Дело № 2-3421/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 июля 2019 года г. Челябинск
Калининский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего: Виденеевой О.В.,
при секретаре: Сабитовой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Прокурора г. Челябинска в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «город Челябинск» к ООО «СтройДом» о взыскании стоимости земельных насаждений,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Челябинска Самойлов Р.В., действующий в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «город Челябинск» обратился в суд с иском к ООО «СтройДом» о взыскании компенсационной стоимости зеленых насаждений в размере 4947912 рублей, путем зачисления в бюджет муниципального образования «город Челябинск».
В обоснование иска указано, что Управлением экологии и природопользования администрации г. Челябинска ООО «СтройДом» выдано разрешение на снос (пересадку) зеленых насаждений № от 28 апреля 2017 года, в связи с чем, последним принято обязательно по осуществлению компенсационной высадки зеленых насаждений- 689 деревьев на территории Калининского района г. Челябинска в срок не позднее 30 мая 2018 года. В ходе проведенной проверки установлено, что высадка деревьев не произведена, в связи с чем, прокуратурой в адрес ответчика вынесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства. На момент рассмотрения дела деревья не высажены, в связи с чем, прокурор обратился в суд с указанными выше требованиями.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Челябинска Миронова Н.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в нем. Суду показала, что на момент рассмотрения дела деревья не высажены, в связи с чем, с ответчика подлежит взысканию компенсационная стоимость деревьев в указанном выше размере.
Представитель ответчика ООО «СтройДом» в судебном заседании при надлежащем извещении участия не принимал, причину неявки нее указал, ходатайств об отложении не заявлял, возражений относительно заявленных требований не представил.
Представитель третьего лица Управления экологии и природопользования администрации г. Челябинска в судебном заседании при надлежащем извещении участия не принимал.
В соответствие со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя ответчика, представителя третьего лица, извещенных надлежащим образом.
Выслушав старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствие с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу положений ст. 21, ч. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации. При осуществлении надзора за исполнением законов, прокурор при наличии информации о нарушениях юридическим лицом требований природоохранного законодательства вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан.
Материалами дела подтверждается, что прокуратурой г. Челябинска по обращению начальника Управления экологии и природопользования администрации г. Челябинска проведена проверка соблюдения ООО «СтройДом» требований природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что ООО «СтройДом» обратилось с заявлением о получении разрешения на снос (пересадку) зеленых насаждений на имя Начальника управления экологии и природопользования администрации г. Челябинска, в связи со строительном жилого дома (л.д. 21).
Управлением экологии и природопользования администрации г. Челябинска 28 апреля 2017 года выдано разрешение ООО «СтройДом» № на снос (пересадку) зеленых насаждений по 28 мая 2018 года (л.д. 20).
Согласно акта комиссионного обследования зеленых насаждений по заявлению о сносе (пересадке) от 17 марта 2017 года, ответчику надлежало осуществить пересадку зеленых насаждений в объеме 689 деревьев в срок не позднее 30 мая 2018 года (л.д. 24-25).
Также ответчиком подписано гарантийное обязательство произвести компенсационную высадку зеленых насаждений в количестве 689 деревьев (л.д. 23).
Однако, высадка зеленых насаждений не произведена, в связи с чем, 29 июня 2018 года прокуратурой вынесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства (л.д. 6-7).
В ответе на представление ответчик просил о продлении сроков высадки деревьев до 01 ноября 2018 года (л.д. 8, 17).
Однако, обязательства ответчиком не исполнены, компенсационная высадка зеленых насаждений не произведена, в связи с чем, начальник Управления экологии и природопользования администрации г. Челябинска 26 июня 2019 года обратился с заявлением на имя прокурора о принятии мер прокурорского реагирования (л.д. 19).
Согласно ведомости расчета компенсационной стоимости за снос зеленых насаждений, стоимость компенсации за снос 689 деревьев составляет 4947,912 рублей (л.д. 26).
В соответствие с положениями ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды",хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности и др.
В соответствие с ч. 2 ст. 61 указанного Федерального закона, охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
В силу ст.75 названного Федерального закона, за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (ч.ч. 1,3 ст. 77 указанного ФЗ).
В соответствие с п. 21 Правил охраны и содержания зеленых насаждений в г. Челябинске, утвержденных решением Челябинской городской думы от 24 июня 2003 года № 27/2, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, снос (пересадка), повреждение до степени прекращения роста зеленых насаждений, которые произошли в результате действий или бездействия должностных лиц, граждан и юридических лиц, подлежат полной компенсации в денежной или натуральной форме.
Расчет компенсации произведен по единой методике. Доказательств, свидетельствующих об ином расчете компенсационной стоимости, ответчиком не представлено.
Поскольку в судебном заседании подтвержден факт повреждения (сноса) зеленых насаждений ответчиком в указанном объеме, принимая во внимание положения вышеназванного законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к выводу о правомерности заявленных исковых требований.
В соответствие со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлину, его требования удовлетворены, то с ответчика, исходя из положений пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, следует взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 32939,56 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора г. Челябинска в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования «город Челябинск» к ООО «СтройДом» о взыскании компенсационной стоимости земельных насаждений, удовлетворить.
Взыскать с ООО «СтройДом» в счет возмещения ущерба окружающей среде компенсационную стоимость зеленых насаждений в размере 4947912 рублей в бюджет муниципального образования «город Челябинск».
Взыскать с ООО «СтройДом» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 32939,56 рублей
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Калининский районный суд г. Челябинска в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий:
74RS0006-01-2019-003518-35
Подлинный документ находится в материалах гражданского дела
№ 2-3421/2019 Калининского районного суда г. Челябинска