Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Катайский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Бутаковой О. А.
при секретаре Таланкиной А. С.
с участием истца ФИО4,
представителя истца ФИО5,
представителя ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 марта 2020 г. в г. Катайске Курганской области гражданское дело № 2-9/2020 (2-341/2019) по исковому заявлению ФИО4 к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Катайском районе о признании незаконным и отмене решения в части отказа в зачете периодов работы, обязании включить периоды работы в специальный стаж и обязании назначить досрочную страховую пенсию,
установил:
ФИО4 обратился в суд с иском к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Катайском районе Курганской области (далее по тексту гу Управление ПФ РФ в Катайском районе), согласно которому просил отменить п. 2 решения ответчика от 12.02.2019 № 8 «Об отказе в назначении страховой пенсии по старости» в части отказа в зачете в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы в должности мастера Верх-Теченского дорожного участка в Катайском дорожном управлении, а после его реорганизации в ОГУП «Катайское ДРСП», в ОАО «Катайское ДРСУ», в АО Автодор «Северо-Запад» с 03.11.1997 по 01.02.2019; обязать ответчика включить в специальный стаж работы для начисления досрочной трудовой пенсии указанный период, а точнее входящие в него ежегодные сезонные периоды с 1 мая по 30 сентября, за исключением периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы; обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с 30.03.2019, то есть с даты достижения истцом возраста 57 лет (л. д. 5-27 т. 1).
Исковые требования мотивированы тем, что он имеет специальный трудовой стаж работ с тяжелыми условиями труда по Списку № 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991, продолжительностью более 25 лет и 30.03.2019 ему исполнилось 57 лет, в связи с чем он 01.02.2019 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Оспариваемым решением ответчик ему отказал в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности трудового стажа на соответствующих работах, не принял к зачету в стаж период работы с 03.11.1997 по 01.02.2019 в качестве мастера, так как наименование должности не предусмотрено разделом XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» указанного Списка № 2. Кроме того, указанный период включает в себя отпуска без сохранения заработной платы: в 2004 г. – 21 день, в 2005 г. – 21 день, в 2006 г. – 17 дней, в 2007 г. – 9 дней, в 2008 г. – 15 дней, в 2009 г. – 13 дней. Кроме того, работодателем сведения об истце как о лице, застрахованном в системе государственного пенсионного страхования, были предоставлены без указания кода ДПО. Ответчик не принял к зачету в стаж истца 20 лет 11 месяцев 23 дня. Периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы составили 3 месяца 6 дней. Считает решение ответчика незаконным, ущемляющим его права. Приказом директора Катайского дорожного управления от 03.11.1997 № 82-к он был переведен на должность мастера В-Теченского дорожного участка, работал в этой должности до 18.03.2019 и был уволен с работы по собственному желанию. В течение этого времени предприятие было неоднократно реорганизовано, однако реорганизованное предприятие всегда занималось содержанием региональных и муниципальных автодорог, а также их ежегодным капитальным и средним ремонтом в течение пяти месяцев ежегодно, с мая по сентябрь. В зимнее время истец занимался содержанием автодорог. Кроме того, он занимался работами, связанными с капитальным ремонтом мостов через реку Теча. В его функции входили организация этих работ и контроль качества. По вине работника отдела кадров и руководства предприятия в приказе о переводе истца от 03.11.1997 и в трудовой книжке наименование его должности было записано неправильно, поскольку в указанном Списке № 2 его должность именуется «производители работ, занятые на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов». Сам он ранее об этом не знал, также как и том, что сведения о застрахованном лице предоставлялись работодателем без кода ДПО. В соответствии с п. 4.2 Инструкции по заполнению форм Федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству, утвержденной постановлением Госкомстата России от 03.10.1996 № 123, утратившим силу с 01.01.2008, к строительным работам относятся, в том числе работы по сооружению мостов и набережных, дорожные работы. Из постановления Госстроя СССР от 03.07.1987 № 131 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих строительных организаций» следует, что мастер строительных и монтажных работ обеспечивает выполнение плана строительно-монтажных работ на участке мастера, контролирует соблюдение технологической последовательности производства работ и обеспечение их надлежащего качества, производит при необходимости разбивочные работы, геодезический контроль и замеры объемов строительно-монтажных работ, организует приемку материалов, конструкций, изделий, их складирование, учет и отчетность, обеспечивает рациональное использование строительных машин и механизмов, экономное расходование материалов. Факт его занятости в течение полного рабочего дня в спорный период подтверждается справками о количестве отработанного времени и заработной плате помесячно, из которых следует, что им выработана норма рабочего времени в соответствии с производственным календарем, за исключением отдельных месяцев, которые подлежат зачислению в стаж по фактически отработанному времени. По подсчетам истца его специальный стаж на работах, связанных с ремонтом автодорог и мостов, составляет 8 лет.
В заявлении от 05.03.2020 истец в связи с отражением в экспертном заключении некоторых дополнительных периодов работы, которые не были указаны истцом в требованиях, уточнил исковые требования, просил дополнительно зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы в должности мастера В-Теченского дорожного участка: октябрь 2006 г., с 08.10.2012 по 13.10.2012, с 18.10.2012 по 24.10.2012 (л. д. 185 т. 4).
Определением суда от 20.11.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено акционерное общество «Северо-западное управление автомобильных дорог» (далее по тексту АО Автодор «Северо-Запад») (л. д. 79-82 т. 2).
В судебном заседании истец ФИО4 и его представитель ФИО5, действующий на основании письменного заявления от 08.11.2019 (л. д. 206 т. 1), поддержали исковые требования с учетом уточнения, настаивают на их удовлетворении в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и заявлении об уточнении исковых требований.
Представитель ответчика гу Управление ПФ РФ в Катайском районе Курганской области ФИО6 И., действующая на основании доверенности от 21.01.2020 (л. д. 170 т. 4), исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Согласно письменным возражениям ответчик требования истца считает необоснованными и просит отказать в удовлетворении требований, поскольку назначение досрочной страховой пенсии по старости производится согласно Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость на которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (далее по тексту - Список № 2 от 26.01.1991), в соответствии с разделом XXVII которого правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются мастера строительных и монтажных работ, занятые на техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов. Следовательно, из мастеров предприятия (ДРСУ) правом на досрочное назначение пенсии пользуются те мастера, которые руководят строительством и ремонтом автомобильных дорог, а мастера, в функции которых входит руководство работами по содержанию автодорог таким правом не обладают. Строительство и ремонт дорог носит сезонный характер, и из представленных истцом документов следует, что строительный сезон в Катайском ДРСУ продолжался с мая по октябрь. Так как документально не подтверждено, что истец в спорный период с 03.11.1997 по 01.02.2019 выполнял работы в качестве мастера строительных и монтажных работ постоянно в течение полного рабочего дня, то данный период был исключен из подсчета. Кроме того, юридически значимым обстоятельством для включения периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости с 01.01.2013 до проведения работодателем специальной оценки условий труда, по результатам которой будет определен класс условий труда (опасный, вредный, допустимый или оптимальный) является факт уплаты страхователем дополнительных тарифов страховых взносов (п. 6 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ). Работодатель истца специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест не проводил, в связи с чем нельзя делать вывод о том, что работа истца в качестве мастера строительных и монтажных работ протекала во вредных или опасных условиях труда. ФИО7 является застрахованным в системе государственного пенсионного страхования с 02.09.1998, и согласно выписке из лицевого счета спорный период с 03.11.1997 по 01.02.2019 отражен без кода особых условий труда, то есть работодатель отчитался за обычный, а не за специальный стаж истца. Причины этому могут быть разными, в том числе неполный рабочий день в должности, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, либо характер работы не предусмотрен ЕТКС и т. д. (л. д. 217-223 т. 1).
