РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2013 года г Москва
Люблинский районный суд г. Москвы в составе:
председательствующего федерального судьи Гончаровой В.И.,
при секретаре Жихоревой А.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-342-13 по иску ФИО1 к ООО « СПСР –ЭКСПРЕСС» о возмещении убытков, компенсации морального вреда по защите прав потребителей
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с искомООО « СПСР –ЭКСПРЕСС» о возмещении убытков, компенсации морального вреда по защите прав потребителей. В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и ответчиком заключен договор оказания услуг почтовой связи на пересылку пяти посылок, что подтверждается товарными накладными №№, выданными ООО «СПСР-Экспресс». Истец выступает по договору получателем услуг, ответчик выступает по договору оператором почтовой связи. Оплата услуг по договору составила <данные изъяты> коп. за каждую из пяти посылок, всего <данные изъяты> коп.. Согласно условиям договора, установленным в накладных от ДД.ММ.ГГГГ, отправление посылок осуществляется с объявленной ценностью каждой посылки <данные изъяты> руб. Плата за услугу по оценочной стоимости каждой посылки составляет <данные изъяты> руб. 00 коп., всего за пять посылок - <данные изъяты> руб. Общая стоимость услуг по договору составила <данные изъяты> коп., Срок доставки по договору установлен как один календарный день с момента передачи посылки оператору почтовой связи. Условия договора ответчиком нарушены в отношении каждой из пяти посылок. По накладной № нарушен срок поставки, вместо ДД.ММ.ГГГГ посылка доставлена получателю ДД.ММ.ГГГГ. По накладной № посылка до сих пор не доставлена. Ответчик утверждает, что посылка получена адресатом, однако подпись в накладной не соответствует подписи получателя. По накладной 795 <данные изъяты> составлен акт осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому упаковка посылки (картонная коробка) имеет повреждение в виде отверстия в верхней части размером 2-3 мм. Содержимое посылки - стеклянная статуэтка имеет скол 1,5 см. в основании. Акт осмотра подписан получателем ФИО12 и представителем ответчика курьером ФИО16. По накладной № посылка доставлена поврежденной, что подтверждается актом осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому упаковка (картонная коробка) деформирована. Акт подписан получателем ФИО13 и представителем ответчика водителем-экспедитором ФИО6. По накладной № посылка доставлена с повреждением, что подтверждается актом осмотра б/н от ДД.ММ.ГГГГ., акт подписан получателем ФИО14 и представителем ответчика водителем-экспедитором ФИО15. ДД.ММ.ГГГГ истец отправил в адрес ответчика претензию, в которой просил перечислить компенсацию за ущерб, причиненный повреждением посылок, перечислить на свой банковский счет. ДД.ММ.ГГГГ ответчик отправил ответ на претензию, где согласился с компенсацией ущерба, вызванного просрочкой доставки посылки по накладной № в размере <данные изъяты> коп.
Посылка по накладной № по версии ответчика доставлена получателю ФИО2, однако никаких доказательств, кроме ссылки на пояснения курьера организации- ответчика не имеется. Относительно претензий по накладным №№ ответчик отказывает в их удовлетворении, обосновывая свой отказ тем, что характер упаковки отправления не соответствовал содержимому данного отправления (стеклянные статуэтки), данные отправления, ввиду особых свойств, требовали особых условий перевозки, поэтому должны были содержать соответствующую маркировку, опознавательные знаки, сопровождаться инструкцией по обращению с ним. Истец считает, что процедура принятия посылки оператором почтовых услуг предполагает проверку надлежащего состояния упаковки, ее соответствия содержимому посылки, в том числе проверку целостности упаковки. Поскольку представитель организации-ответчика проверил содержимое всех посылок, принял посылку без каких-либо возражений относительно ее состояния, возражения ответчика относительно «особых свойств» содержимого посылки и «особых условий перевозки» не имеют никакого юридического значения.
