ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-342/11 от 06.10.2011 Усти-катавского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-342/2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

Усть-Катавский городской суд в составе:

председательствующего судьи Писаревой Л.Ф.,

при секретаре Маштаковой И.В.

с участием заявителя Буглаева А.Э., заинтересованного лица представителя Собрания депутатов Усть-Катавского городского округа Беловой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Буглаева Андрея Эдуардовича об отмене предписания государственной инспекции труда Челябинской области,

УСТАНОВИЛ:

Буглаев А.Э. обратился в суд с заявлением об отмене предписания государственной инспекции по труду.

В обоснование своих требований ссылался на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ государственной инспекцией труда в Челябинской области проводилась внеплановая документальная проверка МУП «<адрес>». По результатам проверки было вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения трудового законодательства. С указанным предписанием МУП «<адрес>» не согласно поскольку система оплаты труда работников муниципальных унитарных предприятий Усть-Катавского городского округа была установлена решением Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в данное решение какие-либо изменения относительной базовой тарифной ставки для работников первого разряда не вносились. В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Федерального закона от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ « О государственных и муниципальных предприятиях», Положения о муниципальном унитарном предприятии, МУП «<адрес>» обязано руководствоваться в своей деятельности федеральными и региональными законами, а также нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Поскольку в соответствии с п.2 ст.13 регламента Собрания депутатов Усть-Катавского городского округа, директор муниципальных унитарных предприятий округа не обладает правом внесения проектов решений на Собрание депутатов, то директор МУП «<адрес>» не может регулировать оплату труда работников без внесения необходимых изменений в Решение Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Буглаев А.Э., представитель МУП «<адрес>» Сиротин с.А. заявленные требования полностью поддержали по основаниям, указанным в заявлении. Также пояснили, что внесение изменения в базовую тарифную ставку рабочего первого разряда приведёт к банкротству предприятия, поскольку тариф на 2010 год утверждён исходя из базовой тарифной ставки <данные изъяты> рублей, увеличение тарифа не будет принято жителями, которые избрали предприятие управляющей компанией.

Заинтересованное лицо - представитель Собрания депутатов Усть-Катавского городского округа ссылалась на основания, указанные в письменном отзыве. Кроме того, считает, что в соответствии со ст.53 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», директор муниципального унитарного предприятия не обладает полномочиями по установлению оплаты труда работникам предприятия, такими полномочиями обладают органы местного самоуправления.

Заинтересованное лицо- представитель Государственной инспекции по труду в Челябинской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в своё отсутствие. В письменном возражении ссылался на то, что требования об отмене предписания государственного инспектора труда от ДД.ММ.ГГГГ являются необоснованными, поскольку работодатель обязан учитывать условия оплаты труда, установленные отраслевым тарифным соглашением, в том числе и по установлению с ДД.ММ.ГГГГ года базовой месячной тарифной ставки рабочих первого разряда в размере не ниже 4200 рублей.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ государственной инспекции труда в Челябинской области была проведена внеплановая документальная проверка МУП»<адрес>» с целью определения фактического соблюдения работодателем законодательства о труде и охране труда по заявлению представителя работников МУП «<адрес>». По результатам проверки были установлены нарушения ст.22, 48, абз.6 ст.135 Трудового Кодекса РФ, поскольку в организации установлена базовая месячная тарифная ставка рабочих первого разряда в размере <данные изъяты> рублей с коэффициентом <данные изъяты>, что является условием, ухудшающим положение работников по сравнению с условиями, предусмотренными Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 года.

Директору МУП «<адрес>» Буглаеву А.Э. вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ с требованием до ДД.ММ.ГГГГ установить базовую месячную тарифную ставку рабочих первого разряда в размере не ниже <данные изъяты> рублей. Минимальную месячную тарифную ставку рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда) установить в размере равном произведению базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда на коэффициент особенностей работ организации.

В соответствии со ст.356 ТК РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

В силу абз. 6 ч.1 ст.357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Порядок проведения проверки МУП «<адрес>», установленный ст.360 ТК РФ не был нарушен. Государственный инспектор труда ФИО4 в пределах представленных полномочий после проведения проверки предъявила предписание об устранении нарушений трудового законодательства.

В предписании законно и обоснованно предъявлено требование об установлении базовой месячной тарифной ставки рабочих первого разряда в размере не ниже <данные изъяты> рублей. Минимальную месячную тарифную ставку рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда) установить в размере равном произведению базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда на коэффициент особенностей работ организации.

