ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3428/2021 от 02.02.2022 Красноглинского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 февраля 2022 года <адрес>

Красноглинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Кремневой Т.Н.,

с участием помощника прокурора Анютина М.В.,

представителя ответчика ФИО1,

при помощнике судьи Хрипуновой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> к <данные изъяты>, департаменту образования г.о. Самара об устранении нарушений законодательства в сфере социальной защиты инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением по тем основаниям, что в ходе прокурорской проверки установлено нарушение законодательства о социальной защите инвалидов в <данные изъяты>.о. Самара, а именно вход в здание не оборудован пандусами и поручнями либо подъемными устройствами у лестниц при входе в здание, расположенное по адресу: <адрес> отсутствуют таблички с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, информационная тактильная мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения, а также тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях. Представление об устранении выявленных нарушений директором учреждения не исполнено.

Ссылаясь на изложенное, прокурор <адрес><адрес> просил суд возложить на <данные изъяты>» г.о. Самара, департамент образования администрации г.о. Самара обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

1. обеспечить вход в здание <данные изъяты>» г.о. Самара, расположенное по адресу: <адрес> условиями для беспрепятственного доступа инвалидов (маломобильных граждан) - пандусом и поручнем, либо подъемным устройством у лестницы в соответствии с требования федерального законодательства,

2. установить на входе в здание информационные вывески (тактильные таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения, а также тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> исковые требования уточнил, поддержал только первый пункт просительной части искового заявления, поскольку в настоящее время на входе в здание МАУ Центр «Юность» г.о. Самара установлены информационные вывески (тактильные таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения, тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях.

Представитель ответчика – директор <данные изъяты> Самара ФИО1 в судебном заседании исковые требования признал, указав, что у центра отсутствует финансовая возможность обеспечить вход в здание пандусом и поручнем, либо подъемным устройством у лестницы, представил коммерческое предложение по установлению пандуса, пояснил, что заявка на финансирование в департамент образования г.о. Самара будет направлена после вынесения решения суда.

Ответчик департамент образования администрации г.о. Самара о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, предоставил суду отзыв на исковое заявление, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя департамента.

Выслушав в судебном заседании представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Положениями статьи 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от <дата> №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Согласно статье 19 Федерального закона от <дата> №181-ФЗ «Осоциальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Согласно статье 3 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации» одними из основных принципов в сфере образования являются обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность; недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования.

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе, в том числе обеспечениедоступав здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, идругиеусловия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (статья 79 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ).

Как следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства об образовании, о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, установлено, что в нарушение указанных положений закона вход в здание <данные изъяты> г.о. Самара, расположенное по адресу: <адрес> оборудован условиями для беспрепятственного доступа инвалидов (маломобильных граждан) - пандусом и поручнем, либо подъемным устройством у лестницы.

В марте 2021 года в адрес <данные изъяты> г.о. Самара внесено представление о необходимости устранения нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов.

В ответ на представление, директор <данные изъяты>» г.о. Самара ФИО1 сообщил, что по адресу: <адрес> находится структурное подразделение <данные изъяты>» г.о. Самара Центра военно-патриотической и допризывной подготовки, в котором воспитанники получают кадетское образование. Центр является учреждением дополнительного образования военно-спортивного профиля, в котором не предусмотрены специальные условия для получения кадетского образования обучающимся с ограниченными возможностями. Тем не менее в Департамент образования администрации г.о. Самара направлено письмо на осмечивание и выделение денежных средств на данный вид работ.

В федеральном законе от <дата> № 181-ФЗ установлена обязанность ряда субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность, в том числе организаций независимо от организационно-правовых форм, по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Социальная защита, социальное обеспечение относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72, пункт «ж» ч. 1 Конституции РФ). Органы местного самоуправления в данном случае в лице департамента образования администрации г.о. Самара в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 2, 7, 18 и 19).

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.

В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось сторонами, что пандус и поручень, либо подъемное устройство у лестницы у входа в здание МАУ Центр «Юность» г.о. Самара до настоящего времени не установлены.

При таких обстоятельствах, неисполнение ответчиком своих обязанностей по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие, в связи с чем исковые требования являются законными и обоснованными.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Из представленных ответчиком документов следует, что <данные изъяты>. Самара подготовлена проектная документация, согласно которой сметная стоимость для установки на входе в здание центра складного пандуса с поручнем определена в размере 33 600 рублей.

С учетом указанных обстоятельств, суд полагает достаточным трехмесячного срока со дня вступления решения в законную силу для исполнения требований закона в части организации доступности помещения общеобразовательного учреждения для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Возложить на МАУ «<данные изъяты> г.о. Самара, департамент образования администрации г.о. Самара обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить вход в здание МАУ <данные изъяты>о. Самара расположенный по адресу: <адрес>В, условиями для беспрепятственного доступа инвалидов (маломобильных граждан) - пандусом и поручнем, либо подъемным устройством у лестницы в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через <адрес> суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено <дата>.

Председательствующий Т.Н. Кремнева