ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3417/2021 от 30.03.2022 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 марта 2022 года город Тула

Центральный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего Илларионовой А.А.,

при секретаре Ким В.А.

с участием истца Швадченко Е.А., представителя ответчика Министерства здравоохранения Тульской области по доверенности Свириденко И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Швадченко ФИО14 к Государственному учреждению здравоохранения «<адрес> больница», Министерство здравоохранения <адрес> о взыскании компенсации морального вреда, обязании ежеквартально выдавать рецепты на бесплатное получение инфузионных наборов типа «Квик-Сэт» Медтроник ММТ 397 в количестве 15 штук в месяц,

установил:

Швадченко Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению здравоохранения «Щекинская районная больница», Министерство здравоохранения Тульской области об обязании ГУЗ «Щекинская районная больница» выдать Швадченкро Е.А. рецепт на бесплатное получение Трансмиттера MiniLink REAL-Time ММТ-7703, ежеквартально выдавать рецепты на бесплатное получение сенсоров Enlite ММТ-7008 из расчета 5шт. в месяц, инфузионных наборов типа «Квик-Сэт» Медтроник ММТ 397 в количестве 15 штук в месяц, взыскании компенсации морального вреда в размере 15 000 руб.; обязании Министерство здравоохранения Тульской области обеспечить рецепт Швадченко Е.А. на бесплатное получение Трансмиттера MiniLink REAL-Time ММТ-7703, сенсоров Enlite ММТ-7008 из расчета 5шт. в месяц, инфузионных наборов типа «Квик-Сэт» Медтроник ММТ 397 в количестве 15 штук в месяц.

В обоснование требований Швадченко Е.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения указала на то, что она амбулаторно наблюдалась в Государственном учреждении здравоохранения «Щекинская районная больница» с диагнозом «Инсулинозависимый сахарный диабет, диабетическая непролиферативная (препролиферативная) ретинопатия обоих глаз, миопия слабой степени, диабетическая дистальная полинейропатия». Имеется статус инвалидности.

Течение сахарного диабета характеризуется лабильностью (неустойчивостью) с частыми эпизодами гипогликемии в ночное время, а показатели глюкозы крови в течение дня могут варьироваться от 10,0 ммоль/л до 17,0 ммоль/л.

Согласно медицинской документации у нее установлены: превышение показателей гликемического контроля индивидуальных целевых значений; период планирования беременности; частые гипогликемии в ночное время; эпизод тяжелой гипогликемии.

Указанные обстоятельства являются основаниями для назначения непрерывного мониторирования уровня глюкозы.

Также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась на стационарном лечении в ФГБУ «НМИЦ Эндокринологии» Министерства Здравоохранения РФ, где ей ДД.ММ.ГГГГ была установлена помпа Medtronik MMT-722 с возможностью непрерывного мониторирования глюкозы, что подтверждает наличие показаний для назначения непрерывного мониторинга глюкозы.

Согласно приемам эндокринолога ГУЗ «Щекинская районная больница» ей назначено мониторирование глюкозы крови, которое возможно осуществить с помощью системы непрерывного мониторинга глюкозы и расходных материалов к ней.

В анамнезе от ДД.ММ.ГГГГ у нее имеется тяжелая гипогликемия, потребовавшая госпитализацию в реанимацию.

Использование непрерывного мониторинга глюкозы в настоящее время позволило предотвратить тяжелые состояния и угрозу жизни и здоровью.

Также на приеме у лечащего врача от ДД.ММ.ГГГГ указано, что наблюдается частая декомпенсация углеводного обмена на фоне загибающейся подкожной инфузионной системы, вместе с тем рекомендовано использование 10 инфузионных наборов в месяц, как на предыдущем приеме.

Вместе с тем, согласно инструкции по применению инфузионного набора «В сомнительном случае замените инфузионный набор, так как мягкая канюля может быть смещена, перекручена и частично непроходима».

Таким образом, в целях недопущения декомпенсации углеводного объема на фоне загиба инфузионной системы ей требуется большее количество инфузионных наборов с целью их замены (около 15 штук в месяц).

С целью бесплатного получения системы непрерывного мониторинга глюкозы она обратилась в медицинскую организацию с заявлением о ее предоставлении, просила медицинскую организацию предпринять все необходимые меры, направленные на обеспечение её системой непрерывного мониторинга.

Согласно ответу ГУЗ «Щекинская районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ «В настоящее время системы мониторирования глюкозы крови не включены в Перечень медицинских изделий, отпускаемым по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденных распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «3053-р». Письмо Минздрава РФ № 25-3/И/1-18043 от ДД.ММ.ГГГГ об обеспечении граждан с сахарным диабетом диагностическими средствами носит рекомендательный характер. После включения системы мониторирования глюкозы в вышеуказанный Перечень будете обеспечены ими в установленном порядке.

До настоящего момента расходными материалами к инсулиновой помпе, а именно средствами диагностики сенсорами Enlite MMT-7008, инфузионными наборами в количестве 15 штук в месяц она не обеспечена, что сводит к минимум эффективность оказанной ей высокотехнологической помощи в виде установки инсулиновой помпы с возможностью непрерывного мониторирования гликемии.

В связи с этим считает, что её право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, предусмотренного частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», нарушены.

