ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3420/2013 от 06.11.2013 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 6 ноября 2013 года г. Ханты-Мансийск

 Тюменской области

 Ханты – Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Тюменской области в составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.,

 при секретаре Краевой Е.С.,

 с участием истца, представителя ответчика ФИО1, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-3420/13 по иску ФИО2 к КУ ХМАО-Югры "Ханты-Мансийский центр занятости населения" об оспаривании решения о сохранении средней заработной платы на период трудоустройства,

 УСТАНОВИЛ:

 Истец обратился в районный суд к ответчику с требованиями о признании решения об отказе в выдаче решения на сохранение среднего месячного заработка в течение пятого месяца со дня увольнения от ДД.ММ.ГГГГ № недействительным, об обязании выдать решение на сохранение среднего месячного заработка в течение пятого месяца со дня увольнения.

 Требования мотивированы тем, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в выдаче решения на сохранение среднего месячного заработка в течение пятого месяца со дня увольнения. В обоснование довода о незаконности такого отказа указывает, что ДД.ММ.ГГГГ была уволена в связи с сокращением должности государственной гражданской службы ХМАО-Югры <данные изъяты> и в соответствии со ст. 318 Трудового кодекса РФ была зарегистрирована в Центре занятости населения с ДД.ММ.ГГГГ Полагает, что обращение в месячный срок после увольнения в Центр занятости населения и факт нетрудоустройства в течение пятого месяца со дня увольнения являются основанием для выдачи решения для получения от бывшего работодателя сохраненной средней зарплаты в течение пятого месяца со дня увольнения. Также оспаривает отказ в выдаче решения о получении сохраненной средней зарплаты в течение пятого месяца со дня увольнения в связи с тем, что предлагаемая Центром занятости работа не являлась для истца подходящей, поскольку требовался опыт работы с договорами в сфере ЖКХ и знание Закона № 94-ФЗ, поэтому отказалась от предлагаемой работы, а также в связи тем, что письменный отказ не содержит нормативно-правового обоснования и ссылок на нормы законодательства. Полагает, что ответчиком нарушены ее конституционные права на свободный труд, на свободное распоряжение способностями к труду, выбирать род деятельности.

 Истец в судебном заседании исковые требования поддерживает в полном объеме по доводам, изложенным в письменных пояснениях к иску, настаивает на удовлетворении своих требований. Полагает отказ ответчика в выдаче решения незаконным, поскольку ответчиком не представлено доказательств двукратного отказа истца от предлагаемой подходящей работы.

 Представитель ответчика просит отказать в исковых требованиях, настаивая на законности отказа Ханты-Мансийского центра занятости населения от ДД.ММ.ГГГГ № по мотиву отказов истца от предлагаемой подходящей работы, что соответствует нормам трудового законодательства.

 Суд, заслушав истца и представителя ответчика, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, приходит к следующему.

 Материалами дела установлено, что ФИО2, согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ № № состояла в трудовых отношениях с <данные изъяты>, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ освобождена от занимаемой должности государственной гражданской службы ХМАО-Югры и уволена по п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ (сокращение должности государственной гражданской службы ХМАО-Югры <данные изъяты>).

 Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданной Ханты-Мансийским Центром занятости населения, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в целях поиска подходящей работы и состоит на учете.

 КУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансйиский центр занятости населения» в письме № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказано в выдаче разрешения на сохранение среднего месячного заработка в течение пятого месяца не трудоустройства в связи с отказами от предложенной подходящей работы.

 Истец считает данное решение выданным в нарушение требований закона, полагая соблюденным месячный срок для обращения в орган службы занятости населения после своего увольнения и факт нетрудоустройства в течение пятого месяца со дня увольнения, при этом ссылаясь на то, что предложенная работа не являлась подходящей относительно ее профессиональной подготовки.

 В силу правил ст. 178 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

     В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

 Согласно правил ст. 318 Трудового кодекса РФ, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

 Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.

 При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.

 В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 года № 458 «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан» утвержден порядок регистрации безработных граждан, трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода), ищущие работу и готовые приступить к ней и обратившиеся в государственные учреждения службы занятости населения (далее именуются - учреждения службы занятости) в целях поиска подходящей работы (далее именуются безработные граждане), регистрируются в соответствии с настоящим Порядком.

 Регистрация безработных граждан осуществляется в следующей последовательности: первичная регистрация безработных граждан; регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы; регистрация граждан в качестве безработных; а также перерегистрация безработных граждан.

 По каждому этапу регистрации учреждениями службы занятости ведется отдельный регистрационный учет безработных граждан. Формы документов по ведению регистрационного учета безработных граждан устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

 Безработными признаются граждане, которые трудоспособны, не имеют работы и заработка (дохода), зарегистрированы в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней, не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы. Датой регистрации гражданина в качестве безработного является дата принятия учреждениями службы занятости решения о признании его безработным.

