ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3421/2012 от 20.12.2012 Серпуховского городского суда (Московская область)

Решение

Именем Российской Федерации

 20 декабря 2012 года г. Серпухов Московской области

 Серпуховский городской суд Московской области в составе:

 Председательствующего судьи Петруниной М.В., с участием:

 представителя истца - помощника Серпуховского городского прокурора Грудининой Т.В.,

 представителя ответчика ОАО «Серпуховский завод «Металлист» - ФИО1, действующей на основании доверенности,

 при секретаре судебного заседания Бойко Е.Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серпуховского городского прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Серпуховский завод «Металлист» об обязании совершения действий,

 УСТАНОВИЛ:

 Серпуховский городской прокурор обратился в суд с иском и просит обязать ОАО «Обязать ОАО «Серпуховский завод «Металлист» привести в рабочее состояние резервное топливное хозяйство котельной, находящейся по адресу: <адрес> в срок до <дата>.Обеспечить резервное топливное хозяйство котельной, наличием нормативного запаса резервного топлива на восстановленном резервном топливном хозяйстве.

 Свои требования мотивирует тем, что Серпуховской городской прокуратурой, в связи с исполнением поручения прокуратуры Московской области от <дата> <номер>, проведена проверка исполнения организациями - потребителями природного газа требований законодательства к наличию и объему резервного топлива и к техническому состоянию объектов топливного хозяйства. В ходе проверки установлено, что ОАО «Серпуховский завод «Металлист» является собственником резервного топливного хозяйства - мазутного хранилища 1960 года постройки с инвентарным номером <номер>, находящегося по адресу: <адрес>, которое не готово к эксплуатации и не имеет запасов резервного топлива, что подтверждается ответами организации. Согласно п. 4.2 Устава ОАО «Серпуховский завод «Металлист» одним из видов деятельности общества является производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды и эксплуатация тепловых сетей. ОАО «Серпуховский завод «Металлист» осуществляет эксплуатацию газовых котельных и предоставляет тепловую энергию ГУ-УПФР №11 по г. Москве и Московской области, Межрайонной ИФНС России №11 по Московской области и МУП «Серпуховская теплосеть». В свою очередь, МУП «Серпуховская теплосеть» производит передачу, перераспределение тепловой энергии, полученной от ОАО «Серпуховский завод «Металлист», в 75 жилых домов, 3 школы, 4 детских сада, 2 больницы и 17 иных объектов. Данные обстоятельства подтверждаются госконтрактами от <дата> <номер>, от <дата> <номер>, договором от <дата> <номер> и перечнем абонентов МУП «Серпуховская теплосеть».

 <дата> принято постановление Правительства Московской области №1014/13 «О графиках перевода потребителей газа в Московской области на резервные виды топлива в осенне-зимний период 2012/2013 года». В п. 2 постановления №1014/13 указано, что руководителям организаций, обязанным иметь резервные топливные хозяйства согласно установленным топливным режимам, следует привести в рабочее состояние резервные топливные хозяйства, создать необходимый запас резервного топлива, в дни похолодании и при возможных авариях на газовых сетях переводить газоиспользующее оборудование на резервное топливо. Из «Графика перевода потребителей газа на резервные виды топлива при похолодании в осеннее - зимний период 2012/2013 года» постановления №1014/13 следует, что ОАО «Серпуховский завод «Металлист» надлежит для котельной иметь в запасе мазут.

 Вопреки выше указанным требованиям действующего законодательства, резервное (аварийное) топливное хозяйство котельной ОАО «Серпуховский завод «Металлист» находится в нерабочем состоянии и не готово к эксплуатации в осеннее-зимний период 2012-2013 г.г., необходимого запаса резервного топлива у ОАО «Серпуховский завод «Металлист» не имеется.

 Принимая во внимание, что резервное топливо предназначено для работы котельной в условиях аварийной ситуации для теплоснабжения в осеннее-зимний период жилых и нежилых зданий г. Серпухова, отсутствие запаса резервного топлива и нерабочее состояние резервного топливного хозяйства создает угрозу причинения значительного ущерба неопределенному кругу граждан, постоянно и временно проживающих и работающих на территории, обслуживаемой ОАО «Серпуховский завод «Металлист».

 Помощник Серпуховского городского прокурора Г. в судебном заседании исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.

 Представитель ответчика ОАО «Серпуховский завод «Металлист» ФИО1 с исковыми требованиями не согласилась, по следующим основаниям. В соответствии с п.27 «Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 № 317, для организаций, которым топливным режимом предусмотрено использование резервного (аварийного) топлива обязательным условием получения разрешения на пуск газа на газоиспользующее оборудование является наличие принятого в эксплуатацию резервного топливного хозяйства, а также готовность газоиспользующего оборудования к работе как на газе, так и на резервном (аварийном) топливе и обеспеченность организаций этим топливом. Котельная ответчика с момента создания введена в эксплуатацию и используется без резервного топливного хозяйства. Об отсутствии введенной в эксплуатацию резервного топливного хозяйства известно всем контролирующим и надзорным органам. Теплоснабжение населения ОАО «Серпуховский завод «Металлист» напрямую не осуществляет.