Согласно Информационному письму ООО «Медтроник» расходными материалами к помпе Medtronik 722 является сенсор Enlite MMT-7008, который меняется каждые 6 дней, инфузионные наборы типа «Квик-Сэт» - максимальный срок использования не более 72 часов. Согласно инструкции по применению инфузионных наборов типа «Квик-Сэт» в сомнительных случаях (например при загибе канюли) требуется замена инфузионного набора. Полноценное использование инсулиновой помпы без данных расходных материалов в необходимом количестве не представляется возможным.

Также для передачи данных с сенсора Enlite MMT-7008 на инсулиновую помпу требуется Трансмиттер MiniLink REAL-Time ММТ-7703.

Таким образом, Трансмиттер MiniLink REAL-Time ММТ-7703, расходные материалы к установленной ей инсулиновой помпе Enlite MMT-7008 (из расчета 5 штук в месяц), инфузионный набор типа «Квик-Сыт» Медтроник ММТ 397 в количестве 15 штук в месяц, должны предоставляться бесплатно.

Обязанность по выписке рецептов на бесплатное получение медицинских изделий возложена на медицинскую организацию, а отсутствие рецептов лишает её возможности получить необходимые медицинские изделия, в связи с этим требования о компенсации морального вреда заявлены к ГУЗ «Щекинская районная больница».

В связи с тем, что обязанность по выписке рецептов на бесплатное получение медицинских изделий возложена на медицинскую организацию, а отсутствие рецептов лишает истца возможности получать необходимые медицинские изделия, требования о компенсации морального вреда, которые она оценивает в 150 000 руб., заявлены к ГУЗ «Щекинская районная больница».

На основании изложенного Швадченко Е.А. просит суд обязать ГУЗ «Щекинская районная больница»:

- выдать Швадченкро Е.А. рецепт на бесплатное получение Трансмиттера MiniLink REAL-Time ММТ-7703;

- ежеквартально выдавать рецепты на бесплатное получение сенсоров Enlite ММТ-7008 из расчета 5шт. в месяц, инфузионных наборов типа «Квик-Сэт» Медтроник ММТ 397 в количестве 15 штук в месяц;

Взыскать с ГУЗ «Щекинская районная больница» компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб.

Обязать Министерство здравоохранения Тульской области:

- обеспечить рецепт Швадченко Е.А. на бесплатное получение Трансмиттера MiniLink REAL-Time ММТ-7703;

- обеспечивать рецепты на бесплатное получение сенсоров Enlite ММТ-7008 из расчета 5шт. в месяц, инфузионных наборов типа «Квик-Сэт» Медтроник ММТ 397 в количестве 15 штук в месяц.

В процессе рассмотрения дела в суде истец Швадченко Е.А. пояснила, что она бесплатно обеспечена аналогичным Трансмиттеру MiniLink REAL-Time ММТ-7703 медицинским изделием, также сенсорами и инфузионными наборами типа «Квик-Сэт» Медтроник ММТ 397 в количестве 10 штук в месяц.

В связи с совершением действий ответчиками, направленных на обеспечение её запрашиваемыми медицинскими изделиями в части требований о выдаче и обеспечении рецептов на бесплатное получение сенсоров Enlite ММТ-7008 из расчета 5шт. в месяц, Трансмиттера MiniLink REAL-Time ММТ-7703 (1шт. является многоразовым), истце отказалась от части исковых требований.

Вместе с тем указала на то, что истцу по медицинским показаниям датчики непрерывного мониторинга требовались с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с нарушением сроков на обеспечение медицинскими изделиями истец имеет право на компенсацию морального вреда, размер которого она оценивает в 20 000 руб.

Также указала на то, что инфузионные наборы типа «Квик-Сэт» Медтроник ММТ 397 в количестве 10 штук в месяц ей не достаточно, и в целях недопущения декомпенсации углеводного объема на фоне загиба инфузионной системы ей требуется большее количество инфузионных наборов с целью их замены - около 15 штук в месяц.

С учетом уточненного искового заявления Швадченко Е.А. просит суд взыскать с ГУЗ «Щекинская районная больница» в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб., а также обязать ГУЗ «Щекинская районная больница» выдавать ежеквартально рецепты на бесплатное получение инфузионных наборов типа «Квик-Сэт» Медтроник ММТ 397 в количестве 15 штук в месяц.

Истец Швадченко Е.А. в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнения поддерживала, просила суд их удовлетворить, полагала, что должна быть обеспечена инфузионными наборами типа «Квик-Сэт» Медтроник ММТ 397 в количестве 15 штук в месяц, так как необходимость в их получении подтверждена ее заболеванием - инсулинозависимый сахарный диабет. Также поясняла суду, что каждый месяц ей выдают инфузионные наборы типа «Квик-Сэт» в количестве 10 штук, однако их не хватает. В инструкции указано, что их нужно менять раз в 2-3 дня. Иногда случаются загибы, из-за чего у нее повышается сахар, поэтому приходится менять инфузионный набор, но ей выписывают рецепт на инфузионные наборы типа «Квик-Сэт» Медтроник ММТ 397 в количестве 10 шт. в месяц, то есть минимальное количество, предусмотренное инструкцией.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Тульской области по доверенности Свириденко И.Ю. в процессе рассмотрения дела в суде представила суду доказательства того, что истец Швадченко Е.А. получила резервуар к инсулиновой помпе Медтроник, устройство для инфузий минимед Квик-Сет 9, датчик мониторинга глюкозы Freestylte, сканер мониторинга глюкозы Freestylte, тест полоски. Система Freestylte аналогична Трансмиттеру, что истцом в судебном заседании также подтверждено.

