Гражданское дело № 2-3424/19 (публиковать)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ижевск 14 октября 2019 года
Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе судьи Созонова А.А., при секретаре Косых Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Судебного департамента в Удмуртской Республике о включении в стаж периодов работы периодов работы на государственных должностях,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о включении в стаж работы в качестве судьи периодов работы на государственных должностях. Из текста искового заявления следует, что <дата> он обратился к ответчику с заявлением о назначении надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50% от ежемесячного пожизненного содержания в соответствии со ст. 3 Федерального закона № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», как, судье имеющему право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающему работать. <дата> комиссия по назначению пожизненного содержания при Управлении Судебного департамента в Удмуртской Республике, рассмотрев заявление, не включила в стаж работы по юридической профессии работу на государственной должности начальника отдела по организационно-правовому, информатизационному и статистическому обеспечению деятельности судов Управления Судебного департамента в УР в период с <дата> по <дата>, а так же на государственной должности заместителя начальника управления Судебного департамента в УР с <дата> по <дата>, составляющий 3 года 1 месяц 24 дня. В связи с чем, стаж работы в должности судьи составил менее 20 лет. При этом комиссия включила в стаж работы по юридической профессии периоды работы: с <дата> по <дата> - в должности младшего, старшего следователя отделения по расследованию общественных преступлений МВД УР, с <дата> по <дата> - в должности старшего следователя группы по расследованию групповых преступлений МВД УР, с <дата> по <дата> - в должности следователя, заместителя прокурора Прокуратуры УР, с <дата> по <дата> - в должности председателя Вавожского районного суда УР, с <дата> по <дата> - в должности председателя Увинского районного суда УР, с <дата> по <дата> - в должности председателя Сарапульского городского суда УР, установив общий стаж работы по юридической профессии - 16 лет 10 месяцев 06 дней. Полагает, что периоды работы на государственных должностях федеральной государственной службы в Управлении Судебного департамента в Удмуртской Республике так же подлежит включению в стаж для назначения надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50% в связи со следующим: на основании ст. 3 Федерального закона от <дата> № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», судьям Российской Федерации, имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать, выплачивается ежемесячная надбавка к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено при выходе в отставку. В соответствии с абзацем 40 пункта 1 статьи 19 Закона РФ от <дата>№ "О статусе судей в Российской Федерации", в стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы как на должности судьи, так и на должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 данного Закона. Исходя из п. 5 ст. 4 Закона РФ от <дата>№ «О статусе судей в Российской Федерации» в стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы, в том числе, на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях; субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях. Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона РФ от <дата> № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее также - арбитражные суды субъектов Российской Федерации), районных, городских и межрайонных судов (далее также - районные суды), окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов (далее также - федеральные суды), органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей. В силу ч. 1 ст. 2 Федерального Закона от <дата> № 7-ФЗ, Судебный департамент, а также управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента. Согласно п. 1.1., 1.2 Положения «Об управлении Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации в Удмуртской Республике», утвержденном в феврале 1999 года, Управление Судебного департамента в Удмуртской Республике является органом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, осуществляющим организационное обеспечение (мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера) деятельности районных судов, органов судейского сообщества Удмуртской Республики, а также финансирование мировых судей. В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, в том числе Федеральным Законом от <дата> № 7-ФЗ «О Судебном департамента при Верховном суде Российской Федерации». Согласно раздела 16.1 Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, государственные должности начальника отдела и заместителя начальника управления судебного департамента отнесены к «Ведущей группы должностей». На момент назначения истца на указанные должности в спорный период имел требуемое высшее юридическое образование по специальности юриспруденция (диплом ШВ Х2030198). Согласно должностной инструкции заместителя начальника Управления - начальника отдела по организационно-правовому, информатизационному и статистическому обеспечению деятельности судов Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в УР, утвержденной в <дата>, эта должность является ведущей государственной должностью и предъявляет обязательное требование - наличие высшего юридического образования. Кроме того, истцу как работнику системы Судебного департамента присваивались классные чины «Советник юстиции». Таким образом, работа в Управлении Судебного департамента подлежит включению в стаж работы в качестве судьи, поскольку в этот период истец, имея требуемое высшее юридическое образование, занимал государственную должность, указанную в пункте 5 статьи 4 Федерального Закона «О статусе судей в Российской Федерации». В связи с этим, просит включить в стаж работы в качестве судьи периоды работы на государственных должностях:
- начальника отдела организационно- правовому, информатизационному и статистическому обеспечению деятельности судов УР в период с <дата> по <дата>, что составляет 1 месяц 6 дней;
- заместителя начальника управления - начальника отдела по организационно-правовому, информатизационному и статистическому обеспечению деятельности судов УР с <дата> по <дата>, что составляет 3 года 18 дней, итого общий стаж работы 3 года 1 месяц 24 дня.
