Дело № 2-3426/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26.08.2014 года город Балаково
Балаковский районный суд Саратовской области в составе
судьи Комарова И.Е.,
при секретаре судебного заседания Жебревой Н.Б.,
прокурора Булыгина А.Ю.,
с участием:
представителя заявителя ФИО1,
представителя заинтересованных лиц ФИО2, ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям ФИО4, ЗАО «Торговый Дом «Эластик», заинтересованные лица Собрание Балаковского муниципального района Саратовской области, управление по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, комитет финансов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, о признании частично недействующим решения Собрания депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от * года №* в редакции решения Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от * года №*,
установил:
Решением Собрания депутатов Балаковского муниципального района Саратовской области от * г. № * «Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района» (в редакции решения Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от * г. № *, действующей с * г.) установлены ставки арендной платы для земель, находящихся в собственности Балаковского муниципального района, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в процентах от кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от вида разрешенного использования согласно приложению № 1 к Распоряжению комитета по управлению имуществом Саратовской области от * г. № * «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области».
ФИО4 обратился в суд с заявлением, впоследствии уточненным, о признании недействующим со дня принятия указанного решения в части установления в пункте 9 таблицы «Ставки арендной платы за земли Балаковского муниципального района» ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, в размере 5 процентов от кадастровой стоимости земли. В обоснование своего требования указал, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером * площадью 6500 кв. м, расположенного по адресу: *, относящегося к соответствующему виду разрешенного использования. С * г. в связи с вступлением в силу оспариваемого нормативного акта в указанной редакции ФИО4 обязан уплачивать арендную плату исходя из ставки 5 процентов от кадастровой стоимости земельного участка. По мнению заявителя, установление органом местного самоуправления такой ставки не соответствует принципу экономической обоснованности, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, и статье 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку такая ставка определена без учета доходности земельных участков по виду разрешенного использования и превышает предельные ставки арендной платы, установленные для земель федеральной собственности; на территории Балаковского муниципального района создана ситуация, когда в зависимости от статуса публичного собственника ставка арендной платы для земельных участков одного вида разрешенного использования, предоставляемых по одинаковым основаниям, установлена в размере 2 процентов от кадастровой стоимости для земель собственности Российской Федерации и Саратовской области, и в размере 5 процентов от кадастровой стоимости для земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности, то есть оспариваемым нормативным актом созданы дискриминационные условия.
ЗАО «Торговый Дом «Эластик» обратилось в суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия того же решения в той же части. Требование мотивировано тем, что данное общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: *, пристань верхнего бьефа. Право аренды этого земельного участка было переоформлено из права постоянного (бессрочного) пользования. В соответствии с оспариваемым решением ЗАО «Торговый Дом «Эластик» с * г. обязано уплачивать арендную плату в размере 5 процентов от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, однако на основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» годовой размер арендной платы за земельные участки, право аренды на которые переоформлено юридическими лицами из права постоянного (бессрочного) пользования, устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков. С точки зрения общества, отсутствие в оспариваемом решении дифференциации ставок арендной платы противоречит федеральному закону и влечет незаконность оспариваемой ставки.
Поскольку оба заявления касаются одного и того же предмета судебного нормоконтроля, возбужденные по ним дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
В судебном заседании представитель заявителей ФИО4 и ЗАО «Торговый Дом «Эластик» ФИО1 поддержал заявленные требования, дал объяснения, аналогичные содержащимся в заявлениях. Дополнительно пояснил, что в отношении земельного участка, арендуемого ФИО4, с * г. увеличилась кадастровая стоимость с * рублей до * рублей, и последующее увеличение ставки арендной платы с 2 до 5 процентов повлекло увеличение годового размера арендной платы с * рубля * году до * в * году и до * рублей в * году. По арендуемому ЗАО «Торговый Дом «Эластик» земельному участку кадастровая стоимость уменьшилась с * до * рублей 16 копеек, однако увеличение ставки с 2 до 5 процентов повлекло увеличение годового размера арендной платы с * в * году до * в * году; при этом в 2012 году арендная плата составляла *.
Представитель Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области (далее – Собрание) ФИО2 возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал позицию, представленную в письменном виде. Пояснил, что проект оспариваемого решения был представлен управлением по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области. При определении размера ставки арендной платы в проекте использован метод индексации, что, с точки зрения Собрания, не противоречит действующему законодательству. По его мнению, оспариваемое решение не нарушает прав ЗАО «Торговый Дом «Эластик», поскольку оно не исключает прямого применения нормы пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Кроме того, данная норма в редакции Федерального закона 24 июля 2007 г. № 212-ФЗ, устанавливающая предельную ставку в 2 процента, введена в действие с * г., то есть после переоформления ЗАО «Торговый Дом «Эластик» права постоянного (бессрочного) пользования, и, по мнению Собрания, на это общество не распространяется.
