ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3427/18 от 04.03.2019 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело №2-65/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 марта 2019 г. гор. Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Э.В.,

при секретаре Лобушкиной Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Бодрова Дмитрия Александровича к ООО «Эллада Интертрейд» об обязании

произвести замену товара ненадлежащего качества и взыскании компенсации

морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Бодров ДА. обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к

ООО «Эллада Интертрейд», об обязании произвести замену товара ненадлежащего

качества.

В обоснование иска указал, что 08.08.2013 Арутюнян Г.Л. на основании

договора купли-продажи приобрел у ООО «Автоцентр Аврора ЮГ» автомобиль

KIA КН (Quoris) VIN№************ стоимостью 2 659 900 руб.

17.02.2015 Арутюнян Г.Л. продал указанный автомобиль по договору купли-

продажи Арутюняну Ф.Л., который в свою очередь продал его Бодрову Д.А. по

договору купли-продажи от 04.06.2015.

На автомобиль установлен гарантийный срок 7 лет или 150000 км пробега.

В период гарантийного срока, начиная с июня 2015 г. по настоящее время

транспортное средство неоднократно находилось на ремонте у официальных

дилеров KIA в г.Санкт-Петербурге и г. Пскове на гарантийном ремонте, при этом

срок ремонта в совокупности составлял более 30 дней в течение четвертого и

пятого года гарантийного срока.

25.05.2018 истец обратился к ответчику с претензией, в которой потребовал

в течение десяти дней со дня получения претензии произвести замену легкового

автомобиля на автомобиль той же марки, однако 09.06.2018 получил отказ в связи с

прекращением выпуска данной модели автомобилей.

Полагая позицию ответчика ошибочной, истец, основываясь на положениях

Закона РФ «О защите прав потребителей», обратился в суд с иском к ООО «Эллада

Интертрейд» об обязании произвести замену товара ненадлежащего качества

автомобиля KIA КН (Quoris) на автомобиль той же марки (модели) и взыскать с

ответчика компенсацию морального вреда в размере 13 000 руб.

В судебном заседании истец, представитель истца исковые требования

поддержали в полном объеме. Уточнили, что автомобиль только в течение пятого

гарантийного срока (с 13.08.2017 по 12.08.2018) находился в ремонте 48 дней. В

течение четвертого гарантийного срока он находился в ремонте менее 30 дней. В

силу Постановления Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 автомобиль является

технически сложным товаром. Истец не имел возможности его использовать в

течение этого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней

вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Так же истец пояснил, что приобретенный им автомобиль находился в

залоге у Сбербанка. Бодров Д.А. отдал деньги за автомобиль Арутюняну Г.Л.,

который в свою очередь погасил кредит перед Банком полностью, что

подтверждается справкой Банка об отсутствии задолженности.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против

удовлетворения иска, представил письменные возражения, в которых указал, что

заказ - наряды на ремонт автомобиля оформлены ненадлежащим образом. Из их

содержания видно, что ТС сдавалось и принималось из ремонта Арутюняном Ф.Л.

Автомобиль истца неоднократно получал повреждения в ДТП, о чем говорит

обращение третьих лиц в Псковский городской суд с исками о взыскании

страхового возмещения.

Кроме того, из договоров купли-продажи видно, что Арутюнян Г.Л.

приобрел ТС за 2 659 900 руб., а Бодров Д.А. - за 200 000 руб.

Решением Псковского городского суда от 10.07.2018 установлено, что

сделка купли-продажи между Арутюняном Ф.Л. и Бодровым

Д.А. ничтожна, так как совершена для вида, без намерения создать

соответствующие последствия.

До настоящего времени ТС находится в залоге у Сбербанка.

Автомобили, имеющие наименование «Quoris» в настоящее время не

производятся, в связи с чем, требования истца невозможно исполнить.

Представитель третьего лица ПАО «Сбербанк России», представитель

третьего лица ООО «Автоцентр Аврора ЮГ», представитель третьего лица ООО

«Псков-Авто», третье лицо Арутюнян Г.Л., третье лицо Арутюнян Ф.Л. в судебное

заседание при надлежащем уведомлении не явились, мнение по иску не

представили.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к

следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 469 Гражданского кодекса РФ продавец обязан

передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-

продажи.

Аналогичная по содержанию правовая норма предусмотрена пунктом 1

статьи 4 Закона Российской Федерации от 04 февраля 1992 года N 2300-1 "О

защите прав потребителей".

В соответствии со ст. 18 указанного Закона потребитель в случае

обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по

своему выбору вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и

потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за

его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

В соответствии с п. 2 Перечня технически сложных товаров, утвержденного

Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. N 924, легковые автомобили

отнесены к технически сложным товарам.

В силу абз.8-11 п.1 ст. 18 названного Закона в отношении технически

сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата

уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на

товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки

(модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение

пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого

срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих

случаев:обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения

недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного

срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного

устранения его различных недостатков.

Как указано в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от

28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав

потребителей", в отношении технически сложного товара в качестве недостатка

товара по пункту 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей следует понимать

различные недостатки товара, на устранение которых в совокупности

затрачивается время, приводящее к невозможности использования товара (работы,

услуги) более чем тридцать дней в течение каждого года гарантийного срока.

При отнесении споров к сфере регулирования Закона о защите прав

потребителей следует учитывать, что, исходя из преамбулы Закона о защите прав

потребителей и статьи 9 Федерального закона от 26 января 1996 года N 15-ФЗ "О

введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"

правами, предоставленными потребителю Законом и изданными в соответствии с

ним иными правовыми актами, а также правами стороны в обязательстве в

соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации пользуется не

только гражданин, который имеет намерение заказать или приобрести либо

заказывающий, приобретающий товары (работы, услуги), но и гражданин, который

использует приобретенные (заказанные) вследствие таких отношений товары

(работы, услуги) на законном основании (наследник, а также лицо, которому вещь

была отчуждена впоследствии, и т.п.) (п. 3 указанного Пленума ВС РФ).

Следовательно, гражданин, на законном основании использующий товар

исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с

осуществлением предпринимательской деятельности, которому такой товар был

отчужден другим гражданином, также пользуется правами потребителя, если

законом не предусмотрено иное.

Судом установлено, что 08.08.2013 между ООО «Автоцентр Аврора ЮГ» и

Арутюняном Г.Л. был заключен договор купли-продажи автомобиля № 100613-

ККА09, по условиям которого Арутюнян Г.Л. приобрел в собственность

автомобиль KIA КН (Quoris) VIN№************ стоимостью 2 659 900

руб. (л.д.6-12)

04.06.2015 между Арутюняном Ф.Л. и Бодровым Д.А. заключен договор

купли-продажи №366, согласно которому Арутюнян Ф.Л. продал указный

автомобиль Бодрову Д.А. за 200 000 руб. (л.д. 15)

По сведениям ГИБДД УМВД по Псковской области, регистрация права

собственности в отношении транспортного средства KIA КН (Quoris) VIN

№************ производилась 19.08.2013 на имя Арутюняна Грача

Левоновича на основании договора № 100613-ККА09 от 08.08.2013; 04.06.2015 на

имя Бодрова Дмитрия Александровича на основании договора №366 от 04.06.2015,

который является собственником автомобиля по настоящее время, (л.д. 138-140,

151- 153).

Бодров Д.А. только 26.09.2017 получил водительское удостоверение, до

этого права управления не имел, (л.д.142).

Из ПТС видно, что там имеются записи о регистрации ТС на Арутюнян Г.Л.

согласно договору купли - продажи от 06.08.2013, снят с учета 04.06.2015.

Так же имеет запись о собственнике Арутюнян Ф.Л., однако отметок о

регистрации в МРЭО ГИБДД не имеется.

Следующая запись в ПТС подтверждает регистрацию ТС на имя Бодрова

Д.А. на основании договора купли - продажи от 04.06.2015. (л.д.143).

Как следует из материалов дела, автомобиль находится в залоге у Сбербанка

на основании договора залога от 12.08.2013 (л.д.162 - 170).

Кроме того, СПИ на него наложены запреты на совершение

регистрационных действий (л.д. 108 - 136. 191 - 192).

Так же из материалов дела видно, что автомобиль неоднократно получал

технические повреждения в ДТП, что подтверждается решениями Псковского

городского суда, информацией с официального сайта Госавтоинспекции ( л.д. 61 -

80,81 -84, 101 ).

Решением Псковского городского суда от 10.07.2018 в удовлетворении иска

Бодрова Д.А. к ООО «Автоцентр Аврора ЮГ» об обязании произвести замену

товара ненадлежащего качества и взыскании компенсации морального вреда

отказано. Решением установлено, что сделка купли-продажи между Арутюняном

Ф.Л. и Бодровым Д.А. ничтожна, так как совершена для вида, без намерения создать соответствующие последствия.(л.д. 194 - 297).

25.05.2018 года истец направил в ООО «Эллада Интертрейд» претензию с

требованием о замене некачественного товара на автомобиль этой же

марки.(л.д.16-17).

Истцу направлен ответ от 09.06.2018 о невозможности удовлетворения

претензии в связи с прекращением выпуска автомобиля данной модели и артикула

в 2014 г.(л.д.18).

Письмом от 17.08.2018 ответчик сообщает истцу о готовности произвести

обмен имеющегося у истца автомобиля на ТС КИА Стинжер в комплектации

Престиж с доплатой с доплатой в пользу ответчика разницы между ценой

автомобиля по договору купли- продажи и стоимости нового автомобиля, (л.д.59).

Согласно сервисной книжке на основные элементы автомобиля гарантийный

период с момента продажи первому владельцу составляет 7 лет или 150000 км.

пробега, в зависимости от того, что наступит ранее. Датой начала гарантии

является 14.08.2013.

Учитывая дату приобретения автомобиля, гарантийные сроки исчисляются

следующим образом: с 14.08.2013 по 13.08.2014 - первый год гарантии, с

14.08.2014 по 13.08.2015 -второй год гарантии, с 14.08.2015 по 13.08.2016 - третий

год гарантии, с 14.08.2016 по 13.08.2017 - четвертый год гарантии, с 14.08.2017 по

13.08.2018 - пятый год гарантии, с 14.08.2018 по 13.08.2019- шестой год гарантии,

с 14.08.2019 по 13.08.2020 - седьмой год гарантии.

Исковые требования заявлены по тому основанию, что в период пятого года

гарантии автомобиль находился в ремонте 48 дней.

Вместе с тем, в судебном заседании данный факт документально не

подтвердился.

В суде истцовая сторона ссылалась в основание своих требований на

невозможность пользоваться автомобилем только в течении пятого года гарантии,

просила суд не рассматривать четвертый год гарантии, так как не представила

достаточных документов о ремонте в этот период.

Из письма ООО «Автоцентр Аврора ЮГ» от 20.11.2017 следует, что

автомобиль истца находился на ремонте с 02.10.2017 по 21.10.2017 (повторно

обработана крышка багажника) и с 13.10.2017 по 25.10.2017 (замена динамика

двери передней). (л.д.25)

Согласно заявке от 02.10.2017 автомобиль принят для производства работ в

ООО «Автоцентр Аврора ЮГ» (со слов клиента - протирается краска на крышке

багажника). В Заказ - наряде с датой открытия от 02.10.2017 и датой закрытия

27.10.2017 указаны те же дефекты, от имени заказчика расписался Арутюнян Ф.Л.

(л.д.31-32).

Согласно предварительному заказ-наряду от 12.10.2017 указаны некоторые

заявленные работы, однако подписи заказчика, приемщика отсутствуют.(л.д.ЗЗ).

Согласно предварительному заказ-наряду от 12.10.2017 за тем же номером

указаны заявленные работы - крышка багажника окраска, однако клиент от

приемо-сдаточного акта отказался.(л.д.34).

Согласно предварительному заказ-наряду от 13.10.2017 указаны заявленные

работы - мойка, не работает навигация - мерцает экран. Заказчиком указан

Арутюнян Ф.Л., клиент от приемо-сдаточного акта отказался.(л.д.35).

