ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3426/2017 от 11.05.2017 Калужского районного суда (Калужская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Калужский районный суд Калужской области в составе

председательствующего судьи Дулишкович Е.В.

при секретаре Казыкиной М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 11 мая 2017 года

гражданское дело по иску Половниковой Л. П. к Калужскому областному суду о включении в стаж периодов работы, признании права на получение ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГг. Половникова Л.П. обратилась в суд с иском к ответчику, просила включить в стаж работы в качестве судьи, учитываемый для выплаты ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере <данные изъяты>% ежемесячного пожизненного содержания, периоды ее работы в должностях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нотариуса <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -ведущего и главного специалиста <данные изъяты>, а также признать за ней право на получение ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере <данные изъяты>% ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть ей начислено при выходе в отставку, с ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование иска указано, что решением комиссии Калужского областного суда от ДД.ММ.ГГГГг. ей необоснованно отказано в зачете в стаж работы в качестве судьи указанных периодов работы.

Истец Половникова Л.П. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, представив заявление.

Представитель ответчика Калужского областного суда в судебное заседание не явился, указав в заявлении о рассмотрении дело в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица Судебного департамента при Верховном Суде РФ в судебное заседание не явился, представив письменные объяснения по иску, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 5 ст. 15 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.1996 № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» судьям Российской Федерации, имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать, выплачивается ежемесячная надбавка к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено при выходе в отставку.

Согласно ч.1 ст. 7 указанного Закона с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 20.04.2010 года № 9-П, подлежащей применению при исчислении стажа работы в качестве судьи, если судья был впервые назначен на должность судьи до 10.01.2009 года, в стаж работы в качестве судьи РФ при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции как на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, если стаж работы в должности судьи составляет менее пяти лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации.

Решением комиссии Калужского областного суда по назначению пожизненного содержания от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) постановлено Половниковой Л.П. в связи с отсутствием <данные изъяты>-летнего стажа работы в качестве судьи в назначении ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере <данные изъяты> % ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть начислено при выходе в отставку, отказать. Указанные периоды трудовой деятельности, которые истец просит включить в стаж работы в качестве судьи, комиссией включены не были.

Из трудовой книжки Половниковой Л.П. следует, что ДД.ММ.ГГГГг. она принята временно на период отпуска по уходу за ребенком (отдел юстиции крайисполкома запись , приказ ), ДД.ММ.ГГГГг. уволена в связи с истечением срока трудового договора (запись , приказ ). Из представленной в дело копии приказа от ДД.ММ.ГГГГг. отдела юстиции <адрес> видно, что Половникова Л.П. – нотариус <данные изъяты> уволена с ДД.ММ.ГГГГг. в связи с истечением срока трудового договора по п. 2 ст. 39 КЗоТ РСФСР.

У истца на данный период работы имелось высшее юридическое образование, что подтверждается дипломом от ДД.ММ.ГГГГ. Всесоюзного юридического заочного института.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2002г. № 5-П предусмотрено включение в стаж работы судьи предшествующей судейской деятельности работы в должности государственного нотариуса при наличии высшего образования.

Принимая во внимание изложенное и то, что неправильное оформление работодателем записей №, в трудовой книжке Половниковой Л.П. (отсутствие сведений о занимаемой должности) не может повлечь для работника (истца) неблагоприятные последствия в виде отказа во включении данного периода работы в стаж работы в качестве судьи, требования в данной части подлежат удовлетворению.

В период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. Половникова Л.П. работала в должности ведущего и главного специалиста <данные изъяты>.

Согласно Перечня должностей, установленных Типовой номенклатурой должностей органов, учреждений юстиции и судов, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием, утвержденной приказом Министра юстиции СССР от 19.03.1980 г. № 2, должности консультанта и старшего консультанта отделов юстиции облисполкомов требовали наличие высшего юридического образования (1801-правоведение).

Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 8 октября 1989 года № 335а/П-11 «О проведении внеочередной аттестации сотрудников аппарата органов государственного управления» были утверждены Основные положения о порядке проведения внеочередной аттестации сотрудников аппарата органов государственного управления. Из пункта 1 указанных Основных положений следует, что внеочередная аттестация проводится в целях формирования органов государственного управления нового типа, комплектования их высококвалифицированными работниками, повышения эффективности их деятельности. К указанному Постановлению были приняты Рекомендации по определению содержания работ по должностям и квалификационных требований к сотрудникам аппарата органов государственного управления. В рекомендациях дано основное содержание работ по категориям должностей, необходимое для разработки конкретных должностных обязанностей и формирования требований к кадрам, замещающим соответствующие должности.