Также представитель ответчика Министерства здравоохранения Тульской области по доверенности Свириденко И.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные возражения, в которых указала на то, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», назначение медицинских изделий производится только лечащим врачом. За назначение, количество медицинских изделий, несёт ответственность лечащий врач. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лекарственным препаратом, медицинским изделием. Лечащий врач наблюдает больного, следит за правильностью установленного диагноза и соответствующей дозировкой лекарственного препарата и количеством медицинских изделий.

Соответственно, обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Таким образом, только лечащий врач решает какое медицинское изделие и/или какой лекарственный препарат должен быть назначен и в какой дозировке, в том числе и в каком количестве. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием дли обеспечения медицинскими изделиями, лекарственными препаратами.

В соответствии со ст.ст.6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты (медицинские изделия).

Действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата (медицинских изделий).

Таким образом, анализ законодательства регулирующее бесплатное обеспечения медицинскими изделиями позволяет сделать вывод, что такое обеспечение осуществляется лишь на основании выписанных в установленном порядке рецептов на какое медицинское изделие и на какой лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт.

Кроме того, истцом не были также представлены документы, подтверждающие увеличенное количество, используемых ею медицинских изделий - инфузионных наборов в количестве 15 шт в месяц.

Истица не представила суду доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что ею приобретались медицинские изделия в виде инфузионных наборов типа Квик-Сет Медтроник ММТ -397 либо любые другие инфузионные наборы, за пределами выписанных лечащим врачом 10 шт в месяц.

В связи с чем, в удовлетворении исковых требований истицы к Министерству здравоохранения Тульской области, как и к ГУЗ «ЩРБ» в этой части исковых требований следует отказать.

Министерство здравоохранения Тульской области является органом исполнительной власти Тульской области, проводящим на территории области государственную политику в сфере здравоохранения, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации по охране здоровья граждан, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, указами и распоряжениями Губернатора, постановлениями и распоряжениями правительства Тульской области, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Тульской области.

Медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Министерство не является медицинской организацией и не предоставляет медицинские услуги населению, в штате отсутствуют должности врачей.

Министерство пришло к выводу, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что истцу со стороны ответчиков были нанесены моральные страдания.

В процессе рассмотрения дела в суде, представитель ответчика Министерства здравоохранения Тульской области по доверенности по доверенности А.С. Велчу также представила суду письменные возражения, в которых указала на то, что финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетами территориальных фондов обязательного медицинского страхования (п. 51 раздела 1 Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетами территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Аналогичные приведенным выше положения содержаться в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 и на плановый период 2020 и 2021 гг, утвержденной постановлением Правительства РФ от 10.12.2018 №1506, а также в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020г и на плановый период 2021 и 2022гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 07.12.2019 №1610.

В соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 6.2 ФЗ №178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Федеральным законом от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» предусмотрено распределение иных межбюджетных трансферов на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения бюджетам субъектов РФ и в том числе бюджету Тульской области.

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ о государственной социальной помощи» отдельные категории граждан, включая инвалидов и детей-инвалидов, имеют право обратиться за предоставлением набора социальных услуг, включающего обеспечение необходимыми медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия за счет средств федерального бюджета.

Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержден распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 №3053-р, в который включены расходные материалы к инсулиновой помпе: инфузионные наборы к инсулиновой помпе, набор для введения инсулина амбулаторный, резервуары к инсулиновой помпе, резервуар для амбулаторной инсулиновой инфузионной помпы.

Порядок назначения и выписывания медицинских изделий утвержден приказом Минздрава России от 20.12.2012 №1181н. Согласно п. 2 Порядка, назначение и выписывание медицинских изделий осуществляется лечащим врачом медицинской организации.

Таким образом требования истца в части обеспечения сенсорами и трансмиттером к системе непрерывного мониторинга инсулиновой помпы являются незаконными в виду того, что действующим законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг (распоряжение Правительства РФ №3053-р), в который вышеуказанное медицинское изделие не входит.

Министерство, в соответствии с п.п. 31,37 п. 4 Положения о министерстве здравоохранения Тульской области, утвержденного Постановление правительства Тульской области от 11.12.2012 №698, осуществляет в установленном порядке действия по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд Тульской области, за исключением функций по размещению заказов, выполняемых органом исполнительной власти Тульской области, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказов для государственных заказчиков Тульской области, в том числе при организации обеспечения граждан лекарственными препаратами.

Порядок определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) осуществляется в соответствии с ФЗ №44-ФЗ. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) – совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Федеральным законом № 44-ФЗ, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд и завершаются заключением контракта. Закупка товаров может быть произведена только в соответствии с указанным Законом значительно протяженными по времени процедурами (конкурс, аукцион, запрос котировок и т.п.).

Представитель ответчика ГУЗ «Щекинская районная больница» в лице и.о. главного врача Анисочкина А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, ранее представлял суду письменные возражения на исковое заявление, в которых указал на то, что с исковыми требованиями он не согласен. Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 №3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданами медицинской помощи и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, при этом системы непрерывного мониторинга уровня глюкозы крови и расходные материалы к ним в указанный Перечень не входит, и соответственно медицинское учреждение не вправе выписывать бесплатные рецепты на их получение.

