Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-342(2010)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.ФИО2 12 июля 2010года
Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующий- судья Кравцова Т.Г.,
с участием помощника прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края Курбацкой Е.А.,
представителя ответчика по доверенности ФИО1,
при секретаре Заикиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Ургалуголь» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ОАО «Ургалуголь» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства, ссылаясь на то, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения ОАО «Ургалуголь» природоохранного законодательства, в ходе которой установлено следующее. В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятие осуществляет сброс сточных вод в водные объекты - река ФИО2, река Ургал. В соответствии с ежегодным статистическим отчетом по форме 2-ТП (водхоз) за 2009год, предоставленным ОАО «Ургалуголь» в Амурское бассейновое водное управление (отдел водных ресурсов) по Хабаровскому краю предприятием производится сброс сточных вод в водные объекты- река ФИО2 тремя выпусками:
-первый выпуск-сброс загрязненных (недостаточно очищенных) сточных вод в 100,0 тысяч кубических метров;
-второй выпуск -сброс загрязненных (недостаточно очищенных) сточных вод в объеме 20, 0 тысяч кубических метров;
- третий выпуск- сброс загрязненных (без очистки) сточных вод в объеме 9618, 0 тысяч кубических метров.
Водный объект – река Ургал- сброс загрязненных (недостаточно очищенных) сточных вод в объеме 2338,0 тысяч кубических метров. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование. Согласно ч. 4 ст. 11 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами, органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст.ст. 24-27 Водного кодекса РФ. В силу требований ч. 1 ст. 21 Водного кодекса РФ предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации. В иных случаях, кроме предусмотренных ч. 1 ст. 21 Водного кодекса РФ, предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ч 4 ст. 11 Водного кодекса РФ. При этом, в решении о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод, обязательно указывается место сброса, устанавливается объем допустимых сбросов сточных вод и требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса. Вместе с тем, в нарушение указанных требований законодательства, ОАО «Ургалуголь» производит сброс сточных вод в реку ФИО2, реку Ургал, при этом решение о предоставлении водного объекта в пользование в указанных целях не имеет, что подтверждается информацией Амурского бассейнового водного управления по Хабаровскому краю. Кроме того, п. 2 ч. 1 ст. 3 Водного кодекса РФ установлено, что использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц- природопользователей среди прочих нормативов допустимого воздействия на окружающую среду установлены нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов ( п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. « 7-ФХ «Об охране окружающей среды».В силу п. 4 ст. 18 ФЗ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических микроорганизмов в водные объекты. В нарушение требований законодательства, у ОАО «Ургалуголь» нормативы допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты- река ФИО2, река Ургал отсутствуют, что подтверждается информацией Амурского бассейнового водного управления по Хабаровскому краю. Таким образом, ОАО «Ургалуголь» производит сброс сточных вод в водные объекты- река ФИО2, река Ургал в отсутствие разрешительной природоохранной документации, что является нарушением требований законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации. При таких обстоятельствах, пользование ОАО «Ургалуголь» водными объектами –река ФИО2, река Ургал без разрешительной документации нарушает права Российской Федерации, как собственника водного объекта. А также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просит суд обязать ОАО «Ургалуголь» устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства, в связи с чем оформить в установленном порядке нормативную и разрешительную документацию в области охраны водных объектов: решения о предоставлении водных объектов- река ФИО2, река Ургал в пользование в целях сброса сточных вод, нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты в срок до 31.08.2010года.
В судебном заседании помощник прокурора Верхнебуреинского района района Курбацкая Е.А. изменила требования искового заявления, указав, что поскольку ранее требования в части установления срока, были заявлены без учета времени, необходимого для оформления указанной документации, то прокурор просит суд установить срок оформления документации до 31.10.2010года.
Представитель ответчика по доверенности ФИО1 возражала по исковым требованиям в части сроков подготовки проекта документов с учетом Указа Президента РФ от 23.06.2010года № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», которым не оговорен срок приведения актов Правительством РФ в соответствие с настоящим Указом, полагая, что в связи с этим Указом, их предприятие сможет оформить решение не ранее 2-х лет.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Постановлением главы Верхнебуреинского района от 26.07.1994г. №554 « О регистрации акционерного общества открытого типа «Ургалуголь» зарегистрировано и внесено в реестр предприятий района ОАО «Ургалуголь», созданное приказом комитета пор управлению госимуществом Хабаровского края № 416 от 30.06.1994г. «О преобразовании шахтоуправления «Ургальское» в акционерное общество «Ургалуголь» л.д.32)
Согласно Устава, зарегистрированного в ИФНС во Верхнебуреинскому району с изменениями 18.02. 2010г. следует, что общество приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством РФ (п. 3.3), в соответствии с п. 4.2 Устава общество осуществляет любые виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством, в том числе добычу угля и его переработку; переработку природных отвалов; использование месторождений полезных ископаемых и иные виды деятельности л.д.38-67)
Согласно свидетельства серии 27 № 000333343, выданного 23.07.2002года ИФНС по Верхнебуреинскому району открытое акционерное общество поставлено как юридическое лицо на учет 02.03.1995годал.д.35)
Из отчета формы 2 ТП-(водхоз), предоставленного ОАО «Ургалуголь» Амурскому бассейновому водному управлению отдела водных ресурсов по Хабаровскому краю 30.03.2010года следует, что ОАО «Ургалуголь» является пользователем воды из природных источников и осуществляет сброс вод в реку Ургал, реку Чегдомынл.д.6-7)