Представитель третьего лица АО Автодор «Северо-Запад» в судебное заседание не явился, согласно письменному ходатайству просят рассмотреть дело без участия представителя (л. д. 190 т. 4). Ранее в предварительном судебном заседании 17.12.2019 представитель третьего лица ФИО8, действующая на основании доверенности от 31.04.2019 (л. д. 100 т. 2), пояснила, что участники процесса не достаточно правильно высказывают свои позиции. Мастера по содержанию действительно привлекаются для ремонта автомобильных дорог, однако, документально этот надлежащим образом не оформлено было именно в Катайском ДРСУ. Фактически при наступлении строительного сезона издается приказ на мастеров по содержанию о том, что они являются ответственными за ту или иную стройку по какому-то контракту. На основании этих приказов мастера и расписываются в актах скрытых работ, в актах ответственных конструкций. Не смотря на то, что у истца имеются на руках государственные контракты, работы по которым выполнял и производил он, в обществе, в Катайском ДРСУ не имеется подтверждающих приказов о том, что он был привлечен ответственным лицом для выполнения именно этих работ. Никакими документами, кроме как показаниями свидетелей, это подтвердить не представляется возможным (л. д. 125 т. 4).
Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав письменные материалы данного гражданского дела, судпризнает исковые требования ФИО7 к гу Управление ПФ РФ в Катайском районе о признании незаконным и отмене решения в части отказа в зачете периодов работы, обязании включить периоды работы в специальный стаж и обязании назначить досрочную страховую пенсию подлежащимичастичному удовлетворению.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
С 01.01.2015 порядок назначения пенсии регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон «О страховых пенсиях»), в соответствии с которым Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет, с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону (п. 1) и при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) (п. 1.2).
В силу подп. 2 п. 1 ст. 30 указанного Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3, 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применятся Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (далее по тексту «Список № 2»).
Разделом XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» указанного Списка № 2 в п. «б» («Руководители и специалисты»), предусмотрены должности «Мастера строительных и монтажных работ» (позиция 2290000б-23419) и «Производители работ» (позиция 2290000б-24441).
В соответствии с пунктом 3 указанного выше постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516.
Пунктом 4 указанных Правил предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В силу пункта 5 Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается (п. 16).
В соответствии с пунктом 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78 и 78-1 Закона РСФСР «О государственныхпенсияхв РСФСР» (далее по тексту разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5) право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени; в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Из п. 16 разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29 следует, что работникам, профессии и должности которых включены в Списки, в специальный трудовой стаж, дающий право напенсиюв связи с особыми условиями труда, засчитываются все периоды их фактической работы в этих профессиях и должностях (в том числе до введения в действие Списков).
Согласно статье 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1). При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного ионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2). При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (ч. 3).
Частью 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и настоящим Федеральным законом.
Данная норма согласуется с ч. 1 ст. 52 Градостроительным кодексом Российской Федерации, в которой установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 3Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает самостоятельные определения понятий реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильной дороги.
Реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.
Капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
Ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Письмом Министерства транспортного строительства за № Г-171 от 21.01.1975 определена Примерная схема этапов работ по основным объектам автодорожного строительства, которая предусматривает следующие виды работ: подготовка территории строительства: рубка леса и кустарника, уборка бурелома и валежника, первоначальная очистка территории строительства от снега, корчевка пней; земляное полотно основной дороги: а) комплекс работ по сооружению земляного полона, б) засыпка грунта за устоями и отсыпка конусов устоев с их планировкой, в) укрепление откосов насыпей и выемок с камнем и без камня, устройство водоотводных канав и кюветов, устройство водосбросных сооружений, быстротоков, укрепление откосов насыпи у труб; дорожная одежда: устройство основания дорожной одежды, устройство покрытия дорожной одежды, краевых укрепительных полос, водосбросных устройств, присыпных обочин, укрепление обочин; искусственные сооружения: водопропускные трубы, подпорные стенки, противообвальные и противооползневые сооружения, фильтрующие насыпи; а также строительство съездов, подъездов к населенным пунктам, установка ограждения, разметка проезжей части, пассажирские автопавильоны, площадки отдыха, автобусные остановки и другое.
Из Постановления Госстроя СССР от 03.07.1987 № 131 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих строительных организации» следует, что мастер строительных и монтажных работ обеспечивает выполнение плана строительно-монтажных работ на участке мастера в соответствии с рабочими чертежами, проектом производства работ, производственным планом и нормативными документами. Контролирует соблюдение технологической последовательности производства работ и обеспечение их надлежащего качества. Производит при необходимости разбивочные работы, геодезический контроль в ходе выполнения технологических операций и замеры объемов строительно-монтажных работ. Организует приемку материалов, конструкций, изделий, их складирование, учет и отчетность. Обеспечивает рациональное использование на участке (объекте) строительных машин, механизмов, транспортных средств, экономное расходование материалов, производит расстановку бригад и входящих в их состав звеньев и отдельных рабочих на участке, устанавливает им производственные задания.
Дорожное строительство - отрасль строительства, занимающаяся проектированием, строительством, ремонтом и техническим обслуживанием автомобильных шоссейных дорог, подъездных дорог и городских улиц. В понятие дорожное строительство входит, в том числе, и управление, организация работ и надзор за состоянием дорог.
Проектирование и строительство автомобильных дорог проводится в соответствии со СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги» и другими нормативно-правовыми актами.
Автомобильные дороги в зависимости от экономического и социального значения, объема перевозок и расчетной интенсивности движения в соответствии со СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» и СНиП 2.05.11-83 «Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях» подразделяются на следующие категории: I-а, I-б, II, III, IV, V, I-с, II-с, Ш-с.
Технология строительства и ремонта автомобильных дорог, в основе своей, носит сезонный характер, как указано экспертом в заключении № 022-ЭТД от 30.01.2020.
В соответствии с п. 1 Указа Президиума ВС СССР от 24.09.1974 № 310-IX «Об условиях труда рабочих и служащих, занятых на сезонных работах» сезонными признаются работы, которые в силу природных и климатических условий выполняются не круглый год, а в течение определенного периода (сезона), не превышающего шести месяцев. Перечни сезонных работ утверждаются Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам совместно с ВЦСПС по представлению министерств, государственных комитетов, ведомств СССР и Советов Министров союзных республик.
В соответствии со ст. 293 Трудового кодекса Российской Федерации сезонными признаются работы, которые в силу климатических и иных природных условий выполняются в течение определенного периода (сезона), не превышающею, как правило, шести месяцев.
Перечни сезонных работ, в том числе отдельных сезонных работ, проведение которых возможно в течение периода (сезона), превышающего шесть месяцев, и максимальная продолжительность указанных отдельных сезонных работ определяются отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, заключаемыми на федеральном уровне социального партнерства.
Согласно Перечню сезонных работ, утвержденного постановлением Народного комиссариата труда СССР от 11.10.1932 № 185 (в редакции от 28.12.1988), в состав сезонных работ входят земляные работы по постройке дорог, кроме разработок подрывным способом.
В соответствии с п. 10.16 СНиП 3-06-03-85 «Автомобильные дороги» покрытия и основания из асфальтобетонных смесей следует устраивать в сухую погоду. Укладку горячих и холодных смесей следует производить весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже +5°С, осенью - не ниже +10°С; теплых смесей – при температуре не ниже -10°С.
