ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-341/2013 от 08.11.2013 Самарского гарнизонного военного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 ноября 2013 года город Самара

Самарский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего – Абрамова Э.Н.,

при секретаре – Лебедевой Н.А.,

с участием заявителя Урывского ФИО,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда гражданское дело по заявлению военнослужащего учебной авиационной базы (2 разряда, город Сызрань) центра лётной подготовки (город Воронеж) майора Урывского ФИО, об оспаривании действий начальника Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (филиал город Сызрань Самарская область) и начальника финансово-экономической службы – главного бухгалтера Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (филиал город Сызрань Самарская область), связанных с отказом в возмещении заявителю расходов за оказание ему на станции Хабаровск 2, при перевозке личного имущества в связи с переводом его к новому месту службы, услуг ОАО "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер", в виде: предоставления двух знаков опасности; проведение с двумя контейнерами расчётных операций за перевозку и перевалку грузов со станциями, портами, пристанями, за проведение погрузоразгрузочных работ, складских и иных работ; установки двух деревянных щитов ограждения,

УСТАНОВИЛ:

Урывский обратился в суд с заявлением, в котором указал, что он ранее проходил военную службу в одной из воинских частей дислоцированной на территории Восточного военного округа. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июля 2012 года №1849 он был назначен на воинскую должность в учебной авиационной базе (2 разряда, город Сызрань) центра лётной подготовки (город Воронеж) (далее учебная авиационная база). В связи с этим в октябре 2012 года со станции Хабаровск двумя универсальными контейнерами он отправил железнодорожным транспортом к новому месту службы на станцию Сызрань личные вещи. По прибытию контейнеров с личным имуществом на станцию Сызрань, он, Урывский, документы, подтверждающие осуществление перевозки личного имущества к новому месту службы, представил в довольствующий финансовый орган, которым является финансовая служба Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (филиал город Сызрань Самарская область) (далее филиал ВУНЦ ВВС "ВВА" город Сызрань). Однако начальник финансово-экономической службы филиала ВУНЦ ВВС "ВВА" город Сызрань отказался возместить за счёт средств Министерства обороны Российской Федерации ряд возникших расходов в связи с перевозкой личного имущества к новому месту службы.

Полагая, что его, Урывского, права на перевозку личного имущества к новому месту службы на безвозмездной основе, нарушены, заявитель просил суд признать действия начальника филиала ВУНЦ ВВС "ВВА" город Сызрань и начальника финансово-экономической службы филиала ВУНЦ ВВС "ВВА" город Сызрань, связанные с отказом в выплате денежной компенсации за перевозку домашних вещей к новому месту службы и жительства, незаконными.

Урывский в своём заявлении так же указал факультативные требования – о необходимости возложить обязанность на начальника филиала ВУНЦ ВВС "ВВА" город Сызрань и начальника финансово-экономической службы филиала ВУНЦ ВВС "ВВА" город Сызрань выплатить ему, Урывскому, денежную компенсацию за перевозку домашних вещей к новому месту службы в сумме 10392 рубля 72 копейки.

В судебном заседании Урывский пояснил, что осуществив железнодорожным транспортом перевозку домашних вещей двумя универсальными контейнерами, с номинальной массой брутто 5,0 тонн каждый, к новому месту службы, он представил документы, подтверждающие это, командиру учебной авиационной базы. Этим должностным лицом был издан приказ от 22 апреля 2013 года, о выплате денежной компенсации на возмещение расходов в связи с перевозкой личного имущества, в размере 10622 рубля 36 копеек. В последующем, командиром учебной авиационной базы в приказ от 22 апреля 2013 года были внесены изменения приказом от 2 сентября 2013 года, согласно которому размер выплаты денежной компенсации на возмещение расходов в связи с перевозкой личного имущества был снижен и составил 10392 рубля 72 копейки.

