ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3421/19 от 30.07.2019 Калининского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2-3421/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 июля 2019 года г. Челябинск

Калининский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего: Виденеевой О.В.,

при секретаре: Сабитовой Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Прокурора г. Челябинска в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «город Челябинск» к ООО «СтройДом» о взыскании стоимости земельных насаждений,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Челябинска Самойлов Р.В., действующий в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «город Челябинск» обратился в суд с иском к ООО «СтройДом» о взыскании компенсационной стоимости зеленых насаждений в размере 4947912 рублей, путем зачисления в бюджет муниципального образования «город Челябинск».

В обоснование иска указано, что Управлением экологии и природопользования администрации г. Челябинска ООО «СтройДом» выдано разрешение на снос (пересадку) зеленых насаждений от 28 апреля 2017 года, в связи с чем, последним принято обязательно по осуществлению компенсационной высадки зеленых насаждений- 689 деревьев на территории Калининского района г. Челябинска в срок не позднее 30 мая 2018 года. В ходе проведенной проверки установлено, что высадка деревьев не произведена, в связи с чем, прокуратурой в адрес ответчика вынесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства. На момент рассмотрения дела деревья не высажены, в связи с чем, прокурор обратился в суд с указанными выше требованиями.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Челябинска Миронова Н.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в нем. Суду показала, что на момент рассмотрения дела деревья не высажены, в связи с чем, с ответчика подлежит взысканию компенсационная стоимость деревьев в указанном выше размере.

Представитель ответчика ООО «СтройДом» в судебном заседании при надлежащем извещении участия не принимал, причину неявки нее указал, ходатайств об отложении не заявлял, возражений относительно заявленных требований не представил.

Представитель третьего лица Управления экологии и природопользования администрации г. Челябинска в судебном заседании при надлежащем извещении участия не принимал.

В соответствие со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя ответчика, представителя третьего лица, извещенных надлежащим образом.

Выслушав старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствие с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу положений ст. 21, ч. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации. При осуществлении надзора за исполнением законов, прокурор при наличии информации о нарушениях юридическим лицом требований природоохранного законодательства вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан.

Материалами дела подтверждается, что прокуратурой г. Челябинска по обращению начальника Управления экологии и природопользования администрации г. Челябинска проведена проверка соблюдения ООО «СтройДом» требований природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что ООО «СтройДом» обратилось с заявлением о получении разрешения на снос (пересадку) зеленых насаждений на имя Начальника управления экологии и природопользования администрации г. Челябинска, в связи со строительном жилого дома (л.д. 21).

Управлением экологии и природопользования администрации г. Челябинска 28 апреля 2017 года выдано разрешение ООО «СтройДом» на снос (пересадку) зеленых насаждений по 28 мая 2018 года (л.д. 20).

Согласно акта комиссионного обследования зеленых насаждений по заявлению о сносе (пересадке) от 17 марта 2017 года, ответчику надлежало осуществить пересадку зеленых насаждений в объеме 689 деревьев в срок не позднее 30 мая 2018 года (л.д. 24-25).

Также ответчиком подписано гарантийное обязательство произвести компенсационную высадку зеленых насаждений в количестве 689 деревьев (л.д. 23).

Однако, высадка зеленых насаждений не произведена, в связи с чем, 29 июня 2018 года прокуратурой вынесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства (л.д. 6-7).

В ответе на представление ответчик просил о продлении сроков высадки деревьев до 01 ноября 2018 года (л.д. 8, 17).

Однако, обязательства ответчиком не исполнены, компенсационная высадка зеленых насаждений не произведена, в связи с чем, начальник Управления экологии и природопользования администрации г. Челябинска 26 июня 2019 года обратился с заявлением на имя прокурора о принятии мер прокурорского реагирования (л.д. 19).

Согласно ведомости расчета компенсационной стоимости за снос зеленых насаждений, стоимость компенсации за снос 689 деревьев составляет 4947,912 рублей (л.д. 26).

В соответствие с положениями ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды",хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности и др.

В соответствие с ч. 2 ст. 61 указанного Федерального закона, охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

В силу ст.75 названного Федерального закона, за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (ч.ч. 1,3 ст. 77 указанного ФЗ).

В соответствие с п. 21 Правил охраны и содержания зеленых насаждений в г. Челябинске, утвержденных решением Челябинской городской думы от 24 июня 2003 года № 27/2, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, снос (пересадка), повреждение до степени прекращения роста зеленых насаждений, которые произошли в результате действий или бездействия должностных лиц, граждан и юридических лиц, подлежат полной компенсации в денежной или натуральной форме.

Расчет компенсации произведен по единой методике. Доказательств, свидетельствующих об ином расчете компенсационной стоимости, ответчиком не представлено.

Поскольку в судебном заседании подтвержден факт повреждения (сноса) зеленых насаждений ответчиком в указанном объеме, принимая во внимание положения вышеназванного законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу о правомерности заявленных исковых требований.

В соответствие со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлину, его требования удовлетворены, то с ответчика, исходя из положений пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, следует взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 32939,56 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора г. Челябинска в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «город Челябинск» к ООО «СтройДом» о взыскании компенсационной стоимости земельных насаждений, удовлетворить.

Взыскать с ООО «СтройДом» в счет возмещения ущерба окружающей среде компенсационную стоимость зеленых насаждений в размере 4947912 рублей в бюджет муниципального образования «город Челябинск».

Взыскать с ООО «СтройДом» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 32939,56 рублей

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Калининский районный суд г. Челябинска в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий:

74RS0006-01-2019-003518-35

Подлинный документ находится в материалах гражданского дела

№ 2-3421/2019 Калининского районного суда г. Челябинска