Определением суда от <дата> производство по делу, в части требования истца о включении в стаж работы в качестве судьи периода работы истца в должности начальника отдела организационно-правового, информатизационного и статистического обеспечения деятельности судов УР в период с <дата> по <дата>, что составляет 01 месяц 06 дней, прекращено, в связи с отказом истца от иска в указанной части.
Истец ФИО1, извещенный должным образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не прибыл, письменным заявлением просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика (Управления Судебного департамента в Удмуртской Республике), извещенный должным образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не прибыл. Ранее в суд поступило письменное заявление представителя ответчика ФИО2, действовавшей на основании приказа № от <дата>, о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя ответчика. Кроме того, представителем ответчика представлен отзыв на исковое заявление, согласно которого истец обратился к ответчику с заявлением об установлении ему ежемесячной надбавки к заработной плате, которая предусмотрена статей 3 Федерального закона от <дата> № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации». Комиссия по назначению ежемесячного пожизненного содержания (Протокол № от <дата>) по назначению и выплате ежемесячной надбавки, дающей право на получение ежемесячного пожизненного содержания при выходе в отставку (либо 50% пожизненного содержания в случае продолжения работы в должности председателя Сарапульского городского суда), не включила в стаж работы в качестве судьи периоды работы в следующих должностях:
начальника отдела организационно-правового, информационного и статистического обеспечения судов Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской в Удмуртской Республике (с <дата> по <дата>, 1 месяц 6 дней);
заместителя начальника Управления Судебного департамента в Удмуртской Республике – начальника отдела организационно-правового обеспечения деятельности судов (с <дата> по <дата>, 3 года 18 дней).
Истец полагает, что решением комиссии заявителю не был установлен необходимый двадцатилетний стаж работы в качестве судьи, в который не включены периоды его работы на должностях федеральной государственной гражданской службы в Управлении Судебного департамента в Удмуртской Республике (3 года 1 месяц 24 дня). В связи с чем, нарушено его право на выплату ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть ему начислено при выходе в отставку.
Управление Судебного департамента в Удмуртской Республике считает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
1. Спорный период подтверждается материалами личного дела, в который приобщены:
копия приказа Управления Судебного департамента в Удмуртской Республике от <дата>№ о назначении истца на государственную должность федеральной государственной службы начальника отдела организационно-правового, информационного и статистического обеспечения судов Управления Судебного департамента в Удмуртской Республике, с <дата>;
трудовой договор от <дата>, подписанный со стороны истца и ответчика;
копия диплома ШВ №, подтверждающего окончание в <дата> году Удмуртского государственного университета по специальности «юриспруденция». Квалификация «юрист» присвоена истцу решением Государственной экзаменационной комиссии <дата>;
копия приказа Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от <дата>№ л/с о назначении истца на государственную должность федеральной государственной службы заместителя начальника Управления Судебного департамента в Удмуртской Республике – начальника отдела организационно-правового обеспечения деятельности судов с <дата>;
должностная инструкция заместителя начальника Управления Судебного департамента в Удмуртской Республике, утвержденная <дата> начальником Управления ФИО6 Данная инструкция устанавливает в качестве одного из квалификационных требований – наличие высшего юридического образования по занимаемой должности;
копия приказа Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от <дата>№ л/с о присвоении истцу классного чина «Советник юстиции 2 класса»;
копия приказа Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от <дата>№ л/с об освобождении истца <дата>. от занимаемой должности и увольнения с государственной гражданской службы по инициативе гражданского служащего (п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от <дата> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Таким образом, наличие высшее юридическое образование и общего стажа (3 года 18 дней) на государственных должностях федеральной государственной службы у истца ответчиком не оспаривается.
