Дело № 2-342/2021
22RS0011-02-2020-004126-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 января 2021 года г.Рубцовск
Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Репринцевой Н.Ю.,
при секретаре Климовой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО1 к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Рубцовский», Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю о включении в выслугу лет периодов службы в льготном исчислении, перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Рубцовский» (далее МО МВД России «Рубцовский»), Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю (далее ГУ МВД России по Алтайскому краю) с требованиями об установлении факта исполнения ФИО1, ****** ГИБДД Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Рубцовский» функций по контроляюи надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения в период с *** по ***; о возложении обязанности на МО МВД России «Рубцовский» засчитать в специальный стаж истца, дающий право для назначения пенсии за выслугу лет, период службы с *** по *** в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца. Также просил возложить обязанность на ГУ МВД России по Алтайскому краю произвести перерасчет пенсии, назначенной истцу, с учетом исчисленных в льготном исчислении периодов службы с *** по *** с даты, назначения пенсии с ***.
В обоснование требований истец указал, что непрерывно состоял на службе в органах внутренних дел Российской Федерации с *** по ***. С *** между истцом и министерством внутренних дел РФ был заключен контракт о приеме на должность ****** ОГИБДД ОВД по Рубцовскому району. *** был заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел РФ, в соответствии с которым истец был принят на должность ***** ГИБДД МО МВД России «Рубцовский». В данной должности отслужил вплоть до выхода на пенсию ***. Истец *** обратился с рапортом об увольнении из органов внутренних дел по ч.2 п.4 ст.82 Федерального закона от *** №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». *** был вынесен приказ по личному составу л/с, где указано, что ФИО1 ***** ГИБДД МО МВД России «Рубцовский» уволен по выслуге лет, выслуга лет по состоянию на *** составляет в календарном исчислении 24 г. 2 мес. 17 дней, в льготном 25 лет 6 месяцев 02 дня. При этом, период службы в должности ****** ГИБДД МО МВД России «Рубцовский» с *** по *** не был включен в расчет выслуги лет для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца в льготном исчислении. Что отражается на размере пенсии истца. Истец полагает с данным расчетом согласиться нельзя по следующим основаниям. Приказом МВД РФ от 22.06.2009 №472 утвержден Перечень подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право исчисления выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях. В п.1 Перечня подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденного приказом МВД России от 22.06.2009 №472 (далее – Перечень), указаны подразделения: полк (батальон, рота, взвод в том числе отдельные, отделение, группа) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированный полк (батальон, рота, взвод, в том числе отдельные, отделение, группа) дорожно-патрульной службы ГИБДД, специализированный батальон (рота, взвод) дорожно-патрульной службы ГИБДД оперативного реагирования. В числе должностей указаны инспектор дорожно-патрульной службы, инспектор (дорожно-патрульной службы). Истец полагает, что в период с *** по *** должность ***** ГИБДД МО МВД России «Рубцовский» входит в указанный перечень должностей службы, которым предоставляется право исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, и он имеет право на перерасчет пенсии по выслуге лет с учетом льготного стажа за указанный период с даты, назначения пенсии, то есть с ***.
Истец -ФИО1 в судебном заседании участия не принимал, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом. В телефонограмме от *** просил о рассмотрении дела в его отсутствии, требования поддержал в полном объеме.
Представитель истца ФИО1 – У. Е.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске, письменных пояснениях.
В судебном заседании представитель ответчика МО МВД России «Рубцовский» -Ф. Е.Ф, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель ответчика - ГУ МВД России по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела в установленном законом порядке.
Суд, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения представителя истца, представителя ответчика, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, показания свидетелей, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, рассматривая иск в пределах заявленных требований, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел с *** по ***, что подтверждается записью в трудовой книжке и не оспаривалось в ходе рассмотрения дела сторонами.
