Дело № 2-3423/2021 КОПИЯ
УИД 42RS0019-01-2021-004688-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области
в составе председательствующего: Назаренко И.А.,
при секретаре: Сивковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Новокузнецке
15 декабря 2021 года
гражданское дело по иску Прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Администрации <адрес> об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурора <адрес> обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Администрации <адрес> об обязании совершить действия.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> в соответствии с поручением прокуратуры <адрес>-Кузбасса проведена проверка информации Главного управления архитектуры и градостроительства Кузбасса о неисполнении требований предписания от ДД.ММ.ГГГГ по итогам внеплановой проверки соблюдения администрацией <адрес> законодательства о градостроительной деятельности. В ходе проверки установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главного управления поступили обращения ПАО «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» о получении отказа администрации <адрес> в согласовании документации по планировки территории для размещения объектов энергетики федерального значения по инвестиционному проекту: «Комплексная реконструкция подстанции 220 кВ Западно-Сибирская», размещение которых планируется на территориях Новокузнецкого городского круга и Новокузнецкого муниципального района на основании части 12.7, части 12.8 статьи 45 ГрК РФ в связи с несоответствием планируемого размещения объектов энергетики федерального значения градостроительным регламентам, установленным для территориальных зон, в границах которых планируется размещение таких объектов, а также о получении отказа во внесении изменений в генеральный план <адрес> в части расширения функциональной зоны производственных предприятий 4 и 5 класса опасности и исключения зоны городских лесов, зоны зеленых насаждений санитарно-защитного назначения и коммунально-складских зеленых насаждений санитарно-защитного назначения и коммунально-складских предприятий из зоны планируемого размещения объекта федерального значения по инвестиционному проекту: «Комплексное техническое перевооружение и реконструкция подстанции 220 кВ «НКАЗ», и внесения изменении в Правила землепользования и застройки <адрес> в части расширения территориальной зоны производственных предприятий IV- V классов опасности (П-3) и исключения зоны городских лесов (ЗН-2) и зоны зеленых насаждений санитарно-защитного назначения (ЗН-3). Главным управлением составлен Акт проверки и в адрес администрации <адрес> вынесено предписание об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, обязывающее Главу <адрес> обеспечить подготовку и внесение на утверждение в Новокузнецкий городской С. Н. депутатов муниципального образования правового акта о внесении изменений в генеральный план <адрес>, утвержденный решением Новокузнецкого городского С. Н. депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№, а также обеспечить подготовку и внесение на утверждение в Новокузнецкий городской С. Н. депутатов муниципального правового акта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки <адрес>, утвержденные решением Новокузнецкого городского С. Н. депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№. Срок устранения нарушений законодательства о градостроительной деятельности в предписании устанавливался в соответствии с пунктом 3.1.6 административного регламента - 3 месяца. Акт внеплановой проверки по соблюдению органами местного самоуправления Новокузнецкого городского округа градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ и предписание об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ поступили в адрес Главы <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, вх.№. Администрацией <адрес> в адрес Главного управления направлены возражения (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№) о несогласии с выданным актов внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ и предписание об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ.
Просит суд обязать администрацию <адрес> подготовить и внести на утверждение в Новокузнецкий городской С. Н. депутатов муниципального образования правовой акт о внесении изменений в генеральный план <адрес>, утвержденный решением Новокузнецкого городского С. Н. депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№, подготовить и внести на утверждение в Новокузнецкий городской С. Н. депутатов муниципальный правовой акт о внесении изменения в Правила землепользования и застройки <адрес>, утвержденные решением Новокузнецкого городского С. Н. депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№. Срок исполнения установить до ДД.ММ.ГГГГ.