СНиП 23-01-99 «Строительная климатология», принятые и введенные в действие с 01.01.2000 постановлением Госстроя России от 11.06.1999 № 45, и свод правил СНиП 23-01-99 «Строительная климатология», утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 № 275, дают среднемесячные температуры воздуха по Курганской области: январь -17,7°С, февраль -16,6°С, март -8,6°С, апрель +4,1°С, октябрь +2,4°С; ноябрь -7,3°С, декабрь -14,3°С.
В судебном заседании установлено, что 1 февраля 2019 года ФИО7 обратился в гу Управление ПФ РФ в Катайском районе с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости.
Решением от 12.02.2019 № 8 гу Управление ПФ РФ в Катайском районе ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности требуемого стажа на соответствующих работах (л. д. 41 т. 1).
Не принят к зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, период работы с 03.11.1997 по 01.02.2019 в качестве мастера, так как наименование должности не предусмотрено разделом XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка № 2, в том числе отпуск без сохранения заработной платы в 2004 г. – 21 день, в 2005 г. – 21 день, в 2006 г. – 17 дней, в 2007 г. – 9 дней, в 2008 г. – 15 дней, в 2009 г. – 13 дней. Во включении указанных периодов отпусков без сохранения заработной платы (3 месяца 4 дня) в стаж работы с тяжелыми условиями труда ответчиком отказано.
Согласно информации АО «Автодор «Северо-Запад» от 10.03.2020 за № 106 отпуска без сохранения заработной платы в период с 2004 по 2009 гг. были предоставлены ФИО4 не в периоды строительного сезона, необходимость в их предоставлении была связана с тем, что в зимний период в обществе ежегодно устанавливалась четырехдневная рабочая неделя в связи с отсутствием объема работ до строительного сезона (л. д. 189 т. 4).
Кроме того, в оспариваемом решении указано, что основанием для непринятия к зачету в стаж работы с тяжелыми условиями труда периода с 03.11.1997 по 01.02.2019 является также то, что сведения после даты регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования представлены работодателем без указания кода ДПО. Всего не принято к зачету в стаж 20 лет 11 месяцев 23 дня.
На момент обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии (01.02.2019), возраст истца, родившегося ... (л. д. 30 т. 1), составлял 56 лет, то есть более установленного законом минимума, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии. Согласно условному расчету от 19.11.2019гу Управление ПФ РФ в Катайском районе (л. д. 224 т. 1) страховой стаж истца на 19.11.2019 составлял 34 года 6 месяцев 15 дней, то есть на 01.02.2019 страховой стаж составлял более 15 лет – размера необходимого для назначения страховой пенсии по старости.
Согласно записям в трудовой книжке истца (л. д. 31-33 т. 1), личной карточке (л. д. 20-21 т. 2), справке АО Автодор «Северо-Запад» от 08.02.2019 (л. д. 35 т. 1), приказам Катайского дорожного управления Курганского областного государственного управления автомобильных дорог от 19.06.1997 и от 03.11.1997 (л. д. 37-38 т. 1) ФИО7 с 03.11.1997 по 18.03.2019 работал в качестве мастера В-Теченского дорожного участка. На момент поступления истца на работу в указанной должности организация на основании приказа Курганавтодора № 55 от 17.03.1997 имела наименование Дорожное управление; на основании постановления губернатора Курганской области № 141 от 12.07.2001 Дорожное управление с 01.10.2001 было реорганизовано в областное государственное унитарное предприятие «Катайское предприятие по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог» (ОГУП «Катайское ДРСП»); на основании распоряжения Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области № 758 от 30.12.2008 ОГУП «Катайское ДРСП» с 23.04.2009 преобразовано в открытое акционерное общество «Катайское дорожное ремонтно-строительное управление» (ОАО «Катайское ДРСУ»); на основании распоряжения этого же органа от 15.04.2016 ОАО «Катайское ДРСУ» реорганизовано путем присоединения с 09.08.2016 к акционерному обществу «Северо-западное управление автомобильных дорог» (АО Автодор «Северо-запад») (л. д. 36 т. 1).
Указанные организации занимались строительством, ремонтом и содержанием автомобильных дорог, что подтверждается Уставами ОАО «Катайское ДРСУ» (л. д. 27-48 т. 2, л. д. 87-108 т. 4), АО «Автодор «Северо-Запад» (л. д. 49-60 т. 2, л. д. 109-120 т. 4), государственными контрактами на выполнение дорожных работ по ремонту автомобильных дорог, приложениями к ним (календарные графики производства работ, ведомости объемов и стоимости работ) и дополнительными соглашениями (заказчик - Главное управление автомобильных дорог Курганской области, подрядчик - ОГУП «Катайское ДРСП», ОАО «Катайское ДРСУ») за 2004-2016 гг. (л. <...>, 234-250 т. 1, л. д. 1-18 т. 2), актами освидетельствования скрытых работ по ремонту автодорог и актами приемки выполненных работ по ремонту автодорог (в 2005-2007 гг. подрядчик ОГУП «Катайское ДРСП»; в 2009-2013 гг., 2015 г. подрядчик ОАО «Катайское ДРСУ»; в 2016 г. – АО Автодор «Северо-Запад») (л. <...>, 207-209 т. 1, л. д. 101-117 т. 2), журналом производства работ по ремонту автомобильной дороги «Шадринск - Миасское» за периоды 2007-2011 гг. и 2012-2016 гг., журналом производства работ по ремонту мостов ОАО «Катайское ДРСУ» за период с 20.05.2013 по 04.07.2013, а также заключением эксперта № 022-ЭТД от 30.01.2020 об условиях труда ФИО4 (л. <...>, 201-238 т. 4, л. д. 1-24 т. 5).
Приказом № 82-к от 03.11.1997 о переводе истца на должность мастера В-Теченского дорожного участка за ФИО4 был закреплен автомобиль КАЗ-608 с доплатой в размере 30 % от основной месячной максимальной тарифной ставки водителя 8 разряда (л. д. 38 т. 1). Указанная доплата производилась за период с ноября 1997 г. по 31 декабря 2000 года (л. д. 188 т. 4).
В соответствии с приказом № 18 от 15.02.2006 «О закреплении сети дорог за мастерскими участками» за мастером участка № 3 ФИО4 закреплены муниципальные дороги «проезд к Новая Белоярка», «проезд к Басказык», «проезд к Бугаево», «проезд к Казанцева», «В-Теча – Скилягина (в том числе подъезд к В-Теча 1,6 км.)», и региональные дороги «Катайск – В-Теча», «Шадринск-Миасское» (л. д. 39-40 т. 1).