ГУЗ «Щекинская районная больница» самостоятельно обеспечивает лекарственными препаратами лиц, находящихся в учреждении на стационарном лечении, но не амбулаторных больных. Также полагал, что требования о взыскании морального вреда не основаны на законе.

Выслушав истца Швадченко Е.А., представителя ответчика Министерства здравоохранения Тульской области по доверенности Свириденко И.Ю., показания свидетеля врача-эндокринолога ГУЗ «<адрес> больница» ФИО8, пояснения специалиста - заведующей отделения эндокринологии ГУЗ «ТОКБ №2 им. Л.Н.Толстого» Прилепа С.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

Положениями статьи 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В силу положений пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей и гарантирует каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно статье 4 которого охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 2 статьи 19 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан).

В силу ст. 10 указанного закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

На основании ст. 11 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

Статьей 29 поименованного закона определены способы обеспечения охраны здоровья граждан, в частности организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1).

Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (части 1 и 2 статьи 43 названного закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года №715 такой перечень утвержден, в него включен, в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года N 1506 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее - Программа), в ее разделе II "Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно" указана, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включающая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), оказываемая гражданам согласно разделу III Программы "Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно" при болезнях эндокринной системы, в числе которых сахарный диабет.

Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт 51 раздела I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (приложение к Программе).

Также постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 №1610 (ред. от 05.06.2020) утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Судом установлено, что Швадченко (до брака ФИО15 Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом третей группы, инвалидность установлено с детства – бессрочно, что подтверждается справкой об инвалидности , выданной Бюро МСЭ ДД.ММ.ГГГГ.

На основании представленных Швадченко Е.А. медицинских документов установлено, что истец имеет диагноз «Сахарный диабет 1 типа» (код по МКБ-10 Е10.7).

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Названный закон, определяя социальную защиту инвалидов как систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, социальную поддержку инвалидов как систему мер, обеспечивающую социальные гарантии инвалидам, устанавливаемую законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения, устанавливает, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статьи 2 и 13).

Иные нормы, регулирующие вопросы оказания медицинской помощи, обеспечения лекарственными препаратами, упомянутый закон не содержит.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан устанавливает Федеральный закон от 17 июля 1999 года №178-ФЗ, предусматривающий в качестве одного из видов государственной социальной помощи инвалидам предоставление набора социальных услуг, в состав которого включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты (пункт 8 статьи 6.1, пункт 1 части 1 статьи 6.2 Закона №178-ФЗ).

Организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения является полномочием Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (далее - Перечень), относящий инвалидов I группы, неработающих инвалидов II группы, детей - инвалидов в возрасте до 18 лет к самостоятельной группе населения, которой все без исключения лекарственные средства по медицинским показаниям по рецептам врача при амбулаторном лечении предоставляются бесплатно.

В Перечне (раздел "категории заболеваний") поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Стандартом медицинской помощи больным с инсулинонезависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 декабря 2007 года №748 и Стандартом медицинской помощи больным с инсулинозависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 декабря 2012 года №1581н (действующим на время возникновения спорных правоотношений и на момент рассмотрения дела) определено обеспечение пациентов, имеющих заболевание диабет, при оказании амбулаторно-клинической помощи лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.

Согласно выписному эпикризу из истории болезни ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» (л.д. 20) Швадченко (ранее ФИО16) Е.А. имеет основное заболевание «Сахарный диабет 1 типа» (код по МКБ-10 Е10.7). В качестве осложнения основного заболевания указано «Диабетическая непролиферативная ретинопатия обоих глаз. Диабетическая дистальная полинейрапатия».

Согласно заключению, указанному в выписном эпикризе из истории болезни ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии», в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи пациентке выдана в безвозмездное пользование инсулиновая помпа «Medtronik Paradimg Minimed-722» серийный . В связи с необходимостью достижения стойкой компенсации углеводного обмена и планированием беременности необходимо продолжить использование непрерывного мониторирования глюкозы.

В рекомендациях Швадченко Е.А. рекомендована интенсифицированная терапия путем непрерывной подкожной инфузии аналога инсулина ультракороткого действия с помощью инсулиновой помпы, исходя из индивидуальных настроек прибора. Суммарная суточная доза инсулина 50ЕД+15ЕД 1 раз в 3 дня на заполнение инфузионной системы. Смену инфузионных систем проводить каждые 2-3 дня, смену резервуаров 3,0мл проводить каждые 6 дней.

Факт наличия у Швадченко Е.А. вышеуказанного заболевания подтверждается также консультацией врача-эндокринолога ГУЗ «Щекинская районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26), консультацией врача-эндокринолога ГУЗ «<адрес> больница» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28), консультацией врача-эндокринолога ГУЗ «Щекинская районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30), консультацией врача-эндокринолога ГУЗ «Щекинская районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31).

Как указано в выписке консультации врача-эндокринолога ГУЗ «Щекинская районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32), у Швадченко Е.А. диагноз «Инсулинзависимый сахарный диабет с множественными осложнениями». В качестве рекомендаций по лечению указано: диета с исключением легкоусвояемых углеводов; Квик-Сет Медтроник – фед.; Резервуар Медтроник – фед.; Фиасп 3,0 – рег.; Т.Тиамазол 5мг/сут.

