РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июня 2014 года г.Муравленко
Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Кочневой М.Б.,
при секретаре судебного заседания Ахметгареевой Г.В.,
с участием заместителя прокурора города Муравленко Волчихина И.Л.,
представителя ответчика Администрации города Муравленко Попович О.Р., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГ.,ответчика Шуляк А.Г., представителя ответчика Шуляк С.А. Шуляк Н.Т., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-341/2014 по иску прокурора города Муравленко, действующего в интересах муниципального образования к Администрации города Муравленко, Шуляк А.Г., Шуляк С.А. о признании распоряжения незаконным в части и взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Муравленко, действующий в интересах муниципального образования обратился в суд с иском к Администрации города Муравленко, Шуляк А.Г., Шуляк С.А. о признании распоряжения в части незаконным и взыскании денежных средств. Свои требования мотивировал следующим образом: прокуратурой города Муравленко была проведена проверка соблюдения федерального законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье-гражданам России». Распоряжением Администрации города Муравленко № от ДД.ММ.ГГ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу. На основании распоряжения Администрации города Муравленко № от ДД.ММ.ГГ управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации <адрес> предписано заключить договор мены трехкомнатной <адрес>, принадлежащей ответчикам Шуляк А.Г. и Шуляк С.А. на праве общей долевой собственности на находящуюся в муниципальной собственности трехкомнатную квартиру № в доме № по <адрес> без выплаты разницы стоимости жилых помещений (п.1.1 распоряжения). В соответствии с заключенным договором мены от ДД.ММ.ГГ между муниципальным образованием и Шуляк С.А. и Шуляк А.Г. был произведен обмен вышеуказанными жилыми помещениями. Вместе с тем, заключение указанного договора на основании п.1.1 распоряжения Администрации города Муравленко № от ДД.ММ.ГГ без выплаты разницы стоимости жилых помещений является незаконным по следующим основаниям. По смыслу ст.32 ЖК РФ и ст.28.1 Закона ЯНАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в ЯНАО» обеспечение жилищных прав граждан, являющихся собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания и подлежащими сносу, осуществляется путем выкупа указанных жилых помещений либо по соглашению с собственником жилого помещения путем предоставления взамен сносимого жилого помещения другого жилого помещения на праве собственности с зачетом его стоимости в выкупную цену. В силу п.1,2 ст.28.3 Закона ЯНАО »О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в ЯНАО» при предоставлении собственнику взамен жилого помещения, подлежащего сносу, другого жилого помещения мена осуществляется по соглашению с собственником, исходя из рыночной стоимости жилых помещений. Если рыночная стоимость предоставляемого жилого помещения выше рыночной стоимости жилого помещения, подлежащего сносу, собственник сносимого жилого помещения возмещает разницу в рыночной стоимости жилых помещений.
Если рыночная стоимость предоставляемого жилого помещения ниже рыночной стоимости жилого помещения, подлежащего сносу, Правительство автономного округа или орган местного самоуправления, принявшие решение о сносе жилого помещения, возмещает собственнику разницу в рыночной стоимости жилых помещений. Согласно отчету о рыночной стоимости квартиры от ДД.ММ.ГГ №, принадлежащей семье Шуляк, ее стоимость составила <данные изъяты> рублей, стоимость квартиры № по <адрес> согласно отчету от ДД.ММ.ГГ составляет <данные изъяты> рублей. Таким образом, разница в рыночной стоимости жилых помещений составляет <данные изъяты> рублей. Поскольку рыночная стоимость предоставленной муниципальным образованием ответчикам квартиры выше рыночной стоимости принадлежащего им жилого помещения, последние должны были возместить разницу в стоимости обмениваемых жилых помещений в бюджет муниципального образования. В соответствии со ст.1 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а так же имущественные права муниципальных образований. В силу ст.41, 62 Бюджетного Кодекса РФ к доходам муниципального образования относятся в том числе доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности. Таким образом, в результате издания распоряжения Администрации города Муравленко от ДД.ММ.ГГ №, бюджетом муниципального образования не дополучен доход в размере <данные изъяты> рублей, то есть муниципальному образованию причинен имущественный вред на вышеуказанную сумму. Просит признать п.1.1 Распоряжения Главы Администрации города Муравленко № от ДД.ММ.ГГ в части слов «без выплаты разницы в стоимости жилых помещений» и отменить. Взыскать солидарно в пользу муниципального образования города Муравленко денежные средства в размере <данные изъяты> рублей.
Прокурор, участвующий в процессе исковые требования поддержал, пояснил обстоятельства дела, полагает, что имеет место быть неосновательное обогащение ответчиков, просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель истца Глава муниципального образования города Муравленко Миннибаев В.Н. в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования прокурора города Муравленко поддерживает.
Ответчик Шуляк С.А. в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, с участием представителя, с исковыми требованиями не согласен.
Ответчик Шуляк А.Г., допрошенный в судебном заседании суду пояснил, что с иском не согласен. Проживала его семья в аварийном жилом помещении на праве собственности. После признания дома аварийным и подлежащим сносу было предложено жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес> площадью 78,3 кв.м., ранее занимали квартиру площадью 73,1 кв.м. При заключении договора мены и в процессе оформления предоставления жилого помещения взамен аварийного жилья вопрос о доплате разницы в стоимости жилья не возникал. В связи с этим было достигнуто соглашение между администрацией города и ответчиком о предоставлении другого жилого помещения без доплаты, выкупную цену за аварийное жилое помещение органы местного самоуправления ему не предлагали. На других условиях договор мены не стали бы заключать, в очереди на улучшение жилищных условий не состояли. Никаких уведомлений, извещений в адрес ответчиков не поступало.
Представитель ответчика Шуляк Н.Т., допрошенная в судебном заседании суду пояснила, что с исковыми требованиями не согласны, вопрос о доплате не обсуждался, на доплату разницы в стоимости квартир они не соглашались, в противном случае ожидали бы предоставление жилого помещения равноценного ранее занимаемому.
Представитель ответчика Администрации г. Муравленко Попович О.Р., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила обстоятельства дела, мнение по иску в части удовлетворения или отказа в иске не выразила, оставив разрешение данного вопроса на усмотрение суда, предоставила письменные пояснения по иску.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), одновременно закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище, обязывая органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (статья 40). В силу части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом ; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. В развитие названных конституционных положений Жилищный кодекс Российской Федерации ( ст.32) указывает на то, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.1-3, ч.5-9 ст.32 ЖК РФ. В силу ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В силу ч.9 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Согласно пп.»и» п.20 Постановления Пленума требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч.8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Кроме того, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Так, материалами дела установлено, что жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес> общей площадью 73,1 кв.м. принадлежало на праве общей долевой собственности Шуляк С.А., Шуляк А.Г., что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права (л.д.37-38). Из заключения межведомственной комиссии, действующей на территории муниципального образования города Муравленко от ДД.ММ.ГГ следует, что жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес> признано аварийным и подлежащим сносу. ( л.д.77-79). Распоряжением Главы Администрации города Муравленко № от ДД.ММ.ГГ «О признании многоквартирного дома № по <адрес> аварийным и подлежащим сносу» вышеуказанный дом был признан аварийным и подлежащим сносу. Данным распоряжением УЖКХ Администрации города Муравленко было поручено жилые помещения многоквартирного дома по <адрес> включить в перечень непригодного для проживания и аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования город Муравленко. В срок до ДД.ММ.ГГ направить собственникам жилых помещений в многоквартирном доме требования об осуществлении сноса многоквартирного дома в срок до ДД.ММ.ГГ. Аварийный дом № по <адрес> включен в реестр аварийного жилищного фонда г.Муравленко, что подтверждается реестром, порядковый номер № (л.д.45-46).
Постановлением Главы Администрации города Муравленко № от ДД.ММ.ГГ было принято решение о развитии застроенных территорий, в частности жилой дом по <адрес> расположен в микрорайоне № в границах улиц <данные изъяты> (л.д.82) Постановлением были определены границы территорий, утверждены перечни территорий, в отношении которых проводится аукцион по продаже права на заключение договора о развитии застроенной территории, утверждены проекты договоров, УМИ Администрации города поручено проведение аукциона по продаже права на заключение договора о развитии застроенной территории (л.д.82-100). Между тем, как следует из пояснений представителя ответчика Администрации города, аукцион проведен не был, вышеуказанное постановление было не реализовано.
Вместе с тем, согласно распоряжению № от ДД.ММ.ГГ «Об отселении из аварийного жилого помещения» УЖКХ Администрации <адрес> было поручено заключить договор мены трехкомнатной квартиры № в доме № по <адрес>, находящейся в муниципальной собственности на трехкомнатную квартиру № в доме № по <адрес>, принадлежащую Шуляк А.Г. и Шуляк С.А. на праве общей долевой собственности без выплаты разницы стоимости жилых помещений (л.д.5). На основании данного распоряжения между Администрацией <адрес> и ответчиками был заключен договор мены квартир от 10.10.13.Пунктом 4 договора мены предусмотрено, что в соответствии со ст.28.3 Закона ЯНАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в ЯНАО» обмен имущества производится без доплаты (л.д.6-7). Из отчета об оценке рыночной стоимости трехкомнатной квартиры, находящейся по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГ стоимость квартиры, площадью 78,3 составила <данные изъяты> рублей ( л.д.9-24). Из отчета № от ДД.ММ.ГГ об определении выкупной стоимости трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес> общей площадью 73,1 следует, что выкупная стоимость объекта оценки составляет <данные изъяты> рублей ( л.д.26-36). Предоставленное жилое помещение ответчикам Шуляк было передано муниципальному образованию на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в муниципальную собственность № от ДД.ММ.ГГ (л.д.108-110).
Кроме того, в ходе судебного следствия установлено, что жилое помещение Шуляк С.А. и Шуляк А.Г. было предоставлено в рамках реализации муниципальной долгосрочной Программы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в городе Муравленко на 2011-2013 годы» в частности улучшение жилищных условий граждан, проживающих в аварийном жилом помещении. Данная Программа была утверждена Постановлением Главы Администрации города Муравленко № от ДД.ММ.ГГ.(л.д.155-159). В целях создания условий по строительству жилья и расселения жителей муниципального образования из ветхого, аварийного и фенольного жилья путем сноса старого жилья и формирования земельных участков для дальнейшего развития территорий строительства современного качественного жилья было заключено Соглашение № о сотрудничестве между некоммерческой организацией «Фонд жилищного строительства ЯНАО и муниципальным образованием г.Муравленко на 2010-2015 годы ( л.д.121-142).
На основании ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на условиях состязательности и равноправия сторон. Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ст. 28 -1 Закона ЯНАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в ЯНАО» обеспечение жилищных прав граждан, являющихся собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания и подлежащих сносу (далее - жилые помещения, подлежащие сносу), осуществляется путем выкупа указанных жилых помещений. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен сносимого жилого помещения другое жилое помещение на праве собственности, находящееся в границах данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, с зачетом его стоимости в выкупную цену, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим части 2 и частями 3 - 5 статьи 28-3 настоящего Закона. Основанием для реализации жилищных прав граждан, являющихся собственниками жилых помещений, подлежащих сносу, является распоряжение Правительства автономного округа или муниципальный правовой акт о сносе жилого помещения с указанием сроков отселения граждан. При предоставлении собственнику взамен жилого помещения, подлежащего сносу, другого жилого помещения мена осуществляется по соглашению с собственником исходя из рыночной стоимости жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 - 5 ст.28-3.Закона ЯНАО. Исходя из требований ст.28-З Закона ЯНАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в ЯНАО» если рыночная стоимость предоставляемого жилого помещения выше рыночной стоимости жилого помещения, подлежащего сносу, собственник сносимого жилого помещения возмещает разницу в рыночной стоимости жилых помещений. Согласно ст.28-6 Закона ЯНАО обеспечение жилищных прав граждан, являющихся собственниками жилых помещений, расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством путем выкупа указанных жилых помещений физическим или юридическим лицом, заключившим договор о развитии застроенной территории с органом местного самоуправления. Физическое или юридическое лицо, заключившее договор о развитии застроенной территории, вправе по соглашению с собственником жилых помещений, расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, предоставить ему другое жилое помещение взамен сносимого. Если взамен жилого помещения, подлежащего сносу, предоставляется однокомнатная квартира или общая площадь предоставляемого жилого помещения не превышает общую площадь сносимого жилого помещения более чем на десять квадратных метров, то возмещение собственником сносимого жилого помещения разницы в стоимости жилых помещений не осуществляется.
Ответчики Шуляк А.Г. и Шуляк С.А. являлись собственниками жилого помещения, расположенного на застроенной территории, что подтверждено материалами дела (л.д.82,, 169-170) и не оспаривалось сторонами. Однако, истец ссылается на то обстоятельство, что применение данной правовой нормы (ст.28-6 Закона ЯНАО) недопустимо, поскольку данное постановление Главы Администрации города Муравленко № от ДД.ММ.ГГ не реализовано, аукцион не проведен, и в рамках данных правовых норм обязанность по обеспечению жилым помещением возлагается не на орган местного самоуправления, а на другое физическое или юридическое лицо, следовательно данная норма на возникшие правоотношения не распространяется. Данное утверждение является ошибочным и не может быть принято судом во внимание. Так, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 ФЗ «О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения или выкуп. Факт включения дома, находящегося по адресу: <адрес> адресную Программу по переселению в городе Муравленко нашел свое подтверждение в судебном заседании и подтверждается материалами дела. Законодательством ЯНАО установлены дополнительные гарантии для собственников жилых помещений, проживающих в аварийном жилом помещении в частности предоставления собственнику натурального возмещения утраченного жилого помещения в виде предоставления равнозначного жилого помещения или большего по размеру, но не превышающего 10 квадратных метров от ранее занимаемого (ст.28-6Закона ЯНАО). Аналогичный порядок обеспечения жильем граждан существует при переселении лиц занимающих аварийного жилое помещение по договору социального найма, поскольку не всегда выкупная цена при переселении из аварийного жилого помещения может отвечать интересам собственника. Таким образом, государственная и муниципальная собственность на жилые помещения, пользователи которой в лице нанимателей по договору социального найма и членов их семей имеют право на получение другого благоустроенного жилого помещения, находятся в более выгодном положении, что вступает в противоречии с конституционными нормами, поскольку в силу ч.2 ст.8 Конституции РФ государство признает и защищает в равной степени частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. Помимо этого, не исполнение должностными лицами постановления Главы города Муравленко № от ДД.ММ.ГГ не может препятствовать осуществлению гражданами своих прав при переселении из аварийного жилого помещения, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от исполнения органами местного самоуправления принятых решений, а так же учитывая, что орган местного самоуправления фактически произвел изъятие земельного участка, следовательно, принял на себя обязанность по соблюдению требований ст.28-6 Закона ЯНАО «Об порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в ЯНАО».
Заслуживают внимание и то, что процедура, предусмотренная п.2-4 ст.32 ЖК РФ не выполнена органом местного самоуправления в полном объеме. Так, срок для осуществления сноса аварийного дома собственникам был установлен до ДД.ММ.ГГ. Между тем, ДД.ММ.ГГ уже было принято решение об отселении. Кроме того, органом местного самоуправления не было принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд, но фактически такое изъятие было произведено, что не оспаривается сторонами. В силу ст.16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.14 ЖК РФ органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. В то же время необходимо учитывать баланс интересов в возникших правоотношениях по принудительному отчуждению объектов частной собственности при переселении из ветхого и аварийного жилого помещения, поскольку отношения по изъятию, определению выкупной цены возникают по инициативе субъекта публичного права, и развивается независимо от воли частного лица. Так, соглашение о выкупе, допускаемое на административной стадии изъятия не в полной мере отвечает принципам гражданско-правовой сделки, поскольку вопрос о выкупе практически бывает предрешен, разница лишь натуральный или денежный выкуп.
Таким образом, учитывая региональное законодательство, регулирующее обеспечение жилищных прав граждан, являющихся собственниками жилых помещений, расположенных на застроенной территории, а так же действующее федеральное законодательство, а так же ч.2 ст.8 Конституции РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания п.1.1 Распоряжения Главы Администрации города Муравленко № от ДД.ММ.ГГ незаконным. С учетом данного распоряжения был заключен договор мены жилыми помещениями между Администрацией города Муравленко и ответчиками.
Из содержания договора мены от ДД.ММ.ГГ следует, что данный договор заключен в целях реализации распоряжения Главы города Муравленко № от ДД.ММ.ГГ и направлен на исполнение установленной законом обязанности органа местного самоуправления обеспечить изъятие аварийного жилого помещения с предоставлением выкупа, а в случае достижения соглашения с собственником другого жилого помещения. Пунктом 4 Договора мены предусмотрено, что обмен имущества производится без доплаты. Стороны по договору мены пришли к соглашению об обмене жилыми помещениями без доплаты, на других условиях собственник аварийного жилого помещения на заключение договора мены был бы не согласен. Выкупная цена ответчикам предложена не была, что сторонами не оспаривалось. Стороны достигли соглашения по всем существенным условиям договора мены.
Ссылка истца на то обстоятельство, что договор мены заключен в нарушение требований ч.4 ст.421 ГК РФ, которой предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами не может быть принята судом во внимание, поскольку орган местного самоуправления заключил данный договор с учетом положений, содержащихся в ст.28-6 Закона ЯНАО, а так же данные региональные нормы согласуются с требованиями ст.32 ЖК РФ, которой прямой запрет на предоставление жилого помещения при достижении соглашения с собственником не установлен. Собственники жилого помещения выразили свое согласие только лишь на предоставление другого жилого помещения без доплаты, в случае если соглашение не было бы достигнуто между сторонами, то орган местного самоуправления должен был предъявить исковые требования в суд о выкупе жилого помещения. В силу ч.1 ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Площадь ранее занимаемого жилого помещения ответчиками Шуляк составляла 73, 1в.м., предоставленного жилого помещения 78, 3 кв.м., то есть разница не более 10 квадратных метров. Кроме того, суд принимает во внимание довод ответчиков Шуляк, что представленные истцом отчеты об оценке произведены с интервалом шесть месяцев. Так, отчет № по <адрес> произведен ДД.ММ.ГГ, отчет № по квартире № дома № по <адрес> произведен ДД.ММ.ГГ. Между тем, в силу ч.7 ст.32 ЖК РФ при определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. Так же, в выкупную цену включаются суммы компенсаций за непроизведенный капитальный ремонт в связи с невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания. Данные убытки, а так же денежные компенсации за не проведение капитального ремонта дома при проведении оценки в отчете № от ДД.ММ.ГГ оценщиком не отражены, что свидетельствует о не достаточности представленных истцом суду доказательств разницы в рыночной стоимости квартир. Суд в соответствии со ст.67 ГПК РФ оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Возникшие по данному делу правоотношения между собственниками жилья и органом местного самоуправления регулируются нормами жилищного законодательства, но поскольку переход права собственности, прекращение права собственности невозможно осуществить без норм гражданского законодательства применялись нормы гражданского права, но приоритет в возникших правоотношениях за нормами жилищного законодательства, так как собственники аварийного жилого помещения вправе требовать устранения нарушения их жилищных прав и восстановления их прав в полном объеме, что регламентировано нормами жилищного права.
Суждение истца, что не выплата разницы в стоимости квартир является неосновательным обогащением ответчиков Шуляк не может быть принята судом во внимание, поскольку по мнению суда данное суждение основано на неправильном толковании норма материального права. Между сторонами заключен договор мены, но по факту выплачена выкупная цена в натуральном виде, то есть истец не согласен с размером выкупной цены и только лишь переход прав на недвижимость оформлен через нормы гражданского законодательства, что не образует неосновательного обогащения, так как у органа местного самоуправления были обязательства перед собственниками. Однако, выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Такое соглашение было достигнуто на тех условиях, которые содержатся в договоре мены. Соглашение включает в себя обязательство муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение. Выплата может быть произведена как в денежном, так и в натуральном виде.
Принимая во внимание, что ответчики Шуляк А.Г. и Шуляк С.А. имели право на обеспечение жилищных прав в рамках реализации ст.32 ЖК РФ и ст.28-6 Закона ЯНАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в ЯНАО», а так же с учетом того, что государство гарантирует равенство прав и свобод гражданина, любые формы собственности должны быть защищены и произвольно ни кто не может быть лишен своего имущества, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурору города Муравленко, действующего в интересах муниципального образования о признании распоряжения Главы города Муравленко в части недействительным и взыскании денежных средств.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурору города Муравленко, действующего в интересах муниципального образования города Муравленко к Шуляк А.Г., Шуляк С.А. о признании Распоряжения Главы Администрации города Муравленко № от ДД.ММ.ГГ «Об отселении из аврийного жилого помещения» незаконным в части и взыскании денежных средств отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Муравленковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
СУДЬЯ М.Б.КОЧНЕВА