Согласно пояснениям истца и свидетелей ФИО1, ФИО2, ФИО3 истец всегда работал мастером на В-Теченском строительном участке, и был там единственным мастером. Автомобиль использовался им для производственных нужд, на нем он с рабочими приезжал на участок производства работ и уезжал обратно по окончании рабочего дня. Работы производились в течение полного рабочего дня, во время ремонта дорог рабочий день составлял не менее 10 часов, иногда работали и в выходные. В частности, свидетель ФИО1, работавший в организации мастером с мая 1998 г. до августа 2000 г., дорожным рабочим – с августа 2000 г. по февраль 2011 г., главным инженером с августа 2011 г. по апрель 2016 г., заместителем генерального директора с апреля до августа 2016 г., и начальником Катайского производственного участка с августа 2016 г., суду пояснил, что истец работал на строительстве и ремонте дорог не только на В-Теченском участке, за которым он был закреплен, но и в случае необходимости вместе со своей бригадой на других участках, если там по какой-то причине не было мастера, однако в документах это не отражалось. Содержанием дорог занимался постоянно, строительством – сезонно, в соответствии с объемами и сроками, предусмотренными контрактами. Ремонтом обычно занимался в строительный период, в случае необходимости ямочный ремонт осуществлялся и зимой. Были контракты на ремонт с большим объемом работ, которые выполнялись весь сезон, были небольшие, сроком на 1 месяц. Контрактов с небольшим объемом работ могло быть несколько за сезон. ФИО4 занимался также ремонтом и содержанием мостов.
В заключении эксперта № 022-ЭТД от 30.01.2020 об условиях труда ФИО4 указано, что:
1) Согласно материалам дела (уставы, государственные контракты, акты приемки и т. д.) основными видами деятельности ФИО9, ОГУП «Катайское ДРСП», ОАО «Катайское ДРСУ», АО «Автодор «Северо-Запад» в периоды с 03.11.1997 по 30.09.2001, с 01.10.2001 по 22.04.2009, с 23.04.2009 по 08.08.2016, с 09.08.2016 по 01.02.2019 являлись ремонт и содержание автомобильных дорог и мостов.
2) Материалами дела подтверждается, что в периоды: с июня 2004 г. по сентябрь 2004 г., с июня 2005 г. по июль 2005 г., с июля 2006 г. по август 2006 г., октябрь 2006 г., с 14.05.2007 по 27.07.2007, с 15.06.2009 по 27.07.2009, с 17.05.2010 по 30.06.2010, с 25.05.2011 по 01.07.2011, с 01.06.2012 по 29.06.2012, с 08.10.2012 по 13.10.2012, с 18.10.2012 по 24.10.2012, 21.05.2013, с 23.05.2013 по 31.07.2013, с 05.05.2015 по 08.05.2015, с 12.05.2015 по 15.05.2015, с 18.05.2015 по 23.05.2015, с 25.05.2015 по 28.05.2015, с 01.06.2015 по 09.06.2015, с 29.06.2015 по 30.06.2015, с 11.06.2016 по 12.07.2016, 31.08.2015, сентябрь 2016 г. ОГУП «Катайское ДРСП», ОАО «Катайское ДРСУ», АО «Автодор «Северо-Запад» выполняли работы по строительству автомобильных дорог и мостов, в том числе работы капитальному, среднему и текущему ремонту автомобильных дорог и мостов. В иные рассматриваемые периоды Катайское дорожное управление, ОГУП «Катайское ДРСП», ОАО «Катайское ДРСУ», АО «Автодор «Северо-Запад» могли проводить работы по строительству автомобильных дорог и мостов, работы по содержанию автомобильных дорог.
3) Работы по строительству, ремонту автомобильных дорог и мостов относятся к сезонным работам. Строительный сезон длится, как правило, с апреля (мая) по октябрь (ноябрь).
4) Согласно представленным в деле штатным расписаниям ФИО4 как «мастер строительных и монтажных работ», «мастер дорожный», мог руководить такими работниками как «машинист асфальтоукладчика», «машинист автогрейдера», «машинист погрузчика», «машинист катка», «дорожный рабочий» и другими работниками.
5) Ответить на вопрос об условиях труда ФИО4 на протяжении всех рассматриваемых периодов с 03.11.1997 по 30.09.2001, с 01.10.2001 по 22.04.2009, с 23.04.2009 по 08.08.2016, с 09.08.2016 по 01.02.2019 по материалам дела не представляется возможным. В материалах дела представлена только карта специальной оценки условий труда на рабочем месте истца, составленная 10.08.2015, согласно которой условия труда ФИО4 были признаны допустимыми. Однако качество работ по проведению специальной оценки условий труда в данном случае вызывает сомнение. Так, по мнению эксперта, с учетом представленных в деле документов, при проведении специальной оценки условий труда были оценены не все имеющиеся на рабочем месте истца факторы, например, не оценивался уровень шума на рабочем месте.
Основными вредными производственными факторами для «мастера строительных и монтажных работ» могут быть повышенная или пониженная температура воздуха в помещениях и на открытой территории, повышенные уровни шума, напряженность трудового процесса, эмоциональные нагрузки, нахождение работника на высоте, опасность падения предметов и т. д.
6) Согласно материалам дела (табели учета рабочего времени, расчетные ведомости, лицевые счета, расчетные листки по заработной плате) ФИО4 в рассматриваемые периоды вырабатывал норму рабочего времени в днях, установленную производственным календарем, в том числе с учетом ежегодных оплачиваемых отпусков, периодов временной нетрудоспособности, за исключением периодов отвлечений от работы.
За период с 01.05.2013 по 01.02.2019 истец вырабатывал норму рабочего времени в днях и часах, установленную производственным календарем. За периоды с 03.11.1997 по 30.09.2001, с 01.10.2001 по 22.04.2009, с 23.04.2009 по 30.04.2013 сведения о количестве отработанных часов в материалах дела не представлены, что не позволяет оценить занятость истца в течение рабочего дня.
По материалам дела известно, что ФИО4 в рассматриваемые периоды совмещал работы не только по должностям «мастер строительных и монтажных работ» и «мастер дорожный». За истцом был закреплен автомобиль КАЗ-608 (седельный тягач) с доплатой в размере 30 % от основной месячной максимальной тарифной ставки «водителя» 8 разряда.
Для каких целей использовался данный автомобиль ФИО4, был ли он закреплен за истцом в течение всех рассматриваемых периодов, какой процент рабочего времени могла занимать у ФИО4 работа на указанном автомобиле, неизвестно.
7) В рассматриваемые периоды с 03.11.1997 по 30.09.2001, с 01.10.2001 по 22.04.2009, с 23.04.2009 по 08.08.2016, с 09.08.2016 по 01.02.2019 ФИО4 работал «мастером строительных и монтажных работ», «мастером дорожным» и «водителем автомобиля».
8) Условия труда и характер работы ФИО4 в периоды работы с июня 2004 г. по сентябрь 2004 г., с июня 2005 г. по июль 2005 г., с июля 2006 г. по август 2006 г., октябрь 2006 г., с 14.05.2007 по 27.07.2007, с 15.06.2009 по 27.07.2009, с 17.05.2010 по 30.06.2010, с 25.05.2011 по 01.07.2011, с 01.06.2012 по 29.06.2012, с 08.10.2012 по 13.10.2012, с 18.10.2012 по 24.10.2012, 21.05.2013, с 23.05.2013 по 31.07.2013, с 05.05.2015 по 08.05.2015, с 12.05.2015 по 15.05.2015, с 18.05.2015 по 23.05.2015, с 25.05.2015 по 28.05.2015, с 01.06.2015 по 09.06.2015, с 29.06.2015 по 30.06.2015, с 11.06.2016 по 12.07.2016, 31.08.2016, сентябрь 2016 г. соответствуют должности «мастера строительных и монтажных работ», предусмотренной разделом XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка № 2 1991 г., позиция 22900006-23419.
Ответить на вопрос о соответствии условий труда и характера работы ФИО4 должности «мастера строительных и монтажных работ», предусмотренной разделом XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка № 2 1991 г. в иные рассматриваемые периоды по материалам дела не представляется возможным по следующим причинам.