В связи с переходом на новые условия оплаты труда на основании Постановления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, Постановления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ принятых «в целях создания условий формирования органов государственного управления нового типа, комплектования их высококвалифицированными руководящими работниками и специалистами», фактически изменилась номенклатура должностей в органах юстиции, а, именно, консультанты по различным направлениям в работе (в частности, по организационной деятельности судов) органов юстиции стали именоваться специалистами (соответствующих категорий) органов юстиции.

Таким образом, на момент принятия истца на должность <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ и в дальнейшем, наименование должности «консультант» управления юстиции перестало существовать, так как наименование «консультант» в соответствии с вышеприведенными Постановлениями было заменено на наименование «специалист», в том числе «ведущий специалист» и «главный специалист».

При этом исполняемые ранее обязанности консультантов органов юстиции остались тождественными с обязанностями соответствующих специалистов органов юстиции, а потому в соответствии с Типовой номенклатурой должностей органов, учреждений юстиции и судов, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием, утвержденной приказом Министра юстиции СССР от 19.03.1980 г. № 2, согласно которой должности консультанта и старшего консультанта отделов юстиции облисполкомов требовали наличие высшего юридического образования (1801-правоведение), должность ведущего специалиста и главного специалиста также требует наличия высшего юридического образования (1801-правоведение).

Кроме того, квалификационные требования о наличии высшего образования к замещаемым должностям в органах юстиции были установлены Письмом Минюста Российской Федерации от 04.03.1996 N 12- 96-04-96.

В этой связи названным Письмом органам юстиции предписывалось, в частности до принятия всего комплекса нормативных актов о государственной службе, при отборе кадров в суды и органы юстиции руководствоваться следующим требованием к уровню профессионального образования кандидатов на работу в суды, органы и учреждения юстиции: лица, имеющие второй уровень высшего образования, могут замещать должности судебного исполнителя, помощника председателя суда, консультанта суда, начальника (заведующего) канцелярией, начальника секретариата, специалистов 1 и 2 категории органов и учреждений юстиции. Для замещения должностей судей федеральных судов, высших, главных, ведущих и старших должностей органов и учреждений юстиции необходим третий уровень высшего профессионального образования.

В период работы истца в указанных должностях органа юстиции ей ДД.ММ.ГГГГг. был присвоен классный чин - юрист класса.

Положением «О классных чинах работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР», утвержденным Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 01.07.1991 г. № 1506-1 были установлены классные чины, в частности для работников органов юстиции и порядок присвоения классных чинов.

В соответствии с Инструкцией «О порядке присвоения классных чинов работникам органов юстиции и государственного нотариата РСФСР», утвержденных приказом Минюста РСФСР от 16.10.1991 г. № 152/13-3-23, классные чины присваиваются руководителям и специалистам, имеющим высшее образование (п.2). Классный чин присваивается исходя из квалификации, занимаемой должности и стажа работы (п.3). Классные чины присваиваются по результатам аттестации (п.6).

Указом Президента Российской Федерации от 19.11.2007 г. № 1554 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности РФ и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции» (с изменениями и дополнениями) для присвоения соответствующего классного чина обязательным квалификационным требованием является наличие высшего юридического образования. При этом согласно п. 5 этого же Указа Президента РФ классные чины, присвоенные в соответствии с Положением о классных чинах работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 01.07.1991 г. № 1506-1 «Об установлении классных чинов для работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР» сохраняются.

Указом Президента Российской Федерации № 981 от 03.09.1997г. утвержден Перечень государственных должностей федеральной государственной службы. Согласно Приложению № 9 к старшей группе должностей территориального органа исполнительной власти в субъекте РФ относятся должности главного и ведущего специалиста. Приказом Министерства юстиции СССР № 12 от 13.03.1980г. были установлены аналогичные квалификационные требования к замещаемым истцом должностям. Кроме того, в настоящее время в силу ст. 12 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» в число обязательных квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «специалисты» всех групп должностей гражданской службы входит наличие высшего образования.

Таким образом, на основании указанных норм законодательства, действовавшего в период спорных правоотношений, суд приходит к выводу, что для замещения должностей ведущего специалиста и главного специалиста органов юстиции требовалось наличие высшего юридического образования.

При таких обстоятельствах, вышеуказанные спорные периоды работы истица подлежат включению в стаж работы в качестве судьи, учитываемый для выплаты ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере <данные изъяты>% ежемесячного пожизненного содержания,

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуально кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Половниковой Л. П. удовлетворить.

Включить в стаж работы Половниковой Л. П. в качестве судьи, учитываемый для выплаты ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере <данные изъяты>% ежемесячного пожизненного содержания, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности нотариуса <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности ведущего и главного специалиста <данные изъяты>.

Признать за Половниковой Л. П. право на получение ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере <данные изъяты>% ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть ей начислено при выходе в отставку, с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение месяца.

Мотивированное решение составлено 12 мая 2017 года.

Судья: Е.В.Дулишкович