ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-342 от 17.02.2011 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

                                                                                    Октябрьский районный суд г.Архангельска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Октябрьский районный суд г.Архангельска — ТЕКСТЫ СУДЕБНЫХ АКТОВ

Дело № 2-342/2011

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

17 февраля 2011 года г. Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе:

председательствующего судьи Гулевой Г.В.,

при секретаре Заляжных Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к некоммерческой организации - Архангельской областной территориально-соседской общине коренного малочисленного народа поморов о ликвидации и исключении из единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу обратилось в суд с иском к некоммерческой организации «Архангельская областная территориально-соседская община коренного малочисленного народа поморов» о признании прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявления указано, что в ходе проведённой проверки в отношении ответчика установлены грубые нарушения требований законодательства РФ, допущенные при создании некоммерческой организации и в ходе её деятельности: п.8.2. Устава некоммерческой организации не соответствует п.4 ст.29 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; Устав некоммерческой организации не содержит основных положений, отражения которых требует ст. 10 Федерального закона от 20 июля 2000 года №104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (далее по тексту решения - Закон о народах севера; согласно п.2.2. учредительного договора органом управления некоммерческой организации является правление, вместе с тем, согласно п.8.1., 8.3., 8.4., 8.5. устава, указанным органом является совет; печать и бланк некоммерческой организации содержат эмблему (графическое изображение), не зарегистрированную в установленном законом порядке. Кроме того, в едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 года №255 такой коренной малочисленный народ как «поморы» отсутствует, как отсутствует и в Перечне коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утверждённом распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года №536-р.

Представители К.А.З. и Т.И.Ю., действующие от имени Управления на основании доверенности, исковые требования поддержали в полном объёме и по изложенным основаниям.

Представители ответчика Е.П.А., являющийся председателем Совета Архангельской областной территориально-соседской общины коренного малочисленного народа поморов, и А.А.П., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласились. Указали, что неустранимых нарушений законодательства ответчик не допускал, отчётность предоставлял своевременно и по установленной форме. В настоящий момент Община поморов добровольно производит действия, направленные на устранение выявленных несоответствий Устава, в Управление направлено заявление о внесении изменений в учредительные документы некоммерческой организации. Утверждение истца о том, что уставом некоммерческой организации предусмотрены виды деятельности, не связанные с целями её создания и не относящиеся к традиционным отраслям хозяйствования несостоятельно, поскольку в соответствии с пунктом 2 ст.24 ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Закон о народах севера также не содержит запрета на осуществление некоммерческой организацией коммерческой деятельности, направленной на достижение уставных целей. Выводы истца о том, что Община поморов фактически не осуществляет основные виды традиционного хозяйствования не являются основанием для ликвидации некоммерческой организации, поскольку такая деятельность направлена на извлечение прибыли и является правом, но не обязанностью некоммерческой организации. Утверждение истца о том, что Община создана лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, не соответствует действительности, а нарушений законодательства, регламентирующего порядок создания общин малочисленных народов, ответчиком допущено не было. Членами общины было реализовано право на этническое самоопределение и создание соответствующей некоммерческой организации в полном соответствии с действующим законодательством. Указание Управления юстиции на недопустимость использования незарегистрированной эмблемы общественной организации и графического изображения на печати Общиной поморов было исполнено, что подтверждается соответствующим актом об уничтожении печати от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, заявили ходатайство применении последствий пропуска срока на обращение в суд со стороны истца, поскольку община была зарегистрирована в установленном законом порядке в 2003 году, учетное дело из налоговых органов было передано в Управление юстиции в 2006 году, а с иском в суд истец обратился в декабре 2010 году.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Ш.М.В. заявление истца поддержал.

Прокуратура Архангельской области, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица определением суда на основании соответствующего заявления истца, представила возражения относительно того, что не может являться по данному гражданскому делу заинтересованным лицом. Присутствовавшая в судебном заседании прокурор П.Ю.Н. заявила ходатайство об освобождении от участия в данном гражданском деле.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, приходит к следующему выводу.

Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены ст.ст.18,19 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями указанного закона, основанием для ликвидации некоммерческой организации или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения некоммерческой организацией Конституции Российской Федерации, Федеральных конституционных законов, Федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление некоммерческой организацией деятельности, противоречащей его уставным целям.

Согласно абзацу 2 пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещённой законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Уполномоченным органом, наделенным правом обращения в суд с исковым заявлением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» и приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 года №147 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» является Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы по субъектам Российской Федерации.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года № 14-П по делу о проверке конституционности положений статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов.

Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учётом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Согласно ст.32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация ведет бухгалтерский учёт и статистическую отчётность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

Особенности правового положения, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации общин коренных малочисленных народов Российской Федерации определены Федеральным законом от 20 июля 2007 года № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». В соответствии с частью 2 статьи 8 указанного закона общины малочисленных народов организуются на добровольной основе по инициативе лиц, относящихся к малочисленным народам, достигших возраста 18 лет.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, Архангельская областная территориально-соседская община коренного малочисленного народа поморов создана на основании решения учредительного собрания 15 декабря 2003 года, зарегистрирована инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Архангельску 05 января 2004 года, получив основной государственный регистрационный номер - 1042900000450, при этом каких-либо замечаний при регистрации общины со стороны уполномоченного органа не имелось.

В рамках осуществления контрольных полномочий и во исполнение плана проверок общественных объединений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций на 2010 год, утверждённого приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 25 декабря 2009 года №390, в отношении некоммерческой организации в период с 1 ноября 2010 года по 30 ноября 2010 года в соответствии с приказом Управления от 5 октября 2010 года №471 «О проведении плановой документальной проверки Архангельской областной территориально-соседской общины коренного малочисленного народа поморов» проводилась проверка установления соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным её учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

В ходе проверки Управлением установлены нарушения требований законодательства Российской Федерации, допущенные при создании некоммерческой организации, которые выразились в следующем.

В соответствии с п.8.2. устава некоммерческой организации, решение о внесении изменений и дополнений в устав относится к исключительной компетенции общего собрания и принимается простым большинством голосов, вместе с тем, согласно п.4 ст.29 Закона о некоммерческих организациях, решения, отнесённые к исключительной компетенции общего собрания некоммерческой организации должны быть приняты квалифицированным большинством. Устав некоммерческой организации не содержит основных положений, отражение которых требует ст. 10 Федерального закона от 20 июля 2000 года №104 Закона о народах севера, а именно: порядок возмещения убытков; условия ответственности членов общины по долгам и убыткам общины; уставом некоммерческой организации предусмотрены виды деятельности, не связанные с целями создания некоммерческой организации, не относящиеся к традиционным отраслям хозяйствования и деятельности коренных малочисленных народов. Согласно п.2.2. учредительного договора органом управления некоммерческой организации является правление, вместе с тем, согласно п.8.1., 8.3., 8.4., 8.5. устава, указанным органом является совет.

Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанные нарушения не могут считаться грубыми, неустранимыми и неоднократными, в связи с чем не могут являться основанием для ликвидации общины.

Как следует из материалов дела, частично недочеты, указанные в исковом заявлении, были устранены в процессе рассмотрения дела (уничтожена печать организации, содержащая незарегистрированную эмблему), кроме того, общиной в Управление подавались на регистрацию изменения в учредительные документы, в частности, в те положения, о которых упоминается в исковом заявлении. Из сообщения об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации от 11 февраля 2011 года № 03-15-659 следует, что отказ в государственной регистрации не является основанием для повторной подачи документов при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

Проверяя обоснованность довода истца о том, что уставом ответчика предусмотрены виды деятельности, не связанные с целями её создания и не относящиеся к традиционным отраслям хозяйствования, судом учитывается следующее.

Как следует из содержания устава некоммерческой организации «Архангельская областная территориально-соседская община коренного малочисленного народа поморов», основными целями деятельности общины являются: защита исконной среды обитания сохранения и развития традиционного образа жизни российских поморов; сохранение, возрождение и развитие традиционных отраслей хозяйственной деятельности, регионального природопользования; обеспечение традиционного уклада жизни, культуры и языка, а также сохранения территории расселения и среды обитания местного населения, как главного условия выживания и развития коренных малочисленных народов Севера; содействие созданию благоприятных условий для решения проблем социально-экономического и культурного возрождения и дальнейшего развития народа поморов, реализация и защита их гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод; укрепление дружбы и взаимопонимания народа поморов с другими народами.

Как следует из буквального толкования ст.24 ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Кроме того, положения статей Закона о народах севера, на которые ссылается истец, так же не содержат запрета на осуществление некоммерческой организацией коммерческой деятельности, направленной на достижение уставных целей.

При таких обстоятельствах, с учётом ст.24 ФЗ «О некоммерческих организациях», у суда нет оснований полагать, что уставом ответчика предусмотрены какие - либо виды деятельности, не связанные с целями её создания и не относящиеся к традиционным отраслям хозяйствования.