Представитель администрации Балаковского района Саратовской области и управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее – Управление) ФИО3 возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал позицию, представленную в письменном виде. Пояснил, что арендная плата для ЗАО «Торговый Дом «Эластик» рассчитана на основании оспариваемого решения, которое подлежит применению к арендным отношениям.
Комитет финансов администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, явку представителя не обеспечил, о причинах неявки не сообщили и об отложении разбирательства дела не просили. Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы заявлений и возражений на них, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно статье 36 (часть 1) Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1, пунктом 4 статьи 22, пунктами 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли в Российской Федерации является платным; формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата; за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата; порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Вопросы определения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на федеральном уровне не урегулированы, поэтому, к соответствующим правоотношениям могут быть применены общие начала ее определения при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленные Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. № 582, действующее с 04 августа 2009 г., которым утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной просторы расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, указанные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги».
Постановлением Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 г. № 412-П «Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения» установлен годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, в соответствии с их видами разрешенного использования (пункт 1), а также годовой размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, рассчитываемый по формуле, включающей в себя удельный показатель кадастровой стоимости, общую площадь земельного участка и коэффициент в процентах от кадастровой стоимости по видам разрешенного использования земельных участков; установление порядка определения коэффициента и его значения дифференцировано с учетом видов разрешенного использования земельных участков делегированы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 2).
Решением Собрания от * г. № * «Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района» в редакции решения Собрания от * г. № *, действующей с * г., для земель девятого вида разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок) установлена оспариваемая заявителями ставка арендной платы в размере 5 процентов от кадастровой стоимости земельных участков (л.д.*).
Данное решение в оспариваемой редакции принято в пределах предоставленных полномочий представительным органом местного самоуправления, действующим в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2007 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом Балаковского муниципального района Саратовской области, и имеет нормативный характер. В первоначальной редакции решение от * г. № *опубликовано в выпуске газеты «Балаковские вести» от * г. № *, а решение от * г. № * опубликовано в выпуске бюллетеня «Вестник Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области» от * г. № * – официального публикатора решений представительного органа Балаковского муниципального района (л.д.*).
Следовательно, оспариваемое решение является нормативным правовым актом, который в соответствии со статьей 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации может быть оспорен гражданами, организациями, считающими, что этим нормативным правовым актом нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть третья статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как видно из материалов дела, ФИО4 и ЗАО «Торговый Дом «Эластик» на основании договоров аренды земли от * г. № * и от * г. № * соответственно являются арендаторами земельных участков девятого вида разрешенного использования с кадастровыми номерами *, соответственно, находящихся в неразграниченной государственной собственности. По условиям данных договоров (пункты 3.5 и 10) размер арендной платы определяется с использованием показателей: удельного показателя кадастровой стоимости, площади земельных участков и процентной ставки. Договоры предусматривают возможность изменения размера арендной платы арендодателем в одностороннем порядке в случаях изменения ставки арендной платы, изменения кадастровой стоимости земельных участков, изменения показателей, влияющих на размер арендной платы и ее составляющие в соответствии с утвержденной методикой, в других случаях, предусмотренных нормативными актами Российской Федерации, Саратовской области, органов местного самоуправления (л.д.*).
Данные условия согласуются с положением абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которого в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. Стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, в связи с чем при установлении размера арендной платы стороны обязаны руководствоваться предписанным порядком определения размера арендной платы.
Таким образом, оспариваемая заявителями ставка арендной платы используется в качестве одного из элементов формулы расчета арендной платы за арендуемые ими земельные участки с * г., что влечет обязанность заявителей уплачивать арендную плату в соответствующем размере. Это обстоятельство подтверждается уведомлениями по арендной плате, направленными заявителям.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 11 мая 2004 г. № 209-О в отношении земельного налога, имеющего одинаковую правовую природу с арендной платой как публично устанавливаемой альтернативной формой платы за использование земли, плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).
Нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки земельного налога могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 08 октября 1997 г. № 13-П).