Согласно перечня предприятий- водопользователей, осуществляющих водопользование без приобретения прав пользования водными объектами на 18.03.2010г. Амурского бассейнового водного управления от 18.03.2010г. № 08-10/491 следует, предоставленных Амурским бассейновым водным управлением18.03.2010 №8-10/491 следует, что ОАО «Ургалуголь» осуществляет водопользование без приобретения прав пользования водными объектами на 18.03.2010г. л.д.9-13)
Из сведений, предоставленных отделом водных ресурсов по Хабаровскому краю Амурского бассейнового водного управления от 11.12.2009г. № 08-10/119 следует, что ОАО «Ургалуголь» входит в перечень предприятий-водопользователей, имеющих сброс сточных вод в поверхностные водные объекты л.д. 15-20)
25.04.2001г. ОАО «Ургалуголь» была выдана лицензия на водопользование поверхностных водных объектов серии ХАБ 00034 БРДВХ, срок действия лицензии до 25.04.2007года л.д.104-105)
ОАО «Ургалуголь» в адрес МТУ Роспотребнадзора по ДФО 12.01.2007года исх. № 1-10/50 был направлен на утверждение проект нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты л.д.68)
Из письма МТУ Ростехнадзора по ДФО от 07.04.2007года № 2053 ОАО «Ургалуголь»следует, что в связи с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г. № 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты», ОАО «Ургалуголь» для решения вопроса выдачи разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду необходимо обеспечить представление комплекта документов и материалов, указанных в п. 5.2 «Инструкции по организации работы федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по выдаче разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, устанавливающих лимиты на выбросы и сбросы»л.д.70-71)
ОАО Ургалуголь» 25.06.2007г. исх. № 1-10/1117, 15.10.2007г. № 1-10/1801 в адрес МТУ Ростехнадзора по ДФО были направлены письменные сообщения о рассмотрении документов о получении разрешения на организованный сброс л.д.723, 73)
В соответствии с письмом МТУ Ростехнадзора по ДФО от 24.10.2007г. № 6762 ОАО «Ургалуголь» следует, что комплект документов, предоставленный для выдачи разрешения, устанавливающего лимиты на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду направлен в Управление государственного экологического надзора Ростехнадзора от 10.0.2007годал.д.74-75)
Из письма отдела водных ресуррсов по Хабаровскому краю Амурского бассейнового водного управления от 08.10.2008г. № 08-1к/774 ОАО «Ургалуголь» следует, что ОАО «Ургалуголь» необходимо разработать и утвердить в установленном порядке нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты и оформить право пользования поверхностным водным объектом для сброса сточных вод л.д. 76)
20.08.2008г. между ИП ФИО3 и ОАО «Урглуголь» был заключен договор № 20/2008 на разработку нормативной экологической документации л.д. 78-85)
28.10.2009года генеральным проектом ООО «Эко-Проект» в Дальневосточное управление Ростехнадзора были направлены на согласование нормативы допустимых сбросов НДС ОАО «Ургалуголь»л.д.97)
15.12.2009г. №8/3026 нормативы допустимых сбросов по ОАО «Ургалуголь» были возвращены на доработку, с указанием недостатков предоставленных материаловл.д.100-102)
20.04.2010года ОАО «Ургалуголь» платежным поручением № 01568 произведена плата за загрязнение окружающей среды за 1 квартал 2010года в сумме 2078254 рублейл.д.109)
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Водного Кодекса РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод. Статьей 23 Водного кодекса РФ регламентирован порядок принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Согласно ст. 22 п. 6 Федерального закона « Об охране окружающей среды», в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц- природопользователей среди прочих нормативов допустимого воздействия на окружающую среду установлены нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Статьей 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускается на основании выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с письмом Федерального агентства водных ресурсов от 05.02.2009г. № ВК-02-25/325 «О предоставлении водных объектов в пользование в случае разработки водопользователем и утверждения в установленном законодательством порядке НДС водопользователь вправе обратиться в уполномоченный орган по предоставлению водного объекта в пользование для оформления решения о предоставлении водного объекта в пользование на основании НДС.
Согласно Указа Президента РФ от 23.06.2010г. № 780 функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере технологического и атомного надзора возложены на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Как было установлено в судебном заседании ОАО «Ургалуголь» при осуществлении предусмотренной уставом производственной деятельности производит сброс сточных вод в реки Ургал, ФИО2 Верхнебуреинского района Хабаровского края и согласно требованиям законодательства должно иметь разрешение о предоставлении водных объектов в пользования в целях сброса сточных вод, разрешение на сброс сточных вод, нормативы допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты. Следовательно, требование прокурора в части возложения на предприятие обязанности по оформлению разрешительной документации в области охраны водных объектов обоснованно и подлежит удовлетворению. Однако, срок, в который прокурор просит оформить разрешительную документацию (до 31.10.2010года) суд считает недостаточным и не реальным для исполнения, в связи с изменениями в законодательстве и отсутствии сроков для проверки уполномоченными органами предоставленных материалов. Срок в полтора года суд считает достаточным для исполнения.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлины, от уплаты которой истец освобожден, подлежат взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать открытое акционерное общество «Ургалуголь» устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства и обязать оформить в установленном порядке нормативную и разрешительную документацию в области охраны водных объектов: решения о предоставлении водных объектов- река ФИО2, река Ургал в пользование в целях сброса сточных вод, нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты в срок до 12.01.2012 года.
Взыскать с открытого акционерного общества «Ургалуголь» государственную пошлину в сумме 200 рублей в федеральный бюджет.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Верхнебуреинский районный суд в течение 10 дней.
Судья Кравцова Т.Г.