В процессе рассмотрения дела истец уточнил требования, просит суд обязать администрацию <адрес>: - разработать проект о внесении изменений в Генеральный план <адрес> в части отсутствия указания параметров функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, в соответствии с Положением о составе, порядке подготовки Генерального плана Новокузнецкого городского округа, порядке подготовки изменений и внесения их в Генеральный план Новокузнецкого городского округа, а также о составе и порядке подготовки планов реализации Генерального плана Новокузнецкого городского округа, утвержденного решением Новокузнецкого Городского С. Н. депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№, а также в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. - разработать проект о внесении изменений в Правила землепользования и застройки <адрес> в части несоответствия территориальных зон, отображенных на карте градостроительного зонирования, функциональным зонам, в соответствии со статьей 7 Правил землепользования и застройки <адрес>, утвержденных решением Новокузнецкого Городского С. Н. депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№, а также в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. Срок исполнения установить до ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании старший помощник прокурора Максимова П.Ю., действующая на основании служебного удостоверения, на исковых требованиях настаивала в полном объеме, просит установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Администрация <адрес>Борисов М.М., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, не возражал против заявленных требований, возражал в части требований установления срока до ДД.ММ.ГГГГ, считает, что для исполнения указанного решения суда потребуется полтора года.
Третье лицо Главное управление архитектуры и градостроительства Кузбасса в лице представителя Ярополова Т.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании не возражала против заявленных требований, считает, что для исполнения указанного решения потребуется максимальный срок в полгода.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации <адрес>.
Третье лицо Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации <адрес> в лице представителя Габидулиной Р.Р., в судебном заседании не возражала против заявленных требований, считает, что для исполнения указанного решения суда потребуется полтора года.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в качестве в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы».
Представитель третьего лица ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» Дырда В.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании поддержал исковые требования, считает, что для исполнения решения суда необходим срок в полгода.
Заслушав явившиеся стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования подразделяются на:
документы территориального планирования Российской Федерации (Схема территориального планирования Российской Федерации);
документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации;
документы территориального планирования муниципальных образований (генеральный план городского округа).
Согласно ч. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.
В соответствии с п. 4.1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, при подготовке и утверждении документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и при внесении в указанные документы территориального планирования изменений не допускается включать в указанные документы положения о территориальном планировании, реализация которых приведет к невозможности обеспечения эксплуатации существующих или планируемых для размещения объектов федерального значения.
Согласно ч. 4 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ на картах генерального плана городского округа отображаются границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения.
Согласно ч. 7 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат, в том числе, утвержденные документами территориального планирования Российской Федерации, сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территории городского округа объектов федерального значения.
В судебном заседании установлено и не оспаривается, что Прокуратурой <адрес> в соответствии с поручением прокуратуры <адрес>-Кузбасса проведена проверка информации Главного управления архитектуры и градостроительства Кузбасса о неисполнении требований предписания от ДД.ММ.ГГГГ по итогам внеплановой проверки соблюдения администрацией <адрес> законодательства о градостроительной деятельности.
Так, в ходе проверки установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ года в адрес Главного управления поступили обращения ПАО «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ о получении отказа администрации <адрес> в согласовании документации по планировки территории для размещения объектов энергетики федерального значения по инвестиционному проекту: «Комплексная реконструкция подстанции 220 кВ Западно-Сибирская» (шифр: <данные изъяты>), размещение которых планируется на территориях Новокузнецкого городского круга и Новокузнецкого муниципального района на основании части 12.7, части12.8 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ в связи с несоответствием планируемого размещения объектов энергетики федерального значения градостроительным регламентам, установленным для территориальных зон, в границах которых планируется размещение таких объектов, а также о получении отказа во внесении изменений в генеральный план <адрес> в части расширения функциональной зоны производственных предприятий 4 и 5 класса опасности и исключения зоны городских лесов, зоны зеленых насаждений санитарно-защитного назначения и коммунально-складских зеленых насаждений санитарно-защитного назначения и коммунально-складских предприятий из зоны планируемого размещения объекта федерального значения по инвестиционному проекту: «Комплексное техническое перевооружение и реконструкция подстанции 220 кВ «<данные изъяты> и внесения изменении в Правила землепользования и застройки <адрес> в части расширения территориальной зоны производственных предприятий IV- V классов опасности (П-3) и исключения зоны городских лесов (ЗН-2) и зоны зеленых насаждений санитарно-защитного назначения (ЗН-3).