Также судом установлено, что общиной в 2010 году проводился ряд мероприятий, непосредственно связанных с достижением целей, для которых она была создана. Так, общиной был создан «Славянский круг» - орган взаимодействия славянских народов, оказывалась поддержка фольклорным коллективам и мастерам народных промыслов и ремесел в рамках проекта «Поморская народная артель», создан молодежный военно-спортивный клуб «Поморская рать», община принимала участие в создании добровольной народной дружины «Поморская дружина», участвовала в проведении этнокультурного праздника «Поморский Новый год - Новолетие», проводились лекции для школьников на тему «Традиции Поморья», принимала участие в Третьем съезде поморов (г. Беломорск), а также принимала участие в разработке программы мероприятий в рамках «Года Поморской культуры». Таким образом, подтверждается, что деятельность организации соответствует заявленным в Уставе целям ее создания.

Утверждение истца о том, что община создана лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, также не может быть признано судом в качестве нарушения ответчиком закона о некоммерческих организациях, которое может повлечь ликвидацию общины.

В соответствии со ст. 6.1 Закона о некоммерческих организациях, ст.1 Федерального закона о малочисленных народах и ст.1 Закона о народах севера, общины малочисленных народов - формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

Согласно ст.1 Закона о малочисленных народах, коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее - малочисленные народы) - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Действительно, Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года №255 утвержден Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, в котором такой коренной малочисленный народ как «поморы» отсутствует. Также поморы, как малочисленный народ, не входят в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года №536-р.

Вместе с тем, суд учитывает вышеуказанное конституционное положение, закрепившее право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность (п.1 ст.26 Конституции РФ), в соответствии с которой никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Согласно имеющейся в материалах дела справке, направленной Управлению Министерства юстиции РФ по Архангельской области комиссией учёных в лице ректора Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, доктора исторических наук, профессора, члена - корреспондента РАО Б.В.Н., директора Центра сравнительного религиоведения и этносемиотики, доктора философских наук, профессора Т.Н.М., заведующего кафедрой источниковедения, археологии и этнографии Сыктывкарского государственного университета, доктора исторических наук, профессора С.В.А., национальность «поморы» существует на территории Российской Федерации, что подтверждают данные всероссийской переписи населения 2002 года, в которой данная национальность внесена в перечень под кодом 208.

Данное обстоятельство подтверждается данными из Архангельского областного комитета государственной статистики, алфавитным перечнем национальностей, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 2 сентября 2002 года №171 и Справкам Архангельского областного комитета государственной статистики. Подавляющее большинство поморов проживает на территории Архангельской области. Кроме того, согласно сведениям Госкомстата РФ, в ходе переписи населения к национальности «помор» себя отнесли 6 571 человек. С учётом изложенного, основываясь на научных исследованиях, принимая во внимание то обстоятельство, что национальность «помор» насчитывает менее 50000 человек, она может быть отнесена к числу малочисленных.

Судом также учитывается, что Законом о народах севера не ставится наличие регистрации общин коренных малочисленных народов, соответствующих установленным законом критериям, в зависимость от предварительного включения данного народа в Перечень коренных малочисленных народов.

Таким образом, грубого нарушения порядка, регламентирующего создание общины малочисленных народов, со стороны ответчика при создании общины допущено не было. Допущенные при регистрации в 2003 году нарушения не могут в данном случае являться единственным основанием для ликвидации общины.

Что касается доводов стороны ответчика относительно истечения срока исковой давности, то он также заслуживает внимания. Правоотношения в части создания, деятельности, реорганизации юридических лиц, к коим относится ответчик, регулируются нормами Гражданского кодекса РФ и специальных законов. Поскольку в специальном законодательстве не оговариваются сроки на обращение в суд, а выявленные истцом нарушения были допущены при создании и регистрации общины в 2003 году, то в данном случае подлежат применению положения статьи 196 ГК РФ, устанавливающей общий трехгодичный срок исковой давности. Как установлено судом, община зарегистрирована инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Архангельску ДД.ММ.ГГГГ, в Управление юстиции учетное дело было передано в 2006 году, а обращение в суд с требованием о ликвидации общины было направлено в декабре 2010 года, т.е. за пределами трехлетнего срока, что само по себе при наличии ходатайства ответчика является самостоятельным основанием для отказа в иске.

С учётом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что достаточных оснований, предусмотренных законом для ликвидации Архангельской областной территориально-соседской общины коренного малочисленного народа поморов и исключении ее из реестра юридических лиц, при разбирательстве дела не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении иска Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к некоммерческой организации - Архангельской областной территориально-соседской общине коренного малочисленного народа поморов о ликвидации и исключении из единого государственного реестра юридических лиц отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска

Судья Г.В.Гулева

мотивированное решение изготовлено 21 февраля 2011 года