В соответствии с абзацем сороковым пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от <дата>№ «О статусе судей в Российской Федерации» (далее – Закон №), в стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы, как на должности судьи, так и на должностях, указанных в п. 5 ст. 4 названного закона.
Исходя из п. 5 ст. 4 Закона № в стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы, в том числе, на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях.
Согласно п. 3.1 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, утвержденной Верховным Судом Российской Федерации <дата>, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации <дата>, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации <дата> (документ утратил силу в связи с изданием приказа Верховного Суда Российской Федерации №кд, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации № от <дата>,), в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации для назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания включается, в том числе, время работы в аппаратах судов общей юрисдикции, конституционных (уставных) судов, арбитражных судов и органов государственного арбитража, в органах юстиции (министерствах юстиции СССР и Российской Федерации, министерствах юстиции республик в составе Российской Федерации, управлениях (отделах) юстиции на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование), в качестве стажера (кандидата) судьи или исполнявшего обязанности судьи, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, государственного нотариуса, если эта работа предшествовала назначению (избранию) на должность судьи.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 31.07.1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») для занятия высших и главных государственных должностей государственной службы требовалось наличие высшего профессионального образования по специализации должности (или равноценного ему) и дополнительного высшего профессионального образования по специализации должности. Для занятия ведущих и старших государственных должностей государственной службы требовалось наличие высшего профессионального образования по специальности «государственное и муниципальное управление» либо образования, считающегося равноценным.
Подразделом 1 Раздела 15 Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 г. № 1574 (в первоначальной редакции), должность «начальник отдела» (код 15-1-3-029) и «заместитель начальника управления» (код 15-1-3-030) в Управлениях Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации является ведущей государственной должностью и относится к категории «руководители» – «Ведущая группа должностей».
Таким образом, в период работы с <дата> по <дата> для занятия федеральной государственной гражданской службы истцу требовалось высшее юридическое образование, в связи с чем приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от <дата>№ л/с был присвоен классный чин – «Советник юстиции 2 класса».
2. Согласно ч. 1 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 08.01.1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районных, городских и межрайонных судов, окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов, органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 7-ФЗ Судебный департамент, а также управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента. На законодательном уровне установлено, что Судебный департамент при Верховном Суде Российской является специально уполномоченным органом судебной системы.
Правовой статус Управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации определяется как органа Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, осуществляющим организационное обеспечение деятельности районных судов, гарнизонных военных судов, органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации, а также финансирование мировых судей.
В 1998 году Министерство юстиции Российской Федерации передало функции финансового, административного и кадрового управления судами общей юрисдикции Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации.
Вопрос об изъятии функций по обеспечению судебной деятельности от системы органов исполнительной власти (Министерства юстиции Российской Федерации и его органов) с передачей их в систему органов, действующих при судебной системе Российской Федерации и полностью подотчетных судейскому сообществу (Судебный департамент и его органы), был разрешен Советом судей Российской Федерации (<дата>) и IV (чрезвычайным) Всероссийским съездом судей (3-<дата>).
В Удмуртской Республике функций административного управления от Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике были переданы к Управлению Судебного департамента при Верховном Суде Российской в Удмуртской Республике.
Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской в Удмуртской Республике, как юридическое лицо, поставлено на учет в ГНИ по Первомайскому району г. Ижевске (свидетельство серии 18 №, выдано <дата>) и Государственном комитете Удмуртской Республике по статистике, с присвоением в соответствии с учредительными документами соответствующих кодов (письмо от <дата>№).