На основании массового нарушения прав граждан при подготовке и утверждении документов территориального планирования и градостроительного зонирования <адрес>, указанных в обращений ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» в соответствии с приказом Главного управления от ДД.ММ.ГГГГ№ в период с ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая проверка соблюдения администрацией <адрес> законодательства о градостроительной деятельности, согласованная с <адрес> – Кузбасса, что подтверждается решением о согласовании от ДД.ММ.ГГГГ.
Для проверки администрацией города Новокузнецка представлены следующие документы:
- генеральный план <адрес>, утвержденный решением Новокузнецкого городского С. Н. депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№;
- материалы по обоснованию генерального плана (фрагмент текстовой части, а именно сведения об объектах электроснабжения);
- извлечение из Правил землепользования и застройки <адрес>, утвержденных решением Новокузнецкого городского С. Н. депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ (фрагмент карты градостроительного зонирования и градостроительные регламенты территориальных зон).
Согласно приложению № к Схеме территориального планирования Российской Федерации в области энергетики, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ в перечне тепловых электростанций мощностью 100 МВт и выше, планируемых для размещения указана ПС 220 кВ <данные изъяты> (реконструкция), расположенная по адресу: <адрес>, предусмотренная в целях повышения надежности электроснабжения <адрес>, электроснабжения <данные изъяты>
Согласно приложению № к Схеме территориального планирования Российской Федерации в области энергетики, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, в перечне подстанций с проектным номинальным классом напряжения ПО кВ и выше, планируемых для размещения указана ПС 220 кВ <данные изъяты> (реконструкция), расположенная по адресу: <адрес>, предусмотренная для выдачи мощности ГТЭС Новокузнецкая и реновации основных фондов в целях повышения надежности электроснабжения крупнейших предприятий металлургической промышленности Кузбасса; комплексное техническое перевооружение и реконструкция подстанции 220 кВ <данные изъяты>
Исходя из представленных документов, в текстовой части генерального плана отсутствуют параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, что не соответствует требованиям пункта 2 части 4 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно представленным графическим материалам генерального плана, а именно «Схема планируемых границ функциональных зон. Параметры планируемого развития функциональных зон»:
- земельный участок с кадастровым № на котором планируется ПС 220 кВ <данные изъяты> (реконструкция), расположен в зонах промышленных предприятий и коммунально-складских предприятий;
- земельные участки, на которых планируется <данные изъяты> (реконструкция) находятся в следующих функциональных зонах: № - в зоне коммунально-складских предприятий, № – в зоне земель лесного фонда, а именно леса Гослесфонда, № – в зоне резервируемых производственных территорий, а также частично в зоне земель лесного фонда.
Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№» утверждены требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения.
Установлено, что на схеме энергоснабжение, являющееся составной частью генерального плана, обозначения объектов федерального значения не соответствуют указанным требованиям. На карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки <адрес>, утвержденных решением Новокузнецкого городского С. Н. депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№, (далее - Правила землепользования и застройки) земельный участок с кадастровым № (<данные изъяты>
На карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки земельные участки, на которых планируется ПС 220кВ <данные изъяты> (реконструкция) находятся в следующих территориальных зонах: № - в зоне производственных предприятий IV-V класса опасности (П-3), № - в зоне городских лесов (ЗН-2) и зеленых насаждений санитарно-защитного назначения (ЗН-3).
Согласно п.2 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ.
Таким образом, территориальные зоны, указанные в правилах землепользования и застройки городского округа должны соответствовать функциональным зонам, предусмотренным генеральным планом данного городского округа.
По результатам проверки представленных материалов и документов выявлено несоответствие территориальных зон, отображенных на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки, функциональным зонам, отображенным на Схеме планируемых границ функциональных зон генерального плана.
В соответствии с ч.1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По результатам анализа выявленных нарушений, Главным управлением сформулирован вывод о несоблюдении законодательства о градостроительной деятельности администрацией <адрес>.
