ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-341/18 от 31.07.2018 Локтевского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-341/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Горняк 31 июля 2018 года

Локтевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Марфутенко В.Г.,

при секретаре Карабановой Н.В.,

с участием истцов ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5,

с участием представителя истцов ФИО6,

представителя ответчика администрации города Горняка Локтевского района Алтайского края ФИО8,

представителя третьего лица ООО УО «Жилье» ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО10, ФИО1, ФИО3, ФИО11, ФИО4, ФИО5, ФИО12 к администрации города Горняка Локтевского района Алтайского края об изменении статуса нанимаемых жилых помещений,

УСТАНОВИЛ:

В Локтевский районный суд с исковым заявлением к администрации г. Горняка Локтевского района об изменении статуса нанимаемых жилых помещений обратились ФИО10, ФИО1, ФИО3, ФИО11, ФИО4, ФИО5, ФИО12

В обоснование заявленных исковых требований истцы указали, что занимают жилые помещения в общежитии, расположенном по адресу г.ФИО2<адрес>, ул.ФИО7, 29, принадлежащем администрации г.ФИО2, на основании договоров социального найма. Согласно договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 совместно с несовершеннолетним сыном ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, предоставлено для проживания жилое помещение N° 18, состоящее из двух комнат общей площадью 22,6 кв.м. Согласно договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлено жилое помещение , состоящее из двух комнат общей площадью 28,6 кв.м. Согласно договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 предоставлено жилое помещение , состоящее из двух комнат общей площадью 28,9 кв.м. Согласно договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 предоставлено жилое помещение , состоящее из одной комнаты общей площадью 13,2 кв.м. Согласно договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 предоставлено жилое помещение N22, состоящее из двух комнат общей площадью 32,0 кв.м. Согласно договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 предоставлено жилое помещение N9 19, состоящее из одной комнаты общей площадью 9,4 кв.м. Согласно договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГг. ФИО12 предоставлено жилое помещение , состоящее из одной комнаты общей площадью 16, 5 кв.м. ФИО10 проживает в указанном общежитии с ДД.ММ.ГГГГг., ФИО1 - с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 - с ДД.ММ.ГГГГг., ФИО11 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 - с 30 июля с ДД.ММ.ГГГГг., ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО12 - с ДД.ММ.ГГГГ Из договора социального найма ФИО10 и ФИО5 жилые помещения предоставлены на период их работы в КГБУЗ «Центральная больница Локтевского района», ФИО11 на период работы в МАУ «TB-Горняк», ФИО4 на период работы в ЗАО «Гооняикий молзавол», для ФИО1, ФИО3 и ФИО12 срок проживания не установлен.

На протяжении последнего периода времени отношения собственника общежития - администрации г.Горняка и лиц, проживающих в нем, все более перестают соответствовать положениям ст.94 ЖК РФ, в соответствии с которой: Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома, либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.

Так, истцы проживают в общежитии по двадцать и более лет, что никак нельзя назвать временным проживанием. Жилые помещения, занимаемые ими носят все признаки отдельных квартир. В частности, все они оборудованы отдельным водоснабжением, в каждой установлены приборы учета потребляемой энергии. Каждый из истцов самостоятельно производит оплату за потребляемые тепло, воду и электроэнергию, производит в случае необходимости текущий ремонт занимаемого им жилого помещения. При этом производится взимание платежей на содержание и текущий ремонт жилого помещения, электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества, а это около трех и более тысяч рублей в месяц. Однако в оплату содержания жилого помещения входит содержание заведующей и дежурных общежития, помещений, занимаемых ими. При этом платежи собираются дежурными, а не вносятся непосредственно в кассу собственника общежития -Администрации г.Горняка, что не исключает возможности злоупотреблений.

Истцы, а также другие проживающие в общежитии лица попытались выяснить, почему при статусе общежития они фактически являются нанимателями отдельных жилых помещений и в то же время несут обязанности собственников данных жилых помещений, не являясь таковыми, в частности, в связи с чем они вместо платы за проживание в общежитии производят кроме оплаты потребленных ими коммунальных услуг и плату за содержание жилых помещений, хотя в силу ч.3 ст.30 Жилищного кодекса РФ эта обязанность возложена на собственника жилых помещений - в данном случае на администрацию г.Горняка. С этой целью они обратились в прокуратуру Локтевского района и ООО Управляющая компания «Жилье», но ничего конкретного не добились. Так, прокуратура в своем ответе процитировала общие положения жилищного законодательства по социальному найму жилых помещений, не касаясь найма жилых помещений в общежитиях, и пришла к выводу, что никаких нарушений прав проживающих в общежитии не установлено. То же самое следует и из ответа ООО УО «Жилье», с которым Администрацией г.Горняка заключен договор на обслуживание общежития.