В соответствии с абз.З ст.34 Федерального закона «О почтовой связи» в случае утраты или порчи (повреждения) почтового отправления с объявленной ценностью - в размере объявленной ценности и суммы тарифной платы, за исключением тарифной платы за объявленную ценность. Безответственные действия сотрудников компании-ответчика повлекли за собой причинение нравственных страданий получателей и отправителя посылок. Просит взыскать с ответчика <данные изъяты> руб в качестве возмещения убытков за повреждение содержимого посылки;, <данные изъяты> руб. в качестве компенсации морального вреда.
В судебном заседании истец и его представитель по доверенности ФИО7 исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить..
Представители ответчика по доверенности ФИО8, ФИО9, ФИО17.Р. исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Суд выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 126-ФЗ "О связи", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 176-ФЗ "О почтовой связи", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.
Регулирование порядка оказания услуг почтовой связи Федеральным законом "О почтовой связи" отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации. Во исполнение делегированных ему полномочий Правительство Российской Федерации Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 221 утвердило Правила оказания услуг почтовой связи.
Согласно ст. 20 Федерального закона "О почтовой связи", пп. "б" п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи операторы почтовой связи обязаны обеспечить сохранность принятых от пользователей услуг почтовой связи почтовых отправлений и денежных средств.
На основании ст. 34 Закона о почтовой связи за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
В соответствии с положениями п. 483 Почтовых правил, принятых Советом глав Администраций связи Регионального содружества в области связи ДД.ММ.ГГГГ, при поступлении мешка в поврежденном виде или при акте, международная посылка выдается адресату с проверкой вложения и составлением акта, в котором перечисляются все подавательские данные, причины проверки вложения посылки, характер повреждения, масса посылки до и после вскрытия, а также соответствие вложения записям досмотровой росписи и декларации, лицензии, наименование и масса отсутствующих предметов. Акт подписывается работниками, участвовавшими во вскрытии, и адресатом. При обнаружении недостачи части вложения посылки в учреждение ее досмотра вместе с актом ф.51 высылаются порожний мешок, в котором следовала посылка, и элементы его заделки (мешковой ярлык, перевязь, пломба).
В соответствии с п. 20 "Правил оказания услуг почтовой связи", утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 221 почтовые отправления принимаются в упакованном виде. Упаковка почтовых отправлений должна соответствовать характеру вложения, условиям пересылки, исключать возможность повреждения вложения при обработке и пересылке, доступа к нему без нарушения оболочки, порчи других отправлений и причинения какого-либо вреда имуществу и работникам почтовой связи. Требования к упаковке различных видов и категорий почтовых отправлений в зависимости от характера их вложения устанавливаются операторами почтовой связи.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком заключен договор оказания услуг почтовой связи на пересылку пяти посылок, что подтверждается товарными накладными №№ выданными ООО «СПСР-Экспресс» (л.д.6,7,8,9,10). Истцом было оплачено за оказанные услуги по пересылке <данные изъяты> коп., т. е по <данные изъяты> коп.за каждую из посылок.
Каждая из посылок была оценена истцом по <данные изъяты> рублей. Плата за услугу по оценочной стоимости каждой посылки составила <данные изъяты> руб. 00 коп., всего за пять посылок - <данные изъяты> руб., что подтверждается материалами дела.
Срок доставки посылок определен сторонами – ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из пояснений истца и усматривается из материалов дела, посылка по накладной номер квитанции № была доставлена Петрову с нарушением срока, т. е. ДД.ММ.ГГГГ, посылка доставлена без нарушения упаковки, ответчиком выплачено истцу за нарушение сроков доставки <данные изъяты> копеек. Истец не имеет претензий по доставке данной посылки.
По накладным № № посылки были доставлены получателям ФИО12, ФИО13, ФИО14.
По накладной № получатель ФИО10 посылку не получил, данная посылка, как указывает истец была доставлена иному лицу.
