Дело № 2-342/2019 Санкт-Петербург
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 марта 2019 года
Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Глазачевой С.Ю.
при секретаре Ставышенко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к федеральному государственному бюджетному учреждению науки институту эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН, федеральному агентству научных организаций, министерству науки и высшего образования Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратился в Выборгский районный суд Санкт - Петербурга с вышеназванным иском к ответчикам федеральному государственному бюджетному учреждению науки институту эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН, федеральному агентству научных организаций, министерству науки и высшего образования Российской Федерации, в котором просил: признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности в порядке приватизации на однокомнатную квартиру, общей площадью 47,7 кв.м, расположенную на четвертом этаже, шестнадцатиэтажного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Требования обоснованы следующими обстоятельствами: ФИО1 является нанимателем вышеуказкнной квартиры, предоставленной ему по договору социального найма от 29.12.2008, заключенного с федеральным государственным бюджетным учреждением науки институтом эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН (далее ИЭФБ РАН); в договор в качестве членом семьи нанимателя включены жена ФИО2, и сын – ФИО9 Спорная квартира находится в собственности Российской Федерации, у ответчика находится на праве оперативного управления. 27.04.2018 истец обратился к ИЭФБ РАН с заявлением о передаче ей в собственность жилого помещения в порядке приватизации, но письмом от 11.05.2018 разъяснено об отсутствии у ИФЭБ РАН полномочий распоряжаться недвижимым имуществом без согласия собственника.
Истец ФИО1 и его представитель ФИО3, действующая на основании доверенности от 04.05.2018, в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме, на удовлетворении иска настаивали.
Представитель ответчика ФГБУ ИЭФБ РАН ФИО4, действующий на основании доверенности от 04.09.2018, в судебное заседание явился, против удовлетворения иска возражал.
Представители ответчиков ФАНО России и министерства науки и образования, представители третьих лиц Управления Росреестра по Санкт – Петербургу, ФИО2, ФИО9 в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, возражений и иных ходатайств, суду не представили.
Суд в порядке статьи 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела.
Выслушав явившихся в заседание лиц, изучив материалы дела, проанализировав и оценив собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, учитывая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу положений ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ судебной защите подлежит только нарушенное либо оспариваемое право.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. ст. 3, 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают и прекращаются не иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В силу ч. 4 ст. 57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием для заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Согласно требованиям ст. 294 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 2 ст. 295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.09.2013 № 735 "О Федеральном агентстве научных организаций" Правительство Российской Федерации установило, что Федеральное агентство научных организаций является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за организациями, находившимися в ведении Российской академии наук. Таким образом, учредителем и собственником имущества Обсерватории является Российская Федерация. Функции и полномочия собственника имущества, переданного обсерватории осуществляет ФАНО России, а также Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Статьей 217 ГК РФ предусмотрено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, следующие обстоятельства.
Согласно копии договора социального найма от 29.12.2008 (л.д. 8-12) истец предоставил ФИО1 и членам его семьи спорную жилую площадь на условиях договора социального найма жилого помещения, в бессрочное владение и пользование.
Квартира № по адресу: <адрес> находится в оперативном управлении ИЭФБ РАН и является собственностью Российской Федерации.
ФИО1 зарегистрирован в спорной квартире с 02.12.2011, его жена – с 28.06.2013, а сын – с 13.07.2012 (л.д. 14).
Согласно выписке из ЕГРП субъектом права собственности на спорную квартиру является Российская Федерация. Спорное жилое помещение закреплено за ИЭФБ РАН на основании распоряжения № 12 от 26.12.2008 года Федерального агентства по управлению государственным имуществом на праве оперативного управления (л.д.7).
На обращение истца по вопросу передачи спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации, МинФИО5 России ответило следующее, сославшись на то, что истец не относится к категориям граждан, перечисленных в ч.ч. 2 и 3 ст. 49 ЖК РФ, то есть не признан нуждающейся в социальном жилье по правилам ЖК РФ, а кроме того не отнесен к льготным категориям граждан при предоставлении жилых помещений на условиях социального найма, определенным федеральным законом или указом Президента Российской Федерации (л.д. 62).
В материалы дела представлена справка от 18.10.2006 г. о том, что истец с 07.07.2006 состоит на учете в Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга в качестве нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий, с семьей, состоящей из трех человек (л.д. 15).
При этом не представлено решения уполномоченных на то органов об обеспечении ФИО1 спорным жилым помещением, как лица, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях.
В силу ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (п. 1).
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодексом являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (п. 2).Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п. 3).
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п. 4).
Согласно ч. 1 ст. 60 ЖК РФ стороной по договору социального найма жилого помещения выступает собственник жилого помещения государственного жилищного фонда либо управомоченное им лицо.