Также истцы попытались ознакомиться в Администрации г.Горняка с правоустанавливающими документами на общежитие и Положением об общежитии, но получили только туманное разъяснение от первого заместителя главы Администрации ФИО15 о том, что общежитие передано в ДД.ММ.ГГГГ г. с баланса Алтайского горнообогатительного комбината на баланс городской администрации и что их претензии ни одна инстанция, в том числе и судебная не удовлетворит. Попытки найти Положение об общежитии на сайте Администрации г.Горняка также не увенчались успехом, оно там не размещено. В сложившейся ситуации у истцов возникают основания для обращения в суд с требованием об исключении занимаемых ими жилых помещений из состава специализированного жилого фонда - общежития. Обосновывая свои требования тем, что: во-первых, занимаемые истцами жилые помещения являются изолированными жилыми помещениями, в которых они проживают постоянно; во-вторых, они оборудованы системами тепло и водоснабжения и канализации. При этом между истцами и организациями, осуществляющими предоставление коммунальных услуг, заключены отдельные договоры на предоставление этих услуг; в третьих, собственником общежития никакой мебели либо предметов общего пользования, что является непременными атрибутами общежития, истцам не предоставлялось; в четвертых, обслуживающий персонал общежития никаких функций по обслуживанию жилых помещений не исполняет, хотя плата на их содержание взимается.

Просят суд, признать жилые помещения , , , , , , расположенные по адресу г.ФИО2<адрес>, ул.ФИО7, 29, утратившими статус жилых помещений, находящихся в общежитии. Признать вышеуказанные жилые помещения отдельными жилыми помещениями (квартирами), расположенными в многоквартирном жилом доме.

В судебном заседании истцы, представитель истцов поддержали заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации г. Горняка Локтевского района в судебном заседании полагает, что требования истцов не подлежат удовлетворению, посколькуиспользование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Всем истцам комнаты были предоставлены по договору найма жилого помещения в общежитии, заключенного между истцами и Администрацией ФИО2. Основанием для заключения договоров служили ходатайства работодателей, а в случае истицы ФИО3, по ходатайству Совета ветеранов.

Комнаты в общежитии были предоставлены не на условиях социального найма и не в порядке очередности. На основании частей 2 и 3 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях малоимущим гражданам, а также иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Федерации категориям граждан.Комнаты в общежитии были предоставлены администрацией истцам по ходатайствам работодателей, с которыми они состояли в трудовых отношениях во временное пользование.

Просит в удовлетворении исковых требования ФИО13, ФИО1, ФИО3, ФИО11. ФИО16, ФИО5, ФИО12 к Администрации города Горняка об изменении статуса нанимаемых жилых помещений отказать.

Представитель третьего лица ООО УО «Жилье» ФИО9 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований возражал, считая их не законными и не обоснованными.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ФИО2 района <адрес> (наймодатель) и ФИО10 (наниматель) заключен типовой договор найма жилого помещения в общежитии N659, на период работы в КГБУЗ «Центральная больница ФИО2<адрес>».

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ФИО2 района <адрес> (наймодатель) и ФИО1 (наниматель) заключен типовой договор найма жилого помещения в общежитии N946 для временного проживания.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ФИО2 района <адрес> (наймодатель) и ФИО3 (наниматель) заключен типовой договор найма жилого помещения в общежитии N600, по ходатайству ФИО2<адрес> Совета ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ФИО2 района <адрес> (наймодатель) и ФИО11 (наниматель) заключен типовой договор найма жилого помещения в общежитии N915, на период работы в МАУ «ТВ-ФИО2».

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ФИО2 района <адрес> (наймодатель) и ФИО4 (наниматель) заключен типовой договор найма жилого помещения в общежитии N454, на период работы в ЗАО «Горняцкий молзавод».

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ФИО2 района <адрес> (наймодатель) и ФИО5 (наниматель) заключен типовой договор найма жилого помещения в общежитии N826, на период работы в КГБУЗ «Центральная больница ФИО2<адрес>».

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ФИО2 района <адрес> (наймодатель) и ФИО12 (наниматель) заключен типовой договор найма жилого помещения в общежитии N832 для временного проживания.

Согласно указанным договорам нанимателям во владение и пользование передано жилое помещение для временного проживания, на период трудовых отношений.

Соглашаясь получить комнату на условиях срочного найма специализированного жилого помещения в общежитии, истцы не могли не знать и не понимать как преимущества такого обеспечения жилой площадью (отсутствие необходимости состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, доказывать статус малоимущего лица, соблюдать очередность), так и неизбежные ограничения, обусловленные особым статусом специализированных жилых помещений.

В пунктах 1 вышеуказанных договоров найма указано, что жилое помещение находится в муниципальной собственности на основании Свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ АВ

Распоряжением Администрации ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. -р «О передаче объектов муниципальной собственности ФИО2<адрес> в муниципальную собственность ФИО2» общежитие, расположенное по адресу г. ФИО2, ул. <адрес>, передано из муниципальной собственности ФИО2<адрес> в муниципальную собственность ФИО2.

Право собственности на указанное общежитие зарегистрировано за МО ФИО2 района <адрес> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ.

Всем истцам комнаты были предоставлены по договору найма жилого помещения в общежитии, заключенного между истцами и Администрацией ФИО2. Основанием для заключения договоров служили ходатайства работодателей, а в случае истицы ФИО3, по ходатайству Совета ветеранов.