При получении посылок по накладным № №№ получатели ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 подтвердили, что отправление/груз поступило в закрытом виде, отсутствуют внешние повреждения упаковки, перевязки, печатей (пломб). Количество и вес отправления/груза соответствует количеству мест и весу определенному при его приеме.
Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, истцом опись вложения составлена не была, подозрений об отправке запрещенных веществ или предметов не было, отправления были приняты в закрытом виде, курьер не обязан проверять содержимое, так как не вправе это делать, поскольку данные действия не соответствуют почтовым правилам. В соответствии в ФЗ « О почтовой связи» пользователи услуг почтовой связи сами выбираю упаковку, отправления принимаются в упакованном виде, упаковка должна соответствовать характеру, условиям пересылки, исключать возможности повреждения. Требования к упаковке устанавливаются операторами почтовой связи. Истец согласился с правилами, подписав накладную. Отправления, требующие особых условий, должны содержать маркировку и опознавательные знаки. В данном случае были хрупкие предметы, истец должен был выбрать соответствующую упаковку и сделать соответствующую маркировку. При отсутствии маркировки и надлежащей упаковки ответственность несет отправитель, если соответствует вес и упаковка не повреждена. Посылки принимаются упакованными в коробки из плотного картона, и все стыки должны проклеиваться белой бумагой. Мелкогабаритные отправления упаковываются в фирменные пакеты ООО «СПСР-Экспересс». Истец не выполнил требования по упаковке, не нанес маркировку, ненадлежащим образом не упаковал хрупкие предметы.
Согласно п. 21 Правил почтовые отправления принимаются в открытом виде при их пересылке с описью вложения и при возникновении предположения о наличии в почтовом отправлении запрещенных к пересылке предметов или веществ.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец сдал посылки, запакованные в коробки из картона без описи вложения.
Кроме картонных коробок, как указал представитель ответчика, посылки были также упакованы в фирменные пакеты, на который был проставлен стикер, что является дополнительной гарантией, что вложения не открывается..
Факт упаковки в фирменные пакеты ООО «СПСР-Экспересс», подтверждается фото (л.д.60-69), а также составленными получателями актами, где указано, что коробки находились внутри пластикового пакета с указанием номера (стикера). Ни в одном из актов не установлено повреждения пакета. В акте № от 18.05. 2012 года указано на деформацию картонной коробки. В акте осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13) также имеются сведения о пакете с номером ( стикером), а также сведения о том, что внешний повреждений нет, доступа к вложимому нет, вес соответствует.
Доводы истца и его представителя о том, что посылки были осмотрены курьером ООО «СПСР-Экспересс», проверена целостность и в его присутствии истец запаковал коробки и курьер забрал их, являются голословными и не нашли подтверждения в судебном заседании, таких доказательств истцом не предоставлено.
Согласно п. 58 Правил операторы почтовой связи не несут ответственности за: а) утрату, порчу (повреждение), недоставку почтовых отправлений или нарушение контрольных сроков их пересылки, если будет доказано, что таковые произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
б) повреждение вложения почтового отправления, принятого в закрытом виде и выданного под расписку адресату (его законному представителю) с соблюдением требований, установленных настоящими Правилами, при отсутствии внешних повреждений его упаковки и соответствии массы почтового отправления массе, определенной при его приеме;
В соответствии с п. 175 Почтовых правил, принятых Советом глав Администраций связи Регионального содружества в области связи ДД.ММ.ГГГГ, посылки должны упаковываться отправителями в посылочные ящики: картонные, деревянные, фанерные и полимерные, а также в мягкую оболочку (ткань). Посылки могут приниматься в многооборотной таре, изготавливаемой из синтетических материалов, порядок приема, обработки, пересылки и выдачи таких посылок определяется отдельной инструкцией.
Упаковка посылок выбирается самими отправителями с учетом того, что она должна соответствовать характеру вложения, продолжительности пути, условиям пересылки, исключать возможность повреждения вложения при перевозке, доступа к нему без нарушения оболочки, порчи других почтовых отправлений и причинения какого-либо вреда работникам предприятий связи. Упаковка посылок, перечисленных в ст. 176 - 196 настоящих Правил, должна соответствовать требованиям, указанным в этих статьях.
