Дело № 2-342/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 апреля 2014 года г. Комсомольск-на-Амуре
Комсомольский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи - Богатыревой Н.Ю.,
при секретаре судебного заседания - Федоровой Ю.А.,
с участием истца - помощника прокурора Комсомольского района Хабаровского края Стародубова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Комсомольского района Хабаровского края, действующего в защиту интересов Российской Федерации, о признании действий главы Комсомольского муниципального района Хабаровского края незаконными и возложении обязанности установить причины, способствовавшие совершению нарушений федерального законодательства,
у с т а н о в и л:
Прокурор Комсомольского района Хабаровского края обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в ходе осуществления надзора за исполнением федерального земельного, гражданского, лесного и законодательства о принципах организации местного самоуправления проведена проверка деятельности администрации Комсомольского муниципального района при принятии решений о распоряжении земельными участками. В результате проведенной проверки установлено, что администрацией Комсомольского муниципального района изданы распоряжения о предоставлении в аренду филиалу <данные изъяты> земельных участков, в связи с чем между филиалом <данные изъяты> и администрацией Комсомольского муниципального района были заключены договоры аренды № от 11 января 2013 года. Администрацией Комсомольского муниципального района после заключения договоров аренды филиалу <данные изъяты> дополнительно к арендной плате, предъявлено требование об уплате денежных средств за снос зеленых насаждений на участках право собственности, на которые не разграничено. При этом для расчета применены ставки платы за использование лесов, находящихся в собственности органа местного самоуправления, утвержденных администрацией Комсомольского муниципального района. Прокурор считает, что установление любых ставок платы для земель, право собственности, на которые не разграничено, выходит за пределы компетенции администрации муниципального района. Кроме того, при предоставлении земельных участков из категории земель право собственности, на которые не разграничено, сумма аренды определена без учета стоимости лесных насаждений, что противоречит ч. 2 ст.6 Лесного кодекса РФ. Филиалом <данные изъяты> на земельных участках, предоставленных им на основании договоров аренды с администрацией Комсомольского муниципального района произведен снос зеленых насаждений естественного происхождения, что является негативным воздействием на окружающую среду. Кроме того, земельные участки филиалу <данные изъяты> предоставлены без проведения землеустройства, а значит содержание земель, влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду и порядок использовании и охраны земель не были определены и включены в кадастровую стоимость и размер арендных платежей за земельный участок. Не внесенное прокурором района представление главе Комсомольского муниципального района было необоснованно отклонено. Невыполнение требований прокурора об устранении выявленных нарушений, допущенных администрацией Комсомольского муниципального района при распоряжении земельными участками, расположенными на территории Комсомольского района влечет нарушения интересов Российской Федерации в части соблюдения норм по разграничению полномочий органов местного самоуправления, а также требования в сфере нормативного регулирования охраны окружающей среды и вторжении в компетенцию федеральных органов исполнительной власти. Также нарушены права граждан, проживающих на территории Комсомольского района на обеспечение и охрану благоприятной окружающей среды. Просит признать действия главы Комсомольского муниципального района по расчету негативного воздействия на окружающую среду на землях, право собственности на которое не разграничено, на основании ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, утвержденных Постановлением администрации Комсомольского муниципального района от 18 июня 2012 года № 534 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности Комсомольского муниципального района» в редакции от 11 февраля 2013 года, как выходящие за пределы компетенции органа местного самоуправления, - незаконными. Обязать главу Комсомоль_ского муниципального района установить причины, способствовавшие совершению нарушений статей 6 и 22 Федерального Закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», устранить их и провести землеустройство на участках, предоставленных в аренду и пользование из категории земель, право собственности, на которые не разграничено. Установить срок для устранения нарушений не более 30 рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Прокурор Стародубов М.А. в судебном заседании уточнил исковые требования и просил признать постановление администрации Комсомольского муниципального района от 11 февраля 2013 года № 63 «О внесении дополнения в постановление администрации Комсомольского муниципального района от 18 июня 2013 года» - выходящими за пределы компетенции - незаконным и не действующим с момента его принятия. Опубликовать принятое решение в газете «Приамурье» и на официальном сайте орган местного самоуправления. Установить срок доля устранения нарушений не более 30 дней с даты вступления решения в законную силу.
Представитель администрации Комсомольского района Хабаровского края в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был уведомлен надлежащим образом, об отложении не ходатайствовал.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника судебного разбирательства.
