ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3420/20 от 18.09.2020 Ленинскогого районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

№ 2-3420/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Новосибирск 18 сентября 2020 года

Ленинский районный суд г.Новосибирска в составе:

судьи Нестеровой А. В.,

с участием представителя истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

при секретаре судебного заседания Федосеевой Ю. Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 ФИО7 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Новосибирска (межрайонному) о признании незаконным в части решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с указанным иском, с учетом уточнений просила:

признать незаконным решение ответчика № 100734/20 от 18.02.2020 г. об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости в части невключения в стаж на соответствующих видах работ периодов: с 18.01.1995 г. по 28.02.1999 г. в качестве сортировщика-сдатчика металла, с 01.03.1999 г. по 27.10.2010 г. в качестве водителя погрузчика, с 28.10.2010 г. по 18.06.2012 г. в качестве машиниста крана металлургического производства, с 19.06.2012 г. по 30.09.2012 г. в качестве оператора поста управления, с 01.10.2012 г. по 04.05.2018 г. в качестве резчика холодного металла;

обязать ответчика включить ФИО3 в стаж на соответствующих видах работ периоды на Карагандинском Металлургическом Комбинате (с 2007 г. – АО «АрселорМиттал Темиртау»), прокатное производство, листопрокатный цех № 2 периодов: с 18.01.1995 г. по 28.02.1999 г. в качестве сортировщика-сдатчика металла, с 01.03.1999 г. по 27.10.2010 г. в качестве водителя погрузчика, с 28.10.2010 г. по 18.06.2012 г. в качестве машиниста крана металлургического производства, с 19.06.2012 г. по 30.09.2012 г. в качестве оператора поста управления, с 01.10.2012 г. по 04.05.2018 г. в качестве резчика холодного металла;

обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 18.02.2020 г.

Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила.

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании заявленные требования и доводы иска поддержала.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании иск не признала, поддержав письменный отзыв, в котором указано, что спорные периоды работы истца не были зачтены в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, поскольку в соответствии с законодательством Республики Казахстан после 01.01.1998 г. периоды работы на соответствующих видах работ учитываются в трудовой стаж для назначения пенсии по старости на общих основаниях. Также отсутствуют начисление и уплата страховых взносов на обязательное страхование по дополнительным тарифам в периоды работы после 01.01.2013 г.

Суд, заслушав пояснения, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Пенсионным органом признано наличие у ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент обращения за пенсией 10.02.2020 г. страхового стажа 29 лет 09 месяцев 24 дня и стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии, 02 года 11 месяцев 12 дней, в связи с чем 18.02.2020 г. решением № 100734/20 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, при этом пенсионный орган не засчитал периоды работы ФИО3:

с 01.01.1998 г. по 28.02.1999 г. в качестве сортировщика-сдатчика;

с 01.03.1999 г. по 27.10.2010 г. в качестве водителя погрузчика;

с 28.10.2010 г. по 18.06.2012 г. в качестве машиниста крана металлургического производства;

с 19.06.2012 г. по 30.09.2012 г. в качестве оператора поста управления;

с 01.10.2012 г. по 04.05.2018 г. в качестве резчика холодного металла, –

так как периоды работы ФИО3 на территории Республики Казахстан после 01.01.1998 г. не подлежат зачету в стаж за соответствующих видах работ в целях определения права на установление досрочной пенсии по старости в соответствии с российским законодательством, поскольку в соответствии с законодательством Республики Казахстан периоды работы после указанной даты учитываются в трудовой стаж для назначения пенсии по старости на общих основаниях по достижении общеустановленного пенсионного возраста, в связи с чем при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» они также должны учитываться в страховой стаж на общих основаниях. Не подтверждены право и условия досрочного пенсионного обеспечения по законодательству Республики Казахстан лиц, занятых на указанных работах в указанной профессии, то есть не соблюдается условие, предусмотренное ч.3 ст.30 названного Федерального закона. Несоблюдение данного условия усматривается из законодательства Республики Казахстан, на территории которой протекала работа ФИО3, в соответствии с которым с 01.01.1998 г. отменено назначение льготных пенсий по Спискам № 1 и № 2, а с 01.01.2000 г. введен закон, регулирующий установление досрочных пособий, согласно которому государственное специальное пособие устанавливается лицам, имевшим по состоянию на 01.01.1998 г. необходимую продолжительность стажа работы по Спискам № 1 или № 2. Также отсутствуют начисление и уплата страховых взносов на обязательное страхование по дополнительным тарифам в периоды работы после 01.01.2013 г.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», введенного в действие с 01.01.2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст.8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам

Требуемый стаж на соответствующих видах работ в возрасте 50 лет для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 указанного Федерального закона составляет 10 лет.