ДД.ММ.ГГГГ Швадченко Е.А. обратилась в ГУЗ «Щекинская районная больница» с заявлением об обеспечении средствами диагностики. Указала на то, что в целях непрерывного мониторинга глюкозы ей необходимы следующие медицинские изделия: Трансмиттер MiniLink REAL-Time MMT-7703 (1шт.), сенсор Enlite MMT-7708 (из расчета 5 штук в месяц), просила выписать рецепты на бесплатное получение непрерывного мониторинга глюкозы, расходных материалов к нему (л.д. 33-37).

В вышеуказанном заявлении Швадченко Е.А. указала на то, что течение сахарного диабета характеризуется лабильностью (неустойчивостью) с частыми эпизодами гипогликемии в ночное время, а показатели глюкозы крови в течение дня могут варьироваться от 10,0 ммоль/л до 17,0 ммоль/л. Согласно медицинской документации у нее установлены: превышение показателей гликемического контроля индивидуальных целевых значений; период планирования беременности; частые гипогликемии в ночное время; эпизод тяжелой гипогликемии. Указанные обстоятельства являются основаниями для назначения непрерывного мониторирования уровня глюкозы. Также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась на стационарном лечении в ФГБУ «НМИЦ Эндокринологии» Министерства Здравоохранения РФ, где ей ДД.ММ.ГГГГ была установлена помпа Medtronik MMT-722 с возможностью непрерывного мониторирования глюкозы, что подтверждает наличие показаний для назначения непрерывного мониторинга глюкозы. Согласно приемам эндокринолога ГУЗ «Щекинская районная больница» ей назначено мониторирование глюкозы крови, которое возможно осуществить с помощью системы непрерывного мониторинга глюкозы и расходных материалов к ней. В анамнезе от 27.09.2015 у нее имеется тяжелая гипогликемия, потребовавшая госпитализацию в реанимацию.

В соответствии с письмом ГУЗ «Щекинская районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время системы мониторирования глюкозы крови не включены в Перечень медицинских изделий, отпускаемым по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 3054-р. Письмо Минздрава РФ №25-3/И/1-18043 от 25.11.2020 об обеспечении граждан с сахарным диабетом диагностическими средствами носит рекомендательный характер. После включения систем мониторирования глюкоза крови в вышеуказанный Перечень Вы будете обеспечены ими в установленном порядке (л.д.38).

В процессе рассмотрения дела в суде Швадченко Е.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Министерство здравоохранения Тульской области с заявление об обеспечении медицинскими изделиями, в котором она просила Министерство предпринять меры, направленные на обеспечение е ё непрерывным мониторингом глюкозы, расходными материалами к нему, инфузионным набором в размере 15 шт в месяц, обеспечить рецептами на бесплатное получение непрерывного мониторинга глюкозы, расходных материалов к нему в количестве, необходимом для их постоянного использования Трансмиттер MiniLink REAL-Time MMT-7703 (1шт.), сенсор Enlite MMT-7708 (из расчета 5 штук в месяц), инфузионный набор из расчета 15 шт в месяц. (л.д. 99-104).

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. №608, Министерство здравоохранения РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе медицинской помощи, включая обращение медицинских изделий, оказание государственных услуг в сфере здравоохранения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» полномочия по организации обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Средства на осуществление указанных переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета (часть 2 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

В силу части 1 статьи 133 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Согласно подпункту 5.3.24 пункта 5 Положения о Министерстве финансов РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329, к полномочиям Министерства финансов РФ отнесена организация перечисления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Министерство здравоохранения Тульской области является органом исполнительной власти Тульской области, проводящим на территории области государственную политику в сфере здравоохранения, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации по охране здоровья граждан, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, указами и распоряжениями Губернатора, постановлениями и распоряжениями правительства Тульской области, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Тульской области.

Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетами территориальных фондов обязательного медицинского страхования (п. 51 раздела 1 Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетами территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Аналогичные приведенным выше положения содержаться в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 и на плановый период 2020 и 2021 гг, утвержденной постановлением Правительства РФ от 10.12.2018 №1506, а также в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020г и на плановый период 2021 и 2022гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 07.12.2019 №1610.

В соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 6.2 ФЗ №178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Федеральным законом от 02.12.2019 № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» предусмотрено распределение иных межбюджетных трансферов на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения бюджетам субъектов РФ и в том числе бюджету Тульской области.

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ о государственной социальной помощи» отдельные категории граждан, включая инвалидов и детей-инвалидов, имеют право обратиться за предоставлением набора социальных услуг, включающего обеспечение необходимыми медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия за счет средств федерального бюджета.

Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержден распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 №3053-р, в который включены расходные материалы к инсулиновой помпе: инфузионные наборы к инсулиновой помпе, набор для введения инсулина амбулаторный, резервуары к инсулиновой помпе, резервуар для амбулаторной инсулиновой инфузионной помпы.

Министерство, в соответствии с п.п. 31,37 п. 4 Положения о министерстве здравоохранения Тульской области, утвержденного Постановление правительства Тульской области от 11.12.2012 №698, осуществляет в установленном порядке действия по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд Тульской области, за исключением функций по размещению заказов, выполняемых органом исполнительной власти Тульской области, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказов для государственных заказчиков Тульской области, в том числе при организации обеспечения граждан лекарственными препаратами.

