Дело № 2-3428/2021
УИД 77RS0027-02-2021-007802-42
Категория 2.136
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2021 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Фисюк О.И. при секретаре судебного заседания Зоткине И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Правительству Севастополя о возмещении убытков,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с данным иском к ответчику, в котором просит взыскать в ее пользу ущерб в размере 1 675 000 руб.
Исковые требования обоснованы тем, что на основании договора купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 797+/-1 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. На момент заключения договора купли-продажи земельный участок имел категорию земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), для индивидуальной жилой застройки».
9 июля 2020 г. Правительством Севастополя издано Постановление № 346-ПП «Об утверждении границ зоны охраны, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территории зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения «Памятник воинам 365-й зенитной батареи», расположенного по адресу: <адрес> Вышеуказанным постановлением земельный участок, принадлежащий истцу, включен в границы зоны охраны указанного объекта культурного наследия регионального значения, к участку применен режим использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территории зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения.
Истец полагает, что принятие указанного постановления причинило ей убытки, выразившиеся в изменении вида разрешенного использования земельного участка, а также в ограничении права ее собственности, так как изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет необходимость изменения режима использования, что не позволяет истцу как собственнику земельного участка использовать его в указанных в договоре купли-продажи целях – под строительство индивидуального жилого дома, в связи с чем вынуждена обращаться в суд.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили. От истца поступило заявление о рассмотрении дела без ее участия. Представитель ответчика письменных возражений на иск не представил.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска исходя из следующего.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от 10 апреля 2015 г. ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 797+/-1 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно пунктам 1.2, 1.3 Договора земельный участок имел категорию земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдано Свидетельство о регистрации права собственности на указанный земельный участок.
Согласно Отчету ООО «Сибирский оценщик» от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночная стоимость земельного участка составляет 1 675 000 руб.
ДД.ММ.ГГГГ Правительством Севастополя издано Постановление №-ПП «Об утверждении границ зоны охраны, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территории зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения «Памятник воинам 365-й зенитной батареи», расположенного по адресу: <адрес>
Согласно указанному постановлению земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, включен в границы зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения «Памятник воинам 365-й зенитной батареи», расположенного по адресу: <адрес>
В соответствии с п. 1.2 указанного постановления к участку с кадастровым номером № применен режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах территории зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения «Памятник воинам 365-й зенитной батареи», расположенного по адресу: <адрес>
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 №73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской федерации» объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно ст. 3.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73 ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющая его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с данной статьей.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:
объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
объекты культурного наследия регионального значения – объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской федерации;
объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. № 972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положении нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации» утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которое устанавливает порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон.
Законом города Севастополя от 25 ноября 2015 г. № 206-ФЗ «Об объектах культурного наследия» регулируются отношения, возникающие в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и местного значения и выявленных объектов культурного наследия независимо от форм собственности, расположенных на территории города Севастополя.
Согласно ст. 32 данного закона до включения объектов культурного наследия, расположенных на территории города Севастополя, в реестр в границах территории таких объектов запрещается предоставление земельных участков в собственность и в пользование, а также осуществление градостроительной деятельности, кроме работ по сохранению объекта культурного наследия.
Особенности возмещения убытков при ограничении прав в связи сустановлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий определены статьей ст. 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Убытки, предусмотренные ст. 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации, возмещает.. . орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, в случае отсутствия лиц, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, или установления зоны с особыми условиями использования территории по основаниям, не связанным с размещением зданий, сооружений, либо орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на установление границ зоны с особыми условиями использования территории в случае, если такая зона возникает в силу федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3 настоящего пункта (п. 8).
Убытки возмещаются гражданам и юридическим лицам - собственникам земельных участков (п. 2).
Как следует из постановления Правительства Севастополя от 9 июля 2020 г. № 346-ПП Памятник воинам 365-й зенитной батареи относится к объектам культурного наследия регионального значения.
Согласно пункту 3 данного постановления убытки при ограничении прав в связи с установлением, изменением зоны охраны подлежат возмещению Правительством Севастополя в полном объеме с учетом особенностей, установленных ст. 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Срок наступления обязанности Правительства Севастополя по возмещению убытков наступает со дня заключения соглашения о возмещении убытков, заключаемого с лицами, указанными в пункте 2 статьи 57.1 Земельного кодекса Российской федерации.
Однако ФИО1 не представлено доказательств того, что она заключила с Правительством Севастополя соответствующее соглашение о возмещении убытков, обязательства по которому до настоящего времени Правительством Севастополя не исполнены, либо ей было отказано в заключении такого соглашения.
В связи с чем обращение с данным иском носит преждевременный характер, а иск подлежит отклонению.
По правилам ст. 98 ГПК РФ, поскольку в иске отказано, то судебные расходы возмещению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске ФИО1 к Правительству Севастополя о возмещении убытков отказать.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины отнести на истца.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 21.12.2021.
Судья