Дело №2-3428/2016г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Свердловский районный суд г.Перми в составе:
Председательствующего судьи Толмачевой И.И.,
При секретаре Горбуновой А.А., с участием истца Трощенко Р.Р., представителя ответчика ПАО «Пермэнергосбыт» Нуруллиной О.В., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Трощенко И. В., Трощенко Р. Р., Трощенко Я. Р., Трощенко Н. Р., Трощенко О. Р. к ПАО «Пермэнергосбыт» о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Трощенко И.В., Трощенко Р.Р., Трощенко Я.Р., Трощенко Н.Р., Трощенко О.Р. обратились в суд с иском к ПАО «Пермэнергосбыт» о взыскании компенсации морального вреда, в обоснование требований указали, что проживают в 3-комнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, находящейся в муниципальной собственности,.
Индивидуальный прибор учета электроэнергии находится в месте общего пользования, на лестничной площадке дома, прибор учета электрической энергии является технически непригодным для учета электрической энергии. Квартиры в доме оборудованы электрическими плитами.
Истцы обращались в прокуратуру <адрес> с жалобой на бездействие Закамского отделения ПАО «Пермэнергосбыт» по замене индивидуального прибора учета электроэнергии, не соответствующего техническим требованиям. <адрес> направила жалобу в Инспекцию государственного жилищного надзора Пермского края.
Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края направила истцам письмо № от ДД.ММ.ГГГГ., в котором указало, что законодательством РФ не предусмотрена обязанность нанимателя жилого помещения нести расходы по установке приборов учета.
Закамское отделение ПАО «Пермэнергосбыт» письмом от ДД.ММ.ГГГГ. ответило, что по законодательству РФ не предусмотрено вмешательство ПАО «Пермэнергосбыт» в правоотношения между наймодателем и нанимателем по смене прибора учета электрической энергии.
Позиция ПАО «Пермэнергосбыт» противоречит действующему законодательству, в связи с чем ответчик с 01.07.2015г. неправомерно начисляет истцам плату за потребляемую электроэнергию по нормативу с применением повышающего коэффициента, не заменяя установленный прибор учета электроэнергии, технически не исправный для расчетов за нее.
Незаконными требованиями по замене электросчетчика за счет нанимателя квартиры по договору социального найма ответчик нарушает права истцов. Обязанность по замене счетчика должна быть возложена на муниципальные органы, как представителям собственника – муниципального образования «город Пермь». В случае не установки индивидуального прибора учета муниципальными органами, замена или установка его должна быть произведена энергоснабжающей организацией с последующим возмещением понесенных расходов за счет собственника жилого помещения.
В связи с бездействием ответчика по замене неисправного счетчика, истцу неправомерно начисляются денежные средства за потребленную электроэнергию по нормативу с применением повышающего коэффициента.
Также истцы указали, что ответчик угрожает им отключением электричества из-за неуплаты неправомерно начисленных денежных средств по нормативу с применением повышающего коэффициента за потребленную электроэнергию в связи с несоответствием индивидуального прибора учета техническим требованиям. Действия ответчика причинили истцам моральный вред, который выразился в нравственных переживаниях, страхе по поводу исполнения угроз по отключению электрической энергии в квартире, негодования по поводу незаконного начисления завышенных денежных средств за потребленную электроэнергию из-за нежелания Закамского отделения ПАО «Пермэнергосбыт» произвести замену индивидуального прибора учета электроэнергии и нежелании выполнять надлежащим образом свои обязанности, установленные законодательством РФ.
В судебном заседании истец Трощенко Р.Р. исковые требования поддержал, другие истцы извещены о судебном заседании, не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 71).
Представитель ответчика с иском не согласился, представил письменный отзыв на иск (л.д. 72-76), пояснил, что прибор учета, установленный у истцов поверку не проходил, класс точности ниже 2,0, договор электроснабжения заключен с Трощено И.В. Истцы могут установить прибор учета электроэнергии, затем обратиться к собственнику жилого помещения с требованием о компенсации расходов. К ответчику с требованием о замене прибора учета истцы не обращались, обязанности у ответчика произвести установку прибора учета на безвозмездной основе не имеется. У истцов имеется задолженность по оплате потребленной электрической энергии, в связи с чем истцов уведомляют о наличии задолженности за электроэнергию, необходимости ее оплаты и возможном введении ограничения подачи электрической энергии.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Перми извещен, представителя не направил, ранее представил отзыв, в котором указал, что в настоящее время в целях исполнения обязанностей собственника в отношении жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования «Город Пермь» администрацией города Перми издано постановление от 25.06.2014г. №417 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, выполняющим работы по установке коллективных (общедомовых) приборов учета воды, тепловой энергии, электрической энергии пропорционально доле города Перми в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирных домах, индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета воды, электрической энергии, газа в помещениях муниципального жилищного фонда города Перми».
Бюджетом города Перми на 2015 и 2016 годы не предусмотрено финансирование на установку индивидуальных, общедомовых (коллективных) приборов учета коммунальных услуг. В то же время в соответствии с указанным Порядком пользователи жилых помещений имеют право в 2015-2016г.г. обратиться за компенсацией понесенных затрат при установке пользователями индивидуальных и общедомовых (коллективных) приборов учета энергоресурсов в части муниципальной доли собственности в муниципальное казенное учреждение «Городская коммунальная служба», о чем неоднократно было сообщено истцам в ответе на их обращения, поступавшие в Департамент (л.д. 49-50).
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 543 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) (далее по тексту ГК РФ) абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
Пунктом 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, потребитель обязан в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений.
В соответствии с пунктами 81 (8) – 85 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.
Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией.
Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.
Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях, в том числе нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки.
Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
Исполнитель обязан, в том числе проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев.