Порядок определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) осуществляется в соответствии с ФЗ №44-ФЗ. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) – совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Федеральным законом № 44-ФЗ, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд и завершаются заключением контракта. Закупка товаров может быть произведена только в соответствии с указанным Законом значительно протяженными по времени процедурами (конкурс, аукцион, запрос котировок и т.п.).

Согласно письму Министерства здравоохранения Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес Швадченко Е.А. в ответ на ее обращение, министерством проверены факты, изложенные в обращении, и установлено, что расходными материалами к инсулиновой помпе Швадченко Е.А. обеспечивается регулярно. Последнее получение зафиксировано ДД.ММ.ГГГГ, получены устройства для инфузий и резервуары к инсулиновой помпе. Обращение было рассмотрено с привлечением главного специалиста эндокринолога департамента здравоохранения Министерства. Согласно полученной информации установлено, что потребность в датчиках мониторинга уровня глюкозы крови учтена при формировании заявки на закупку медицинских изделий по категории заболевания «сахарный диабет» в 2022 году за счет средств бюджета области. При поступлении датчиков мониторинга уровня глюкозы крови в пункт отпуска после проведения закупки Швадченко Е.А. будет оповещена и обеспечена (л.д. 119).

В процессе рассмотрения дела судом установлено, что Швадченко Е.А. были выданы: ДД.ММ.ГГГГ Тест-полоски ONETOUCH VERIO (рецепт серии 07140 ); ДД.ММ.ГГГГ Инсулин ASPARTUM (рецепт серии 07140 ); ДД.ММ.ГГГГ RESERVUAE FOR MEDTRONIC MINIMED PARADIGM 3ML (рецепт серии 070140 ); ДД.ММ.ГГГГ MINIMED QUIK-SET 9mm/60 cm (рецепт серии 070140 ) (л.д.125-127).

Ранее Швадченко Е.А. также была обеспечена вышеуказанными медицинскими препаратами и изделиями, что подтверждается формами рецептурных бланков от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 128-131), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 132-135), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 136-138), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 139-142), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 143-145), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 146-149), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 150-152), согласно которым ей выдавались: Тест-полоски ONETOUCH VERIO, Инсулин ASPARTUM, QUIK-SET MEDTRONIC, RESERVUAE FOR MEDTRONIC MINIMED PARADIGM 3ML.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Тульской области по доверенности Свириденко И.Ю. в процессе рассмотрения дела в суде представила суду доказательства того, что истец Швадченко Е.А. на основании её обращения в Министерство здравоохранения Тульской области получила резервуар к инсулиновой помпе Медтроник, устройство для инфузий минимед Квик-Сет 9, датчик мониторинга глюкозы Freestylte, сканер мониторинга глюкозы Freestylte, тест полоски. Система Freestylte аналогична Трансмиттеру, что истцом Швадченко Е.А. в судебном заседании также подтверждено, в связи с чем истец отказался от части заявленных требований.

Также истец полагает, что ей необходимо выдавать ежеквартально рецепт на бесплатное получение инфузионных наборов типа «Квик-Сэт» MEDTRONIC ММТ 397 в количестве 45 штук из расчета 15 штук в месяц.

Как следует из информационного письма Medtronic (л.д.52), в качестве расходных материалов к инсулиновым помпам используются резервуары ММТ-332, ММТ-326 (Регистрационное удостоверение №РЗН 2015/3140 от ДД.ММ.ГГГГ) и устройства для инфузии типа Quick-set, Silhouette, Sure-T или Mio (Регистрационное удостоверение №ФСЗ 2011/00169 от ДД.ММ.ГГГГ). Замену для инфузии Quick-set, Silhouette, Mio, а также резервуаров следует производить каждые 3 дня (максимальное количество часов работы составляет 72 часа), а замену устройств для инфузии типа Sure-T следует производить каждые 2 дня (максимальное количество часов работы составляет 48 часов).

Согласно показаниям к применению инфузионных наборов типа «Квик-Сэт» MEDTRONIC (л.д.53) инфузионные наборы необходимо менять каждые 48-72 часа или по указанию лечащего врача.

Следовательно, необходимая месячная потребность инфузионных наборов типа «Квик-Сэт», с учетом периодичности их замены, составляет 10-15 штук в месяц.

Как следует из материалов дела и пояснений истца Швадченко Е.А., каждый месяц ей выписывают рецепты и выдают бесплатно инфузионные наборы типа «Квик-Сэт» в количестве 10 штук.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Тульской области по доверенности Свириденко И.С. в судебном заседании полагала, что необходимость в потребности в получении инфузионных наборов типа «Квик-Сэт» Медтроник ММТ 397 может усмотреть только лечащий врач Швадченко Е.А., в случае необходимости именно такого количества врачом будет сделана заявка и соответствующие наборы будут заказаны.

Согласно показаниями свидетеля врача-эндокринолога ГУЗ «<адрес> больница» ФИО8, она является лечащим врачом Швадченко Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ года. При выходе на это место работы Швадченко Е.А. уже выдавалось 10 штук инфузионных наборов в месяц, а чтобы увеличить их количество нужно делать заявку. В рекомендациях врача г.Москвы также указано, что замена раз в 2-3 дня. Для увеличения количества инфузионных наборов она должна написать служебную записку и обосновать причину, по которой количество инфузионных наборов должно быть увеличено. Служебную записку она не писала, так как встал вопрос о замене системы с Квик-Сэт на Шуанти. Министерством закуплено определенное количество инфузионных наборов, если она выпишет Швадченко Е.А. рецепт на выдачу инфузионного набора в количестве не 10, а 15 штук, то кому-то не хватит наборов.

