Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Калужский районный суд Калужской области в составе
председательствующего судьи Дулишкович Е.В.
при секретаре Казыкиной М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 11 мая 2017 года
гражданское дело по иску Половниковой Л. П. к Калужскому областному суду о включении в стаж периодов работы, признании права на получение ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГг. Половникова Л.П. обратилась в суд с иском к ответчику, просила включить в стаж работы в качестве судьи, учитываемый для выплаты ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере <данные изъяты>% ежемесячного пожизненного содержания, периоды ее работы в должностях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нотариуса <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -ведущего и главного специалиста <данные изъяты>, а также признать за ней право на получение ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере <данные изъяты>% ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть ей начислено при выходе в отставку, с ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование иска указано, что решением комиссии Калужского областного суда от ДД.ММ.ГГГГг. ей необоснованно отказано в зачете в стаж работы в качестве судьи указанных периодов работы.
Истец Половникова Л.П. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, представив заявление.
Представитель ответчика Калужского областного суда в судебное заседание не явился, указав в заявлении о рассмотрении дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица Судебного департамента при Верховном Суде РФ в судебное заседание не явился, представив письменные объяснения по иску, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5 ст. 15 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.1996 № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» судьям Российской Федерации, имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать, выплачивается ежемесячная надбавка к ежемесячному денежному вознаграждению в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено при выходе в отставку.
Согласно ч.1 ст. 7 указанного Закона с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 20.04.2010 года № 9-П, подлежащей применению при исчислении стажа работы в качестве судьи, если судья был впервые назначен на должность судьи до 10.01.2009 года, в стаж работы в качестве судьи РФ при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции как на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, если стаж работы в должности судьи составляет менее пяти лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации.
Решением комиссии Калужского областного суда по назначению пожизненного содержания от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) постановлено Половниковой Л.П. в связи с отсутствием <данные изъяты>-летнего стажа работы в качестве судьи в назначении ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере <данные изъяты> % ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть начислено при выходе в отставку, отказать. Указанные периоды трудовой деятельности, которые истец просит включить в стаж работы в качестве судьи, комиссией включены не были.
Из трудовой книжки Половниковой Л.П. следует, что ДД.ММ.ГГГГг. она принята временно на период отпуска по уходу за ребенком (отдел юстиции крайисполкома запись №, приказ №), ДД.ММ.ГГГГг. уволена в связи с истечением срока трудового договора (запись №, приказ №). Из представленной в дело копии приказа № от ДД.ММ.ГГГГг. отдела юстиции <адрес> видно, что Половникова Л.П. – нотариус <данные изъяты> уволена с ДД.ММ.ГГГГг. в связи с истечением срока трудового договора по п. 2 ст. 39 КЗоТ РСФСР.
У истца на данный период работы имелось высшее юридическое образование, что подтверждается дипломом от ДД.ММ.ГГГГ. Всесоюзного юридического заочного института.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2002г. № 5-П предусмотрено включение в стаж работы судьи предшествующей судейской деятельности работы в должности государственного нотариуса при наличии высшего образования.
Принимая во внимание изложенное и то, что неправильное оформление работодателем записей №№,№ в трудовой книжке Половниковой Л.П. (отсутствие сведений о занимаемой должности) не может повлечь для работника (истца) неблагоприятные последствия в виде отказа во включении данного периода работы в стаж работы в качестве судьи, требования в данной части подлежат удовлетворению.
В период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. Половникова Л.П. работала в должности ведущего и главного специалиста <данные изъяты>.
Согласно Перечня должностей, установленных Типовой номенклатурой должностей органов, учреждений юстиции и судов, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием, утвержденной приказом Министра юстиции СССР от 19.03.1980 г. № 2, должности консультанта и старшего консультанта отделов юстиции облисполкомов требовали наличие высшего юридического образования (1801-правоведение).
Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 8 октября 1989 года № 335а/П-11 «О проведении внеочередной аттестации сотрудников аппарата органов государственного управления» были утверждены Основные положения о порядке проведения внеочередной аттестации сотрудников аппарата органов государственного управления. Из пункта 1 указанных Основных положений следует, что внеочередная аттестация проводится в целях формирования органов государственного управления нового типа, комплектования их высококвалифицированными работниками, повышения эффективности их деятельности. К указанному Постановлению были приняты Рекомендации по определению содержания работ по должностям и квалификационных требований к сотрудникам аппарата органов государственного управления. В рекомендациях дано основное содержание работ по категориям должностей, необходимое для разработки конкретных должностных обязанностей и формирования требований к кадрам, замещающим соответствующие должности.