Основываясь на принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Анализ постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 и постановления Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 г. № 412-П позволяет прийти к выводу о том, что ставка арендной платы для земельных участков, относящихся к девятому виду разрешенного использования и находящихся в собственности Российской Федерации и Саратовской области, составляет 2 процента от кадастровой стоимости.
При этом в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 г. № 412-П (редакции постановления Правительства Саратовской области от 30 ноября 2012 г. № 715-П, действовавшей до 29 марта 2013 г.) аналогичная ставка арендной платы была установлена для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением определенных случаев.
С * г. ставка для земельных участков, расположенных на территории Балаковского муниципального района Саратовской области и относящихся к неразграниченной государственной собственности, увеличилась в 2,5 раза, тогда как для земель, находящихся в собственности Российской Федерации и Саратовской области ставка осталась прежней (2 процента). Более высокая ставка арендной платы должна быть экономически обоснованной.
Из пояснительной записки о необходимости внесения изменений и дополнений в решение от * г. № * следует, что в связи с актуализацией результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденных Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от * г. № * «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области», прогнозируется значительное снижение доходов (около *), поступающих в виде арендной платы за землю в * году, так как с * г. будет произведен перерасчет арендной платы по действующим договорам аренды на новую кадастровую стоимость. Во избежание потерь бюджета Балаковского муниципального района необходимо рассмотреть вопрос об утверждении ставок, компенсирующих потери бюджета в связи с уменьшением кадастровой оценки земли. Предлагаемые ставки позволят в * году не только компенсировать потери бюджета в связи с уменьшением кадастровой стоимости земель населенных пунктов, но и дополнительно получить в консолидированный бюджет района * млн рублей (л.д.*).
Следовательно, изменение ставок арендной платы произведено не исходя из анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, а исходя из экономической целесообразности, направленной в том числе на получение дополнительного дохода в консолидированный бюджет Балаковского муниципального района Саратовской области.
Увеличение ставок арендной платы исключительно в целях компенсации бюджетных потерь и получения дополнительных доходов при уменьшении кадастровой стоимости, по мнению суда, противоречит принципу экономической обоснованности, поскольку это не относится к числу критериев, влияющих на уровень доходности земельных участков.
Как следует из представленного Собранием в материалы дела экономического обоснования к проекту решения «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов Балаковского муниципального образования от 26 января 2007 года № 197 «Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района», при утверждении процентов, применяемых к кадастровой стоимости земельных участков в разрезе видов разрешенного использования, отражены особенности расположения земельных участков по факторам свойств: функциональное назначение, обеспеченность коммунальными услугами и связью, развитие социальной инфраструктуры и т.д. Размер арендной платы зависит как от ставки (процента), так и от кадастровой стоимости земельного участка, которая также отражает функциональные особенности земельного участка, степень его доходности и утверждена постановлением Правительства Саратовской области от 07 июля 2009 г. № 270-П. На протяжении 4-х лет сумма арендной платы оставалась на одном уровне, не изменялась ни ставка, ни кадастровая стоимость, в то время как ежегодный показатель инфляции в среднем составлял 8,8 процента. В связи с актуализацией государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденной Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от * г. № * «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области», с 01 января 2014 г. будет действовать новая кадастровая стоимость, которая по основным видам разрешенного использования значительно снижена. В соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от * г. № 143-П «О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 27 ноября 2007 г. № 412-П» экономически целесообразно внести изменения в действующее решение от * г. № *, распространив его действие не только на муниципальные земельные участки, но и на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, установив ставки с условием, чтобы рост суммы арендной платы не превышал коэффициент инфляции за рассматриваемый период. Расчетный показатель инфляции * года к * году составил 145 процентов. Относительное увеличение суммы арендной платы, рассчитанной по представленным на рассмотрение ставкам арендной платы и утвержденной новой кадастровой стоимости, по земельным участкам в разрезе видов разрешенного использования не превышает коэффициента инфляции за данный период (*).