Переходными положениями ст.35 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено постепенное увеличение индивидуального пенсионного коэффициента. Для назначения страховой пенсии по старости в 2020 году требуется наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 18,6.

Согласно ч.1 ст.11 названного Федерального закона, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст.14 данного Федерального закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст.11, 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч.1).

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».

Аналогичные положения содержались в ст.13 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применяемого до 01.01.2015 г.

Согласно ч.2 ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

13.03.1992 г. между государствами – участниками Содружества Независимых Государств: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, – было подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в ст.1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств – участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Таким образом, данным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины.

В соответствии со ст.3 Соглашения все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по данному Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

В ч.2 ст.6 Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.07.2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР, согласно которым предлагается периоды работы по найму после 01.01.2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ) включать в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование (п.5).

В соответствии с п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу п.5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР (Приложение № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР»), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств – участников Соглашения от 13.03.1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах – участниках Соглашения от 13.03.1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 г. № 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13.03.1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Согласно ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.4 названного закона («Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом»), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом о 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой (трудовой) стаж, были установлены ст.10 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 01.01.2002 г. и действовал до 01.01.2015 г. – даты вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.

В п.2 ст.29 Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который не применяется с 01.01.2015 г., за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с ч.4 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение приведенной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также – Правила № 1015, Правила).

Согласно п.5 указанных Правил, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

В п.6 Правил определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 01.01.1991 г. – документами финансовых органов или справками архивных учреждений); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 01.01.2001 г. и с 01.01.2002 г. 1 января 2002 г. – документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации; единый социальный налог (взнос) за период с 01.01.2001 г. по 31.12.2001 г. – документами территориальных налоговых органов; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности – свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.

Аналогичные положения были предусмотрены п.п.4-6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 555 (утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2014 г. № 1015).

Порядок установления страховых пенсий определен в ст.21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно ч.1 названной статьи, установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч.6 ст.21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (ч.7 ст.21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч.8 ст.21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Приказом Минтруда России от 28.11.2014 г. № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее – Перечень).

Согласно п.2 Перечня, для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В п.6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»; об индивидуальном пенсионном коэффициенте.

Согласно пп.«а» п.12 Перечня, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.30-32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным п.п.6, 7 Перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (ч.1 ст.30, ч.1 ст.31, п.7 ч.1 ст.32, ст.33 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (п.51 Перечня).

Приказом Минтруда России от 17.11.2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее также – Правила № 884н).

Согласно п.22 указанных Правил, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил № 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства – участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (п.65 Правил № 884н).

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения от 13.03.1992 г., имевшие место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения от 13.03.1992 г., за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13.03.1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В ст.1 Соглашения от 13.03.1992 г. о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств – участников Соглашения от 13.03.1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства – участника Соглашения от 13.03.1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства – участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Факт осуществления трудовой деятельности в спорные периоды на указанных истцом должностях и в организациях ответчиком не оспорен, подтвержден документально.

Факт уплаты страховых взносов, обязательных пенсионных взносов за периоды, заявленные ФИО3 к включению в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, имевшей место на территории Республики Казахстан, подтверждены представленными истцом документами: справкой № 270 от 26.02.2018 г., справкой № 271 от 26.02.2018 г., справкой № 272 от 26.02.2018 г., справкой о суммах дохода, выплаченных физическому лицу и осуществленных с дохода обязательных пенсионных взносов с 01.05.2014 г. по 31.12.2017 г., оборотами по транзитным счетам вкладчика, выписками с индивидуального пенсионного счета вкладчика.

Таким образом, суд полагает возможным признать решение от 18.02.2020 г. № 100734/20 незаконным в части отказа во включении в страховой стаж для назначения страховой пенсии периодов работы истца с 01.01.1998 г. по 04.05.2018 г. в АООТ (в дальнейшем – ОАО, АО) «Испат-Кармет» (с последующим переименованием в АО «МИТТАЛ СТИЛ ТЕМИРТАУ», АО «АрселорМиттал Темиртау») сортировщиком-сдатчиком металла третьего разряда листопрокатного цеха № 2, водителем погрузчика по третьему разряду в листопрокатном цехе № 2, водителем погрузчика химблока травильного отделения четвертого разряда листопрокатного цеха № 2, машинистом крана металлургического производства по четвертому разряду отделения листоотделки листопрокатного цеха № 2, оператором поста управления третьего разряда звена по упаковке, сдаче, сортировке и формированию рулонов участка по обслуживанию агрегатов продольной резки и формирования рулонов отделения листоотделки листопрокатного цеха № 2, резчиком холодного металла (гильотиновые ножницы) четвертого разряда звена по упаковке, сдаче, сортировке и формированию рулонов отделения листоотделки листопрокатного цеха № 2, поскольку зачету в специальный стаж, дающий ФИО3 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежит весь заявленный истцом период с 18.01.1995 г. по 04.05.2018 г.