В соответствии п 178 Почтовых Правил, хрупкие и бьющиеся предметы упаковываются в твердую тару и пересыпаются опилками или обкладываются стружками, ватой и т.п.
За повреждение хрупких предметов, вложенных отправителями в посылки в мягкой упаковке, органы связи ответственности не несут.
В силу п. 770 Почтовых правил, принятых Советом глав Администраций связи Регионального содружества в области связи ДД.ММ.ГГГГ, предприятия связи не несут материальной ответственности за внутренние почтовые отправления, если: а) недостача или повреждение вложения почтового отправления, утрата почтового отправления произошли вследствие явлений стихийного характера; б) недостача или повреждение вложения почтового отправления произошли по вине отправителя, нарушившего требования настоящих Правил, или вследствие особых свойств пересылаемого предмета;
в) при выдаче получателю страхового почтового отправления, принятого предприятием связи в закрытом виде, оболочка почтового отправления и печати на ней предприятия связи места отправления будут в целости и масса почтового отправления будет соответствовать массе, определенной при его приеме;
г) при выдаче прямого контейнера пломба (печать) предприятия-отправителя будет в целости и сам контейнер не будет иметь повреждений, способных повлиять на сохранность вложения;
д) адресатом принято почтовое отправление и дана расписка в его получении;
е) почтовое отправление или часть вложения его в установленном порядке изъято или уничтожено.
Поскольку, как указывалось выше, истцом не была оставлена опись вложения, вложения перед отправкой не были осмотрены курьером, так как оснований для этого не имелось в соответствии с Правилами, то составленные акты осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11), акт осмотра по накладной № (л.д.12), акт осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-14), акт осмотра содержимого пакета не ( л.д.22 ) не имеют юридического значения для рассмотрения данного дела.
В силу п. п 216, 217 Почтовых правил, принятых Советом глав Администраций связи Регионального содружества в области связи ДД.ММ.ГГГГ, при выдаче посылок с описью вложения они вскрываются в присутствии получателя. Вскрытие осуществляется так, чтобы не были повреждены печати. Посылки выдаются адресатам после сверки вложения с записями в описи.
Посылки, опечатанные отправителем, при целости оболочки, перевязи и печати, соответствии массы при выдаче не вскрываются..
В связи с чем, требования истца о возмещении за счет ответчика убытков, связанных с повреждением стеклянных статуэток, удовлетворению не подлежат.
Составленный акт (л.д.12) с указанием, что курьер службы ООО «СПСР-Экспересс» доставил посылку с повреждениями ( повреждена упаковка), содержимое упаковки ( статуэтка) не сильно повреждена, не свидетельствует о повреждении вложимого, поскольку, как пояснил в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ свидетель ФИО15- курьер ООО «СПСР-Экспересс»,( показания оглашены), он доставил посылку получателю, который отказался ее получать, он (свидетель) собрался уходить, но получатель уговорил его вскрыть посылку, сказав, что она важна для него, он вскрыл пакет, там была белая коробка, в которой находилась стеклянная статуэтка, повреждений на ней не было. Получатель отказался подписывать накладную, указав на то, что углы коробки помяты и попроси составить акт, поскольку бумаги у него с собой не было, получатель сам составил акт, он прочитал его и подписал. В настоящее время в акте имеются дописанные слова, поскольку он подписывал акт в другом виде. В акте было написано, что статуэтка не повреждена, а были помяты углы коробки.
У суда нет оснований не доверять показаниям данного свидетеля, поскольку из данного акт усматривается, что при написании слова «не сильно», теряется смысл написанного, так как статуэтка может быть только повреждена или не повреждена.