В связи с переходом на новые условия оплаты труда на основании Постановления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№, Постановления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ принятых «в целях создания условий формирования органов государственного управления нового типа, комплектования их высококвалифицированными руководящими работниками и специалистами», фактически изменилась номенклатура должностей в органах юстиции, а, именно, консультанты по различным направлениям в работе (в частности, по организационной деятельности судов) органов юстиции стали именоваться специалистами (соответствующих категорий) органов юстиции.
Таким образом, на момент принятия истца на должность <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ и в дальнейшем, наименование должности «консультант» управления юстиции перестало существовать, так как наименование «консультант» в соответствии с вышеприведенными Постановлениями было заменено на наименование «специалист», в том числе «ведущий специалист» и «главный специалист».
При этом исполняемые ранее обязанности консультантов органов юстиции остались тождественными с обязанностями соответствующих специалистов органов юстиции, а потому в соответствии с Типовой номенклатурой должностей органов, учреждений юстиции и судов, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием, утвержденной приказом Министра юстиции СССР от 19.03.1980 г. № 2, согласно которой должности консультанта и старшего консультанта отделов юстиции облисполкомов требовали наличие высшего юридического образования (1801-правоведение), должность ведущего специалиста и главного специалиста также требует наличия высшего юридического образования (1801-правоведение).
Кроме того, квалификационные требования о наличии высшего образования к замещаемым должностям в органах юстиции были установлены Письмом Минюста Российской Федерации от 04.03.1996 N 12- 96-04-96.
В этой связи названным Письмом органам юстиции предписывалось, в частности до принятия всего комплекса нормативных актов о государственной службе, при отборе кадров в суды и органы юстиции руководствоваться следующим требованием к уровню профессионального образования кандидатов на работу в суды, органы и учреждения юстиции: лица, имеющие второй уровень высшего образования, могут замещать должности судебного исполнителя, помощника председателя суда, консультанта суда, начальника (заведующего) канцелярией, начальника секретариата, специалистов 1 и 2 категории органов и учреждений юстиции. Для замещения должностей судей федеральных судов, высших, главных, ведущих и старших должностей органов и учреждений юстиции необходим третий уровень высшего профессионального образования.
В период работы истца в указанных должностях органа юстиции ей ДД.ММ.ГГГГг. был присвоен классный чин - юрист № класса.
Положением «О классных чинах работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР», утвержденным Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 01.07.1991 г. № 1506-1 были установлены классные чины, в частности для работников органов юстиции и порядок присвоения классных чинов.
В соответствии с Инструкцией «О порядке присвоения классных чинов работникам органов юстиции и государственного нотариата РСФСР», утвержденных приказом Минюста РСФСР от 16.10.1991 г. № 152/13-3-23, классные чины присваиваются руководителям и специалистам, имеющим высшее образование (п.2). Классный чин присваивается исходя из квалификации, занимаемой должности и стажа работы (п.3). Классные чины присваиваются по результатам аттестации (п.6).
Указом Президента Российской Федерации от 19.11.2007 г. № 1554 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности РФ и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции» (с изменениями и дополнениями) для присвоения соответствующего классного чина обязательным квалификационным требованием является наличие высшего юридического образования. При этом согласно п. 5 этого же Указа Президента РФ классные чины, присвоенные в соответствии с Положением о классных чинах работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 01.07.1991 г. № 1506-1 «Об установлении классных чинов для работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР» сохраняются.
Указом Президента Российской Федерации № 981 от 03.09.1997г. утвержден Перечень государственных должностей федеральной государственной службы. Согласно Приложению № 9 к старшей группе должностей территориального органа исполнительной власти в субъекте РФ относятся должности главного и ведущего специалиста. Приказом Министерства юстиции СССР № 12 от 13.03.1980г. были установлены аналогичные квалификационные требования к замещаемым истцом должностям. Кроме того, в настоящее время в силу ст. 12 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» в число обязательных квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «специалисты» всех групп должностей гражданской службы входит наличие высшего образования.
Таким образом, на основании указанных норм законодательства, действовавшего в период спорных правоотношений, суд приходит к выводу, что для замещения должностей ведущего специалиста и главного специалиста органов юстиции требовалось наличие высшего юридического образования.
При таких обстоятельствах, вышеуказанные спорные периоды работы истица подлежат включению в стаж работы в качестве судьи, учитываемый для выплаты ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере <данные изъяты>% ежемесячного пожизненного содержания,
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуально кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Половниковой Л. П. удовлетворить.
Включить в стаж работы Половниковой Л. П. в качестве судьи, учитываемый для выплаты ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере <данные изъяты>% ежемесячного пожизненного содержания, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности нотариуса <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности ведущего и главного специалиста <данные изъяты>.
Признать за Половниковой Л. П. право на получение ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению в размере <данные изъяты>% ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть ей начислено при выходе в отставку, с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение месяца.
Мотивированное решение составлено 12 мая 2017 года.
Судья: Е.В.Дулишкович