В судебном заседании 27 марта 2014 представитель администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края Саяпина А.В., действующая на основании доверенности от 9 января 2014 года, возражала против заявленных требований, пояснив, что распоряжение земельными участками, на которых <данные изъяты> строит объект <данные изъяты> до разграниче_ния государственной собственности на них отнесено к ведению органов мест_ного самоуправления Комсомольского муниципального района. Распоряжение землёй или имуществом в гражданском праве является од_ним из правомочий собственника, позволяющее ему по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности в области негативного воздействия на окружающую среду. Вопросы распоряжения земельными участками, находящимися в преде_лах соответствующих муниципальных образований, до разграничения госу_дарственной собственности на них в силу прямого указания федерального за_кона отнесены к ведению органов местного самоуправления и составляют, та_ким образом, вопросы местного значения. В соответствии с письмом Минэкономразвития РФ от 04 августа 2010 года № Д23-2981 согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О вве_дении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов. Согласно п. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное само_управление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. В связи, с чем п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ фактически закрепля_ет за органами местного самоуправления весь объем правомочий собственни_ка в отношении земельных участков, государственная собственность на кото_рые не разграничена. Таким образом, право органов местного самоуправления предоставлять земельные участки в аренду, пользование, собственность и т.д., рассматрива_ется как составная часть дееспособности муниципального образования, без ко_торой орган местного самоуправления не имеет возможность реализовывать свои обязанности. Следовательно органы местного самоуправления осуществляют защиту природной среды района от негативного воздействия на неё. Снос зеленых на_саждений это негативное воздействие на природную среду района. Одним из основополагающих принципов законодательства РФ в области охраны окружающей среды является принцип платности природопользования, в соответствии с которым негативное воздействие на окружающую среду яв_ляется платным. Согласно статьи 1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения норма_тивные правовые акты основываются на принципе платности использования лесов. Поэтому администрацией муниципального района был произведен расчет за снос зеленых насаждений и направлен <данные изъяты>. Однако <данные изъяты> не произвело оплату, а обратилось в прокуратуру в надежде из_бежать уплаты за негативное воздействие на окружающую среду, <данные изъяты> является нарушителем природоохранного законода_тельства. В результате бюджет муниципального района не дополучил значи_тельный объем средств за негативное воздействие на окружающую среду и не направил их на социальные нужды население района. Администрация муниципального района ранее уже обращалась в проку_ратуру Комсомольского района с просьбой разобраться в сложившейся ситуа_ции и способствовать устранению нарушения природоохранного законода_тельства со стороны <данные изъяты>. По заявлению администрации муниципального района природоохранным прокурором ведётся разбирательство. Постановление администрации Комсомольского муниципального района от 18 июня 2012 года № 534 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собствен_ности Комсомольского муниципального района» разработано на основании ставок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2002 года № 310, а так же письма прокуратуры Комсомольского района от 26 июля 2011 года № 2-08/2UT1. Данное постановление разработано и утверждено по требованию прокуратуры с соблюдением всех правовых норм. До обращения в прокуратуру <данные изъяты> действие данного постановления не вызыва_ло возражений со стороны прокуратуры. Согласно статьи 1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные пра_вовые акты основываются на принципе использование лесов с учетом их гло_бального экологического значения, а также с учетом длительности их выра_щивания и иных природных свойств лесов. В связи с вышесказанным были установлены ставки платы за снос зеленых насаждений. Согласно статьи 68 Земельного кодекса РФ землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель и организации рационального использования гражданами и юридическими ли_цами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного произ_водства, а также по организации территорий, используемых общинами корен_ных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Земли, предоставленные в аренду <данные изъяты> не относятся к зем_лям, используемым общинами коренных малочисленных народов Севера, Си_бири и Дальнего Востока РФ, земель сельскохозяйственного назначения пре_доставлено в аренду в размере <данные изъяты>. Согласно статьи 69 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2011 года № 136-ФЗ зем_леустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных только настоящим Земельным кодексом и федеральными законами. Так, в со_ответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса органы местного само_управления на основании заявления либо обращения исполнительно_го органа государственной власти утверждают и выдают заявителю схему рас_положения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Подобного заявления в администрацию муни_ципального района не поступало. В статье 3 Федерального закона «О землеустройстве» землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях: изменения границ объектов землеустройства; выявления нарушенных земель, загрязне_нию отходами производства и потребления, заражению и другим негативным воздействиям; проведения мероприятий по восстановлению и консервации зе_мель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и хими_ческими веществами, заражения и других негативных воздействий. Ни один из пунктов данной статьи не применим к рассматриваемым земельным участкам. Таким образом, администрации Комсомольского района в силу действующего законодательствам, а именно Земельного кодекса РФ им предоставлено право распоряжения земельными участками, собственность на которые не разграничена, в связи с чем являясь собственниками, обладают правами издавать правовые акты с нормативными требованиями определяющими порядок пользования.