 Таким образом, обстоятельствами, требующими доказывания по настоящему делу являются дата постановки на учет и статус, в котором он учтен (безработный, лицо, просящее о содействии в поиске работы и т.д.), факт не трудоустройства на момент обращения за компенсацией за 5-6 месяцы и в течение этого периода, причины не трудоустройства по истечении 4 месяцев не связаны с волеизъявлением самого нетрудоустроенного лица, обстоятельства, которые следует оценить как исключительные.

 В силу требований ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ суду не предоставлено доказательства о принятии решения в отношении ФИО2 о признании ее безработной.

 В соответствии со ст. 28 Закона «О занятости населения в РФ» государство гарантирует безработным гражданам выплату пособия по безработице.

 При этом безработными не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве безработных граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена трудовая по старости, в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению и так далее (ч. 3 ст. 3 Закона «О занятости населения в РФ»).

 Согласно удостоверению № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 является пенсионером по возрасту и имеет постоянный доход в виде пенсии.

 При постановке на учет органом занятости населения ФИО2 отнесена к особой категории граждан – пенсионер, повторно обратившийся (личное дело ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № №).

 Ни Порядком, ни вышеуказанным законом возможность продления срока пребывания гражданина в статусе ищущего работу законодателем не предусмотрена.

 В этой связи положения ч. 2 ст. 178, ст. 318 Трудового кодекса РФ на ФИО2, являвшуюся с ДД.ММ.ГГГГ получателем пенсии по старости, не распространяется. Соответственно, отказ КУ ХМАО-Югры «Ханты-Мансийский центр занятости населения» в выдаче решения на сохранение среднего месячного заработка в течение пятого месяца не трудоустройства, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ № №, законен.

 Статьей 318 Трудового кодекса РФ установлено, что в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

 Объективно установлено и не оспаривается стороной истца, что ФИО2 является получателем пенсии, которая ей назначена по старости ДД.ММ.ГГГГ году и, следовательно, имеет стабильно получаемый доход, что ставит под сомнение исключительность ситуации.

 Закон "О занятости населения в РФ" в ст. 3 четко определяет, что лица, получающие пенсии, не подпадают под категорию "безработные".

 В соответствии с заявлением-анкетой, заполненным ФИО2 при постановке на учет, а также сведениями о гражданине и о трудовой деятельности (диплом Сургутского государственного университета серии №: квалификация – <данные изъяты> специальность – <данные изъяты>) ответчиком выдавались направления на работу ФИО2

 Так, истцу были предложены среди прочих: 1) вакансия юрисконсульта БУ ХМАО-Югры «Дирекция по эксплуатации служебных зданий» (ФИО2 отказалась в связи с несоответствием требованию об опыте работы с договорами в сфере ЖКХ), 2) вакансия <данные изъяты> КУ <данные изъяты> (ФИО2 отказалась в связи с несоответствием требованию о знании закона № 94-ФЗ), 3) вакансия <данные изъяты>» (требование работодателя – высшее или среднее профессиональное (юридическое) образование; ФИО7 отказалась по причине «низкой заработной платы», как указала в направлении на работу от ДД.ММ.ГГГГ и другие.

 Установленные фактические обстоятельства дела, оцененные судом сообразно аутентичной воле законодателя, закрепленной в статье 318 Трудового кодекса РФ, и в соответствии с принципами самостоятельности, справедливого, независимого и объективного правосудия, не позволяют суду прийти к выводу о наличии у ФИО2 исключительных обстоятельств, при наличии которых орган службы занятости населения мог бы вынести решение о сохранении за ней в течение пятого месяца со дня увольнения среднего месячного заработка, поскольку даже при наличии соблюденного истцом условия об обращении в течение месяца со дня увольнения в орган службы занятости населения для постановки на учет, истец не была трудоустроена по собственному желанию, отказавшись от предложенной ответчиком подходящей ей работы – <данные изъяты>», требованиям которой ФИО2 соответствовала, но от которой отказалась по основанию «низкой заработной платы».

 При таких обстоятельствах, суд приходит выводу о законности решения об отказе в выдаче ФИО2 решения на сохранение среднего месячного заработка в течение пятого месяца со дня увольнения от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с чем в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении исковых требований ФИО2 к КУ ХМАО-Югры "Ханты-Мансийский центр занятости населения" о признании решения об отказе в выдаче решения на сохранение среднего месячного заработка в течение пятого месяца со дня увольнения от ДД.ММ.ГГГГ № недействительным, об обязании выдать решение на сохранение среднего месячного заработка в течение пятого месяца со дня увольнения – отказать.

 Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца после изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.

 Мотивированное решение суда составлено 11 ноября 2013 года.

 Судья Ханты-Мансийского

 районного суда А.А. Литвинова