По представлению в довольствующую финансовую службу документов, подтверждающих осуществление перевозки личных вещей, и приказов командира учебной авиационной базы с распоряжением о возмещении расходов, связанных с осуществлением перевозки личных вещей, начальник финансово-экономической службы филиала ВУНЦ ВВС "ВВА" город Сызрань категорически отказался возмещать затраты по услугам, считая их дополнительными, в виде: предоставления двух знаков опасности; проведение с двумя контейнерами расчётных операций за перевозку и перевалку грузов со станциями, портами, пристанями, за проведение погрузоразгрузочных работ, складских и иных работ; установки двух деревянных щитов ограждения, - которые были включены в состав расходов, связанных с осуществлением перевозки личных вещей. Эти затраты связаны с оказанием ему, Урывскому, услуг ОАО "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" на станции Хабаровск 2, при перевозке личного имущества в связи с переводом его к новому месту службы.

В этой связи заявитель, уточнив требования, просил суд признать незаконным отказ начальника филиала ВУНЦ ВВС "ВВА" город Сызрань и начальника финансово-экономической службы – главного бухгалтера филиала ВУНЦ ВВС "ВВА" город Сызрань, возместить ему расходы, возникшие при перевозке личного имущества в двух универсальных среднетоннажных контейнерах в связи с переводом его к новому месту службы, за оказанные услуги в виде: предоставления двух знаков опасности; проведение с двумя контейнерами расчётных операций за перевозку и перевалку грузов со станциями, портами, пристанями, за проведение погрузоразгрузочных работ, складских и иных работ; установки двух деревянных щитов ограждения.

Должностные лица, чьи действия оспариваются, а также их представители в судебном заседании не участвовали. Однако, ФИО1 - начальник финансово-экономической службы филиала ВУНЦ ВВС "ВВА" город Сызрань, а также ФИО2 - представитель начальника филиала ВУНЦ ВВС "ВВА" город Сызрань, представили в суд письменные объяснения в которых указали, что действительно в адрес начальника экономической службы филиала ВУНЦ ВВС "ВВА" город Сызрань поступала выписка из приказа начальника ВУНЦ ВВС "ВВА" город Воронеж за подписью командира учебной авиационной базы от 2 сентября 2013 года №10/162, согласно которой надлежит выплатить Урывскому денежную компенсацию за перевозку домашних вещей к новому месту службы в сумме 10392 рубля 72 копейки. Однако, по мнению ФИО1 и ФИО2, командиром учебной авиационной базы, в нарушение требований законодательства, а также указаний начальника Управления военных сообщений – заместителя Департамента Транспортного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 28 апреля 2011 года №257/4/1297, в общую стоимость возмещения расходов на оплату перевозки личного имущества Урывского, незаконно были включены расходы на оплату дополнительных услуг, возмещение которых законодательством Российской Федерации за счёт средств Министерства обороны не предусмотрено. В связи с этим ФИО1 и ФИО2 просили суд в удовлетворении требований Урывского отказать.

Выслушав пояснения заявителя, исследовав письменные пояснения должностного лица ФИО1 и представителя должностного лица ФИО2, а также изучив имеющиеся в материалах дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что требования заявителя, уточнённые в судебном заседании, удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.

Согласно п.1.2 ст.20 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при переводе на новое место военной службы и увольнении с военной службы, имеют право на перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного).

В развитие данной нормы Закона, п.п.5 и 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года №354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества", на Министерство обороны Российской Федерации и иной федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, возложена обязанность выдавать воинские перевозочные документы, допустимо и денежные средства, военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим на это право, на проезд и перевоз личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом общего пользования во всех случаях перед осуществлением проезда и перевоза, а также возмещать расходы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников), имеющих право на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе, при приобретении ими проездных и перевозочных документов за свой счёт. Порядок возмещения этих расходов определяется указанными федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с положениями приказа Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2000 года №300 "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года №354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества", на командира воинской части, а также иных определённых должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, возложена обязанность возмещать военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества, расходы, связанные с приобретением проездных и перевозочных документов, в том числе расходы, связанные с пользованием постельными принадлежностями, проездом в вагонах повышенной комфортности, оплатой установленных на транспорте дополнительных сборов (за исключением расходов, связанных с доставкой билетов на дом, переоформлением билетов по инициативе пассажира), после осуществления проезда и перевоза, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты по проезду и перевозу в пределах норм, установленных для соответствующих категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей (близких родственников), кроме того расходы по доставке личного имущества в контейнерах от места проживания до станции (пристани, порта) отправления и от станции (пристани, порта) назначения к новому месту проживания на основании документов, подтверждающих перевозку.

