Дело № 2-3418/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Волгоград 14 ноября 2016 года
Кировский районный суд г.Волгограда в составе:
Председательствующего судьи – Сорокиной Л.В.
При секретаре – Хзмалян К.Л.,
С участием представителя истца Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области ФИО1, ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области к ФИО3 о возмещении ущерба,
У С Т А Н О В И Л:
Комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области обратился в суд с иском к ФИО3 о взыскании в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде, в результате противоправных действий, выразившихся в несанкционированном размещении (сбросе) отходов на открытый грунт, сумму ущерба в размере сумма Свои требования мотивирует тем, что <ДАТА>. в ходе планового (рейдового) осмотра территории г.Волгограда, проведенного на основании приказа председателя комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от <ДАТА>, и осуществленного обследования земельного участка, расположенного по месту привязки <адрес> был зафиксирован факт несоблюдения экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно: в <адрес><ДАТА>. установлено, что водитель автомобиля гос. № произвел сброс отходов смета уличного на почву в объеме 4,0 куб.м. - 4,0 тонны. Согласно ФККО: 7 31 20001 724 – мусор и смет уличный (Приказ от 18 июля 2014 г. N445«Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов») несанкционированно сбрасывания на земельном участке, расположенном по месту привязки: <адрес> Указанная территория земельного участка относится к землям поселений. Автомобиль гос. № принадлежит МУП ДСЭР Советского района. Мусор и смет уличный образовался при уборке дорог (улично-дорожной сети) <адрес>. Данные отходы образовались в результате хозяйственной деятельности и были вывезены и сброшены гр. ФИО3. на указанную территорию. Указанные отходы размещены непосредственно на почве. В ходе проведенных на месте фактических натуральных замеров с использованием рулетки №067 ГОСТ 7502-92, установлено что, участок захламления имеет прямоугольную форму со сторонами 3,0 м на 4,0 м, таким образом общая площадь захламления составила 12,0 м2, объем отходов несанкционированно размещенных на почве составил порядка - 4,0 мЗ (4,0 т). 01.03.2015 государственным инспектором Волгоградской области по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, по надзору в области использования и охраны водных объектов ФИО2 за данное нарушение требований природоохранного законодательства в отношении гражданина ФИО3 был составлен протокол об административном правонарушении № по СТ.8.2КоАП РФ, за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области №, ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2КоАП РФ, и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма. Вышеуказанное постановление о назначении административного наказания от № ФИО3 не обжаловалось и вступило в законную силу <ДАТА>. Исчисление в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, составляет сумма
В судебном заседании представитель истца Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области ФИО1 на удовлетворении исковых требований настаивал.
Ответчик ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица МУП ДСЭР Советского района в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, с заявлением об отложении слушания дела не обращался, возражений на исковое заявление не представил.
Суд, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив и исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Согласно статьям 17, 18 Конституции Российской Федерации в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации одним из таких прав, является право каждого на благоприятную окружающую среду.
В силу положений статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащей, в том числе такой способ защиты прав, как присуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании статьи 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 2.12 Положения о комитете природных ресурсов и экологии Волгоградской области, комитет обращается в суд по вопросам, отнесенным к компетенции комитета.
Согласно положений п.35 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.10.2012 г. N21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 N27-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пунктом 2 данной статьи установлено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата ил повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из толкования требований ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует, что для наступления деликтной ответственности в данном случае необходимо наличие состава правонарушения, включающего: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда; юридически значимую причинную связь между противоправным поведением и наступлением вреда; его размер. При этом отсутствие хотя бы одного из совокупности указанных элементов свидетельствует об отсутствии оснований для возмещения вреда.
В силу ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Почва, земля в силу ст. 1 указанного Федерального закона являются компонентами природной среды, следовательно, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения улучшения земель.
В силу положений ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 1 ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред окружающей среде подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу требований пункта 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с требованиями статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 N27-ФЗ «Об охране окружающей среды», компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда, определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется, в том числе, исходя в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно пункта 3 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ «Об охране окружающей среды», иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
В соответствии с требованиями абзаца 12 статьи 6 Федерального закона от 10.01.2002 N2 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды относится предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно Постановлению Администрации Волгоградской области от 24.11.2014 N39-п «Об утверждении Положения о комитете природных ресурсов и экологии Волгоградской области», Комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, обеспечения экологической безопасности, недропользования, охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов, в том числе использования и охраны водных объектов, организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, государственной экологической экспертизы на территории Волгоградской области, а также уполномоченным осуществлять государственное управление охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, охраны и воспроизводства среды их обитания на территории Волгоградской области.