Оснований не доверять показаниям свидетеля у суда не имеется, поскольку они не противоречивы, согласуются с иными письменными доказательствами, а потому могут быть отнесены судом к числу относимых, допустимых и достоверных доказательств по делу.

В процессе рассмотрения дела судом в качестве специалиста была опрошена заведующая отделения эндокринологии ГУЗ «ТОКБ №2 им. Л.Н.Толстого» Прилепа С.А., которая пояснила суду, что ранее она обследовала и лечила Швадченко Е.А., у которой имеется заболевание «сахарный диабет», а также комбинированный – диффузный токсический зуд, который длительно не компенсируется. При лечении Швадченко Е.А. надо принимать решение о лечении и сочетании нескольких патологий и рекомендуется переход на дробное введение инсулина. Помповая терапия является альтернативным методом введения инсулина. В Тульской области 126 человек на помповой терапии, половина из них дети. Назначаются инфузионные системы сменно, пациенты их меняют раз в 6 дней, но 3 дня – это минимальная нагрузка на бюджет. Цель - большее количество детей перевести на помповую терапию, но, если бывают клинические ситуации как у Швадченко Е.А. – это решается индивидуально, это должно быть обосновано. В эндокринологическом центре не должны были писать шаблоны, как в инструкции 2-3 дня, они должны были написать, что в данном случае только 2 дня, тогда, действительно, возможно требовать от Минздрава закупку 15 штук в месяц. Эндокринологический научный центр - федеральное учреждение, рекомендации которого врачи выполняют, однако в заключении, выданном Швадченко Е.А., не указано сколько именно нужно наборов. В августе они собирают потребность со всех врачей области и подают заявку в фармотдел, там, утверждается, проходит несколько этапов и потом только проводится подготовка документаций, происходит закупка в декабре на весь год. Если появляются новые пациенты, то нужно индивидуально решать вопрос дозакупок – они всегда сложны, потому что это федеральный бюджет. Основания в выдаче ежеквартальных рецептов на выдачу инфузионного набора из расчета 15 штук в месяц отсутствуют. Так же поясняла, что если бы эндокринологический центр написал, что, в связи с какими-то анатомическими особенностями данного пациента, в течение стационарного наблюдения в эндокринологическом научном центре, были выделены какие-то особенности, на непереносимость каких-то материалов, что ей необходима строгая замена каждые 2 дня – то вопросов бы не было. На 2022 год закупка по Тульской области уже была произведена, по аналогичным больным – взрослым расчеты происходят также, рецепты на 10 штук, замена всем раз в три дня.

Показания специалиста Прилепы С.А. в судебном заседании последовательны, непротиворечивы, согласуются с иными имеющимися в материалах дела доказательствами, а поэтому суд полагает возможным положить их в основу решения.

Суд полагает, что в данном случае требования истца о возложении обязанности на ГУЗ «Щекинская районная больница» выдавать ей ежеквартально рецепты на бесплатное получение инфузионных наборов типа «Квик-Сэт» Медтроник ММТ 397 в количестве 15 штук в месяц, не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», назначение медицинских изделий производится только лечащим врачом. Исходя из тяжести, характера заболевания и стандартов его диагностики и лечения лечащим врачом выписываются рецепты на лекарственные средства гражданам. Вопросы лечения и назначения лекарственных препаратов относится к исключительной компетенции лечащего врача, врачебной комиссии медицинской организации и зависят от состояния пациента, эффективности назначенного лечения. Соответственно, обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве. В данном случае лечащим врачом истицы выписываются рецепты на бесплатное получение инфузионных наборов в месяц в количестве 10 штук. Объективных, допустимых и бесспорных доказательств, подтверждающих, что Швадченко Е.А. необходимо бесплатное получение инфузионных наборов типа «Квик-Сэт» Медтроник ММТ 397 в количестве 15 штук в месяц, суду не представлено.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (пункты 1, 2, 5).

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 2 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ предусмотрено, что не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относится оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе, предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг.

На основании статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ отдельные категории граждан имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, инвалиды.

Статьей 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ предусмотрено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Лекарственное обеспечение граждан Российской Федерации на региональном уровне за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», которым определены группы населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с названным постановлением, больные диабетом обеспечиваются лекарственными средствами, этиловым спиртом (100 г в месяц), инсулиновыми шприцами, шприцами типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглами к ним, средствами диагностики.

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. №715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет – код заболевания по МКБ-10: Е 10 - Е 14.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 г. №1492 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг. (далее - Программа).

В разделе II Программы "Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно" указано о том, что высокотехнологичная медицинская помощь, включая заместительную инсулиновую терапидэ системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), которая оказывается гражданам согласно разделу III Программы "Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно" при болезнях эндокринной системы, в числе которых сахарный диабет.

Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт 51 раздела I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета едерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

30.07.1993 принято Постановление Правительства РФ № 890 (ред. от 14.02.2002) «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». Расходные материалы к инсулиновой помпе в указанное Постановление Правительства не включены.

Инфузионные наборы к инсулиновой помпе и резервуары к инсулиновой помпе включены в Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31.12.2018 №3053-р «Об утверждении перечней медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг».