Допрошенный в судебном заседании 27 марта 2014 года представитель ответчика Лебедев А.Ю. заявленные требования не признал, пояснив, что администрация Комсомольского района Хабаровского края, пользуясь полномочиями собственника на основании Гражданского кодекса РФ, вправе определять ставки за снос зеленых на_саждений на лесных участках, полномочия на которые не разграничены. Представление прокурора было рассмотрено в установленные сроки и дан ответ в соответствии с Законом «О прокуратуре РФ».
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно требований ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, могут быть признаны судом недействительными.
Администрацией Комсомольского муниципального района Хабаровского края 11 февраля 2013 года принято постановление № 63 «О внесении дополнения в постановление администрации Комсомольского муниципального района от 18 июня 2012 года № 534 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности Комсомольского муниципального района», согласно которому ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящихся в собственности Комсомольского муниципального района распространяется на правоотношения при проведении расчетов компенсационных выплат за снос зеленых насаждений, расположенных на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляет администрация Комсомольского муниципального района.
Данное постановление принято с нарушением действующего законодательства.
Правоотношения в сфере охраны окружающей среды на федеральном уровне
регламентированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон "Об охране окружающей среды»), Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года № 404, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. "д" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации природопользование и охрана окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.
В ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, разграничены Федеральным законом "Об охране окружающей среды".
В соответствии со ст. 5 Конституции Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесены, в том числе разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением, установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.
Частью 3 статьи 7 этого же акта к полномочиям органов местного самоуправления отнесены лишь вопросы организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Статьей 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды» предусмотрена обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, причиненного субъектами хозяйственной и иной деятельности, в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
При этом положения части 2 указанной статьи закрепляют принцип возмещения вреда окружающей среде, причиненного в том числе в результате правомерных действий субъектов хозяйственной и иной деятельности, на что также указано в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года № 404 утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее по тексту «Положение»).
На основании пунктов 1, 5.2.44 Положения Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере охраны природных ресурсов. Минприроды самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, утверждает таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде, вне зависимости от характера действий (бездействий), причинивших такой вред (противоправных или правомерных).
Никакой иной орган исполнительной власти федерального, регионального уровня, а также орган местного самоуправления не вправе устанавливать по своему усмотрению собственное нормативное регулирование по этому вопросу, иное означает вторжение в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Федеральным законом «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами, вопросы нормотворчества в сфере охраны окружающей среды к полномочиям органов местного самоуправления не отнесены.
Из изложенного следует, что органам местного самоуправления
законодательством не предоставлено полномочий на принятие нормативных правовых актов по вопросам определения такс и методик исчисления размера вреда причиненного окружающей среде, как в результате нарушения требований природоохранного законодательства, так и в результате правомерных действий хозяйствующих субъектов.
То обстоятельство, что таксы и методики исчисления вреда, причиненного вынужденным правомерным уничтожением (повреждением) зеленых насаждений Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации до настоящего времени не приняты, само по себе не является препятствием для прямого действия положений статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой вред, причиненный окружающей среде, при отсутствии соответствующих такс и методик расчета исчисления размера вреда, исчисляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Таким образом, постановление № 63 от 11 февраля 2013 года администрацией Комсомольского района принято за пределами своих полномочий, поскольку утверждение вышеуказанных платежей отнесено к компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации противоречит Федеральному закону от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральному закону № 131-ФЗ от 6 октября 2003 году Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части”, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
При таких обстоятельствах, постановление администрации Комсомольского муниципального района от 11 февраля 2013 года № 63 «О внесении дополнения в постановление администрации Комсомольского муниципального района от 18.06.2012г. за №534 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности Комсомольского муниципального района» признается судом недействующим полностью со дня его принятия.
В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ и ст. 35 Закона РФ «О средствах массовой информации» сообщение о настоящем решении суда должно быть опубликовано в официальном печатном органе в газете «Приамурье» и на официальном сайте органа местного самоуправления.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 253, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Комсомольского района Хабаровского края, действующего в защиту интересов Российской Федерации, о признании постановления администрации Комсомольского муниципального района от 11 февраля 2013 года № 63 «О внесении дополнения в постановление администрации Комсомольского муниципального района от 18 июня 2013 года» - выходящими за пределы компетенции - незаконным и не действующим с момента его принятия удовлетворить.
Признать постановление администрации Комсомольского муниципального района от 11 февраля 2013 года № 63 «О внесении дополнения в постановление администрации Комсомольского муниципального района от 18 июня 2013 года» недействующим с момента его принятия.
Обязать администрацию Комсомольского муниципального района Хабаровского края в течение 30 дней после вступления решения в законную силу опубликовать в газете «Приамурье» и на официальном сайте администрации Комсомольского муниципального района сообщение о данном решении.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме 7 апреля 2014 года.
Председательствующий Н.Ю.Богатырева
Вступило в законную силу 12.05.2014