В соответствии с выпиской из приказа ГУ МВД России по Алтайскому краю л/с от *** на основании рапорта ***** ФИО1 от *** с ФИО1 расторгнут контракт по основаниям п.4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от *** № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Выслуга лет по состоянию на *** составила в календарном исчислении – 24 года 02 месяца 17 дней, в льготном – 25 лет 06 месяцев 02 дня.
В соответствии с позицией ответчиков и представленным расчетом выслуги лет, в льготном исчислении в стаж ФИО1 из расчета месяц службы за 1,5 не был включен период службы с *** по *** в связи с тем, что наименование его должности в спорный период не входит в Перечень должностей, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии.
Согласно абз. 4 п. «а» ст. 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее по тексту - Закон № 4468-1), условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом «а» ст. 13 Закона № 4468-1 установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 18 Закона № 4468-1).
Подп. «г» п. 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - с 1 января 2009 года по перечню подразделений, должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Перечень подразделений и должностей начальствующего состава Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержден Приказом МВД № 472.
По смыслу положений п. 1 Перечня, утвержденного Приказом МВД №472, и примечания 2 к названному Перечню, для зачета периодов службы сотрудника ГИБДД МВД после 01.01.2009 в льготном порядке необходимо в совокупности наличие следующих условий: осуществление им службы в должностях и подразделениях, поименованных в перечне; исполнение им функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
При несоблюдении одного из указанных условий, право на льготное исчислении выслуги лет для назначения пенсии, не возникает.
Так согласно штатным расписаниям, контрактах о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, должностным инструкциям истец в спорный период времени проходил службу в составе ***** ГИБДД МО МВД России «Рубцовский», спорная должность в период *** по *** обозначена как ******* ГИБДД МО МВД России «Рубцовский».
При этом согласно пояснениям в ходе рассмотрения дела стороны ответчика МО МВД России «Рубцовский» обозначение в скобках «для выезда на дорожно-транспортные происшествия» является указанием направления деятельности, что говорит об ином направлении деятельности, так как он не исполнял функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения дорожного движения. В спорный период времени в составе отдельной роты дорожно-патрульной службы ГИБДД МО МВД России «Рубцовский» выделена группа для выезда на дорожно-транспортные происшествия, само же наименование занимаемой истцом должности обозначено как инспектор (дорожно-патрульной службы).
Вопреки доводам ответчика, подразделение, в котором проходил службу истец в спорный период, а именно – отдельная рота, поименовано в п. 1 Перечня, утвержденного Приказом МВД № 472, так как в этом пункте в число подразделений, служба в которых предоставляет право на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях, включена, среди прочих, и отдельная рота дорожно-патрульной службы ГИБДД. Наименование должности, в которой осуществлял службу ФИО1, также соответствует п. 1 Перечня №472 – ****), с учетом того, что указание в скобках (для выезда на дорожно-транспортные происшествия) является указанием направления деятельности и не входит в наименование должности.
При указанных обстоятельствах в соответствии с примечанием 2 к Перечню № 472 подлежит установлению факт исполнения истцом функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. Суд полагает, что совокупности имеющихся в деле доказательств достаточно для вывода об осуществлении истцом в спорные периоды таких функций.
Согласно п. 31 Административного регламента № 185 (действовавшего до 19.10.2017) исполнение государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения включает в себя следующие административные процедуры: контроль за дорожным движением; контроль за дорожным движением с использованием работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи; регулирование дорожного движения; остановка транспортного средства; остановка пешехода; проверка идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя транспортного средства, документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния транспортного средства; опрос лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего и свидетеля; составление протокола об административном правонарушении; вынесение постановления по делу об административном правонарушении; отстранение от управления транспортным средством; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения; изъятие водительского удостоверения; запрещение эксплуатации транспортного средства; задержание транспортного средства; осмотр транспортного средства и груза; досмотр транспортного средства; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; изъятие вещей и документов; арест вещей; доставление; административное задержание, задержание; вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; вынесение определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении; выезд на место дорожно-транспортного происшествия; составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения.
Согласно п. 8 Административного регламента № 185 результатом исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения является надлежащее обеспечение безопасности дорожного движения, максимально возможное предупреждение дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения и обеспечение бесперебойного движения транспортных средств.
Как следует из п. 31 Административного регламента № 664 исполнение государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения включает в себя следующие административные процедуры: надзор за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме; остановка транспортного средства; остановка пешехода; проверка документов, идентификационного номера, номера кузова, номера шасси транспортного средства, государственных регистрационных знаков транспортного средства, а также технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства; применение мер административного воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; выезд на место дорожно-транспортного происшествия.
Результатом исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения является обеспечение соблюдения участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, предупреждение и пресечение правонарушений в данной области, сокращение количества ДТП, числа погибших и раненых в них людей, максимально возможное обеспечение бесперебойного движения транспортных средств (п. 13 Административного регламента № 664).
Как следует из должностных инструкций инспектора (дорожно-патрульной службы) (для выезда на дорожно-транспортные происшествия) отдельной роты дорожно-патрульной службы ГИБДД МО МВД России «Рубцовский», утвержденных 10.04.2013, 26.09.2011, 25.04.2016, 01.10.2015 на истца были возложены, помимо прочих, обязанности по осуществлению выезда на место совершения ДТП, в которых пострадали люди, в составе следственно – оперативной группы, либо самостоятельно на ДТП с материальным ущербом, осуществлять неотложные действия на месте ДТП, в том числе принятие мер к эвакуации людей и оказанию им доврачебной медицинской помощи, а также оказывать содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставленного без присмотра, обеспечивать сохранность следов и вещественных доказательств, а также присутствие на месте ДТП причастных к нему лиц. Выявлять свидетелей происшествия, выяснять у них обстоятельства случившегося, оказывать помощь руководителю СОГ в составлении схемы ДТП, а в их отсутствии составлять ее самостоятельно. Производить осмотр места происшествия и осуществлять другие неотложные действия, принимать участие в первоначальных действиях по розыску скрывшихся с мест происшествия транспортных средств и их водителей, принимать участие в раскрытии преступлений, охране общественного порядка, обеспечению безопасности дорожного движения (п.2.1., п.2.2., п.2.3., п.2.4., п.2.5., 2.10. должностной инструкции от ***).
Истцу предоставлено право отдавать обязательные к исполнению распоряжения нарядам ДПС на месте происшествия при оформлении материалам по ДТП, вносить предложения по снижению аварийности и дорожно-транспортного травматизма, принимать решения по административным материалам и материалам по ДТП, в пределах полномочий, предусмотренных КоАП РФ (п.3.1., п. 3.2., п.3.3. должностной инструкции от 26.09.2011). В целях выполнения обязанностей по осуществлению дорожного надзора истцу было предоставлено право задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения; составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; использовать видео – и звукозаписывающую аппаратуру при общении с участниками дорожного движения, за исключением случаев, запрещенных законодательством (раздел II инструкции от 25.04.2016); обязан предупреждать и пресекать административные правонарушения в области дорожного движения, применять системы видеонаблюдения, установленные в патрульных автомобилях, и обеспечивать их эффективное использование в течение дежурной смены, выявлять свидетелей ДТП, предупреждать водителей о возникшей на их пути опасности, которую они не в состоянии своевременно обнаружить, направлять для прохождения в СМЭ лиц, получивших телесные повреждения в результате ДТП (раздел 8 должностной инструкции от 25.04.2016), оказывает содействие в беспрепятственном проезде транспортных средств аварийно – спасательных служб в районы аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных событий, осуществляет контроль за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативно – правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела в их совокупности, розыск угнанных и похищенных транспортных средств, неотложные действия на месте ДТП, контроль наличия у водителей документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации, регулирование дорожного движения, в том числе с использованием жестов (раздел III инструкции от 25.04.2016).