До осуществления полной передачи функций статистического учета и сбора информации Управлению Судебного департамента при Верховном Суде Российской в Удмуртской Республике эту работу выполняло Министерство юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике. Структурное подразделение в составе министерства полностью перешло в состав территориального Управления Судебного департамента. Правопреемство подтверждается назначением истца на должность начальника отдела организационно-правового, информационного и статистического обеспечения судов, заключением с ним <дата> трудового договора, подписанного со стороны истца и ответчика, в лице начальника Управления ФИО6, а также назначением ФИО1 с <дата> на государственную должность федеральной государственной службы заместителя начальника Управления Судебного департамента – начальника отдела организационно-правового обеспечения деятельности судов.
С учетом изложенного, Управление Судебного департамента в Удмуртской Республике считает, что исковые требования ФИО1 о включении в стаж периодов работы на должностях федеральной государственной гражданской службы в Управлении Судебного департамента в Удмуртской Республике (3 года 1 месяц 24 дня) подлежат удовлетворению и у истца возникло право на выплату ежемесячной надбавки к заработной плате, которая предусмотрена статей 3 Федерального закона от 10.01.1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации».
В соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Суд, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам.
Согласно записям в трудовой книжке ФИО1, он (истец):
- с <дата> по <дата> проходил службу в органах внутренних дел (приказ МВД УР № л/с от <дата>, № л/с от <дата>);
- с <дата> по <дата> проходил службу в органах прокуратуры (приказ № от <дата>, № от <дата>);
- <дата> принят в штат Управления Судебного департамента при Верховном суде в Удмуртской Республике на государственную должность федеральной государственной службы - начальника отдела организационно-правового, информационного и статистического обеспечения судов Удмуртской Республики (приказ УСД в УР № от <дата>);
- <дата> назначен на государственную должность федеральной государственной службы заместителя начальника Управления – начальника отдела организационно-правового обеспечения деятельности судов (приказ СД при ВС РФ № л/с от <дата>);
- <дата> присвоен классный чин «Советник юстиции 2 класса» (приказ СД при ВС РФ № л/с от <дата>);
- приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от <дата>№ л/с истец освобожден <дата>. от занимаемой должности и уволен с государственной гражданской службы по инициативе гражданского служащего (п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от <дата> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);
- <дата> Указом Президента РФ от <дата>№ назначен на должность <данные скрыты> Вавожского районного суда УР на трехлетний срок полномочий;
- <дата> Указом Президента РФ от <дата>№ назначен на должность <данные скрыты> Вавожского районного суда УР на шестилетний срок полномочий;
- <дата> Указом Президента РФ от <дата>№ назначен на должность <данные скрыты> Увинского районного суда УР на шестилетний срок полномочий;
- <дата> Указом Президента РФ от <дата> назначен на должность <данные скрыты> Сарапульского городского суда УР на шестилетний срок полномочий.
Комиссия по назначению ежемесячного пожизненного содержания (Протокол № от <дата>) по назначению и выплате ежемесячной надбавки, дающей право на получение ежемесячного пожизненного содержания при выходе в отставку (либо 50% пожизненного содержания в случае продолжения работы в должности <данные скрыты> Сарапульского городского суда), не включила в стаж работы в качестве судьи периоды работы в следующих должности заместителя начальника Управления Судебного департамента в Удмуртской Республике – начальника отдела организационно-правового обеспечения деятельности судов (с <дата> по <дата>, 3 года 18 дней).
Истец полагает, что решением комиссии заявителю не был установлен необходимый двадцатилетний стаж работы в качестве судьи, в который не включены периоды его работы на должностях федеральной государственной гражданской службы в Управлении Судебного департамента в Удмуртской Республике (3 года 1 месяц 24 дня). В связи с чем, нарушено его право на выплату ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть ему начислено при выходе в отставку.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон), заработная плата судьи состоит из должностного оклада, доплат за квалификационный класс, выслугу лет и 50- процентной доплаты к должностному окладу за особые условия труда, которые не могут быть уменьшены. Судье производятся также иные выплаты, предусмотренные законами и другими нормативными правовыми актами.
В соответствии с абзацем сороковым пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 16.06.1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее – Закон № 3132-1), в стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы, как на должности судьи, так и на должностях, указанных в п. 5 ст. 4 названного закона.