Главным управлением составлен Акт проверки и в адрес администрации <адрес> вынесено предписание об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым, Главу <адрес> обязали обеспечить подготовку и внесение на утверждение в Новокузнецкий городской С. Н. депутатов муниципального образования правового акта о внесении изменений в генеральный план <адрес>, утвержденный решением Новокузнецкого городского С. Н. депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№, а также обеспечить подготовку и внесение на утверждение в Новокузнецкий городской С. Н. депутатов муниципального правового акта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки <адрес>, утвержденные решением Новокузнецкого городского С. Н. депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№.
Срок устранения нарушений законодательства о градостроительной деятельности в предписании устанавливался в соответствии с пунктом 3.1.6 административного регламента - 3 месяца.
Акт внеплановой проверки по соблюдению органами местного самоуправления Новокузнецкого городского округа градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ и предписание об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ поступили в адрес Главы <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, вх.№, что не оспаривалось в суде.
Согласно письма от ДД.ММ.ГГГГ№ Администрацией <адрес> в адрес Главного управления направлены возражения, о несогласии с выданным актом внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ и предписанием об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 3.1.7 административного регламента орган местного самоуправления, в отношении которого проводилась проверка, в случае несогласия с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в главное управление в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания с приложением документов, подтверждающих обоснованность таких возражений.
В связи с тем, что возражения администрации <адрес> были представлены по истечению установленного срока, Главным управлением направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ№ об указанном обстоятельстве. А также разъяснено о невозможности продления срока исполнения предписания на срок более чем на 3 месяца и необходимости устранения выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 3.3 административного регламента установлен контроль за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений.
Контроль за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений проводится в форме внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры.
Согласно приказу Главного управления от ДД.ММ.ГГГГ№ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая проверка исполнения Главой Новокузнецкого городского округа предписания об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ.
В рамках проведения внеплановой проверки в администрации Новокузнецкого городского округа запрошены документы, подтверждающие исполнение предписания об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, данные документы не представлены.
Как следует из пояснений представителя ответчика, решением Новокузнецкого городского С. Н. депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ в решение об утверждении генерального плана <адрес> внесены изменения в части, а именно Генеральным планом предусматривается комплексное техническое перевооружение и реконструкция подстанции <данные изъяты>
Таким образом, судом установлено, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ Главного управления фактически до настоящего времени не исполнено, уважительных причин неисполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> не представлено. При этом, суд приходит к выводу, что ответчиком нарушаются требования градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки, функциональным зонам, отображенным на Схеме планируемых границ функциональных зон генерального плана, что не позволяет обеспечить устойчивое развитие территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Не соблюдение данной нормы, установленной Градостроительным кодексом Российской Федерации, влечёт за собой массовые нарушения прав граждан.
На основании изложенного суд считает, что заявленные требования истца к ответчику об обязании исполнения действий подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно п. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд считает возможным с учетом мнения сторон, необходимостью соблюдения баланса интересов установить ответчикам реальный срок для совершения указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Администрации <адрес> об обязании совершить действия удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию <адрес>:
- разработать проект о внесении изменений в Генеральный план <адрес> в части отсутствия указания параметров функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, в соответствии с Положением о составе, порядке подготовки Генерального плана Новокузнецкого городского округа, порядке подготовки изменений и внесения их в Генеральный план Новокузнецкого городского округа, а также о составе и порядке подготовки планов реализации Генерального плана Новокузнецкого городского округа, утвержденного решением Новокузнецкого Городского С. Н. депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№, а также в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
- разработать проект о внесении изменений в Правила землепользования и застройки <адрес> в части несоответствия территориальных зон, отображенных на карте градостроительного зонирования, функциональным зонам, в соответствии со статьей 7 Правил землепользования и застройки <адрес>, утвержденных решением Новокузнецкого Городского С. Н. депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№,
Установить Администрации <адрес> срок для совершения указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано сторонами в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий (подпись) И.А. Назаренко
Верно. Судья. И.А. Назаренко
Подлинный документ подшит в деле № Центрального районного суда <адрес>