Заказ - наряд от 13.10.2017 закрыт 25.10.2017 и по нему произведена

замена динамика двери передней. Заказчиком так же указан Арутюнян

Ф.Л.(л.д.37).

Представленная истцом часть заказ - наряда № 681647, где указана дата -

14.10.2017 относится к заказ -наряду, открытому 28.06.2017. Из письма ООО

«Автоцентр Аврора ЮГ» от 20.11.2017 следует, что по данному заказ- наряду,

закрытому 21.07.2017, был заменен шот- блок в сборе. ( л.д. 36, 25).

Во всех заказ- нарядах печать предприятия отсутствует.

Представленная истцом предварительная калькуляция от 15.11.2017 и заказ-

наряд от той же даты ООО «В.», г.Санкт - Петербург на диагностику

подвески с указанием стоимости работ в 2 500 руб., где заказчиком значится

Арутюнян Ф.Л., о ремонте автомобиля не свидетельствует, (л.д.38-39).

Заявка на проведение техобслуживания и ремонта и акт сдачи - приемки от

16.11.2017 ИП Волков П.А. на диагностику АКПП, ходовой, мойку кузова

(заказчик Арутюнян Ф.Л.) так же не подтверждают проведение необходимых

ремонтных работ.(л.д.40 41).

Предварительным заказ- нарядом и заказ - нарядом от 23.01.2018 ООО

«Автоцентр Аврора Софийская» (заказчик Арутюнян Ф.Л.) подтверждается

производство некоторых работ по техническому осмотру, мойке ТС. (л.д.42-44).

Истцовая сторона просила не учитывать данные документы в качестве

подтверждающих ремонтные работы.

Во всех заказ- нарядах печать предприятия так же отсутствует.

Согласно предварительным заказ- нарядам за № 714991 от 27.01.2018 ООО

«Автоцентр Аврора Софийская» клиент Арутюнян Ф.Л. заявил работы : в одном

заказ- наряде только ремонт рулевой рейки, в другом дополнительно: плохо

открывается ручка водительской двери, люк открывается со звуком, пассажирское

сиденье шатается при движении. От составления приемо- сдаточного акта клиент

отказался, (л.д.45- 46 ).

Из акта приостановки ремонта видно, что работы по заказ- нарядам за №

714991 от 27.01.2018 приостановлены, 31.01.2018 Арутюнян Ф.Л. забрал

автомобиль из ремонта. (л.д.47).

31.01.2018 опять составлен предварительный заказ - наряд на работы по с\у

или замене рулевой рейки.(л.д.49).

15.02.2018 составлен акт о возобновлении работ по заказ- наряду за №

714991 (л.д.50).

Однако эти заказ - наряды закрыты 15.02.2018, работы по ним не

выполнены, ТС было забрано из ремонта 31.01.2018 (л.д.48, 51).

Истец подтвердил в суде, что за пять дней нахождения ТС в ремонте с 27.01.

по 31.01.2018 ремонт автомобиля не производился, поэтому его забрали. В

последующем ремонт был произведен в других местах.

Требование возврата уплаченной за товар суммы либо предъявление

требования о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) по основанию,

указанному в абз. 9-11 п.1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»

возможно при наличии совокупности следующих обстоятельств:

невозможности в течение хотя бы одного года гарантии пользоваться

автомобилем более, чем 30 дней;

невозможность использования обусловлена неоднократным ремонтом;

во время ремонтов устранялись разные недостатки товара.

Однако данные обстоятельства судом не установлены и стороной истца не

доказаны.

Нахождение автомобиля истца в ремонте, при котором действительно

устранялись недостатки, в пятый гарантийный срок подтвердилось только в период

с 02.10.2017 по 21.10.2017 и с 13.10.2017 по 25.10.2017, что составило только 23

дня.

Поэтому суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Поскольку суд отказывает истцу в удовлетворении основного требования,

производное от него требование о компенсации морального вреда удовлетворению

также не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 197-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Бодрова Дмитрия Александровича к

ООО «Эллада Интертрейд» об обязании произвести замену товара ненадлежащего

качества и взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через

Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в

окончательной форме.

Судья подпись Э.В.Кузнецова

Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2019 года.