В судебном заседании установлено, что <ДАТА>. в ходе планового (рейдового) осмотра территории г.Волгограда, проведенного на основании приказа председателя комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области от <ДАТА> и осуществленного обследования земельного участка, расположенного по месту привязки <адрес> (указанная территория земельного участка относится к землям поселений) был зафиксирован факт несоблюдения экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно: в <адрес><ДАТА>. установлено, что водитель автомобиля гос. № произвел сброс отходов смета уличного на почву в объеме 4,0 куб.м. - 4,0 тонны. Согласно ФККО: 7 31 20001 724 – мусор и смет уличный (Приказ от 18 июля 2014 г. N445«Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов») несанкционированно сбрасывания на земельном участке, расположенном по месту привязки: <адрес> Указанная территория земельного участка относится к землям поселений. Автомобиль гос. № принадлежит МУП ДСЭР Советского района. Мусор и смет уличный образовался при уборке дорог (улично-дорожной сети) Советского района в границах <адрес>. Данные отходы образовались в результате хозяйственной деятельности и были вывезены и сброшены ФИО3. на указанную территорию. Указанные отходы размещены непосредственно на почве. В ходе проведенных на месте фактических натуральных замеров с использованием рулетки №067 ГОСТ 7502-92, установлено что, участок захламления имеет прямоугольную форму со сторонами 3,0 м на 4,0 м, таким образом, общая площадь захламления составила 12,0 м2, объем отходов несанкционированно размещенных на почве составил порядка - 4,0 мЗ (4,0 т). Результаты планового (рейдового) осмотра территории г.Волгограда отражены в акте №
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. N7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ 24.06.1998г. N289-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - это статья сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
При этом необходимо отметить, что правовой смысл понятия «обращение с отходами» в Федеральном законе от 24.06.1998г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и в ст.8.2 КоАП РФ разнится. Так, в ст8.2 КоАП РФ помимо специализированных видов деятельности с отходами (сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение) предусматривается ещё и «иное обращение с отходами», под которым понимается, в том числе и сброс отходов на почву.
Указанное действие (бездействие) образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ - несоблюдение экологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
01.03.2015 государственным инспектором Волгоградской области по охране природы, по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, по надзору в области использования и охраны водных объектов ФИО2 за данное нарушение требований природоохранного законодательства в отношении гражданина ФИО3 был составлен протокол об административном правонарушении № по ст.8.2КоАП РФ, за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области № ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2КоАП РФ и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Вышеуказанное постановление о назначении административного наказания от № ФИО3 не обжаловалось и вступило в законную силу <ДАТА>
Вина ФИО3 в сбросе отходов смета уличного на почву в объеме 4,0 куб.м. - 4,0 тонны, расположенном по месту привязки: г. Волгоград, Советский район, 200 метров юго-западнее ГСК «Ветеран», подтверждается постановлением Комитета природных ресурсом и экологии Волгоградской области от № о назначении административного наказания, копией акта планового (рейдового) осмотра, обследований особо охраняемых природных территорий, охотничьих угодий, земельных участком, акваторий водоемов №, фототаблицей, копией водительского удостоверения ФИО3, копией путевого листа грузового автомобиля, копией свидетельства о регистрации ТС, копией протокола № об административном правонарушении от <ДАТА>
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 1743-О-О окружающая среда, будучи особым объектом охраны, обладает исключительным свойством самостоятельной нейтрализации негативного антропогенного воздействия, что в значительной степени осложняет возможность точного расчета причиненного ей ущерба. С учетом данного обстоятельства, действующим законодательством определено, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии, исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ). При этом методика исчисления размера вреда, причиненного объектам охраны окружающей среды, в том числе водным, вследствие нарушения соответствующего законодательства во всяком случае не может носить произвольный характер и должна строиться исходя из количественных параметров негативного воздействия на окружающую среду.