Свидетель ФИО16 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ (показаняи оглашены) пояснил, что он работает курьером в ООО « СПСР –ЭКСПРЕСС», он осуществлял доставку посылки по накладной с оценкой на <данные изъяты> рублей. Он привез посылку, получателю, проверил у него паспорт, но получатель отказался от получения посылки, пояснив, что там все битое и настаивал на вскрытии посылки, он (свидетель) не соглашался, так как пакет не был поврежден. Получатель кому-то позвонил и после этого отказался получать посылку. Через неделю он опять повез ему посылку, при вручении он сфотографировал пакет, вскрыли его, там было стеклянное изделие и оно было немного повреждено, составили акт. (л.д.88-92).
В судебном заседании установлено, что ответчиком не была доставлена посылка по накладной № получателю ФИО10. опрошенный в судебном заседании свидетель ФИО10 пояснил, с ним созванивался курьер ответчика, привез посылку, но отказался ее вскрывать. А он без вскрытия не хотел ее получать, он отказался получать посылку и курьер уехал. Подпись в накладной ему не принадлежит.
Накладная № не содержит сведений о получателе, его паспортных данных.
Свидетель Тульский, опрошенный в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ ( показания оглашены) пояснил, что он созванивался с получателем посылки, уточнял его фамилию, он называл фамилию ФИО3, он привез ему посылку, уточнил фамилию, он расписался в накладной. Паспорт он не проверил у получателя.. Получатель утверждал, что его фамилия ФИО3 (л.д.88-92).
Однако по накладной посылка была адресована получателю ФИО10, который ее не получил, что подтверждается отсутствием его подписи в накладной.
В связи с чем, показания свидетеля Тульского противоречат материалам дела и не могут быть приняты судом во внимание.
Суд считает, что требования истца в части возмещения убытков за не доставленную посылку подлежит частичному удовлетворению.
Согласно п. 87 Почтовых правил, принятых Советом глав Администраций связи Регионального содружества в области связи ДД.ММ.ГГГГ, сумма оценки внутренних писем, посылок и прямых контейнеров не ограничивается и определяется отправителем в полных рублях по действительной стоимости вложения. Ценность бандеролей и посылок в бумажной упаковке не должна превышать <данные изъяты> руб. (в ред. Сводки N 1 Дополнений и изменений).
В связи с чем, требования истца подлежат удовлетворению в сумме <данные изъяты> рублей, а также подлежит взысканию тариф за услуги СПСР в сумме <данные изъяты> рублей и плата за услуги по оценочной стоимости в сумме <данные изъяты> руб.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
В силу ст 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Поскольку в судебном заседании установлено, что нарушение прав потребителя в части не доставки посылки адресату имело место, то моральный вред подлежит компенсации на основании ст.15 Федерального Закона " О защите прав потребителей» и определяется судом с учетом требований разумности и справедливости, характера и объема причиненных потребителю нравственных страданий в сумме <данные изъяты> руб..
Также с ООО « СПРС-ЭКСПРЕСС» в соответствии со ст 13 Закона РФ "О защите прав потребителей подлежит взысканию штраф в пользу истца за несоблюдение в добровольном порядка удовлетворения требований потребителя в сумме <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> ) и госпошлина в бюджет <адрес> с учетом положений ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 Налогового кодекса РФ в сумме <данные изъяты> руб.
РЕШИЛ:
Исковые требованияФИО1 к ООО « СПСР –ЭКСПРЕСС» о возмещении убытков, компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Взыскать с ООО « СПСР –ЭКСПРЕСС» в пользу ФИО1 в возмещение убытков, причиненных утратой почтового отправления <данные изъяты> рублей, <данные изъяты> рублей - тариф за услуги СПСР, плату за услуги по оценочной стоимости в сумме <данные изъяты> рублей, компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> копейки, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в сумме <данные изъяты> копейки.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с ООО « СПСР –ЭКСПРЕСС» госпошлину в бюджет <адрес> в сумме <данные изъяты> рублей
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Люблинский районный суд <адрес>.
Федеральный судья: