ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3429/15 от 29.10.2015 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 октября 2015 года г.Тула

Центральный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего Рыбиной Н.Н.,

при секретаре Родиной А.В.,

с участием представителя истца ФИО1, по доверенности ФИО2, представителей ответчика некоммерческой организации Тульская областная нотариальная палата ФИО3, ФИО4, ФИО5, представителя третьего лица Управления Министерства юстиции РФ по Тульской области ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3429/15 по иску ФИО1 к некоммерческой организации Тульская областная нотариальная палата о признании незаконным решения правления Тульской областной нотариальной палаты о проведении повторной проверки,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к некоммерческой организации Тульская областная нотариальная Палата (далее ТОНП) о признании решения Правления ТОНП от ДД.ММ.ГГГГ о назначении повторной проверки соблюдения Правил нотариального делопроизводства незаконным.

В обоснование требований указал, что является нотариусом, занимающимся частной практикой в нотариальном округе <адрес>.

По результатам проверки, проведенной совместно с Управлением Министерства юстиции России по <адрес>, была составлена справка, содержащая данные о проведенной проверке, в том числе о выявленных при оформлении истцом документации недостатках. Несмотря на то, что им (истцом) представлен отчет об устранении недостатков, решением Правления ТОНП от ДД.ММ.ГГГГ назначено проведение повторной проверки соблюдения истцом Правил нотариального делопроизводства.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен.

Представитель истца по доверенности ФИО2 исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представители ответчика некоммерческой организации Тульская областная нотариальная палата: президент, действующий на основании Устава ФИО3, по доверенности ФИО5, ФИО4 исковые требования не признали, просили суд в иске отказать, указав, что решение о назначении повторной проверки принято в пределах полномочий и не нарушает законных прав и интересов нотариуса.

Представитель третьего лица Управления Министерства юстиции РФ по Тульской области по доверенности ФИО6 указал на необоснованность заявленных требований.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В соответствии с положениями ст. 9 Основ законодательства РФ о нотариате, нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами, утверждаемыми Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой. Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой осуществляется в порядке, определяемом Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Согласно ч. 1, 7 ст. 24 Основ законодательства РФ о нотариате, нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Устав нотариальной палаты принимается собранием членов нотариальной палаты и регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественных объединений.

В соответствии с положениями ст. 26 Основ законодательства РФ о нотариате, руководят нотариальной палатой избранные собранием членов нотариальной палаты правление и президент нотариальной палаты. Полномочия собрания членов нотариальной палаты, правления нотариальной палаты и президента нотариальной палаты регламентируются уставом нотариальной палаты.

Согласно положениям ст. 34 Основ законодательства РФ о нотариате, контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, занимающимися частной практикой, осуществляют нотариальные палаты. Проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четыре года.

В соответствии с п. 3 Правил нотариального делопроизводства, утвержденных Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 403 (далее - Правила), ответственность за организацию и правильное ведение делопроизводства, организацию хранения, учета и использования нотариальных архивных документов, а также за сдачу нотариальных архивных документов в соответствующий архив на постоянное хранение несет нотариус, занимающийся частной практикой.

Согласно п. 5 Правил, контроль за исполнением Правил нотариусами, занимающимися частной практикой, осуществляют территориальные органы (в данном случае Управление Министерства юстиции РФ по <адрес>) совместно с нотариальными палатами. Проверка исполнения Правил проводится один раз в четыре года.

Порядок контроля за исполнением Правил нотариусами, занимающимися частной практикой также регламентирован Правилами нотариального делопроизводства, утвержденными Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 403.

В силу п. 179 Правил, проверки исполнения нотариусами, занимающимися частной практикой, Правил могут быть плановыми, внеплановыми и повторными.

Справка по итогам проверки составляется в трех экземплярах не позднее 7 рабочих дней со дня ее проведения и подписывается лицами, осуществляющими проверку, и нотариусом, в отношении которого она проводилась. Справка должна быть рассмотрена нотариальной палатой в течение 30 дней с момента поступления в нотариальную палату. Результаты проверки рассматриваются нотариальной палатой при участии представителя территориального органа. Нотариус вправе присутствовать при обсуждении результатов проверки. Отсутствие проверяемого нотариуса при рассмотрении справки не препятствует ее рассмотрению. Справки по итогам проверки хранятся в территориальном органе, в нотариальной палате, у нотариусов, в отношении которых проводились проверки. В случае если нотариус, в отношении которого проводилась проверка, не согласен с замечаниями проверяющих, он вправе представить свои письменные возражения, как при подписании справки, так и в любой момент до рассмотрения результатов проверки нотариальной палатой. В справке о результатах проверки устанавливается срок для принятия мер по устранению выявленных недостатков и нарушений действующего законодательства, который должен составлять не более 6 месяцев со дня окончания проверки. При необходимости члены комиссии имеют право запрашивать объяснения от нотариуса по фактам выявленных недостатков и нарушений. В установленные справкой сроки нотариус направляет отчет о проделанной работе по устранению недостатков и нарушений в нотариальную палату. Непредставление нотариусом информации о проделанной работе по устранению недостатков и нарушений в нотариальную палату является основанием для проведения повторной проверки (п.192 Правил). Повторная проверка проводится не позже чем через год после проведения плановой проверки, в ходе которой выявлены существенные нарушения Правил. При повторной проверке проводится проверка исполнения Правил за период, прошедший после плановой проверки. По результатам повторной проверки составляется заключение, содержащее помимо сведений, указанных в пункте 190 Правил, информацию об устранении нарушений, выявленных в ходе плановой проверки (п.193 Правил).

В соответствии с п.п. 1.11. 1.12 статьи 15 Устава <адрес> нотариальной палаты, принятым ДД.ММ.ГГГГ общим собранием нотариусов <адрес> и <адрес>, занимающихся частной практикой, к компетенции правления относится организация контроля в соответствии с действующим законодательством за исполнением нотариусами - членами палаты профессиональных обязанностей и Правил нотариального делопроизводства, организация плановых и внеплановых проверок работы членов Палаты, обсуждение результатов проверок, рассмотрение обоснованных жалоб граждан и юридических лиц на действия нотариусов с приглашением, в случае необходимости, заинтересованных лиц, а также принятие соответствующих решений.

Согласно статье 16 Устава Президент Палаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и своей компетенцией осуществляет руководство Палатой, возглавляет Правление и председательствует на его заседаниях; является полномочным и законным представителем Палаты во взаимоотношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, действует без доверенности при реализации Палатой своих полномочий, установленных законодательством РФ и Уставом.

Решением Правления ТОНП избран ФИО3 (л.д.102-103).

Судом установлено, что ФИО1 осуществляет нотариальную деятельность в нотариальном округе <адрес>.

Графиком проведения проверок исполнения нотариусами правил нотариального делопроизводства на ДД.ММ.ГГГГ год, дата проверки нотариуса ФИО1 определена на ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.61-62).

Приказом начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен день проведения проверки – ДД.ММ.ГГГГ, образован следующий состав комиссии: ФИО6 – начальник отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата и государственной регистрации актов гражданского состояния Управления; ФИО11- специалиста 1 разряда отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата и государственной регистрации актов гражданского состояния Управления; ФИО12- нотариуса <адрес> нотариального округа <адрес>; ФИО13- нотариуса <адрес> нотариального округа <адрес> (л.д.63).

По итогам проведения проверки ведения делопроизводства нотариусом <адрес>, занимающимся частной практикой, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ членами комиссии установлены следующие нарушения: ведение журнала входящей корреспонденции осуществляется с нарушением п. 23 Правил: в графе 5 журнала входящей корреспонденции не указано краткое содержание документа () от ДД.ММ.ГГГГ); в графе 6 журнала входящей корреспонденции не проставлен отметки об исполнении ( № от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и др.); в графе 7 журнала входящей корреспонденции не указан номер дела, в котором находится документ ( № от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ); ведение журнала исходящей корреспонденции осуществляется с нарушением п.31 Правил: в графе 5 журнала не указан номер дела, в котором находится копия документа либо номер дела указан неверно ( №, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и др.; журналы корреспонденции ведутся небрежно имеют ряд подписок и неоговоренных исправлений, журнал исходящей корреспонденции порван; в нарушение п.9 Правил в журнале регистрации организационно-распорядительных документов в ряде случаев не заполнена графа 6 «Исполнитель» №, от ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ и др.); при ведении реестров для регистрации нотариальных действий выявлены нарушения: п. 176 Правил: записи в реестре производятся неаккуратно и неразборчиво, п.177 Правил: незаполненные строки в реестре прочеркиваются не во всех случаях; допускается внесение поправок, неоговоренных должным образом ( от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ); п.178 Правил: в реестре регистрации нотариальных действий нарушена нумерация, акт об имеющемся нарушении нумерации отсутствует ( №, от ДД.ММ.ГГГГ); п.182 Правил: при совершении нотариального действия от имени юридического лица ( от ДД.ММ.ГГГГ) наименование, место нахождение и реквизиты государственной регистрации юридического лица указываются в графе 2 и 4 реестра, которые предназначены для других сведений о нотариальном действии; п.186 Правил: в графе 7 реестра отсутствуют фамилия и инициалы, собственноручно написанные лицом, обратившимся за совершением нотариального действия ( от ДД.ММ.ГГГГ и др.), а также отсутствует роспись лица, обратившегося за совершением нотариального действия ( от ДД.ММ.ГГГГ); в нарушение п. 171 Правил записи в реестрах за 2014 год велись неуполномоченными лицами; в нарушение п.58 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате не во всех случаях нотариусом проставляется отметка об отмене завещания в реестре для регистрации нотариальных действий ( от ДД.ММ.ГГГГ); при формировании и оформлении дел в нарушение п.60 Правил распоряжения об отмене завещания не присоединены к соответствующим отмененным завещаниям ; в нарушение п.69 Правил на обложке наследственного дела заполнены не все реквизиты, а именно: отсутствует количество листов в деле и срок хранения. Из вывода, содержащегося в справке следует, что нотариусом ФИО1 делопроизводство ведется с многочисленными нарушениями Правил нотариального делопроизводства, указано на необходимость устранить отмеченные в справке недостатки, до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.132-135).

Указанная справка получена нотариусом ФИО1, подписана им без замечаний. В судебном заседании установлено, что справка от ДД.ММ.ГГГГ истцом не оспаривалась, возражений по существу данной справки в Правление Нотариальной палаты <адрес> истцом не представлялось.

ДД.ММ.ГГГГ нотариусом нотариального округа г.Тула ФИО1 в Тульскую областную нотариальную палату представлен отчет об устранении отмеченных недостатков по проверке ведения делопроизводства (л.д.25).

Давая пояснения в судебном заседании относительного указанного отчета, представителем истца отмечено, что ФИО1 не исправлены только те нарушения, которые устранить было невозможно в силу объективным причин.

В письме, направленном в Тульскую областную нотариальную палату, начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации рекомендовал назначить нотариусу ФИО1 повторную проверку соблюдения Правил нотариального делопроизводства (л.д.136).

Из материалов дела следует, что все члены Правления, являющиеся практикующими нотариусами, на заседании правления ДД.ММ.ГГГГ в присутствии истца единогласно приняли решение о проведении повторной проверки соблюдения нотариусом ФИО1 Правил нотариального делопроизводства (л.д.102-103).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" указал, что осуществление нотариальных функций от имени государства предопределяет публично - правовой статус нотариусов и обусловливает необходимость организации государством эффективного контроля за их деятельностью, включая деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой и в качестве таковых принадлежащих к лицам свободной профессии. Публично-правовое предназначение нотариальных палат проявляется, прежде всего, в том, что они осуществляют контроль за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, своих профессиональных обязанностей. С момента наделения в определенном законом порядке полномочиями по осуществлению частной нотариальной деятельности нотариус в силу закона становится членом соответствующей нотариальной палаты как профессионального объединения, на которое государство возлагает ответственность за обеспечение надлежащего качества нотариальных действий.

Доводы ФИО1 о незаконности назначения повторной проверки, поскольку им представлен отчет об устранении отмеченных недостатков, суд признает несостоятельными, поскольку, наделяя нотариальные палаты контрольными полномочиями в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, законодатель тем самым признает, что именно нотариальные палаты должны оценивать степень и характер нарушений, допущенных нотариусом, а также необходимость назначения повторных проверок.

Таким образом, принимая во внимание, что обжалуемое решение принималось Правлением Тульской областной нотариальной палаты Тульской области коллегиально, с учетом представленных ФИО1 пояснений, изложенных в ходе заседания Правления, учитывая, что доказательств предвзятого отношения к истцу со стороны Правления Тульской областной нотариальной палаты не представлено, при этом назначение повторной проверки не может расцениваться как нарушение прав и законных интересов нотариусов, так как не влечет иных правовых последствий, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО1 к некоммерческой организации Тульская областная нотариальная палата о признании незаконным решения Правления от ДД.ММ.ГГГГ о назначении повторной проверки соблюдения Правил нотариального делопроизводства.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к некоммерческой организации Тульская областная нотариальная палата о признании незаконным решения Правления от ДД.ММ.ГГГГ о назначении повторной проверки соблюдения Правил нотариального делопроизводства отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>