Решением Горняцкого совета депутатов ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. утвержден порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилого фонда. Согласно условий которого, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения передается нанимателю и членам его семьи за плату во временное владение и пользование для проживания на условиях установленных жилищным законодательством. Наниматель самостоятельно заключает договоры на коммунальные услуги с ресурсоснабжающими организациями, предоставляющими соответствующие услуги и вносят плату за коммунальные услуги.

ДД.ММ.ГГГГ. между Администрацией ФИО2 района <адрес> и ООО УО «Жилье» заключен договор управления многоквартирным домом (для общежития ), по условиям которого, ООО УО «Жилье» прияло полномочия по управлению общежитием, являющимся частью многоквартирного дома.

Установлено, что истцы зарегистрированы по адресу их проживания г.ФИО2<адрес>, ул.ФИО7, <адрес>.

В досудебном порядке, на устное обращение в Администрацию ФИО2 района <адрес> с просьбой изменении статуса нанимаемых жилых помещений, истцам отказано, в связи с отсутствием правовых оснований.

В соответствии со статьей 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.

Согласно пункту 3 статьи 19 ЖК РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования.

Специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2 части 3 статьи 19 ЖК РФ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения в общежитиях.

Согласно части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (статья 93 ЖК РФ).

Согласно статье 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.

Пунктом 6 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42 (далее Правила) так же предусмотрено, что к общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.

Согласно пункту 12 Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

В соответствии с частью 2 статьи 105 ЖК РФ договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.

Согласно пункту 7 статьи 1 Положения о порядке предоставления специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории города Горняка Локтевского района Алтайского края, утвержденного Решением Горняцкого городского Совета депутатов Локтевского района Алтайского края, включение жилого помещения в муниципальный специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании постановления Администрации города Горняка Локтевского района Алтайского края, принятого и оформленного в установленном действующим законодательством порядке.

Из материалов дела следует, что решение о включении спорного жилого помещения в состав специализированного жилищного фонда, принятое уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством и решение о предоставлении истцам жилого помещения в установленном порядке не оспорены и недействительными не признаны. Договора найма спорных жилых помещений в общежитии соответствует требованиям статьи 100 ЖК РФ.

Согласно которой по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

Доказательств тому, что занимаемое истцами жилое помещение в установленном жилищным законодательством порядке исключено из категории специализированного жилищного фонда, материалы дела не содержат.

Собственником жилого помещения - Муниципальным образованием «Город Горняк» Локтевского района Алтайского края правовой статус служебного жилого помещения сохранен и оно включено в специализированный жилищный фонд.

Таким образом, собственник жилого помещения и уполномоченный им орган не принимали решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебного жилья, а также о переводе жилого помещения в фонд социального использования.

Понуждение же собственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан недопустимо, поскольку согласно статье 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Основанием заключения договоров найма жилого помещения в общежитии является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления.

Между тем решение о предоставлении истцу жилого помещения, о котором возник спор, на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось.

Сам по себе факт проживания в спорных жилых помещениях в течение длительного времени, несение бремени ее содержания, наличие приборов учета электроснабжения и водоснабжения, не соответствие жилого помещения статусу общежития не свидетельствует о наличии правовых оснований для возникновения отношений по договору социального найма и изменения их статуса.

Доводы истцов, представителя истцов, что здание, в котором расположено спорное жилое помещение, утратило статус общежития (не укомплектовано мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами) не могут служить основанием для удовлетворения их исковых требований, поскольку установление обстоятельств ненадлежащего исполнения ответчиком договора найма специализированного жилого помещения, не является основанием для признания проживания истца в общежитии на условиях договора социального найма в соответствии со статьей 60 ЖК РФ.

Довод истцов о том, что жилые помещения в которых они проживают являются изолированными и соответственно не могут являться комнатами в общежитии, судом не принимаются.

Комнаты в общежитии действительно являются изолированными. В соответствии со ст. 1 Закона от 22 июля 2002 г. в соответствии со ст. 1 Закона от 22 июля 2002 г. "О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним" под изолированным жилым помещением понимается внутренняя пространственная часть капитального строения (здания, сооружения), отделенная от других смежных частей строения перекрытиями, стенами, перегородками, имеющая самостоятельный вход из вспомогательного помещения (вестибюля, коридора, галереи, лестничного марша или площадки, лифтового холла и т.п.). Изолированное жилое помещение может иметь вход из подсобного помещения (коридора, прихожей и т.п.). В Едином реестре прав на недвижимое имущество спорные комнаты, как отдельные объекты недвижимости не значатся.

Как установлено в судебном заседании, обслуживающий персонал общежития занимается уборкой мест общего пользавания (коридоры, туалеты, общую кухню и т.д.), следят за порядком, исполняют обязанности вахтера.

Совокупность вышеизложенных обстоятельств дают суду основания для отказа истицам в удовлетворении заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО10, ФИО1, ФИО3, ФИО11, ФИО4, ФИО5, ФИО12 к администрации города Горняка Локтевского района Алтайского края об изменении статуса нанимаемых жилых помещений - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Локтевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Марфутенко В.Г.

Мотивированное решение изготовлено 06 августа 2018 года.