Как пояснил в судебном заседании заявитель, он для перевозки личных вещей с прежнего места жительства к новому обратился в одно из подразделений ОАО "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер", с которым в последующем 2 октября 2012 года заключил договор транспортной экспедиции.

Согласно договору заключённому 2 октября 2012 года между Урывским и начальником агентства ст. Хабаровск-2 филиала ОАО "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" на Дальневосточной железной дороге, копия которого представлена заявителем и исследована в судебном заседании, предметом данного договора является выполнение и (или) организация выполнения указанных в заказе клиента транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой грузов в контейнерах железнодорожным, водным и автомобильным транспортом по территории Российской Федерации.

Из исследованных в судебном заседании двух бланков заказов №№6972222 и 6972224 от 8 октября 2012 года, оформленных Урывским после заключения упомянутого договора, в разделе 2 Транспортно-экспедиционное обслуживание – услуги Трансконтейнер, каждого из бланков заказов заявитель, помимо прочего, заказал услуги в виде: предоставления двух знаков опасности, стоимостью 226 рублей 56 копеек каждый; проведение с двумя контейнерами расчётных операций за перевозку и перевалку грузов со станциями, портами, пристанями, за проведение погрузоразгрузочных работ, складских и иных работ, стоимостью 252 рубля 52 копейки каждая; установки двух деревянных щитов ограждения, стоимостью 2925 рублей 22 копейки каждый.

Пояснениями заявителя в судебном заседании установлено, что именно эти три вида услуг ОАО Трансконтейнер стали предметом спора, относительно возможности возмещения их стоимости за счёт средств выделенных Министерству обороны Российской Федерации из федерального бюджета. Начальник финансово-экономической службы филиала ВУНЦ ВВС "ВВА" город Сызрань, при предоставлении ему документов подтверждающих осуществление перевозки личных вещей, отказался возмещать расходы именно по этим трём услугам. В возмещении расходов за оказанные иные услуги при перевозке личного имущества, указанное должностное лицо не препятствовал.

Как видно из исследованных двух транспортных железнодорожных накладных, а также пояснений самого Урывского, со ст. Хабаровск 2 до ст. Сызрань 1 им 9 октября 2012 года были отправлены два универсальных контейнера с номинальной массой брутто 5,0 тонн, в которых находились грузы, и им определены как для личных (бытовых) нужд.

Согласно требованиям гл.12 Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утверждённых Министерством путей и сообщений Российской Федерации 27 мая 2003 года №ЦМ 943, которой определяются условия и требования к размещению и креплению грузов в универсальных среднетоннажных контейнерах массой брутто 5,0 тонн, при размещении в контейнере металла в слитках, проката сортового металла и металлических труб, листового металла; шифера, гипсокартонных плит; плит ДВП, ДСП, фанеры; цилиндрических грузов (например, барабанов, катушек) с расположением на их образующую; грузов, погруженных насыпью и навалом; а также грузов, имеющих выступающие части, могущие повредить стены и двери, торцовая стена и двери контейнера должны быть ограждены щитом на высоту погрузки в случаях, когда суммарная величина зазоров по длине или (и) по ширине контейнера между отдельными единицами груза и между ними и стенками контейнера превышает 200 мм.

В судебном заседании заявитель не представил доказательств тому, что перевезённые в контейнерах его личные вещи, как груз, соответствовали тем условиям, при которых бы возникла необходимость в установке щита ограждения, предусмотренного Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.

Согласно Правилам перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах, утверждённым приказом Министра путей сообщений Российской Федерации от 18 июня 2003 года №30, перечень и условия перевозок опасных грузов в контейнерах устанавливаются Правилами перевозок железнодорожным транспортом опасных грузов.