Ответчик, обосновывая заявленные возражения, указывает, что ФИО3 не подтверждены право и условия досрочного пенсионного обеспечения по законодательству Республики Казахстан лиц, занятых на указанных работах в указанной профессии.

С указанным доводом нельзя согласиться, поскольку, как указывалось выше, при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Индивидуальный пенсионный коэффициент истца превышает требуемые 18,6 и составляет 40,940, продолжительность специального стажа ФИО3 превышает требуемые 10 лет, как следствие, суд приходит к выводу о наличии у ФИО3 права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган.

Однако в соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, то есть в данном случае – с 18.02.2020 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Признать решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Новосибирска (межрайонного) от 18.02.2020 г. № 100734/20 незаконным в части отказа во включении в специальный стаж, дающий ФИО3 ФИО8 право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов работы:

с 18.01.1995 г. по 17.11.1995 г. на Карагандинском металлургическом комбинате (Государственное акционерное общество «Карагандинский металлургический комбинат») сортировщиком-сдатчиком металла третьего разряда листопрокатного цеха № 2;

с 17.11.1995 г. по 04.05.2018 г. в Акционерном обществе открытого типа (в дальнейшем – Открытое акционерное общество, Акционерное общество) «Испат-Кармет» (с последующим переименованием в Акционерное общество «МИТТАЛ СТИЛ ТЕМИРТАУ», Акционерное общество «АрселорМиттал Темиртау») сортировщиком-сдатчиком металла третьего разряда листопрокатного цеха № 2, водителем погрузчика по третьему разряду в листопрокатном цехе № 2, водителем погрузчика химблока травильного отделения четвертого разряда листопрокатного цеха № 2, машинистом крана металлургического производства по четвертому разряду отделения листоотделки листопрокатного цеха № 2, оператором поста управления третьего разряда звена по упаковке, сдаче, сортировке и формированию рулонов участка по обслуживанию агрегатов продольной резки и формирования рулонов отделения листоотделки листопрокатного цеха № 2, резчиком холодного металла (гильотиновые ножницы) четвертого разряда звена по упаковке, сдаче, сортировке и формированию рулонов отделения листоотделки листопрокатного цеха № 2.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Новосибирска (межрайонное) включить ФИО3 в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы:

с 18.01.1995 г. по 17.11.1995 г. на Карагандинском металлургическом комбинате (Государственное акционерное общество «Карагандинский металлургический комбинат») сортировщиком-сдатчиком металла третьего разряда листопрокатного цеха № 2;

с 17.11.1995 г. по 04.05.2018 г. в Акционерном обществе открытого типа (в дальнейшем – Открытое акционерное общество, Акционерное общество) «Испат-Кармет» (с последующим переименованием в Акционерное общество «МИТТАЛ СТИЛ ТЕМИРТАУ», Акционерное общество «АрселорМиттал Темиртау») сортировщиком-сдатчиком металла третьего разряда листопрокатного цеха № 2, водителем погрузчика по третьему разряду в листопрокатном цехе № 2, водителем погрузчика химблока травильного отделения четвертого разряда листопрокатного цеха № 2, машинистом крана металлургического производства по четвертому разряду отделения листоотделки листопрокатного цеха № 2, оператором поста управления третьего разряда звена по упаковке, сдаче, сортировке и формированию рулонов участка по обслуживанию агрегатов продольной резки и формирования рулонов отделения листоотделки листопрокатного цеха № 2, резчиком холодного металла (гильотиновые ножницы) четвертого разряда звена по упаковке, сдаче, сортировке и формированию рулонов отделения листоотделки листопрокатного цеха № 2.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Новосибирска (межрайонное) назначить ФИО3 ФИО9 досрочную страховую пенсию по старости с 10.02.2020 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Ленинский районный суд г.Новосибирска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 16.10.2020 г.

Судья (подпись) А. В. Нестерова

Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-3420/2020 Ленинского районного суда г.Новосибирска. 54RS0006-01-2020-003037-54.