 Истец заявляет требование о «приведении в рабочее состояние резервного топливного хозяйства котельной». Однако, нельзя привести в рабочее состояние объект, который в настоящее время отсутствует и его предполагается создать в будущем. Термины «строительство и введение в эксплуатацию резервного топливного хозяйства» и «приведение в рабочее состояние резервного топливного хозяйства» считаю не идентичными. Срок, указанный истцом, представитель ответчика считает необоснованным. Разумный срок для выполнения подрядных проектных и строительно-монтажных работ, определенный на основании консультаций со специализированными организациями, с учетом проведения предварительных торгов в соответствии с федеральным законом №223-фз, с учетом финансовых возможностей предприятия составляет три  года Актом <номер> от <дата> проверки состояния резервного (аварийного) топливного хозяйства и готовности газоиспользующего оборудования к работе на мазуте предписано ввести в эксплуатацию резервное топливное хозяйство до <дата> Полагает, что истец не наделен правом устанавливать сроки проектирования объектов капитального строительства, тем более требующих сложных технических решений; сроки выполнения дорогостоящих строительно-монтажных работ (ориентировочная стоимость строительства около 46 млн.руб., что является крупной инвестицией для предприятия, 80% акций которого находится в собственности Государственной корпорации «Р.»).

 Выслушав участников процесса, проверив письменные материалы дела, суд считает заявленный иск подлежащим удовлетворению.

 Из копии поручения прокурора Московской области от <дата> усматривается, что прокурорам Московской области в целях обеспечения надежности теплоснабжения в период отопительного сезона необходимо провести проверки исполнения организациями-потребителями природного газа требований законодательства к наличию и объему резервного топлива и к техническому состоянию объектов топливного хозяйства (л.д. 6-7).

 Из ответа ОАО «Серпуховский завод «Металлист» от <дата> на требование прокурора от <дата> усматривается, что имеющееся резервное топливное хозяйство ОАО «Серпуховский завод «Металлист» находится в нерабочем состоянии. Мазутопроводы, оборудование мазутонасосной имеет 100% износ. Для восстановления мазутного хозяйства в существующем виде требуются затраты свыше 50 млн. руб. Запаса мазута в мазутохранилище нет (л.д. 8).

 Из ответа ОАО «Серпуховский завод «Металлист» на требование от <дата> на требование от <дата> усматривается, что ОАО «Серпуховский завод «Металлист» оказывает услуги по предоставлению теплоэнергии на основании договоров следующим организациям: МУП «Серпуховская теплосеть» договор <номер> от <дата>, ГУ-УПФР №11 госконтракт от <номер>, МРИФНС России № 11 по Московской области госконтракт <номер> от <дата>. Резервное топливное хозяйство не вводилось в эксплуатацию (л.д. 9).

 В материалах дела имеются копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица (л.д. 11), свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ (л.д. 11), свидетельства о государственной регистрации юридического лица (л.д. 12), устава ОАО «Серпуховский завод «Металлист» (л.д. 13-34).

 Из акта <номер> от <дата> проверки резервного (аварийного) топливного хозяйства и готовности газоиспользующего оборудования к работе на мазуте усматривается, что Резервное топливное хозяйство в нерабочем состоянии. 1 котел ДКВР-10/13, 2 котла ПТВМ-50 обвязаны по мазуту, Емкости разгерметизированы, мазутонасосная станция подвержена постоянному затоплению грунтовыми водами. Требуют замены и капитального ремонта: электрооборудование насосной, змеевики парового разогрева мазута, фильтры грубой и тонкой очистки мазута, мазутопроводы и паропроводы. План мероприятий от <дата> по восстановлению РТХ не был выполнен ни по одному пункту из-за отсутствия финансирования.

 Из акта проверки технического состояния резервного (аварийного) топливного хозяйства и готовности газоиспользующего оборудования к работе на резервном топливе от <дата> усматривается, что РТХ в нерабочем состоянии. Емкость разгерметизирована. Мазутонасосная заполнена грунтовыми водами. Мазутопроводы требуют замены (л.д. 38-39).

 В материалы дела представлены инвентарные карточки учета объектов основных средств РТХ (л.д. 40-61).

 Из договора на отпуск тепловой энергии МУП «Серпуховская теплосеть» <номер> от <дата> усматривается, что указанный договор заключен между ОАО «Серпуховский завод «Металлист» и МУП «Серпуховская теплосеть», по условиям договора теплоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в количестве – 102219,0 Гкал (л.д. 62-70).

