ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-342/19 от 29.05.2019 Пуровского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Копия

89RS0007-01-2019-000507-07

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 мая 2019 года г. Тарко-Сале

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Пасенко Л.Д.,

при секретаре судебного заседания Агеевой А.А.,

с участием представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-342/2019 по исковому заявлению Новоуренгойского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к государственному унитарному предприятию Ямало-Ненецкого автономного округа «Аэропорт Тарко-Сале» о возложении обязанности провести дополнительную оценку уязвимости аэропорта с учетом требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта,

УСТАНОВИЛ:

Новоуренгойский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с названным иском к государственному унитарному предприятию Ямало-Ненецкого автономного округа «Аэропорт Тарко-Сале» (далее – ГУП ЯНАО «Аэропорт Тарко-Сале»), указав, что в результате проведенной проверки ГУП ЯНАО «Аэропорт Тарко-Сале» установлены нарушения законодательства о транспортной безопасности, а именно ответчик использует объект транспортной инфраструктуры – аэропорт, который включен в реестр категорированных объектов воздушного транспорта, и ему присвоена 4-ая категория, оценка уязвимости утверждена 22.12.2011. В соответствии с п. 9 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 12.04.2010 № 87 (далее - Порядок), при изменении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в трехмесячный срок проводится дополнительная оценка уязвимости объектов в части, касающейся произошедших изменений. С 02.08.2018 вступили в силу новые требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 № 886. Ответчиком в нарушение п. 9 Порядка дополнительная оценка уязвимости аэропорта Тарко-Сале с учетом требований, утвержденных постановлением Правительства РФ № 886, не проведена. Неисполнение ГУП ЯНАО «Аэропорт Тарко-Сале» требований по обеспечению транспортной безопасности создают угрозу устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса, нарушает права личности, общества и государства на защиту от актов незаконного вмешательства в сфере транспортного комплекса. Просит обязать ГУП ЯНАО «Аэропорт Тарко-Сале» в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести дополнительную оценку уязвимости аэропорта Тарко-Сале с учетом требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.07.2018 № 886.

В отзыве на исковое заявление представитель ответчика сообщил, что 16.05.2019 ГУП ЯНАО «Аэропорт Тарко-Сале» заключило договор с ООО «Транспорт Сэйфти Эквипмент» на выполнение работ по дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры аэропорта, разработке изменений (дополнений) в плане обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры аэропорта, разработке организационно-распорядительных документов объекта транспортной инфраструктуры аэропорта. Срок выполнения работ составляет 150 календарных дней. Таким образом, требования Новоуренгойского транспортного прокурора будут исполнены ориентировочно в октябре 2019 года.

В судебное заседание Новоуренгойский транспортный прокурор не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Дело рассматривается в отсутствие Новоуренгойского транспортного прокурора на основании ст. 167 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 исковые требования признал, пояснил, что в целях проведения дополнительной оценки уязвимости аэропорта Тарко-Сале с учетом требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации , заключен договор с ООО «Транспорт Сэйфти Эквипмент». Постараются провести дополнительную оценку в необходимые сроки.

Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целью обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Пунктом 2 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 87, предусмотрено, что оценка уязвимости объекта транспортной, инфраструктуры и/или транспортного средства проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является реализация требований по обеспечению транспортной безопасности (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»).

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.

В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры – это юридические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры или использующие их на ином законном основании.

Пунктом 5 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» аэропорты отнесены к объектам транспортной инфраструктуры.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта.

В соответствии с п. 5.26.1 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, действовавших до ДД.ММ.ГГГГ, на субъекты транспортной инфраструктуры возлагалась обязанность по установлению зоны свободного доступа объектов транспортной инфраструктуры, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается.

С ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Требования).

Согласно пп. 9 п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны установить на основании утвержденных результатов оценки уязвимости границы частей зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, на которых в отношении физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, и иных материально-технических объектов проводится досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр, а выявление у физических лиц (автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов) правовых оснований для прохода (проезда) не требуется.

На основании п. 9 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, при изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, и (или) потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в трехмесячный срок проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено в обязательном порядке проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры воздушного транспорта.

Согласно разделу 2 Устава ГУП ЯНАО «Аэропорт Тарко-Сале» одной из целей указанного предприятия является обеспечение деятельности аэропортов и аэропортового обслуживания авиационных перевозок и авиационных работ на территории автономного округа (л.д. 42-53).

ДД.ММ.ГГГГ заместителем Новоуренгойского транспортного прокурора Колпащиковым С.С. решено провести проверку в ГУП ЯНАО «Аэропорт Тарко-Сале» в целях проверки обеспечения соблюдения ГУП ЯНАО «Аэропорт Тарко-Сале» законодательства о транспортной безопасности (л.д. 9).

По результат проверки установлено, что ГУП ЯНАО «Аэропорт Тарко-Сале» является владельцем категорированного объекта транспортной инфраструктуры – «Аэропорт Тарко-Сале», оценка уязвимости утверждена ДД.ММ.ГГГГ, план транспортной безопасности - ДД.ММ.ГГГГ, изменения в план транспортной безопасности - ДД.ММ.ГГГГ. С учетом требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, не обеспечено: проведение дополнительной оценки уязвимости, представление ее результатов в Росавиацию; установление границ сектора свободного доступа зоны транспортной безопасности на основании утвержденных результатов оценки уязвимости (л.д. 15).

Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что ответчиком до настоящего времени не исполнены требования законодательства о транспортной безопасности, а именно в нарушение п. 9 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, не проведена дополнительная оценка уязвимости аэропорта Тарко-Сале с учетом требований, утвержденных постановлением Правительства РФ , в связи с чем нарушаются права неопределенного круга лиц, создается угроза устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

ДД.ММ.ГГГГ между ГУП ЯНАО «Аэропорт Тарко-Сале» и ООО «Транспорт Сэйфти Эквипмент» заключен договор подряда на выполнение работ по дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры аэропорта, разработке изменений (дополнений) в плане обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры аэропорта, разработке организационно-распорядительных документов объекта транспортной инфраструктуры аэропорта, в соответствии с которым общество обязалось провести дополнительную оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры аэропорт Тарко-Сале (л.д. 27-33, 34-35, 36-37, 38-40, 41).

Из календарного плана (приложение к Договору) срок выполнения работ составляет 150 календарных дней (л.д. 34).

Ответчик сообщил, что требования выполнения работ по дополнительной оценке уязвимости будут исполнены ориентировочно в октябре 2019 года.

Однако, указанные доводы ответчика не могут быть приняты во внимание, поскольку обязанность по проведению дополнительной оценки уязвимости как при изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, и (или) потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры, так и при изменении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной безопасности, проводится в трехмесячный срок.

При указанных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Новоуренгойского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности провести дополнительную оценку уязвимости аэропорта с учетом требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта удовлетворить.

Обязать государственное унитарное предприятие Ямало-Ненецкого автономного округа «Аэропорт Тарко-Сале» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести дополнительную оценку уязвимости аэропорта Тарко-Сале с учетом требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 года № 886.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий Л.Д. Пасенко

Копия верна: судья

Подлинник документа находится в материалах дела № 2-342/2019 в Пуровском районном суде