований, в размере и с учетом критериев оценки, установленных постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, среди них: материально-бытовые условия проживания гражданина (подтверждены актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ), доход семьи заявителя, иные документы, полученные комиссией.

Исходя из изложенного выше, доводы истца о том, что ответчик формально отнесся к рассмотрению поданного им заявления, суд находит несостоятельными.

Кроме того, суд учитывает, что причиной обращения гражданина в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ является, в том числе, длительная болезнь гражданина. При этом к заявлению должны быть представлены документы, подтверждающие необходимость предоставления медицинской помощи, лекарственного обеспечения, которые невозможно осуществить в рамках государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи (подпункт «а» пункта 5 Порядка ).

Установив размер адресной материальной помощи, подлежащей начислению истцу, в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. №К-81-05/01-16 ответчик дополнительно разъяснил ФИО2 право на получение лекарственного обеспечения в соответствии с федеральной льготой (л.д.25).

Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Судом установлено, что в соответствии с пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.

Согласно пункту 1 статьи 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 данного Федерального закона, набора социальных услуг включаются социальные услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Доказательств того, что полученная истцом медицинская помощь не может быть осуществлена в рамках государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, суду в порядке статьи 56 ГПК РФ не представлено.

Относительно данных обстоятельств истец в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что от получения лекарственного обеспечения в соответствии с федеральной льготой отказался в добровольном порядке.

Исходя из изложенного выше, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд также учитывает, что оспариваемое истцом решение фактически реализовано, истцом в судебном заседании подтверждено и сторонами не оспаривается, что сумма начисленной материальной помощи была выплачена истцу в полном объеме посредством перечисления на расчетный счет в банке. Отмена вышеуказанного решения повлечет негативные последствия для истца, связанные с восстановлением положения, существовавшего до его принятия, а, следовательно, необходимость возмещения истцом полученной суммы материальной помощи.

Принимая решение по существу заявленных исковых требований, судом учитывается, что срок исковой давности для данной категории дел является общим и истцом пропущен не был.

В связи с отказом в иске судебные расходы с ответчика взысканию не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, -

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Администрации <адрес> Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению Департамент труда и социальной защиты населения Администрации <адрес> Республики Крым о признании незаконным и отмене решения и установлении обязанности совершить определенные действия - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья /подпись/ О.А. Гордиенко

В окончательной форме решение изготовлено 12.02.2018г.