 Из государственного контракта <номер> на теплоснабжение от <дата> усматривается, что ГУ-УПФ РФ № 11 по г. Москве и Московской области и ОАО «Серпуховский завод «Металлист» заключили настоящий контракт, в соответствии с которым теплоснабжающая организация обязуется отпустить, а абонент принять через свою присоединенную сеть тепловую энергию с <дата> по <дата> в количестве ориентировочно – 398,5 Гкал (л.д. 72-76).

 Из государственного контракта <номер> на теплоснабжение для государственных нужд от <дата>, заключенного между МРИФНС России № 11 по Московской области и ОАО «Серпуховский завод «Металлист» усматривается, что теплоснабжение МРИ ФНС России № 11 по Московской области производится в соответствии с условиями настоящего контракта (л.д. 77-82).

 В материалы дела представлены акты оценки стоимости машин, оборудования и других основных средств по состоянию на <дата> (л.д. 83-89).

 Из сообщения ОАО «Серпуховский завод «Металлист» от <дата> и от <дата> в адрес министра промышленности и науки Московской области усматривается что РТХ находится в нерабочем состоянии: емкости разгерметизированы, мазутонасосная затоплена грунтовыми водами, мазутопроводы требуют замены, в результате отсутствия финансирования и технической возможности, приступить к воссозданию РТХ заводу не представилось возможным (л.д. 90, 91).

 Регистрация права собственности на сооружения РТХ в органах регистрации прав на недвижимость не осуществлялась. В соответствии с планом приватизации государственного предприятия Серпуховский завод «Металлист» мазутное хранилище с инв <номер> вошло в состав приватизированного имущества (л.д. 92-93).

 В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ №69-ФЗ от 31.03.1999 «О газоснабжении в Российской Федерации», к полномочиям федеральных органов государственной власти в области газоснабжения относится разработка и реализация государственной политики в области газоснабжения. Правительство РФ в области газоснабжения утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению.

 В подп. «л» и «м» п. 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 №317 (далее - Правила №317) под резервным (аварийным) топливом понимается топливо, предназначенное для использования при ограничении или прекращении подачи газа; под резервным топливным хозяйством понимается комплекс оборудования и устройств, предназначенных для хранения, подачи и использования резервного (аварийного) топлива.

 Пунктом 3 Правил №317 установлено, что они действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, которые являются потребителями газа или осуществляют определенную деятельность, в том числе эксплуатацию газоиспользующего и теплоутилизирующего оборудования.

 В п. 27 Правил №317 для организаций, которым топливным режимом предусмотрено использование резервного (аварийного) топлива обязательным условием получения разрешения на пуск газа на газоиспользующее оборудование является наличие принятого в эксплуатацию резервного топливного хозяйства, а также готовность газоиспользующего оборудования к работе как на газе, так и на резервном (аварийном) топливе и обеспеченность организаций этим топливом.

 В соответствии с п. 49 Правил №317 организации, эксплуатирующие газоиспользующее оборудование, обязаны: соблюдать требования законодательства Российской Федерации в области газоснабжения и энергосбережения; обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе.

 Пунктом 19 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 №162 на органы исполнительной власти субъектов РФ возложено утверждение графиков перевода потребителей на резервные виды топлива при похолодании и порядок ввода этих графиков в действие в целях обеспечения исполнения государственного контракта на поставку газа для государственных нужд, экспортных контрактов по международным обязательствам, договоров поставки газа для коммунально-бытовых нужд и населения

 В соответствии с п. 2 постановления Правительства Московской области №1014/13 «О графиках перевода потребителей газа в Московской области на резервные виды топлива в осенне - зимний период 2012/2013 года» от 21.08.2012 года руководителям организаций, обязанным иметь резервные топливные хозяйства согласно установленным топливным режимам, следует привести в рабочее состояние резервные топливные хозяйства, создать необходимый запас резервного топлива, в дни похолодании и при возможных авариях на газовых сетях переводить газоиспользующее оборудование на резервное топливо.

 Поскольку материалами дела доказано, что ответчик до настоящего времени не привел в рабочее состояние резервное топливное хозяйство котельной, находящейся по адресу: <адрес>, заявленный иск является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

 Исковые требования Серпуховского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Серпуховский завод «Металлист» об обязании совершения действий - удовлетворить.

 Обязать ОАО «Серпуховский завод «Металлист» привести в рабочее состояние резервное топливное хозяйство котельной, находящейся по адресу: <адрес> в срок до <дата>.

 Обеспечить резервное топливное хозяйство котельной, находящейся по адресу: <адрес> наличием нормативного запаса резервного топлива на восстановленном резервном топливном хозяйстве.

 Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

 Председательствующий судья: М.В. Петрунина