ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3428/19 от 04.01.2019 Заволжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2-3428/19

УИД73RS0004-01-2019-004781-63

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2019 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:

председательствующего судьи О.В. Миллер

при ведении протокола секретарем судебного заседания А.В. Курчангиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о включении в страховой стаж периодов работы и назначении страховой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о включении в страховой стаж периодов работы и назначении страховой пенсии.

В обоснование иска указала, что решением №98669/19 от 28 марта 2019 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием страхового стажа.

ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, в связи с достижением возраста 55 лет и наличием страхового стажа 37 лет. Отказывая в назначении пенсии комиссия УПФ РФ указал на не возможность включения периодов с 01.02.2002 по 31.05.2003, с 21.11.2003 по 31.12.2004, с 01.07.2017 по 31.07.2017 поскольку в указанные периоды не производились начисления и уплата страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

Истец полагает, что ответчиком не учтено, что уплата страховых взносов является обязанностью работодателя, как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию.

В соответствии с пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015), основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец просит обязать ГУ- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области зачесть в страховой стаж периоды работы с 01.02.2002 по 31.05.2003, с 21.11.2003 по 31.12.2004, с 01.07.2017 по 31.07.2017 и назначить истца страховую пенсию по старости с 25.03.2019 года.

Истец ФИО1, представитель истца ФИО2 (доверенность от 03.06.2019) в судебном заседании исковые требования поддержали в части включения в страховой стаж периодов работы истца с 01.02.2002 по 31.05.2003, с 21.11.2003 по 31.12.2004, назначении страховой пенсии по старости с 25.03.2019 года, пояснив, что в спорные периоды истец работала бухгалтером, главным бухгалтером СНТ «Авиастроитель». В указанные периоды СНТ было освобождено от уплаты страховых взносов в ПФ РФ в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ.

Представитель ответчика – Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда РФ в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного слушания, в отзыве просит в иске отказать, полагая исковые требования не основанными на нормах действующего пенсионного законодательства.

Представитель третьего лица по делу СНТ «Авиастроитель» ФИО4 (доверенность от 30.09.2019) в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного слушания. Ранее в судебном заседании иск поддержала.

Исследовав материалы дела, заслушав мнение и доводы истца и ее представителя, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что 25.03.2019 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением комиссии ГУ-УПФ России в Заволжском районе г.Ульяновска Ульяновской области от 28.03.2019 №98669/19 истцу отказано в назначении пенсии, поскольку по подсчету Комиссии страховой стаж истца составил 33 года 11 месяцев 09 дней.

По Решению комиссии в страховой стаж не были зачтены периоды работы истца в качестве бухгалтера, главного бухгалтера СНТ «Авиастроитель» с 01.01.2002 по 31.05.2003; с 21.11.2003 по 31.12.2004.

Статья 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определяет, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Согласно части 4 статьи 1 этого же Закона порядок установления и порядок выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируются Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с ч.1 ст.4 Закона о страховых пенсиях установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

С 01.01.2002 года обязательное пенсионное страхование регламентируется, в частности, Федеральным законом от 15.12.2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьей 10 которого устанавливается, что суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете (пункт 1); объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов в период с 01.01.2002 г. по 31.12.2004 г. являлись объекты налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные главой 24 "Единый социальный налог (взнос)" Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2). При этом в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации в период с 01.01.2002 г. по 31.12.2004 г. обложению единым социальным налогом не подлежали суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.

Истец полагает, что поскольку в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ садовые некоммерческие товарищества в период с 01.01.2002 г. по 31.12.2004 г. от уплаты единого социального налога были освобождены, в указанный период у СНТ «Авиастроитель» предусмотренная законом обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за ФИО1, работающую в названном товариществе по трудовому договору, отсутствовала.

При таком положении предусмотренных законом оснований для применения к спорным правоотношениям Постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2010 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. ФИО5, ФИО6 и ФИО7" и удовлетворения заявленных Ш.Л. требований не имелось.

Доводы стороны истца, о том, что неуплата работодателем страховых взносов не может лишать ФИО1 права на получение трудовой пенсии по старости в полном объеме как независящее от нее, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, не соответствуют.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.2004 г. N 19-П "По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с коллективной жалобой граждан ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 и В.Н. Юнды, а также жалобой гражданки ФИО15" подпункт 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации признан не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку возможность перечисления лицами, выполняющими работы (услуги) для садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ), страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в добровольном порядке не исключается законоположениями, касающимися права этих лиц на пенсионное обеспечение, в их конституционно-правовом истолковании, осуществленном Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении.

В пункте 4 названного Постановления указано на то, что из взаимосвязанных положений статей 19 и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации вытекают принципы равенства в условиях получения трудовых пенсий и всеобщности права на пенсионное обеспечение. Законодатель, который на основании статей 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б", "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации осуществляет регулирование условий и порядка предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, а также определяет организационно-правовой механизм его реализации, связан в том числе необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства и требований к ограничениям прав и свобод граждан (статья 19, часть 1; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Исходя из этого, законодателем предусмотрены две формы участия в пенсионном страховании - обязательное и добровольное.

Согласно Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" физические лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за другое физическое лицо, за которое не уплачивает страховые взносы страхователь в соответствии с данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 29). В силу названных конституционных принципов в отношении лиц, выполняющих для кооперативов (товариществ) работы (услуги), также допустимо добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Кроме того, лицам, не имеющим права на трудовую пенсию, в порядке, установленном законом, выплачивается социальная пенсия.

Использование различных механизмов пенсионного обеспечения для разных категорий граждан предусмотрено законодателем в целях соблюдения баланса их интересов и не может рассматриваться как нарушающее конституционный принцип равенства перед законом. При этом механизм добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию - исходя из необходимости соблюдения принципа всеобщности пенсионного обеспечения - не должен препятствовать реализации права на пенсионное обеспечение. Между тем в случаях, когда добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию осуществляется в порядке статьи 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", реализация права на пенсионное обеспечение физического лица - а значит, и лиц, выполняющих работы (услуги) для кооперативов (товариществ), - зависит от усмотрения тех, кто уплачивает за них страховые взносы.

В силу конституционно обусловленной всеобщности социального, в том числе пенсионного, обеспечения пункт 1 статьи 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в его конституционно-правовом смысле допускает непосредственное, т.е. личное, добровольное вступление лица, выполняющего работы (услуги) для кооператива (товарищества), в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию с учреждениями Пенсионного фонда Российской Федерации. Именно при условии, что такое лицо вправе добровольно платить страховые взносы за самого себя, подпункт 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствует формированию страховой и накопительной частей трудовой пенсии и не может рассматриваться как нарушающий права, гарантированные статьями 19 (часть 1) и 39 Конституции Российской Федерации.

С учетом изложенного право истицы на получение страховой пенсии по старости в полном объеме считать нарушенным нельзя, т.к. указанное право может быть реализовано ФИО1 путем добровольной уплаты в Пенсионный Фонд РФ страховых взносов за период с 01.01.2002 г. по 31.12.2004 г.

Поскольку до настоящего времени указанные взносы истицей не уплачены, оснований для включения в страховой стаж периода ее работы с 01.01.2002 по 31.05.2003, с 21.11.2003 по 31.12.2004 г., для назначения страховой пенсии с учетом названных периодов, не имеется.

С учетом анализа приведенного выше законодательства, изучив материалы дела, выслушав доводы стороны истца, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о включении в страховой стаж периодов работы с 01.02.2002 по 31.05.2003, с 21.11.2003 по 31.12.2004 и назначении страховой пенсии с 25.03.2019 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья - О.В. Миллер