На федеральном уровне заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы, действие которого Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ продлено с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В силу ч.1, 8 ст.45 ТК РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей).

Из предмета и видов деятельности предприятия МУП «<адрес>», установленных Уставом МУП «<адрес>» (п.2.1., 2.2, 2.3.), следует, что свою деятельность оно осуществляет в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Поэтому в соответствии со ст.45,48 ТК РФ условия по оплате труда, которые установлены указанным Отраслевым тарифным соглашением должны, применять на предприятии.

В соответствии с ч.2 ст.22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

На основании ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с Соглашением о внесении изменения в раздел "Оплата труда" Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пункт 2.3. соглашения изложен в следующей редакции: с ДД.ММ.ГГГГ базовая месячная тарифная ставка рабочих первого разряда устанавливается в размере не ниже <данные изъяты> рублей. Согласно п.2.3 указанного соглашения минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда) устанавливается в размере равном произведению базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда на коэффициент особенностей работ Организации.

Однако в нарушение отраслевого соглашения базовая месячная тарифная ставка рабочих первого разряда установлена в размере <данные изъяты> рублей, которая не изменялась с ДД.ММ.ГГГГ года. Таким образом условия оплаты труда работников МУП»<адрес>» ухудшены по сравнению с Указанным выше отраслевым тарифным соглашением, что является нарушением абз.8 ст.135 ТК РФ.

Доводы Буглаева А.Э. и представителя Собрания депутатов Усть-Катавского городского округа о том, что директор МУП «<адрес>» не обладает полномочиями по изменению оплаты труда, а также, что в соответствии со ст.53 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления наделены полномочиями по установлению оплаты труда работников муниципальных предприятий основаны на неверном толковании норм трудового законодательства.

Согласно ст. 2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст.22), зависимость заработной платы каждого от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также запрет какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132), основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130) и повышенную оплату труда в особых условиях (ст. 146).

Заработная плата конкретного работника, согласно ТК РФ, устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч.1 ст.135), которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч.2 ст. 135) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев.

Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Статьей 57 ТК РФ установлено, что в трудовом договоре могут предусматриваться условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленными данным Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

В соответствии ст. 21 Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.

Указанные выше полномочия руководителя муниципального унитарного предприятия установлены также п.5.3. Положения о муниципальном унитарном предприятии, утверждённом решением собрания депутатов Усть-Катавского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, а также п.6.4 Устава МУП «<адрес>».

Согласно п.3 Положения об условиях оплаты труда работников муниципальных предприятий Усть-Катавского городского округа, утверждённого решением Собрания депутатов Усть-Катавского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ тарифные ставки (оклады) в штатном расписании муниципального унитарного предприятия устанавливаются согласно утверждённым руководителем муниципального унитарного предприятия схемам тарифных ставок (должностных окладов) работников на основании отраслевого (межотраслевого) тарифного соглашения, которое устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей) жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства. В случае отсутствия отраслевого (межотраслевого) тарифного соглашения тарифные ставки 1 разряда рабочего основной профессии устанавливаются в соответствии с таблицей.

Таким образом, поскольку сторонами трудового договора являются работодатель и работник, то полномочиями по изменению оплаты труда обладает руководитель предприятия, с которым у работника заключен трудовой договор. Следовательно, предписание прав директора МУП «<адрес>» Буглаева А.Э. не нарушает.

Доводы относительно невозможности увеличения тарифа на услуги на 2011 год в случае увеличение базового тарифа рабочего первого разряда основанием для отмены предписания не являются.

С учётом того, что указанный в предписании базовый тариф должен был быть установлен с ДД.ММ.ГГГГ, Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменения в раздел "Оплата труда" «Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ» зарегистрировано в Роструде ДД.ММ.ГГГГ, то установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ является обоснованным и достаточным для принятия решения руководителем предприятия об изменении условий оплаты труда работников.

Руководствуясь ст.14, 194-198, 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Буглаева Андрея Эдуардовича об отмене предписания государственной инспекции труда в Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений трудового законодательства - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Челябинский областной суд через Усть-Катавский городской суд со дня изготовления решения в окончательной форме.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ подпись Л.Ф.Писарева

Решение не вступило в законную силу