Исчисление в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом МПР и экологии Российской Федерации от 08.07.2010г. N238 (Первоначальный текст документа опубликован в издании «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N240, 04.10.2010) по формуле:
УЩ - УЩзагр + УЩотх + УЩпорч,
где:
УЩотх - размер вреда в результате размещения отходов производства и потребления (руб.);
УЩзагр - размер вреда при химическом загрязнении почв (руб.);
УЩпорч - размер вреда при порче почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами (руб.).
Исчисление в стоимостной форме размера вреда в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления осуществляется по формуле:
YIЦoтx= I(Mi х Тотх) х Кисх
где:
УЩотх - размер вреда (руб.);
М i-масса отходов с одинаковым классом опасности (тонна);
n - количество видов отходов, сгруппированных по классам опасности в пределах одного участка, на котором выявлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления;
Кисх - показатель в зависимости от категории земель и целевого назначения, на которой расположен загрязненный участок.
Тотх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при деградации почв в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления.
В данном случае:
масса отходов рассчитывается по формуле - Мj = рV. V - объем отходов на указанном земельном участке составил 4,0 куб.М. Плотность отходов (р) взяты согласно справочника, «Объемные веса и удельные объемы грузов», ФИО4 Изд-во «Транспорт», 1971 г.
р= 1,0 т/куб.м.
Сброшенные отходы относятся к 4 классу опасности согласно ФККО.
Отходы 4 класса опасности:
для отходов (код ФККО) 7 3120001 724 - мусор и смет уличный, при этом масса отходов составляет
Мi4 =4,0 куб.v. х 1,0 т/куб.м. = 4,0 т.
Показатель в зависимости от категории земель и целевого назначения (Кисх)
определяется исходя из категории земель и целевого назначения.
Кисх =1,3 (категория и вид целевого назначения земель для данного случая).
Тотх4= 5000 руб./тонна отхода 4-го класса опасности.
Таким образом, размер вреда в результате сброса отходов составляет:
УЩотх = 4,0 х 5000 х 1,3= 26000 руб. 00 коп.
Размер вреда в результате химического загрязнения почв, а также размер вреда при порче почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами в данном случае не определяется ввиду отсутствия необходимых данных.
Итого, исчисление в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, составляет:
УЩ = УЩзагр + УЩотх + УЩпорч = О +26000,0 + О = 26000,0 руб., что подтверждается расчетом исчисления в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды от 30.03.2016г.
Данный расчет ответчиком не оспорен, проверен судом и признан судом верным.
Комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области в адрес гр. ФИО3 <ДАТА> направил письмо с предложением в добровольном порядке возместить ущерб, причиненный окружающей среде, его противоправными действиями, выразившимися в несанкционированном размещении (сбросе) отходов производства и потребления на открытый грунт. Как приложение к данному письму гр. ФИО3 направлен расчет исчисления в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды. Вышеперечисленное письмо от <ДАТА> и расчет исчисления в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды лично получены ФИО3 <ДАТА> года, что подтверждено ответчиком в его письменных возражениях.
Доводы ответчика о том, что сотрудники Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области имели реальную возможность предупреждения правонарушения, однако, фактически бездействовали, что штраф по административному делу в отношении ФИО3 был оплачен руководителем МУП ДСЭР Советского района г.Волгограда, что заявленный истцом размер ущерба является для ФИО3 значительным, не могут являться основанием для освобождения ФИО3 от обязанности по возмещению ущерба, причиненного окружающей среде. Доказательства того, что несанкционированное сбрасывание отходов смета уличного на почву было произведено ФИО3 по заданию МУП ДСЭР Советского района, судом не добыто, таковых доказательств суду не предоставлено.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области обратился к ФИО3 о взыскании в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде, в результате противоправных действий, выразившихся в несанкционированном размещении (сбросе) отходов на открытый грунт, сумму ущерба в размере сумма
Также в соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ, с ответчика в доход административного округа город-герой Волгоград подлежит взысканию государственная пошлина в размере 980 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области к ФИО3 - удовлетворить.
Взыскать с ФИО3 в пользу Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде, в результате противоправных действий, выразившихся в несанкционированном размещении (сбросе) отходов на открытый грунт, сумму ущерба в размере сумма
Взыскать с ФИО3 в доход административного округа город-герой Волгоград государственную пошлину в размере сумма
Решение может быть обжаловано в течение 1 месяца со дня изготовления в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд г. Волгограда.
Судья -