В соответствии с п. 10 ст. 9.2 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться, в том числе недвижимым имуществом.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) Российская академия наук являлась государственной академией наук - некоммерческой организацией, которая наделена правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения передаваемым им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, названным Федеральным законом и Уставом Российской академии наук, в том числе правом на создание, реорганизацию, ликвидацию подведомственных организаций (включая организации научного обслуживания и организации социальной сферы), закрепление за подведомственными организациями федерального имущества, а также правом на утверждение уставов подведомственных организаций и назначение руководителей подведомственных организаций.
Статьей 4 Устава Российской академии наук, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2007 № 785, установлено, что Российская академия наук наделена правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения передаваемым ей имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Федеральным законом № 127-ФЗ и настоящим уставом, в том числе правом на создание, реорганизацию, ликвидацию подведомственных организаций (включая научные организации, организации научного обслуживания и социальной сферы), закрепление за ними федерального имущества, включенного в утверждаемый Правительством Российской Федерации реестр федерального имущества, передаваемого Российской академии наук, а также правом на утверждение уставов подведомственных организаций и назначение их руководителей. Российская академия наук закрепляет за подведомственными федеральными государственными унитарными предприятиями федеральное имущество на праве хозяйственного ведения, утверждает уставы и назначает их руководителей.
27.12.2014 Президентом Российской Федерации был утвержден Перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию 08.12.2014, одним из пунктов которого является обеспечение сохранности в составе ФАНО России, закрепленного за подведомственными ему научными организациями (п. 1, раздел "е").
Распоряжение федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за подведомственными ФАНО России организациями, осуществляется по согласованию с ФАНО России в соответствием с приказом ФАНО России от 12.03.2014 № 22 "Об организации работы по рассмотрению вопросов использования, распоряжения федеральным недвижимым имуществом, особо ценным движимым имуществом и сделок с ним, закрепленным за организациями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций".
В соответствии с ч. 9 ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 27.09.2013 № 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", организации, находившиеся в ведении Российской академии наук до вступления в силу указанного Федерального закона, передаются в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством РФ на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями. Данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, функции и полномочия учредителя указанных организаций.
Тогда же 27.09.2013 Указом Президента Российской Федерации № 735 было создано Федеральное агентство научных организаций Российской Федерации (ФАНО России), в соответствии с которым Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2013 № 959 было утверждено Положение о ФАНО России, согласно которому ФАНО России осуществляет функции и полномочия учредителей организаций, подведомственных Агентству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за подведомственными Агентству организациями.
Полномочия учредителя и собственника имущества организаций, ранее подведомственных Российской академии наук, с 25.10.2013 принадлежали Федеральному агентству научных организаций.
Это подтверждается пунктом 132 раздела 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2591-р,согласно которому Федеральное государственное бюджетное учреждение науки « Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М.Сеченова Российской академии наук» является организацией, подведомственной Федеральному агентству научных организаций.
Ответчик ФАНО России упразднен на основании Указа Президента РФ от 15.05.2018 № 215 « О структуре федеральных органов исполнительной власти» полномочия ФАНО переданы Министерству науки и высшего образования, которое отвечает за высшее и соответствующее дополнительное профессиональное образование, научную, научно-техническую и инновационную деятельность, нанотехнологии, а также за развитие центров науки и наукоградов.
Согласно Распоряжения Правительства Российской Федерации № 1055-р от 30.05.2018 во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.05.2018 № 215 « О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство науки и высшего образования Российской Федерации определено федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение ликвидационных мероприятий по упразднению ФАНО России.
После упразднения ФАНО, ИЭФБ РАН является организацией, подведомственной Министерству науки и высшего образования Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с ч. 3 ст. 298 ГК РФ, а также ч. 10 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ « О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Как на момент заключения договора найма спорного жилого помещения, так и в настоящее время собственником спорной квартиры является Российская Федерация, а ИЭФБ РАН владеет указанным жилым помещением лишь на праве оперативного управления.
В соответствии с Уставом ИЭФБН РАН, утвержденным приказом ФАНО России от 12.12.2014 № 1268, имущество института является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления (п.44);институт несет ответственность за сохранность, целевое и эффективное использование закрепленного за ним имущества, обеспечивая в установленном законодательством Российской Федерации порядке учет указанного имущества, включая имущество, приобретенное за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности(п.49).
Следовательно, имущество, включая жилищный фонд, должно использоваться для обеспечения деятельности ИЭФБ РАН в качестве служебного жилья, включая улучшение жилищных условий сотрудников и членов их семей, а не для отчуждения по договорам социального найма с последующей приватизацией.
Исследовав все представленные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что истец не доказал, что на дату заключения с ним договора найма состоял на учете в качестве нуждающейся в предоставлении договора социального найма и что обязанность по обеспечению его жилым помещением на условиях социального найма возникла у собственника помещения. В этой связи суд отказывает в удовлетворении исковых требований.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
ФИО1 к федеральному государственному бюджетному учреждению науки институту эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН, федеральному агентству научных организаций, министерству науки и высшего образования Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации– ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья С.Ю. Глазачева
Решение в окончательной форме принято 31.05.2019.