ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-342 от 25.05.2011 Оловяннинского районного суда (Забайкальский край)

                                                                                    Оловяннинский районный суд Забайкальского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Оловяннинский районный суд Забайкальского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Гражданское дело № 2-342/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 мая 2011 года п. Ясногорск

Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Сафоновой Е. В., при секретаре Писаревой О.И., с участием заместителя прокурора Оловяннинского района Бучина В.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края в защиту государственных интересов, неопределенного круга лиц к ФБУ «Исправительная колония № 7» УФСИН России по Забайкальскому краю, Федеральной службе исполнения наказания РФ о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края в защиту государственных интересов, неопределенного круга лиц к ФБУ «Исправительная колония № 7» УФСИН России по Забайкальскому краю, Федеральной службе исполнения наказания РФ с требованием о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду, в обоснование требований указал следующее.

В прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях из Управления Роспотребнадзора поступили сведения о задолженности ответчика по оплате за негативное воздействие на окружающую среду, задолженность составила 143956,14 рублей. В нарушении ст.3, ст. 16 Федерального Закона от 10.01.02 года №7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», п.9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, ст.51 Бюджетного Кодекса РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду является неналоговыми доходами бюджета РФ, субъектов РФ и муниципальных образований ( в бюджет РФ-20%, в бюджет субъекта РФ -40%, в местный бюджет - 40%), таким образом, неоплата за негативное воздействие на окружающую среду нарушает конституционное право населения на благополучную окружающую среду. В соответствии с Положением о ФБУ «Исправительная колония № 7» УФСИН России по Забайкальскому краю утвержденного Приказом Директора ФСИН России № 135 от 17.03.2007 года, учреждение является юридическим лицом, самостоятельно осуществляет правовое обеспечение предпринимательской, финансово-хозяйственной и иной деятельности. Согласно ст. 11 Закона «Об органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 года, ст. 158 Бюджетного Кодекса РФ при недостаточности средств, субсидиарную ответственность несет собственник федерального имущества- Федеральная служба исполнения наказаний РФ.

Просит взыскать с ФБУ «Исправительная колония № 7» УФСИН России по Забайкальскому краю задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 143 956, 14 рублей. При недостаточности средств ФБУ «Исправительная колония № 7» УФСИН России по Забайкальскому краю взыскание указанных денежных средств произвести в порядке субсидиарной ответственности с Федеральной службы исполнения наказаний РФ.

В судебном заседании прокурор Бучин В.Н. требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика ФБУ «Исправительная колония № 7» УФСИН России по Забайкальскому краю, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Также представил отзыв на иск в котором указал, что признает требования частично, по следующим основаниям, в 2009 году образовалась задолженность за негативное воздействие на окружающую среду в виду отсутствия финансирования, однако 14.03.2011 года ФБУ ИК-7 произвело оплату за негативное воздействие за 3 квартал 2010 года на сумму 15793,50, и на сумму 16274,66 рублей, всего на 32068,16 рублей, таким образом, задолженность составила 111 887,98 рублей.

Представитель ответчика Федеральной службы исполнения наказания РФ, в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещен.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Забайкальскому краю (Росприроднадзор), в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и пояснение по иску прокурора с указанием задолженности на 01.05.2011 года, которая составила 107 534, 52 рубля.

Суд, заслушав пояснения прокурора, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствие ст.42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7 ФЗ от 10.01.2002г. предусмотрен принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В соответствии ст. 15 п. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7 ФЗ от 10.01.2002г., юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством.

Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления.

Во исполнение данных положений, Правительство Российской Федерации постановлением от 28.08.1992 N 632 утвердило Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), а Постановлением от 12.06.2003 года № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» - Нормативы платы за загрязнение окружающей среды в пределах установленных допустимых нормативов выбросов и в пределах установленных лимитов выбросов.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; независимость контроля в области охраны окружающей среды; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.

В соответствии со ст. 55 п. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7 ФЗ от 10.01.2002г., органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.

В соответствии со ст. 77 п. 1, ст. 78 п. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7 ФЗ от 10.01.2002г. юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда.

В соответствие ст.51, ст. 57, ст. 62 Бюджетного Кодекса РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду является неналоговыми доходами бюджетов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований ( в бюджет РФ - 20%, в бюджет субъекта РФ - 40%, в местный бюджет - 40%).

Согласно представленному акту сверки расчетов плательщика по плате за негативное воздействие на окружающую среду от 24.02.2011 года, задолженность ФБУ ИК-7 составила 143 956, 14 рублей.

В тоже время согласно представленным платежным поручениям № 1747 и № 1748 от 14.03.2011 года и пояснению Росприроднадзора, ФБУ ИК-7 произвело оплату задолженности за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2010 года, всего на сумму 36 421,62 рубль. Таким образом, задолженность на 01.05.2011 года составила 107 534, 52 рубля, данная сумма подлежит взысканию.

В соответствии с Положением о ФБУ «Исправительная колония № 7» УФСИН России по Забайкальскому краю утвержденного Приказом Директора ФСИН России № 135 от 17.03.2007 года, ФБУ «Исправительная колония № 7» является юридическим лицом, самостоятельно осуществляет правовое обеспечение предпринимательской, финансово-хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии со ст. 11 Закона «Об органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 года, и ст. 158 Бюджетного Кодекса РФ при недостаточности средств учреждения, субсидиарную ответственность несет собственник федерального имущества.

Собственником федерального имущества по отношению к ФБУ «Исправительная колония № 7» является Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний РФ.

На основании изложенного, требования прокурора подлежат удовлетворению в части.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Оловяннинский район» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края удовлетворить частично.

Взыскать с ФБУ «Исправительная колония № 7» УФСИН России по Забайкальскому краю задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 107 534 рублей 52 копеек.

При недостаточности средств у ФБУ «Исправительная колония № 7» УФСИН России по Забайкальскому краю взыскание указанных средств произвести в порядке субсидиарной ответственности с Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации.

Взыскать с ФБУ «Исправительная колония № 7» УФСИН России по Забайкальскому краю в доход бюджета муниципального района «Оловяннинский район» государственную пошлину в размере 3437 рублей 75 копеек.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 10 дней.

Судья Е.В. Сафонова