Из материалов дела, в том числе, информации о составленных истцом протоколах об административных правонарушениях (в том числе и в отношении участников дорожного движения - водителей), пояснений представителя истца следует, и ответчиками не опровергнуто, что в спорные периоды службы ФИО1 во исполнение возложенных на него обязанностей и в рамках предоставленных должностной инструкцией прав выезжал на место ДТП, осуществляя осмотр места происшествия, обследование дорожных условий; был задействован в оперативных мероприятиях, усилениях, оформлял материалы об административных правонарушениях (в том числе, в отношении участников дорожного движения), что подтверждается соответствующими постановлениями.
Поскольку вышеперечисленные мероприятия включены в перечень функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, установленный п. 31 Административного регламента №185 и п. 31 Административного регламента № 664, участие в них истца подтверждено совокупностью имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу, что предусмотренное примечанием 2 к Перечню, утвержденному Приказом МВД №472, условие для возникновения у истца права на исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях (в спорный период), соблюдено.
Также факт осуществления истцом в спорный период времени функций по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области безопасности дорожного движения подтвердили опрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей сослуживцы истца – М. С.А., К. А.Ф.
Довод стороны ответчика МО МВД России «Рубцовский» о том, что функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области безопасности дорожного движения выполнялись истцом эпизодически, суд признает несостоятельным, поскольку норма примечания 2 к Перечню не ставит возможность исчисления выслуги лет в льготном порядке сотрудникам, проходившим службу в предусмотренных Перечнем подразделениях и должностях, в зависимость от времени и периодичности осуществления ими соответствующих функций, при том, что истец по роду своей службы систематически привлекался к выполнению данных обязанностей, а его должность и подразделение, где он проходил службу, включены в Перечень.
Кроме того, суд не принимает во внимание довод стороны ответчика МО МВД России «Рубцовский» от том, что истцом пропущен срок исковой давности, исходя из положений п.4 ст.72 ФЗ №342-ФЗ от 30.11.2011 «О службе в органах внутренних дел и изменений в отдельные законодательные акты РФ», поскольку он основан на не неверном толковании норм права.
Учитывая установленные обстоятельства, и вышеизложенные правовые нормы, истцу в спорный период времени выслугу лет следует исчислять в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца службы.
В связи с чем, требования истца о зачете в специальный страж, дающей право для назначения пенсии за выслугу лет, периодов работы с *** по *** в льготном исчислении один день месяц службы за полтора месяца. При этом требованиями истца об установлении факта исполнения ФИО1, ***** ГИБДД Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Рубцовский» функций по контроля и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения в спорный период суд расценивает как основание заявленных требований.
Согласно Приказу МВД России от 09.01.2018 № 7 «Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России» документы для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, увольняемым со службы, а также членам семей умерших (погибших) сотрудников оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту службы (п.5). Кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника проверяются данные о прохождении им службы (военной службы), уточняются и подтверждаются периоды службы (военной службы), подлежащие зачету на льготных условиях, после чего оформляется расчет выслуги лет для назначения пенсии (приложение № 1 к Инструкции), который согласовывается с пенсионным органом и представляется на ознакомление сотруднику под роспись (п.6). После того, как кадровым подразделением будут подготовлены все документы, материалы о назначении пенсии представляются в пенсионные органы (п. 12).
Тем самым, обязанность по зачислению спорного периода в стаж в льготном исчислении, следует возложить на МО МВД России «Рубцовский».
В связи с тем, что в настоящее время истец пенсию получает, но в размере без учета включения в льготный стаж спорного периода, суд считает подлежащими удовлетворению также требования истца о возложении обязанности на ГУ МВД России по Алтайскому краю произвести истцу перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом включения периода службы с *** по *** в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца с даты назначения пенсии - с ***.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Возложить обязанность на Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Рубцовский» засчитать ФИО1 в специальный стаж, дающий право для назначения пенсии за выслугу лет, период работы с *** по *** в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца.
Возложить обязанность на Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю произвести ФИО1 перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом периода работы с *** по *** в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца с даты назначения пенсии - с ***.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Ю. Репринцева