Правом на получение инфузионных наборов к инсулиновой помпе и резервуаров к инсулиновой помпе имеют категории граждан, определенные статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ, а именно: 1) инвалиды войны; 2) участники Великой Отечественной войны; 3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта статьи 3 Федерального закона "О ветеранах"; 4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; 5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", лица, награжденные знаком "Житель осажденного Севастополя"; 6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; 7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда; 8) инвалиды; 9) дети-инвалиды. Данный перечень является исчерпывающим.

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.08.2005 № 494, утверждено Положение о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям.

В случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации (п.3 Положения).

Министерство здравоохранения Тульской области в соответствии с Положением о министерстве здравоохранения Тульской области, утвержденным постановлением Правительства Тульской области от 11.12.2012 № 698, в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие полномочия: защищает права человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разрабатывает и обеспечивает реализацию программ по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства, в том числе предусматривающих мероприятия по развитию здравоохранения, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактике заболеваний, организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями и другим вопросам в области охраны здоровья граждан; в пределах своей компетенции разрабатывает и реализует мероприятия, направленные на реализацию государственной политики в сфере лекарственного обеспечения населения и медицинских организаций; принимает участие в формировании расходов областного бюджета на здравоохранение, осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него задач и полномочий, разрабатывает и обеспечивает реализацию программ по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства, в том числе предусматривающих мероприятия по развитию здравоохранения, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактике заболеваний, организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями и другим вопросам в области охраны здоровья граждан; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный законодательством Российской Федерации.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 г. N 1506, терапевтическое лечение сахарного диабета и его сосудистых осложнений, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (в том числе с установкой инсулиновой помпы), осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования при оказании высокотехнологичной медицинской помощи (далее - ВМП).

В соответствии с Номенклатурой услуга по обеспечению расходными материалами к инсулиновой помпе не предусмотрена.

Таким образом, ежемесячное обеспечение расходными материалами к инсулиновой помпе за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в рамках оказания медицинской помощи в условиях круглосуточного и дневного стационаров, не осуществляется.

Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. №3053-р, в который включены расходные материалы к инсулиновой помпе:

1) инфузионные наборы к инсулиновой помпе (код вида номенклатурной классификации медицинских изделий - 351940) набор для введения инсулина амбулаторный;

2) резервуары к инсулиновой помпе (код вида номенклатурной классификации медицинских изделий - 207670) резервуар для амбулаторной инсулиновой инфузионной помпы.

Порядок назначения и выписывания медицинских изделий утвержден приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1181н (далее - Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка, назначение и выписывание медицинских изделий осуществляется:

- лечащим врачом медицинской организации;

- фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача в установленном порядке.

При выписывании рецептов на расходные материалы к инсулиновой помпе необходимо учитывать сведения технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) инсулиновой помпы, поставленной гражданину, а также усредненную ежегодную потребность в расходных материалах к инсулиновой помпе на 1 пациента, которая составляет:

1) инфузионные наборы к инсулиновой помпе - 120 - 180 штук (из расчета 1 инфузионный набор к инсулиновой помпе на 2 - 3 дня), то есть в среднем 150 штук;

2) резервуары к инсулиновой помпе - 60 - 120 штук (из расчета 1 резервуар к инсулиновой помпе - на 3 - 6 дней), то есть в среднем 90 штук.

Как видно из материалов дела и установлено судом, Швадченко Е.А. страдает сахарным диабетом, является инсулинозависимой, признана инвали<адрес> группы бессрочно, получает помповую инсулинотерапию.

В судебном заседании истец поясняла, что ей необходимы рецепты на бесплатное получение инфузионных наборов типа «Квик-Сэт» Медтроник ММТ 397 в количестве 15 штук в месяц, а не 10-ти, так как 10-ти наборов ей недостаточно.

Однако Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 890; перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 22.10.2016 №2229-р (ред. от 25.07.2017) не предусматривают бесплатное обеспечение получающих помповую инсулинотерапию граждан инфузионных наборов типа «Квик-Сэт» Медтроник ММТ 397 в количестве 15 штук в месяц, из медицинских документов Швадченко Е.А. таких рекомендаций судом не усмотрено.

Вместе с тем, согласно ч. 15 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований об обеспечении истца рецептами на бесплатное получение инфузионных наборов типа «Квик-Сэт» Медтроник ММТ 397 в количестве 15 штук в месяц.

Истец также просила взыскать с ГУЗ «Щекинская районная больница» компенсацию морального вреда в сумме 20 000 рублей.

В силу статьи 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размером компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Отказывая в удовлетворении требований о компенсации морального вреда, суд исходит из того, что в ходе судебного разбирательства факта нарушения прав истца на получение и обеспечение лечения в объеме, гарантированном действующим законодательством, не установлено. Оснований для взыскания компенсации морального вреда с ГУЗ «Щекинская районная больница» суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Швадченко ФИО17 к Государственному учреждению здравоохранения «Щекинская районная больница», Министерство здравоохранения Тульской области о взыскании компенсации морального вреда, обязании ежеквартально выдавать рецепты на бесплатное получение инфузионных наборов типа «Квик-Сэт» Медтроник ММТ 397 в количестве 15 штук в месяц, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме изготовлено 01.04.2022

Судья: