дело №2-341/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июня 2016 года пгт. Троицко-Печорск
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Чулкова Р.В.,
при секретаре Задорожной О.А.,
с участием представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «Коми тепловая компания» в лице Троицко-Печорского филиала к ФИО2, администрации МР «Троицко-Печорский» о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, судебных расходов,
установил:
АО «Коми тепловая компания» в лице Троицко-Печорского филиала (далее истец, АО «КТК», Общество) обратилось в суд с иском к ФИО2, администрации МР «Троицко-Печорский» (далее администрация) о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, судебных расходов. Требования мотивировало тем, что предоставляет коммунальные услуги потребителям, проживающим по адресу: РК, пгт. Троицко-Печорск, <адрес> Согласно справке администрации вышеуказанная квартира закреплена за несовершеннолетними ФИО3 и ФИО3, опекуном которых является ФИО2 За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ задолженность по оплате ЖКУ в отношении жилого помещения составляет 120432 рубля 94 копейки, которую истец, равно как и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3608 рублей 66 копеек просит солидарно взыскать с ответчиков.
С учетом возникшего спорного правоотношения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечен межрайонный сектор опеки и попечительства отдела организации и координации деятельности по опеке и попечительству Министерства труда и социального развития РК по Троицко-Печорскому району.
В судебное заседание представитель истца, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, телефонограммой просил дело рассмотреть без его участия, указав, что на иске настаивает. В предыдущих судебных заседаниях представитель истца ФИО4, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, просил иск удовлетворить, пояснив, что образовавшуюся задолженность ни опекун несовершеннолетних, ни собственник жилого помещения оплачивать не собираются, что влечет нарушение имущественных прав истца.
В судебное заседание ответчик ФИО2, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, представила суду письменное заявление, в котором просила дело рассмотреть без ее участия, указав, что с иском не согласна, придерживается ранее данных суду пояснений. В предыдущих судебных заседаниях ФИО2 указывала, что действительно является опекуном несовершеннолетних ФИО12, которые с 2010 г. проживают вместе с ней в <адрес>, где зарегистрированы по месту пребывания, перерегистрация проходит каждые 5 лет, последний раз дети перерегистрировались ДД.ММ.ГГГГ С ней заключен договор о передаче детей на воспитание в приемную семью, условия которого не возлагают на опекуна обязанности по несению расходов на закрепленное за опекаемыми жилье. Отметила, что закрепленное за несовершеннолетними жилье, в отношении которого истец просит взыскать задолженность по оплате ЖКУ, является непригодным для проживания, поскольку в нем отсутствуют окна, двери, квартира запущена. Ответчик несет расходы по оплате жилья в <адрес>, в котором фактически проживают опекаемые, на эти цели на детей предоставляются социальные льготы. В спорном жилом помещении ответчик совместно с несовершеннолетними в период образовавшейся задолженности не проживала, услугами, предоставляемыми истцом не пользовалась, несовершеннолетние не являются собственниками спорного жилого помещения, проживали в нем с матерью до лишения последней родительских прав и установления опеки.
В судебном заседании представитель ответчика – администрации МР «Троицко-Печорский» ФИО1, действующий на основании доверенности, с заявленными истцом требованиями не согласился, просил в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что ответчик ФИО2 с несовершеннолетними детьми никогда не проживала в спорном жилом помещении, в связи с чем, расходы по оплате ЖКУ нести не обязана. Подтверждением данному факту, по мнению представителя ответчика, является то обстоятельство, что ежемесячный платеж составляет одну и ту же сумму, что свидетельствует об отсутствии проживающих в квартире граждан. Указал, что спорная квартира не находится в муниципальной собственности, поскольку фактически не существует, дом снесен. Со стороны администрации расходы по ее содержанию не оплачивались.
В судебное заседание представитель третьего лица - межрайонного сектора опеки и попечительства отдела организации и координации деятельности по опеке и попечительству Министерства труда и социального развития РК по Троицко-Печорскому району, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, о причинах своей неявки суд не уведомил. В предыдущем судебном заседании представитель третьего лица ФИО5, действующая на основании доверенности, с заявленными истцом требованиями в отношении ответчика ФИО2 не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать. В целом ссылалась на письменный отзыв, согласно которому распоряжениями органа опеки и попечительства за несовершеннолетними ФИО12 закреплено спорное жилое помещение, которое на праве собственности им не принадлежит. Согласно положениям Федерального закона «Об опеке и попечительству» и договору о приемной семье в обязанности опекуна (попечителя), приемного родителя не входит оплата ЖКУ за жилое помещение, в котором остались проживать законные представители (родители) несовершеннолетних. Лишение родительских прав законных представителей не освобождает их от несения расходов по содержанию закрепленного за несовершеннолетними жилья. С июля 2010 г. несовершеннолетние проживают и временно зарегистрированы в жилом помещении, принадлежащем опекуну. Ежемесячные денежные средства на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях перечисляются на имя несовершеннолетних и предусматривают содержание детей указанной категории.
Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав и проанализировав материалы дела, а также гражданского дела №2-227/2010, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Троицко-Печорского районного суда РК от 29.06.2010 г. ФИО8 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Дети переданы органу опеки и попечительства. С матери взысканы алименты на содержание детей в размере 1/3 части заработка и (или) иного дохода ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и до совершеннолетия детей.
Определениями суда от 17.04.2013 г. произведена замена взыскателя в исполнительном производстве с органа опеки и попечительства на ФИО2
Распоряжениями межрайонного сектора опеки и попечительства отдела организации и координации деятельности по опеке и попечительству Агентства РК по социальному развитию по Троицко-Печорскому району №, 53 от ДД.ММ.ГГГГ установлена опека над несовершеннолетними ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., опекуном назначена ФИО2 Этими же распоряжениями за несовершеннолетними закреплено жилое помещение по адресу: РК, пгт. Троицко-Печорск, <адрес> с уведомлением собственника жилищного фонда о сохранении права пользования несовершеннолетних на закрепленное за ними жилье, рекомендовано принять меры по обеспечению сохранности жилого помещения.
Постановлением администрации МР «Троицко-Печорский» от 9.04.2012 г. № упорядочена нумерация жилых помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: РК, пгт. Троицко-Печорск, <адрес>, в соответствии с которым помещению № присвоен статус комнаты №.
На основании данного постановления, распоряжениями межрайонного сектора опеки и попечительства отдела организации и координации деятельности по опеке и попечительству Агентства РК по социальному развитию по Троицко-Печорскому району №, 41 от ДД.ММ.ГГГГ которыми внесены изменения в ранее изданные распоряжения №, 53 от ДД.ММ.ГГГГ путем указания вместо <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между Агентством РК по социальному развитию в лице межрайонного сектора опеки и попечительства отдела организации и координации деятельности по опеке и попечительству (Троицко-Печорский район) и ФИО6 заключен договор № о передаче детей на воспитание в приемную семью. По условиям данного договора приемные родители обязались проживать совместно с приемными детьми; ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, предоставлять в органы опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год об использовании денежных средств, выделяемых на содержание детей и доплаты на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату бытовых услуг, о хранении, об использовании имущества подопечного и управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).
Из справок МАУ МФЦ, ОУФМС в Троицко-Печорском районе следует, что несовершеннолетние ФИО12 зарегистрированы по адресу: РК, пгт. Троицко-Печорск, <адрес>
Справками администрации СП «Приуральский» подтверждено, что несовершеннолетние ФИО12 проживают по адресу: РК, <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения органа опеки и попечительства.
Извещениями к разовым поручениям ГБУ РК «ЦСЗН Троицко-Печорского района» подтверждено предоставление несовершеннолетним ФИО12 социальных выплат в виде доплаты на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату бытовых услуг.
Из ответа на запрос, поступившего из администрации МР «Троицко-Печорский» следует, что договор социального найма на жилое помещение по адресу: РК, пгт. Троицко-Печорск, <адрес> не заключен.
Выписками из лицевого счета, открытого истцом на спорную квартиру подтверждено наличие задолженности по оплате ЖКУ, которая за период с мая 2010 по февраль 2016 г. составила 120432 рубля 94 копейки.
Указанные обстоятельства подтверждены суду представленными сторонами доказательствами.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: 1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; 1.1) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора; 2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды; 3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора; 4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом; 5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 ЖК РФ; 6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
На основании п. 3 ч. 1, п. 3 ч. 2, ч. 3-4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2, 4, 7.1, 11 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного ч. 7.1 настоящей статьи. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Не использование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее Правила №307).
Так, согласно п. 15 Правил №307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством РФ.
При наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета (п. 16).
Пунктом 19 Правил №307 предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: а) для отопления - в соответствии с пп. 1 п. 1 приложения № 2 к настоящим Правилам; б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с пп. 3 п. 1 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что истец является ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей коммунальные услуги по отоплению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению потребителям данных услуг на территории пгт. Троицко-Печорск и Троицко-Печорского района Республики Коми, при этом, в письменной форме договоры с потребителями не заключены, что в соответствии с п. 6 Правил №354, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. не свидетельствует о его незаключенности.
В соответствии с п. 3 Правил №354 условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие: а) коммунальные услуги предоставляются потребителям начиная с установленного жилищным законодательством РФ момента, а именно: с момента возникновения права собственности на жилое помещение - собственнику жилого помещения и проживающим с ним лицам; с момента предоставления жилого помещения жилищным, жилищно-строительным кооперативом - члену жилищного, жилищно-строительного кооператива и проживающим с ним лицам; со дня заключения договора найма - нанимателю жилого помещения по такому договору и проживающим с ним лицам; со дня заключения договора аренды - арендатору жилого помещения и проживающим с ним лицам; б) состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома; в) предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении №1; г) предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; д) качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении №1 к настоящим Правилам; е) техническое состояние внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования соответствует установленным требованиям и готово для предоставления коммунальных услуг.
Потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: а) холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения; в) водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам; е) отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п. 15 приложения №1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления (п. 4 Правил №354).
Условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются: а) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией (п. 10).
Ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством РФ о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида: в) собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством РФ о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в пп. «б» п. 10 настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут (п. 17).
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов) (п. 37-38 Правил №354).
Судом установлено и подтверждено достоверными доказательствами, что в спорном жилом помещении зарегистрированы несовершеннолетние ФИО12, которые с ДД.ММ.ГГГГ находятся под опекой ФИО2 и проживают постоянно по месту регистрации опекуна в пст. <адрес>.
Задолженность по оплате коммунальных услуг за жилое помещение, закрепленное в предусмотренном законом порядке за несовершеннолетними ФИО12, составляет 120432 рубля 94 копейки, образовалась за период с мая 2010 г. по февраль 2016 г., при этом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность уже составляет 148978 рублей 77 копеек, что подтверждено справкой истца.
Из представленных суду выписок лицевого счета на спорную квартиру следует, что начисление истцом в период, подлежащий взысканию, произведено за услуги холодного водоснабжения и отопления, при этом, до февраля 2012 г. начисление производилось на жилое помещение в отсутствие проживающих и зарегистрированных в нем граждан, а с февраля 2012 г. по февраль 2013 г. на 3-х человек. Кроме того, оплата коммунальных услуг производилась в мае и июле 2010 г. в суммах 585,77 рублей и 358,83 рублей соответственно, а также в сентябре 2012 г. в сумме 62653,08 рублей, однако, в октябре 2012 г. указанный платеж был возвращен. Из пояснений представителя истца, данных суду следует, что количество лиц, зарегистрированных в спорном жилом помещении и отраженных в лицевых счетах на оплату, указывалось Обществом исходя из сведений, предоставляемых регистрационными органами. Относительно поступившего, а впоследствии возвращенного платежа в сумме 62653,08 рублей указал, что оплата производилась администрацией МР «Троицко-Печорский», возврат был осуществлен по причине ошибочного перечисления.
Проверив представленный истцом расчет задолженности, суд признает его верным, а при отсутствии со стороны ответчиков возражений относительно правильности определения истцом сумм задолженности, не предоставления суду собственного контррасчета, принимает его за основу при вынесении решения.
При этом, суд исходит из того, что суммы начисления платы за коммунальные услуги производились истцом на основании существовавших размеров тарифов в соответствующие периоды времени, утвержденных Приказами службы РК по тарифам.
Определяя субъект ответственности по оплате задолженности за спорное жилое помещение суд исходит из того, что надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям является администрация МР «Троицко-Печорский», поскольку жилое помещение находится в муниципальной собственности. Договор социального найма с кем-либо из граждан на квартиру не заключен, несовершеннолетние П-ны лишь сохраняют право пользования им. При этом, материалами дела обязанность по несению расходов на закрепленное за несовершеннолетними опекаемыми опекуном не подтверждается.
Так, в соответствии с положениями Федерального закона от 24.04.2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» предусмотрено, что по просьбе опекуна или попечителя, добросовестно исполняющих свои обязанности, орган опеки и попечительства вместо выплаты вознаграждения, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи, вправе разрешить им безвозмездно пользоваться имуществом подопечного в своих интересах. В договоре об осуществлении опеки или попечительства должны быть указаны состав имущества подопечного, в отношении которого разрешено безвозмездное пользование, и срок пользования имуществом подопечного. Орган опеки и попечительства вправе досрочно прекратить пользование имуществом подопечного при неисполнении или ненадлежащем исполнении опекуном или попечителем своих обязанностей, а также при существенном нарушении опекуном или попечителем имущественных прав и интересов подопечного. Безвозмездное пользование опекуном или попечителем жилым помещением, принадлежащим подопечному, допускается в порядке и на условиях, которые установлены ч. 3 настоящей статьи, при удаленности места жительства опекуна или попечителя от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств (ч. 3-4 ст. 16).
Частями 1, 3-4 ст. 17, ч. 1-2, 5 ст. 18 Закона предусмотрено, что подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат. Подопечные вправе пользоваться имуществом своих опекунов или попечителей с их согласия. Опекуны или попечители не вправе пользоваться имуществом подопечных в своих интересах, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16 настоящего Федерального закона.
Опекун или попечитель, за исключением попечителей граждан, ограниченных судом в дееспособности, обязан принять имущество подопечного по описи от лиц, осуществлявших его хранение, в трехдневный срок с момента возникновения своих прав и обязанностей. Опись имущества подопечного составляется органом опеки и попечительства в присутствии опекуна или попечителя, представителей товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющего управление многоквартирным домом, управляющей организации либо органов внутренних дел, а также несовершеннолетнего подопечного, достигшего возраста четырнадцати лет, по его желанию. Опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов. Исполнение опекуном и попечителем указанных обязанностей осуществляется за счет имущества подопечного.
На основании ст. 23, ч. 1-4 ст. 26 Закона к доверительному управлению имуществом подопечного наряду с правилами, установленными Гражданским кодексом РФ, применяются положения ст. 19 и 20 настоящего Федерального закона.
Опекуны несут ответственность по сделкам, совершенным от имени подопечных, в порядке, установленном гражданским законодательством. Опекуны и попечители отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, в соответствии с предусмотренными гражданским законодательством правилами об ответственности за причинение вреда. При обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и другое) орган опеки и попечительства обязан составить об этом акт и предъявить требование к опекуну или попечителю о возмещении убытков, причиненных подопечному. Опекуны и попечители несут уголовную ответственность, административную ответственность за свои действия или бездействие в порядке, установленном соответственно законодательством РФ, законодательством субъектов РФ.
Положения данного Федерального закона, а также условия заключенного между органом опеки и попечительства и ФИО2 договора о передаче детей на воспитание в приемную семью не предусматривают возложения обязанности на законного представителя несовершеннолетних опекаемых, каковым является ответчик ФИО2 по несению расходов на содержание жилого помещения в котором зарегистрированы дети. Кроме того, суд отмечает, что на протяжении длительного периода времени (с ДД.ММ.ГГГГ) несовершеннолетние по месту постоянной регистрации не проживают, услугами, предоставляемыми истцом в спорное жилое помещения не пользуются, следовательно, не несут обязанностей вытекающих из найма жилого помещения, в т.ч. по оплате ЖКУ.
Судом принимались меры к выяснению факта проживания в спорном жилом помещении матери несовершеннолетних ФИО8 в период образовавшейся задолженности в целях возможного несения ей солидарной ответственности по образовавшейся задолженности.
Так, материалами гражданского дела № подтверждено, что ФИО8 по состоянию на июнь 2010 г. числилась зарегистрированной по адресу: РК, <адрес> и проживала в спорном жилом помещении. Об этом же свидетельствует и ответ ОУФМС на запрос, согласно которому местом жительства несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ являлось место регистрации ее матери.
Со стороны администрации суду не представлено доказательств наличия отношений с ФИО8, связанных с наймом жилого помещения, законности предоставления ей, либо членам ее семьи спорного жилого помещения. Как отмечалось судом выше, договор социального найма на спорного жилое помещение ни с кем не заключен. Данные обстоятельства в совокупности с положениями ст. 210, 288 ГК РФ, ст. 19, 153 ЖК РФ позволяют суду прийти к выводу, что ответственность по оплате ЖКУ за спорное жилое помещение должна быть возложена на администрацию, которая является ее собственником.
В этой связи, суд констатирует, что ФИО2 не является субъектом ответственности по заявленным истцом требованиям, следовательно, исковые требования, предъявленные к ней со стороны Общества, удовлетворению не подлежат.
Статья 309 ГК РФ предусматривает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Поскольку судом установлено нарушение со стороны администрации как собственника жилого помещения положений ст. 309 ГК РФ, выразившихся в одностороннем отказе от исполнения обязательств по оплате коммунальных услуг, предоставляемых истцом, образовавшаяся в период с мая 2010 по февраль 2016 г. включительно задолженность за жилое помещение по адресу: РК, пгт. Троицко-Печорск<адрес> подлежит взысканию. Доказательств не оказания подлежащих взысканию коммунальных услуг в заявленном периоде, равно как и иного размера задолженности со стороны администрации суду не представлено.
Доводы представителя ответчика о том, что спорное жилое помещение, в отношении которого имеется задолженность по оплате коммунальных услуг, не принадлежит администрации, опровергаются выпиской из реестра муниципальной казны МР «Троицко-Печорский» (л.д.66), свидетельствующей об обратном. Кроме того, доводы представителя администрации о том, что спорное жилое помещение фактически не существует, поскольку разрушено, достоверными доказательствами не подтверждены. Актов и заключений межведомственной комиссии в отношении данного жилого помещения и многоквартирного жилого дома, в котором оно расположено, свидетельствующих о признании их не пригодными для проживания, суду не представлено.
При обращении в суд истцом оплачена государственная пошлина в сумме 3845 рублей 54 копейки.
На основании ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно положениям абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ судами общей юрисдикции государственная пошлина уплачивается в следующих размерах при подаче искового заявления имущественного характера, при цене иска от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей.
Поскольку истцом заявлены имущественные требования на сумму 120432,94 рубля, следовательно, государственная пошлина составит 3608,66 рублей (3200 + (20432,94 х 2%).
Принимая во внимание, что заявленные истцом требования имущественного характера удовлетворены в истребуемой сумме, в счет возмещения судебных расходов с администрации МР «Троицко-Печорский» в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 3608 рублей 66 копеек.
Статья 93 ГПК РФ предусматривает, что основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Согласно положениям пп. 1 п. 1, п. 3 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой. Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело. К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.
Таким образом, принимая во внимание, что при подаче заявления Обществом оплачена государственная пошлина в большем, чем следовало размере, истцу подлежит возврату государственная пошлина в сумме 236,88 рублей.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск АО «Коми тепловая компания» в лице Троицко-Печорского филиала к ФИО2, администрации МР «Троицко-Печорский» о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, судебных расходов удовлетворить частично.
Взыскать с администрации МР «Троицко-Печорский» в пользу АО «Коми тепловая компания» в лице Троицко-Печорского филиала задолженности по оплате коммунальных услуг за жилое помещение по адресу: <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 120432 рубля 94 копейки.
Взыскать с администрации МР «Троицко-Печорский» в пользу АО «Коми тепловая компания» в лице Троицко-Печорского филиала расходы по оплате государственной пошлины 3608 рублей 66 копеек.
В удовлетворении иска АО «Коми тепловая компания» в лице Троицко-Печорского филиала к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, судебных расходов отказать в полном объеме.
Возвратить АО «Коми тепловая компания» в лице Троицко-Печорского филиала излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 236 рублей 88 копеек.
Резолютивная часть решения изготовлена на компьютере и подписана судьей в совещательной комнате.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд РК в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено судьей 22 июня 2016 года.
Судья Р.В.Чулков