Согласно представленным штатным расписаниями и выпискам из них в Катайском дорожном управлении в 1997 г., 1999 г., 2000 г. предусматривалось два участка: производственный участок по содержанию дорог и мостов и производственный участок по строительству и ремонту дорог.
В дальнейшем данные участки были объединены и организован производственный участок по содержанию и ремонту автомобильных дорог и мостов, что подтверждается штатными расписаниями руководителей, специалистов и служащих Катайского дорожного управления, ОГУП «Катайское ДРСП», ОАО «Катайское ДРСУ» на 2001 г., 2002 г., 2003 г., 2005 г., 2006 г., 2007 г., 2008 г., 2009 г., 2010 г., 2011 г., 2012 г., 2013 г.
Согласно штатным расписаниям на 2016 г., 2017 г. в АО «Автодор «Северо-Запад» был предусмотрен Катайский производственный участок.
Таким образом, ФИО4 мог работать «мастером строительных и монтажных работ» не только на строительстве и ремонте автомобильных дорог и мостов, но и на содержании дорог. Данный факт подтверждается как представленными в деле документами, в том числе должностными инструкциями, так и показаниями истца и свидетелей.
Кроме этого, работы по строительству и ремонту автомобильных дорог относятся к сезонным работам. Строительный сезон длится, как правило, с апреля (мая) по октябрь (ноябрь).
В межсезонный период, как правило, на предприятиях по строительству и ремонту автомобильных дорог ведется заготовка строительных материалов, ремонт техники, а также зимнее содержание дорог и дорожных сооружений. Мастера, занятые техническим содержанием и эксплуатацией автомобильных дорог и дорожных сооружений, Списком № 2 1991 г. не предусмотрены.
Материалами дела подтверждается участие ФИО4 в работах по ремонту автомобильных дорог и мостов только в периоды с июня 2004 г. по сентябрь 2004 г., с июня 2005 г. по июль 2005 г., с июля 2006 г. по август 2006 г., октябрь 2006 г., с 14.05.2007 по 27.07.2007, с 15.06.2009 по 27.07.2009, с 17.05.2010 по 30.06.2010, с 25.05.2011 по 01.07.2011, с 01.06.2012 по 29.06.2012, с 08.10.2012 по 13.10.2012, с 18.10.2012 по 24.10.2012, 21.05.2013, с 23.05.2013 по 31.07.2013, с 05.05.2015 по 08.05.2015, с 12.05.2015 по 15.05.2015, с 18.05.2015 по 23.05.2015, с 25.05.2015 по 28.05.2015, с 01.06.2015 по 09.06.2015, с 29.06.2015 по 30.06.2015, с 11.06.2016 по 12.07.2016, 31.08.2016, сентябрь 2016 г.
Однако, очевидно, что в материалах дела представлены не все государственные контракты, акты приемки, акты освидетельствования и другие документы, подтверждающие ведение работ по ремонту автомобильных дорог и мостов, которые осуществлялись ФИО9, ОГУП «Катайское ДРСП», ОАО «Катайское ДРСУ», АО «Автодор «Северо-Запад» в периоды работы истца с 03.11.1997 по 30.09.2001, с 01.10.2001 по 22.04.2009, с 23.04.2009 по 08.08.2016, с 09.08.2016 по 01.02.2019. Часть данных документов могла быть утеряна или уничтожена по причине истечения сроков хранения.
Эксперт полагает, что и в периоды с ноября 1997 г. по май 2004 г., с октября 2016 г. по ноябрь 2018 г. ФИО4 также мог участвовать в работах по ремонту автомобильных дорог и мостов, так как место его работы и должность фактически не изменялись на протяжении всех рассматриваемых периодов. Однако по материалам дела документально определить конкретные периоды производства ремонтных работ, которые могли осуществляться с ноября 1997 г. по май 2004 г., с октября 2016 г. по ноябрь 2018 г., не представляется возможным.
В материалах дела представлена карта специальной оценки условий труда № 3120112 на рабочем месте «мастера» Катайского ДРСУ (карта составлена10.08.2015). Условия труда на рабочем месте «мастера» по результатам специальной оценки признаны допустимыми.
В соответствии с ч. 6 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды работы на работах, предусмотренных Списком № 2 1991 г., имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные Списком № 2 1991 г., применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Эксперт отметил, что качество работ по проведению специальной оценки условий труда в данном случае вызывает сомнение. Так, с учетом представленных в деле документов, при проведении специальной оценки условий труда были оценены не все имеющиеся на рабочем месте истца факторы, например, не оценивался уровень шума на рабочем месте (л. д. 136-154 т. 4).
Суд соглашается с выводами эксперта относительно того, что специальная оценка условий труда на рабочем месте истца, проведенная 10.08.2015 (л. д. 84-84 т. 4), вызывает сомнение, поскольку выполнена некачественно, без оценки всех имеющихся на рабочем месте истца факторов, в частности, повышенная или пониженная температура воздуха в помещениях и на открытой территории, повышенные уровни шума, напряженность трудового процесса, эмоциональные нагрузки, нахождение работника на высоте, опасность падения предметов и т. д.
Кроме того, результаты указанной проверки противоречат установленному законом факту наличия тяжелых условий труда у работников по специальности «мастер строительных и монтажных работ» и «мастер дорожный».
В связи с этим карту специальной оценки условий труда на рабочем месте мастера от 10.08.2015 суд не принимает и не учитывает в качестве доказательства.
Частично выводы эксперта о том, что невозможно определить соответствие условий труда и характера работы ФИО4 в должности мастера строительных и монтажных работ, предусмотренной Списком № 2 в иные рассматриваемые периоды, кроме периодов, охватываемых государственными контрактами, опровергаются содержащимися в деле документами.
Согласно представленным штатным расписаниям и выпискам из них в Катайском дорожном управлении в 1997 г., 1999 г., 2000 г. предусматривалось два участка: производственный участок по содержанию дорог и мостов и производственный участок по строительству и ремонту дорог.
При анализе штатных расписаний и лицевых счетов, расчетных ведомостей и расчетных листков судом установлено, что истец с 03.11.1997 по 31.12.2000 получал оклад, установленный для мастера производственного участка по содержанию дорог и мостов, а не для мастера производственного участка по строительству и ремонту дорог.
В частности, на период с 08.01.1997 штатным расписанием для трех единиц мастеров производственного участка по содержанию дорог и мостов предусмотрены оклады в размере 425 тыс. руб., 537,5 тыс. руб., 462,5 тыс. руб., для мастера участка по строительству и ремонту дорог – 462,5 тыс. руб., с января 1998 г. – эти же оклады, но с учетом деноминации по соотношению 1000:1.
При этом оклад ФИО7 до января 1998 г. составлял 425 тыс. руб., до июля 1998 г. – 425 руб. (л. <...>, 208, 209, 212, 215 т. 2). С июня 1999 г. оклад ФИО7 составлял 510 руб. (л. <...> т. 2).
На период с 01.04.1999 штатным расписанием для трех единиц мастеров производственного участка по содержанию дорог и мостов предусмотрены оклады в размере 714 руб., 903 руб., 777 руб., для мастера участка по строительству и ремонту дорог – 819 руб., при этом оклад ФИО7 составлял 714 руб. (л. <...>, 238-241 т. 2, 3-9 т. 3).
На период с 01.08.2000 штатным расписанием для трех единиц мастеров производственного участка по содержанию дорог и мостов предусмотрены оклады в размере 785 руб., 895 руб., 985 руб., для мастера участка по строительству и ремонту дорог – 848 руб., при этом оклад ФИО7 составлял 785 руб. (л. д. 134-135 т. 2, л. д. 12 т. 3).