Исходя из п. 5 ст. 4 Закона № 3132-1 в стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы, в том числе, на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях.
Согласно п. 1.2 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, утв. Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, Верховным Судом РФ 3, 9, 29 июля 2003 г. (Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Верховного Суда РФ N 669кд, Судебного департамента при Верховном Суде РФ N 234 от 10.08.2015 г.), право на получение ежемесячного пожизненного содержания имеют, в том числе, судьи, ушедшие (удаленные) в отставку при стаже работы в должности судьи не менее 20 лет, независимо от возраста (п.п. 1.2.1.).
Согласно п. 1.2. Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении, утвержденной приказом Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 10 августа 2015 г. N 669кд/234, право на получение ежемесячного пожизненного содержания имеют, в том числе, судьи, ушедшие (удаленные) в отставку при стаже работы в должности судьи не менее 20 лет, - независимо от возраста (п.п. 1.2.1.).
Согласно п. 3.1 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, утвержденной Верховным Судом Российской Федерации 29.07.2003 г., Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации 09.07.2003 г., Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации 03.07.2003 г (документ утратил силу в связи с изданием приказа Верховного Суда Российской Федерации № 669кд, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации № 234 от 10.08.2015 г.,), в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации для назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания включается, в том числе, время работы в аппаратах судов общей юрисдикции, конституционных (уставных) судов, арбитражных судов и органов государственного арбитража, в органах юстиции (министерствах юстиции СССР и Российской Федерации, министерствах юстиции республик в составе Российской Федерации, управлениях (отделах) юстиции на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование), в качестве стажера (кандидата) судьи или исполнявшего обязанности судьи, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, государственного нотариуса, если эта работа предшествовала назначению (избранию) на должность судьи.
Согласно ч. 1 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 08.01.1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районных, городских и межрайонных судов, окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов, органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 7-ФЗ Судебный департамент, а также управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента. На законодательном уровне установлено, что Судебный департамент при Верховном Суде Российской является специально уполномоченным органом судебной системы.
Согласно п. 1.1., 1.2 Положения «Об управлении Судебного департамента в Удмуртской Республике», утвержденном в июле 2003 года, Управление Судебного департамента в Удмуртской Республике (далее – Управление) является органом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент), осуществляющим организационное обеспечение деятельности районных судов, Ижевского гарнизонного военного суда, органов судейского сообщества Удмуртской Республики, а также финансирование мировых судей. В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, в том числе Федеральным Законом от 08.01.1998 года № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации».
Таким образом, правовой статус Управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации определяется как органа Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, осуществляющим организационное обеспечение деятельности районных судов, гарнизонных военных судов, органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации, а также финансирование мировых судей.
В 1998 году Министерство юстиции Российской Федерации передало функции финансового, административного и кадрового управления судами общей юрисдикции Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации.
Вопрос об изъятии функций по обеспечению судебной деятельности от системы органов исполнительной власти (Министерства юстиции Российской Федерации и его органов) с передачей их в систему органов, действующих при судебной системе Российской Федерации и полностью подотчетных судейскому сообществу (Судебный департамент и его органы), был разрешен Советом судей Российской Федерации (16.10.1996 г.) и IV (чрезвычайным) Всероссийским съездом судей (3-5.12.1996 г.).
В Удмуртской Республике функций административного управления от Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике были переданы к Управлению Судебного департамента при Верховном Суде Российской в Удмуртской Республике.
Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской в Удмуртской Республике, как юридическое лицо, поставлено на учет в ГНИ по Первомайскому району г. Ижевске (свидетельство серии 18 №, выдано <дата>) и Государственном комитете Удмуртской Республике по статистике, с присвоением в соответствии с учредительными документами соответствующих кодов (письмо от <дата>№).
На основании ст. 3 Федерального закона от 10.01.1996 года № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», судьям Российской Федерации, имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать, выплачивается ежемесячная надбавка к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено при выходе в отставку.