Суд считает, что данный документ не является экономическим обоснованием в смысле принципа экономической обоснованности, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, поскольку он не содержит сведений об определении ставок арендной платы исходя из доходности земельных участков с учетом категории земель и вида разрешенного использования. Экономическая целесообразность увеличения ставок арендой платы обусловлена уменьшением кадастровой стоимости земельных участков, однако кадастровая стоимость арендуемого ФИО4 земельного участка возросла в 3,8 раза. В сравнительной таблице анализа изменения арендной платы в связи с применением новой ставки по крупным земельным участкам под промышленными объектами из переданных в аренду 2187925 кв. м земель сопоставлены данные об участках общей площадью 1779908 кв. м, об остальных земельных участках, в частности об арендуемом ФИО4, данных не имеется. Отсутствие в сравнительной таблице земельных участков, кадастровая стоимость которых увеличилась и также влияет на результаты анализа, не обеспечивает баланса частных и публичных интересов. Конкретный расчет ставки арендной платы в 5 процентов отсутствует. Указание о том, что предложенные ставки арендной платы не превышают коэффициента инфляции за * годы, равного 145 процентам, не соответствует действительности, поскольку 2 х 145 / 100 = 2,9, то есть меньше 5.
Рассматриваемая формула расчета арендной платы установила прямую зависимость размера арендной платы от размера кадастровой стоимости, которая определяется не реже одного раза в 5 лет с учетом целевого назначения и функционального использования земельных участков, рыночной стоимости объектов и ценообразующих факторов (пункты 3 и 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 г. № 316, пункты 11 и 21 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4»). Если по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков уменьшилась в связи с уменьшением их доходности и иных экономических показателей, это должно быть учтено при определении величины ставок арендной платы.
Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от * г. № *, вступившим в силу с * г., утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости для земель Балаковского муниципального района Саратовской области, которые свидетельствуют о большей доходности земельных участков пятого (2103,01 рубля за 1 кв. м) и шестого (2033,87 рубля за 1 кв. м) видов разрешенного использования по сравнению с земельными участками девятого вида разрешенного использования (709,52 рубля за 1 кв. м). При этом для земельных участков девятого вида разрешенного использования с меньшей доходностью установлена большая ставка (5 процентов) по сравнению с земельными участками большей доходности пятого (4,5 процента) и шестого (3,5 процента) видов разрешенного использования.
Метод индексации ставок арендной платы на уровень инфляции, о котором пояснил представитель Собрания ФИО2, действующим законодательством не предусмотрен. При заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции не проводится, поскольку изменение экономических факторов учитывается при периодической государственной кадастровой оценке земель.
Статьей 15 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности органам местного самоуправления.
В силу статей 8 и 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности.
Учитывая данные нормы, органы местного самоуправления, определяя размер арендной платы за земли, находящиеся в распоряжении соответствующих муниципальных образований, не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными законами обязанности и обременения, ограничивающие конституционные права и свободы субъектов хозяйственной деятельности.
Поскольку оспариваемая ставка арендной платы в 5 процентов от кадастровой стоимости фактически установлена Собранием произвольно вопреки принципу экономической обоснованности и пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», притом, что на территории Балаковского муниципального района для арендаторов земельных участков того же вида разрешенного использования, находящихся в собственности Российской Федерации и Саратовской области, установлена ставка в 2 процента от кадастровой стоимости, оспариваемая ставка ограничивает конкуренцию. Высокое арендное бремя непосредственным образом повышает себестоимость работ, товаров и услуг ФИО4 и ЗАО «Торговый Дом «Эластик», приводит к их удорожанию и снижению конкурентоспособности на товарном рынке.
Суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение противоречит части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».
Обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт (часть первая статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Собранием не представлено доказательств законности решения от * г. № * в оспариваемой части, оно противоречит законодательству и нарушает права и законные интересы ФИО4 и ЗАО «Торговый Дом «Эластик» на уплату законной арендной платы, в связи с чем суд считает необходимым признать его недействующим в этой части.
При определении момента, с которого оспариваемый нормативный акт подлежит признанию недействующим, суд не связан позицией сторон. Учитывая, что данный нормативный акт применялся до вынесения решения в течение определенного времени, и на его основании реализованы права граждан и организаций, суд считает возможным признать его недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения.
На основании положений части третьей статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» резолютивная часть настоящего решения по вступлении его в законную силу подлежит опубликованию в бюллетене «Вестник Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области», который по решению Собрания от * г. № * является официальным публикатором решений представительного органа Балаковского муниципального района Саратовской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление ФИО4, ЗАО «Торговый Дом «Эластик» - удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу решение Собрания депутатов Балаковского муниципального образования Саратовской области от * года №* в редакции решения Собрания Балаковского муниципального района Саратовской области от * года №*«Об арендной плате за земли Балаковского муниципального района» в части установления в пункте 9 таблицы пункта 1 «Ставки арендной платы за земли Балаковского муниципального района» ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок в размере 5 процентов от кадастровой стоимости земельных участков.
В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд.
Судья И.Е. Комаров