Вывод суда подтверждается также представленной по запросу суда информацией АО «Автодор «Северо-Запад» от 05.03.2020 за № 85, согласно которой в период с ноября 1997 г. по 31.12.2000 ФИО4 начислялся оклад мастера производственного участка по содержанию автодорог и мостов, но за выполнение дополнительных видов работ осуществлялась доплата за счет стимулирующих выплат (л. д. 188 т. 4).
Доказательств участия истца в осуществления строительства и ремонта дорог в период с 03.11.1997 по 31.12.2000 суду не представлено.
Таким образом, судом установлено, что в этот период истец работал мастером, занятым именно техническим содержанием и эксплуатацией автомобильных дорог и дорожных сооружений.
Определить соответствие условий труда и характера работы ФИО4 в должности мастера строительных и монтажных работ, предусмотренной Списком № 2, за исключением периодов, установленных экспертом, в период с 01.01.2001 по 01.02.2019 в течение полного рабочего времени, по представленным суду документам установить не представляется возможным. Из штатных расписаний следует, что с 01.01.2001 производственный участок по содержанию дорог и мостов и производственный участок по строительству и ремонту дорог были объединены в один производственный участок по содержанию и ремонту автодорог и мостов, с августа 2016 г. – в Катайский производственный участок (л. <...> т. 2). Следовательно, в соответствии с указанными документами и пояснениями свидетелей мастера указанных участков могли заниматься как содержанием, так и ремонтом автодорог и мостов на закрепленных за ними участках (в частности ФИО4 – на В-Теченском участке), а в случае производственной необходимости и на других участках.
Выполнение ремонтных работ в периоды, установленные экспертом (с июня 2004 г. по сентябрь 2004 г., с июня 2005 г. по июль 2005 г., с июля 2006 г. по август 2006 г., октябрь 2006 г., с 14.05.2007 по 27.07.2007, с 15.06.2009 по 27.07.2009, с 17.05.2010 по 30.06.2010, с 25.05.2011 по 01.07.2011, с 01.06.2012 по 29.06.2012, с 08.10.2012 по 13.10.2012, с 18.10.2012 по 24.10.2012, 21.05.2013, с 23.05.2013 по 31.07.2013, с 05.05.2015 по 08.05.2015, с 12.05.2015 по 15.05.2015, с 18.05.2015 по 23.05.2015, с 25.05.2015 по 28.05.2015, с 01.06.2015 по 09.06.2015, с 29.06.2015 по 30.06.2015, с 11.06.2016 по 12.07.2016, 31.08.2016, сентябрь 2016 г.) не подтверждается в полном объеме документально государственными контрактами на выполнение дорожных работ по ремонту автомобильных дорог, графиками производства работ, актами освидетельствования скрытых работ по ремонту автодорог и актами приемки выполненных работ по ремонту, журналами производства работ по ремонту автодорог и мостов.
Проанализировав все представленные документы, подтверждающие выполнение работ по ремонту автодорог, суд установил, что экспертом при проведении экспертизы допущены ошибки.
В частности, в соответствии с государственным контрактом № 129 от 07.06.2004 на выполнение дорожных работ по ремонту автомобильной дороги «Шадринск-Миасское» в Катайском районе срок производства работ определен с июня 2004 г. по сентябрь 2004 г., в соответствии с государственным контрактом № 142 от 16.06.2004 на выполнение дорожных работ по ремонту автомобильной дороги «Шадринск-Миасское» в Катайском районе срок производства работ - июнь 2004 г. (л. <...>, 53-56, 234-239, 240-242 т. 1).
Пунктом 45 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555 и действовавших до 01.01.2015), и пунктом 65 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 101 и действующих с 01.01.2015), установлено, что в случае если в представленном документе о периодах работы и (или) иной деятельности и иных периодах указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, если не указано число месяца, то таковым считается 15-е число соответствующего месяца.
Таким образом, с учетом наличия определенной даты заключения государственного контракта № 129 (07.06.2004), определенного месяца окончания работ по указанному контракту (сентябрь 2004 г.), суд на основании указанных выше Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту «Правила подсчета») определяет период участия истца в работах по ремонту автомобильной дороги с 07.06.2004 по 15.09.2004, а не с июня 2004 г. по сентябрь 2004 г., как указано в заключении эксперта.
Согласно государственному контракту № 85 от 20.04.2005 срок выполнения работ по ремонту автодороги «Шадринск-Миасское» указан с июня 2005 г. по июль 2005 г. (л. <...> т. 1). На основании Правил подсчета датой началом выполнения работ принимается 15.06.2005. На основании акта о приемке выполненных работ № 150 от 27.07.2005 датой окончания работ по государственному контракту № 85 от 20.04.2005 считается 27.07.2005 (л. д. 127 т. 1). Таким образом, период участия истца в работах по ремонту автомобильной дороги суд определяет с 15.06.2005 по 27.07.2005, а не с июня 2005 г. по июль 2005 г., как указано в заключении эксперта.
Государственным контрактом № 102 от 26.05.2006 срок производства работ по ремонту автодороги «Шадринск-Миасское» предусмотрен с июля 2006 г. по август 2006 г. (л. <...> т. 1). Согласно графику производства работ (приложение № 3 к государственному контракту) дата начала ремонта – 03.07.2006, дата окончания ремонта – 10.08.2006 (л. д. 70 т. 1). На основании указанных документов суд определил период участия истца в работах по ремонту автодороги с 03.07.2006 по 10.08.2006, а не с июля 2006 г. по август 2006 г., как указано в заключении эксперта.
Согласно акту приемки выполненных работ № 348 от 25.10.2006 во исполнение государственного контракта № 102 от 26.05.2006 в октябре 2006 г. осуществлялись ремонтные работы (досыпка обочин, транспорт грунта), срок которых графиком производства работ устанавливался на период с 31.07.2006 по 02.08.2006 (л. д. 129 т. 1). На основании указанного акта и с учетом Правил подсчета суд определил дату начала указанных работ – 15.10.2006, дату окончания работ – 25.10.2006 (дата приемки работ). Таким образом, период участия истца в работах по ремонту автодороги – с 15.10.2006 по 25.10.2006, а не октябрь 2006 г., как указано в заключении эксперта.
Суд соглашается с определенными в экспертном заключении периодами участия истца в работах по ремонту автодорог с 14.05.2007 по 27.07.2007, с 15.06.2009 по 27.07.2009, с 17.05.2010 по 30.06.2010, с 25.05.2011 по 01.07.2011, с 01.06.2012 по 29.06.2012, с 08.10.2012 по 13.10.2012, с 18.10.2012 по 24.10.2012, поскольку они подтверждаются государственным контрактом № 75 от 09.04.2007 срок производства работ по ремонту автодороги «Шадринск-Миасское» с приложением актов приемки законченных и выполненных работ (л. <...>, 133-135 т. 1, л. д. 1-4 т. 2), государственным контрактом № 220 от 20.10.2008 с приложениями и дополнительными соглашениями, актами освидетельствования скрытых работ и актами о приемке выполненных работ (л. <...>, 91-92, 137-141 т. 1, л. д. 5-8 т. 2), государственным контрактом № 31 от 07.04.2010 с приложениями, актами освидетельствования скрытых работ и актами о приемке выполненных работ (л. д. 96-98 т. 1, л. <...> т. 2), государственным контрактом № 51 от 28.03.2011 с приложениями, актами освидетельствования скрытых работ и актами о приемке выполненных работ (л. д. 100-106 т. 1, л. д. 106-108 т. 2), государственным контрактом № 212 от 13.06.2012 с приложениями, актами освидетельствования скрытых работ и актами о приемке выполненных работ (л. <...> т. 1, л. <...> т. 2), дополнительным соглашением к государственному контракту № 363 от 17.10.2012 и актом о приемке выполненных работ (л. <...> т. 1), дополнительным соглашением к государственному контракту № 53 от 03.04.2012 и графиком производства работ (л. <...> т. 1), актом о приемке выполненных в период с 18.10.2012 по 24.10.2012 работ по ремонту автодороги «Шадринск-Миасское» на основании договора подряда № 363 от 17.10.2012 и справкой о стоимости работ и затрат (л. д. 207-209 т. 1), журналами производства работ по ремонту автомобильной дороги «Шадринск-Миасское» за 2007-2011 гг. и за 2012-2016 гг. (л. д. 1-24 т. 5, л. д. 201-238 т. 4).