В соответствии с п.1.1.2 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, утверждённых Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества протоколом от 5 апреля 1996 года №15, опасные грузы, в соответствии с международными требованиями, установленными Типовыми правилами ООН (Рекомендации по перевозке опасных грузов) классификации веществ и изделий, по характеру опасных свойств подразделяются на соответствующие классы.

При этом п.1.4.2 тех же Правил требует, в графе накладной "Наименование груза" грузоотправитель, наряду с требованиями правил перевозок грузов, должен указать в соответствии с Алфавитным указателем опасных грузов (Приложение к Правилам): код опасности, через дробь - номер ООН, надлежащее наименование опасного груза, номер основного знака опасности (в скобках - номер дополнительного знака опасности), номер аварийной карточки.

Между тем, ни в одной из представленных заявителем транспортных железнодорожных накладных в указанной графе соответствующих реквизитов, свидетельствующих о наличии в контейнерах опасного груза, не имеется.

В судебное заседание заявитель так же не представил доказательств бесспорно свидетельствующих о том, что с личными вещами, перевозимыми к его новому месту жительства как груз в двух универсальных контейнерах, он перевозил опасный груз.

Кроме того, заявитель не представил суду обоснование услуги предоставленной Трансконтейнер обозначенной в бланках заказов №№6972222 и 6972224 от 8 октября 2012 года как проведение расчётных операций за перевозку и перевалку грузов со станциями, портами, пристанями, за проведение погрузоразгрузочных работ, складских и иных работ, выполняемых в начальных, перевалочных и конечных пунктах, которая была ему оказана на станции Хабаровск 2, при условии, что в тех же бланках обозначена отдельно услуга – погрузочно-разгрузочные работы с гружёными контейнерами, но которая выполнена ОАО "РЖД".

Согласно указаний начальника Управления военных сообщений – заместителя Департамента Транспортного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 28 апреля 2011 года №257/4/1297, принятое к руководству в Самарском Управлении военных сообщений, не подлежат возмещению за счёт средств Минобороны России, предусмотренных на транспортные расходы, услуги по договору транспортной экспедиции – установка щита ограждения и предоставление знаков опасности.

При таких обстоятельствах, установленных в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что действия начальника филиала ВУНЦ ВВС "ВВА" город Сызрань и начальника финансово-экономической службы – главного бухгалтера филиала ВУНЦ ВВС "ВВА" город Сызрань, связанных с отказом в возмещении заявителю расходов, за оказание ему на станции Хабаровск 2, при перевозке личного имущества в двух универсальных среднетоннажных контейнерах в связи с переводом его к новому месту службы, услуг ОАО "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер", в виде: предоставления двух знаков опасности, стоимостью 226 рублей 56 копеек каждый; проведение с двумя контейнерами расчётных операций за перевозку и перевалку грузов со станциями, портами, пристанями, за проведение погрузоразгрузочных работ, складских и иных работ, стоимостью 252 рубля 52 копейки каждая; установки двух деревянных щитов ограждения, стоимостью 2925 рублей 22 копейки каждый, а всего на общую сумму 6808 рублей 60 копеек, законны.

В этой связи, требования Урывского, уточнённые в судебном заседании, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 и 258 ГПК Российской Федерации, военный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований заявления Урывского ФИО признать незаконными действия начальника Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (филиал город Сызрань Самарская область) и начальника финансово-экономической службы – главного бухгалтера Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина" (филиал город Сызрань Самарская область), связанных с отказом в возмещении заявителю расходов, за оказание ему на станции Хабаровск 2, при перевозке личного имущества в двух универсальных среднетоннажных контейнерах в связи с переводом его к новому месту службы, услуг ОАО "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер", в виде: предоставления двух знаков опасности, стоимостью 226 рублей 56 копеек каждый; проведение с двумя контейнерами расчётных операций за перевозку и перевалку грузов со станциями, портами, пристанями, за проведение погрузоразгрузочных работ, складских и иных работ, стоимостью 252 рубля 52 копейки каждая; установки двух деревянных щитов ограждения, стоимостью 2925 рублей 22 копейки каждый, а всего на общую сумму 6808 рублей 60 копеек, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Приволжский окружной военный суд через Самарский гарнизонный военный суд.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: