дело № 2-341/2021 Мотивированное решение составлено 19.03.2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 марта 2021 года город Апатиты
Апатитский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Полузиной Е.С.,
при секретаре Бахматовой Д.Г.,
с участием помощника прокурора г. Апатиты Лапухова А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Апатиты в защиту интересов Российской Федерации в лице государственного учреждения – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Мурманской области к Потребительскому кооперативу № 13 по эксплуатации гаражей о возложении обязанности по представлению налоговой декларации по земельному налогу за 2019 год,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Апатиты обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации в лице ГУ – Межрайонной ИФНС России № 8 по Мурманской области к Потребительскому кооперативу № 13 по эксплуатации гаражей о возложении обязанности на налогоплательщика представить налоговую декларацию по земельному налогу за 2019 год.
В обоснование исковых требований указано, что на основании информации Межрайонной ИФНС России № 8 по Мурманской области, прокуратурой города Апатиты проведена проверка соблюдения налогового законодательства Потребительским кооперативом № 13 по эксплуатации гаражей, в ходе которой установлено нарушение ответчиком требований налогового законодательства, а именно - не представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2019 год, что не позволяет налоговому органу осуществлять возложенные законодательством контрольные функции в указанной сфере правоотношений и влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Просит обязать Потребительский кооператив № 13 по эксплуатации гаражей в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу представить в Межрайонную ИФНС России № 8 по Мурманской области налоговую декларацию по земельному налогу за 2019 год, по форме, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы России от 10.05.2017 года № ММВ-7-21/347@.
В судебном заседании помощник прокурора просил удовлетворить исковые требования.
Ответчик Потребительский кооператив № 13 по эксплуатации гаражей о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель не явился; поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя. Согласно письменным возражениям, ответчик с иском не согласен, поскольку земельный участок передан кооперативу в бессрочное и бесплатное пользование, в связи с чем у кооператива отсутствует обязанность по предоставлению налоговой декларации по земельному налогу.
Третье лицо Межрайонная ИФНС России № 8 по Мурманской области о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представитель не явился; поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя. Согласно письменным пояснениям по делу, по состоянию на 18.03.2021 года налоговая декларация по земельному налогу за 2019 год Потребительским кооперативом № 13 по эксплуатации гаражей в инспекцию не представлена.
Суд, руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав прокурора исследовав письменные доказательства суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно пунктам 3, 6 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме. Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно пункту 1 статьи 289 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном указанной статьей.
В силу статьи 388 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками по земельному налогу признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельный участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового Кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 393 Налогового Кодекса Российской Федерации установлено, что налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 398 Налогового Кодекса Российской Федерации).
Порядок определения налоговой базы по земельному налогу в отношении земельных участков определен статьей 391 Налогового Кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 3 указанной статьи налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Форма налоговой декларации по земельному налогу, порядок ее заполнения, а также формат представления данной декларации утвержден приказом Федеральной налоговой службы от 10 мая 2017 года № ММВ-7-21/347@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронной форме и порядка ее заполнения, а также признании утратившим силу приказа Федеральной налоговой службы от 28 октября 2011 года № ММВ-7-11/696@».
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Бюджетного Кодекса Российской Федерации доходы от федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов и сборов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными названным Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями названного Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что потребительский кооператив №13 по эксплуатации гаражей (<.....>) зарегистрирован в качестве юридического лица с 26.03.1999 года по настоящее время, на учет в МИФНС России № 8 по Мурманской области постановлен 01.01.2012 года, осуществляемый вид деятельности – деятельность стоянок для транспортных средств.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права 26.08.1999 года за Потребительским кооперативом №13 по эксплуатации гаражей на праве бессрочного пользования зарегистрирован земельный участок общей площадью 6300 кв. м. Основанием для государственной регистрации права послужил государственный акт на право пользования землей <.....>, выданный 22.06.1988 года гаражно-эксплуатационному кооперативу № 13 исполнительным комитетом Апатитского городского Совета народных депутатов, зарегистрированный в Книге записей государственных актов на право пользования землей за № 44.
В нарушение установленной законом обязанности по состоянию на 18.03.2021 года Потребительским кооперативом № 13 по эксплуатации гаражей не представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2019 год.
Сведений о подаче налоговой декларации по земельному налогу за 2019 год на дату рассмотрения настоящего спора не имеется, что подтверждается сообщением МИФНС № 8 по Мурманской области от 19.03.2021 года.
Доводы ответчика о том, что у кооператива отсутствует обязанность по предоставлению налоговой декларации по земельному налогу, поскольку земельный участок передан кооперативу в бессрочное и бесплатное пользование, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
Переоформление гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, и сроком не ограничивается.
На основании статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно статье 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог относится к местным налогам. Данный налог является одним из основных источников формирования местных бюджетов.
В соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.
На территории города Апатиты Мурманской области налоговые ставки земельного налога, порядок и сроки уплаты земельного налога налогоплательщиками-организациями, налоговые льготы установлены Положением о местных налогах на территории города Апатиты, утвержденным решением Апатитского городского Совета от 27.10.2005 года N 510.
В силу части 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.
Таким образом, поскольку земельный участок зарегистрирован за Потребительским кооперативом №13 по эксплуатации гаражей на праве бессрочного пользования, то в силу положений части 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ кооператив является плательщиком земельного налога, в связи с чем обязан предоставлять налоговую декларацию в налоговый орган.
Поскольку непредставление налоговой декларации ответчиком нарушает права неопределенного круга лиц, а также интересы Российской Федерации и создает препятствия налоговому органу в осуществлении контрольных функций, суд находит исковые требования прокурора правомерными и подлежащими удовлетворению.
По правилам статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая решение, суд учитывает, что доказательств, объективно подтверждающих невозможность исполнения решения суда в указанный прокурором срок, ответчиком суду не представлено.
В связи с чем, суд соглашается с мнением прокурора и определяет срок, в течение которого ответчиком должна быть выполнена обязанность по представлению в МИФНС России № 8 по Мурманской области декларации по земельному налогу – десять дней со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина, от уплаты которой прокурор г. Апатиты при предъявлении иска был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В связи с чем, с ответчика в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации за удовлетворенное требование неимущественного характера подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–199, 206, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Апатиты в защиту интересов Российской Федерации в лице государственного учреждения – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Мурманской области к Потребительскому кооперативу № 13 по эксплуатации гаражей о возложении обязанности по представлению налоговой декларации по земельному налогу за 2019 год, удовлетворить.
Обязать Потребительский кооператив № 13 по эксплуатации гаражей в течение десяти дней со дня вступления данного решения суда в законную силу представить в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №8 по Мурманской области налоговую декларацию по земельному налогу за 2019 год по форме, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы от 10 мая 2017 года № ММВ-7-21/347@.
Взыскать с Потребительского кооператива № 13 по эксплуатации гаражей в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд Мурманской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Полузина Е.С.