На основании журнала производства работ по ремонту мостов ОАО «Катайское ДРСУ» (л. д. 201-238 т. 4) экспертом установлены периоды участия истца в осуществлении ремонта мостов 21.05.2013 и с 23.05.2013 по 31.07.2013. Судом установлено, что указанные периоды установлены не в полном объеме, в частности, экспертом необоснованно не учтены даты осуществления работ по ремонту моста на р. Теча и автодороги «Шадринск-Миасское» (74 км.) 20-го и 22-го мая 2013 г. В указанные даты как и 21.05.2013 осуществлялись работы по срезке поверхности слоя покрытия автодороги и разборке вручную асфальтобетонного покрытия на мосту. Осуществление работ по ремонту моста и автодороги подтверждается также актами приемки выполненных работ и справкой о стоимости выполненных работ, актом сдачи в эксплуатацию по договору подряда № 139 от 07.05.2013 и дополнительному соглашению № 139/1 от 31.05.2013 (отчетный период с 01.06.2013 по 27.06.2013 и с 28.06.2013 по 15.07.2013) (л. д. 164-170 т. 1, л. д. 112-117 т. 2), дополнительным соглашением № 94/1 от 08.05.2013 к государственному контракту № 94 от 15.04.2013 с приложением (л. д. 161-163 т. 1). Таким образом, суд определяет период участия истца в работах по ремонту мостов с 20.05.2013 по 31.07.2013.
Суд соглашается с определенными в экспертном заключении периодами участия истца в работах по ремонту автодорог с 05.05.2015 по 08.05.2015, с 12.05.2015 по 15.05.2015, с 18.05.2015 по 23.05.2015, с 25.05.2015 по 28.05.2015, с 01.06.2015 по 09.06.2015, с 29.06.2016по 30.06.2016, поскольку они подтверждаются представленными сторонами документами, в частности, содержащимися в журнале производства работ по ремонту автомобильной дороги «Шадринск-Миасское» за 2012-2016 гг. ведомостью объемов и стоимости работ (приложение № 2 к государственному контракту № 8 от 2015 г.), ведомостью объемов и стоимости работ (приложение № 2 к государственному контракту № 46 от 03.03.2016) и записями о выполненных работах, актом промежуточной приемки от 27.05.2015 (л. д. 180 т. 1), актом от 10.06.2015 приемки законченных работ, выполненных в период с 01.06.2015 по 09.06.2015 (л. д. 171-172 т. 1).
Кроме того, согласно содержащимися в журнале производства работ по ремонту автомобильной дороги «Шадринск-Миасское» за 2012-2016 гг. ведомостью объемов и стоимости работ (приложение № 2 к государственному контракту № 46 от 03.03.2016) и записями о выполненных работах по ремонту автодороги на основании указанного государственного контракта осуществлялись истцом в период с 08.07.2016 по 12.07.2017 (л. д. 233-234 т. 4). Доказательств осуществления ремонтных работ в период с 11.06.2016 до 08.07.2016 суду не представлено, в связи с чем суд определил иной период участия истца в работах по ремонту автодорог – с 08.07.2016 по 12.07.2016, а не как указано в заключении эксперта – с 11.06.2016 по 12.07.2016.
В журнале производства работ по ремонту автомобильной дороги «Шадринск-Миасское» за 2012-2016 гг. содержится также ведомость объемов и стоимости работ, являющаяся приложением № 2 к государственному контракту № 111 от 31.08.2016, и записи о выполненных работах по ремонту автодороги на основании указанного государственного контракта в период с 31.08.2016 по 02.09.2016 (л. д. 236-237 т. 4), кроме того, представлены акт о приемке выполненных работ № 547 от 02.09.2016, справка о стоимости выполненных работ и затрат от 02.09.2016 (л. д. 181-183 т. 1). Доказательств осуществления работ в период с 03.09.2016 по 30.09.2016 в деле не имеется. Таким образом, суд определил, что период участия истца в работах по ремонту автодорог – с 31.08.2016 по 02.09.2016, а не как указано в заключении эксперта – 31.08.2016 и сентябрь 2016 г.
Письменных доказательств осуществления ФИО4 работ по ремонту и строительству автодорог в иные периоды суду не представлено.
Отсутствие указания работодателем кода ДПО в сведениях о застрахованном лице (ФИО4) в системе государственного пенсионного страхования также указывает на отсутствие постоянной занятости на работах с тяжелыми условиями труда. Однако код ДПО работодатель не указывал и в установленные судом периоды осуществления ФИО4 работ по ремонту автодорог, что указывает на недобросовестное поведение работодателя.
Таким образом, поскольку работа по ремонту автодорог носит сезонный характер, в течение сезона с апреля/мая по октябрь/ноябрь в период с 01.01.2001 по 01.02.2019 ФИО4 мог работать мастером строительных и монтажных работ как на строительстве и ремонте автомобильных дорог и мостов, так и на содержании автомобильных дорог и мостов.
В соответствии с «Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОКВЭД 029-2014», утвержденным приказом Росстандарта № 14-ст от 31.01.2014, в раздел «Строительство» включены, в том числе работы по строительству автомобильных дорог и автомагистралей, в том числе строительство автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожных сетей, тротуаров и пешеходных дорожек, а также элементов их обустройства, устройство дорожных одежд и покрытий на автомобильных дорогах, улично-дорожных сетей, мостов или тоннелей, установка дорожных ограждений, сигнальных столбиков и дорожных знаков, работы по строительству мостов, в том числе строительство эстакад, путепроводов, других подобных искусственных дорожных сооружений и защитных дорожных сооружений и др.
В соответствии с «Инструкцией по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству», утвержденной постановлением Госкомстата Российской Федерацииот 03.10.1996№ 123, к строительным работам относятся: работы по возведению, расширению и реконструкции постоянных и временных (титульных) зданий и сооружений и связанные с ними работы по монтажу железобетонных, металлических, деревянных и других строительных конструкций; работы по устройству и разработке подкрановых путей для башенных и других кранов; работы по сооружению внешних и внутренних сетей водоснабжения, канализации, теплофикации, газификации и энергоснабжения; возведение установок (сооружений) по охране окружающей среды от загрязнений; работы по сооружению нефтепроводов, продуктопроводов, газопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, линий связи (включая стоимость кабеля или провода и троса, но без стоимости электрооборудования и арматуры высоковольтных линий); работы по сооружению мостов и набережных, дорожные работы, подводно - технические, водолазные и другие виды специальных работ в строительстве; работы по установке санитарно - технического оборудования; работы по устройству оснований, фундаментов и опорных конструкций под оборудование, по обмуровке и футеровке котлов, печей и других агрегатов и т. д.