Проверка, указанная в пункте 82 настоящих Правил, если для ее проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя, осуществляется исполнителем в следующем порядке, в том числе исполнитель в согласованные с потребителем в соответствии с подпунктом "б" или "в" настоящего пункта дату и время обязан провести проверку и составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами.
Пунктом 80 указанных Правил предусмотрено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
81. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством регионального развития Российской Федерации.
Согласно пункту 42 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В соответствии с пунктами 18, 140-141 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии объем фактически полученной Потребителем за расчетный период электрической энергии определяется на основании показаний прибора учета, проверенного в установленном порядке и внесенного в государственный реестр средств измерений. Если класс точности прибора учета ниже, чем 2,0, в случае выбытия его из эксплуатации либо при иных условиях по соглашению сторон он должен быть заменен на прибор учета того же или более высокого класса точности.
Для учета электрической энергии, потребляемой гражданами-потребителями, а также иными потребителями, присоединенными к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже, используются приборы учета класса точности 2,0 и выше. При присоединении к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ и ниже новых энергопринимающих устройств потребителей, за исключением граждан-потребителей, устанавливаются приборы учета класса точности 1,0 и выше.
Гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация (в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом.
В целях выполнения указанной обязанности гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация вправе урегулировать отношения по установке приборов учета и их обслуживанию с сетевой организацией на основании договора оказания услуг по передаче электрической энергии или договора оказания услуг по установке и обслуживанию приборов учета.
В судебном заседании установлено, что между муниципальным учреждением «Жилищная служба» <адрес> и Трощенко Р.Р.ДД.ММ.ГГГГ. заключен договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, согласно которому жилое помещение 3-комнатная квартира, находящаяся в муниципальной собственности, расположенная по адресу: <адрес>, передана для проживания Трощенко Р.Р., Трощенко И.В., Трощенко Я.Р., Трощенко Н.Р., Трощенко О.Р. (л.д. 10,11-14, 20-21).
Истцами представлена переписка с ответчиком, содержащая сведения о несогласии истцов с размерами начислений за потребленную электрическую энергию (л.д. 15-16, 53-54), переписка с Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края (л.д. 17-19), с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства (л.д. 51-52).
Согласно уведомлению в адрес истцов от филиала электросетевой организации ОАО «МРСК Урала» - «Пермэнерго» ДД.ММ.ГГГГ. произведена проверка электросчетчика, учитывающего объем принимаемой электроэнергии в квартире истцов, установлено, что прибор учета к дальнейшей эксплуатации не пригоден (л.д. 25)
Из представленных ответчиком документов, в том числе сведений по лицевому счету истца Трощенко И.В., следует, что у истцов имеется задолженность за потребленную электрическую энергию (л.д. 37-38), истцу Трощенко И.В. сделаны предупреждения об ограничении подачи электрической энергии в случае непогашения задолженности (л.д. 22-26, 77-80). Ответчиком представлены заявки на ограничение подачи электроэнергии (л.д. 77-78), уведомления, направленные истцам, об ограничении подачи электроэнергии в случае не оплаты имеющейся задолженности за потребленную электроэнергию (л.д. 79-82).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что имеющийся у истцов счетчик электроэнергии является технически непригодным к использованию в расчетах за потребленную электроэнергию, что не оспаривается истцами.
Истцы не производят замену прибора учета электроэнергии, так как они являются нанимателями занимаемой ими квартиры. Собственник квартиры – муниципальное образование «Город Пермь» замену счетчика не производит в виду ограниченности финансирования из бюджета.
Суд полагает, что истцы ошибочно понимают положения действующего законодательства в части обязанности ответчика за свой счет поменять технически неисправный счетчик электроэнергии.
Постановление от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, выполняющим работы по установке коллективных (общедомовых) приборов учета воды, тепловой энергии, электрической энергии пропорционально доле города Перми в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирных домах, индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета воды, электрической энергии, газа в помещениях муниципального жилищного фонда города Перми» предполагает право юридических лиц использовать данный порядок, не обязывая их к его исполнению. Соответственно, право требования истцов от ответчика применить указанный порядок не возникло и не может быть реализовано. В связи с чем ответчик не нарушил права истца в части не установления исправного электросчетчика.
Истцы, как потребители энергоресурса, вправе потребовать исполнения соответствующей обязанности по установлению счетчика от собственника квартиры либо установить счетчик за свой счет своими силами или силами ответчика как энергосбытовой организации, или электросетевой организации, и предъявить свои расходы собственнику.
Ответчиком правомерно выставляются счета на оплату электроэнергии, исходя из нормативов ее потребления, поскольку потребитель электрической энергии обязан ее оплачивать, прибор учета потребленной электроэнергии не пригоден для расчетов между сторонами.
Следовательно, права истцов ответчиком не нарушаются. Вины ответчика в том, что у истцов не произведена замена электросчетчика, судом не установлено. В связи с чем нет оснований к удовлетворению требований о компенсации морального вреда, поэтому в удовлетворении исковых требований Трощенко И.В., Трощенко Р.Р., Трощенко Я.Р., Трощенко Н.Р., Трощенко О.Р. к ПАО «Пермэнергосбыт» о взыскании компенсации морального вреда должно быть отказано.
Суд разрешил дело на основе представленных доказательств, в рамках заявленных исковых требований.
Суд, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
Р Е Ш И Л:
Отказать Трощенко И. В., Трощенко Р. Р., Трощенко Я. Р., Трощенко Н. Р., Трощенко О. Р. в удовлетворении исковых требований к ПАО «Пермэнергосбыт» о взыскании компенсации морального вреда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г.Перми в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья И.И.Толмачева
Решение в полном объеме изготовлено 15.06.2016г.