Согласно п. 3.1. Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, ежемесячного возмещения в связи с гибелью (смертью) судьи, в том числе пребывавшего в отставке, нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении, утвержденной приказом Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от <дата> N 669кд/234, для судей, назначенных (избранных) на должность до <дата>, в стаж работы в должности (качестве) судьи Российской Федерации для назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания включается время работы, в том числе, в аппаратах судов общей юрисдикции, конституционных (уставных) судов, федеральных арбитражных судов и органов государственного арбитража, в органах юстиции (министерствах юстиции СССР и Российской Федерации, министерствах юстиции республик в составе Российской Федерации, управлениях (отделах) юстиции) на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, стажером судьи или исполняющим обязанности судьи, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката.
В судебном заседании установлено, что на момент назначения истца на должность заместителя начальника Управления он (истец) имел высшее юридическое образование: в <дата> году окончил Удмуртский государственный университет, получив высшее юридическое образование по специальности «юриспруденция», о чем свидетельствует дипломом государственного образца серии ШВ №.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 31.07.1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») для занятия высших и главных государственных должностей государственной службы требовалось наличие высшего профессионального образования по специализации должности (или равноценного ему) и дополнительного высшего профессионального образования по специализации должности. Для занятия ведущих и старших государственных должностей государственной службы требовалось наличие высшего профессионального образования по специальности «государственное и муниципальное управление» либо образования, считающегося равноценным.
Подразделом 1 Раздела 15 Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 г. № 1574 (в первоначальной редакции), должность «начальник отдела» (код №) и заместитель начальника управления» (код №) в Управлениях Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации является ведущей государственной должностью и относится к категории «руководители» – «Ведущая группа должностей».
Таким образом, в период работы с <дата> по <дата> для занятия федеральной государственной гражданской службы истцу требовалось высшее юридическое образование, в связи с чем приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от <дата>№ л/с истцу был присвоен классный чин – «Советник юстиции 2 класса».
Как указывалось судом выше, в <дата> году истец окончил Удмуртский государственный университет, получив высшее юридическое образование по специальности «юриспруденция», о чем свидетельствует дипломом государственного образца серии ШВ №. То есть, на момент назначения истца на должность заместителя начальника Управления Судебного департамента в УР (приказ СД РФ № л/с от <дата>), он (истец) имел высшее юридическое образование.
В период работы истца в должности заместителя начальника Управления ему (истцу), был присвоен классный чин: <дата> - «Советник юстиции 2 класса», что так же подтверждает доводы истца о том, что занимаемая истцом должность заместителя начальника Управления, требовала наличие высшего профессионального образования, а в данном случае исходя из характера выполняемой работы, юридического.
Общий стаж работы истца в Управлении Судебного департамента в УР на должности заместителя начальника Управления – начальника отдела организационно-правового обеспечения деятельности судов Управления Судебного департамента в Удмуртской Республике (с <дата> по <дата>), составил 3 года 18 дней.
С учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание положения п. 5 ст. 4 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», период работы истца ФИО1 в должности заместителя начальника Управления – начальника отдела организационно-правового обеспечения деятельности судов Управления Судебного департамента в Удмуртской Республике, в период с <дата> по <дата> (всего 03 года 18 дней), подлежит включению в стаж работы в качестве судьи.
Таким образом, с учетом положений ст. 196 ГПК РФ, указанный период работы истца ФИО1 в общем размере 03 (три) года 18 (восемнадцать) дней подлежит включению в стаж работы в качестве судьи.
Поскольку стороны освобождены от судебных расходов, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом, в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 173 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Управлению Судебного департамента в Удмуртской Республике о включении в стаж периодов работы периодов работы на государственных должностях, удовлетворить.
Включить в стаж работы в качестве судьи ФИО1, следующие периоды работы:
- в должности заместителя начальника Управления – начальника отдела организационно-правового обеспечения деятельности судов Управления Судебного департамента в Удмуртской Республике с <дата> по <дата>, что составляет 3 (три) года 18 (восемнадцать) дней.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение месяца со дня изготовления мотивированной части решения.
Мотивированная часть решения изготовлена 28 октября 2019 года.
Судья - ПОДПИСЬ
КОПИЯ ВЕРНА
Судья - А.А. Созонов