В «Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов», утвержденном постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 № 367, предусмотрены должности: «мастер строительных и монтажных работ»; «мастер дорожный».
Как указано выше обязанности «мастера строительных и монтажных работ» установлены «Квалификационными характеристиками должностей руководителей, специалистов и служащих строительных организаций», утвержденными Постановлением Госстроя от 03.07.1987 № 131.
Должностные обязанности «мастера дорожного» определены в «Пособии дорожного мастера (по организации производства работ при содержании и ремонте автомобильных дорог)», утвержденном приказом Российского дорожного агентства от 16.06.2000 № 115-р, и включают в себя надзор за состоянием автомобильных дорог и сооружений в пределах обслуживаемого им участка; осмотр дороги и искусственных сооружений на закрепленном за ним участке в целях определения потребности в производстве работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, а также в целях контроля качества произведенных ранее работ; обеспечение мер безопасности проезда автотранспортных средств; ведение журнала производства работ, в котором ежедневно отражаются виды и объемы проведенных работ по содержанию и ремонту; обеспечение мастерского участка трудовыми и материально-техническими ресурсами (рабочими, техникой, оборудованием, строительными и горюче-смазочными материалами); контроль за оснащенностью мастерского участка техникой и оборудованием, инструментом, инвентарем, строительными и горюче-смазочными материалами, дополнительным оборудованием и дорожно-строительной техникой.
Из вышеуказанного следует, что именно работы по строительству (в том числе ремонту) автодорог/мостов относятся к компетенции мастера строительных и монтажных работ и дают право на досрочное назначение пенсии по старости. Работы по содержанию автодорог не относятся к работам с тяжелыми условиями труда.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела (ч. 1 ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из пояснений истца и свидетелей следует, что помимо работ по ремонту дорог, выполнявшихся на основании государственных контрактов, исследованных в судебном заседании, истцом выполнялись и другие работы, в том числе установка дорожных знаков, ямочный ремонт полотна автодорог в зимний сезон.
Указанные работы относятся к текущему ремонту автодорог, однако письменных доказательств осуществления истцом таких работ с 2000 г. по 2019 г. в течение не менее 80 % рабочего времени суду не представлено, в связи с чем невозможно установить соотношение времени осуществления истцом работ по ремонту автодорог и времени по содержанию автодорог.
Истец, представитель третьего лица АО «Автодор «Северо-Запад» и свидетели в судебном заседании пояснили, что раздельно учет работы по ремонту и по содержанию автодорог на предприятии не велся.
Поскольку характер работы истца может подтверждаться пояснениями свидетелей только в случае утраты соответствующих документов, а документы, отражающие раздельно учет работы по ремонту и по содержанию автодорог отсутствуют не в связи с утратой, пояснения свидетелей судом не принимаются в качестве надлежащих доказательств осуществления истцом работы по ремонту автодорог постоянно в течение полного рабочего времени.
Учитывая, что не представлено доказательств полной занятости истца в оспариваемые периоды на работах по строительству и ремонту автодорог (за исключением периодов, подтверждающихся государственными контрактами, дополнительными соглашениями к ним и соответствующими актами), суд считает необходимым зачесть в стаж истца, дающий ему право на досрочное назначение пенсии, лишь периоды осуществления истцом работ по ремонту автомобильных дорог и мостов с 07.06.2004 по 15.09.2004, с 15.06.2005 по 27.07.2005, с 03.07.2006 по 10.08.2006, с 15.10.2006 по 25.10.2006, с 14.05.2007 по 27.07.2007, с 15.06.2009 по 27.07.2009, с 17.05.2010 по 30.06.2010, с 25.05.2011 по 01.07.2011, с 01.06.2012 по 29.06.2012, с 08.10.2012 по 13.10.2012, с 18.10.2012 по 24.10.2012, с 20.05.2013 по 31.07.2013, с 05.05.2015 по 08.05.2015, с 12.05.2015 по 15.05.2015, с 18.05.2015 по 23.05.2015, с 25.05.2015 по 28.05.2015, с 01.06.2015 по 09.06.2015, с 29.06.2016по 30.06.2016, с 08.07.2016 по 12.07.2016, с 31.08.2016 по 02.09.2016.
Общая продолжительность периодов работы, подлежащих включениюв стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, составляет 1 год 6 месяцев 4 дня, что явно недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в связи с чем оснований для удовлетворения соответствующего требования об обязании ответчика назначить досрочную страховую пенсию не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО4 к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Катайском районе о признании незаконным и отмене решения в части отказа в зачете периодов работы, обязании включить периоды работы в специальный стаж и обязании назначить досрочную страховую пенсию удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить п. 2 решения государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Катайском районе Курганской области от 12 февраля 2019 № 8 «Об отказе в назначении страховой пенсии по старости» в части отказа в зачете в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости ФИО4, периодов работы в должности мастера Верх-Теченского дорожного участка в ОГУП «Катайское ДРСП», ОАО «Катайское ДРСУ», АО Автодор «Северо-Запад»: с 07.06.2004 по 15.09.2004, с 15.06.2005 по 27.07.2005, с 03.07.2006 по 10.08.2006, с 15.10.2006 по 25.10.2006, с 14.05.2007 по 27.07.2007, с 15.06.2009 по 27.07.2009, с 17.05.2010 по 30.06.2010, с 25.05.2011 по 01.07.2011, с 01.06.2012 по 29.06.2012, с 08.10.2012 по 13.10.2012, с 18.10.2012 по 24.10.2012, с 20.05.2013 по 31.07.2013, с 05.05.2015 по 08.05.2015, с 12.05.2015 по 15.05.2015, с 18.05.2015 по 23.05.2015, с 25.05.2015 по 28.05.2015, с 01.06.2015 по 09.06.2015, с 29.06.2016по 30.06.2016, с 08.07.2016 по 12.07.2016, с 31.08.2016 по 02.09.2016, всего: 1 год 6 месяцев 4 дня.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Катайском районе Курганской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение ФИО4 страховой пенсии по старости, периоды работы в должности мастера Верх-Теченского дорожного участка в ОГУП «Катайское ДРСП», ОАО «Катайское ДРСУ», АО Автодор «Северо-Запад»: с 07.06.2004 по 15.09.2004, с 15.06.2005 по 27.07.2005, с 03.07.2006 по 10.08.2006, с 15.10.2006 по 25.10.2006, с 14.05.2007 по 27.07.2007, с 15.06.2009 по 27.07.2009, с 17.05.2010 по 30.06.2010, с 25.05.2011 по 01.07.2011, с 01.06.2012 по 29.06.2012, с 08.10.2012 по 13.10.2012, с 18.10.2012 по 24.10.2012, с 20.05.2013 по 31.07.2013, с 05.05.2015 по 08.05.2015, с 12.05.2015 по 15.05.2015, с 18.05.2015 по 23.05.2015, с 25.05.2015 по 28.05.2015, с 01.06.2015 по 09.06.2015, с 29.06.2016по 30.06.2016, с 08.07.2016 по 12.07.2016, с 31.08.2016 по 02.09.2016, всего: 1 год 6 месяцев 4 дня.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО4 отказать в виду необоснованности.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Катайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья: О. А. Бутакова
Мотивированное решение изготовлено 16 марта 2020 года.