ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-342/2016 от 11.03.2016 Кузнецкого районного суда (Пензенская область)

Дело № 2-342/2016РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 марта 2016 года г.Кузнецк

Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Брюзгина С.А.,

при секретаре Чуркиной С.А.,

с участием помощника прокурора Кузнецкого района Пензенской области Желыбаевой М.Ю.,

представителя ответчика Отдела образования Кузнецкого района Пензенской области ФИО1, действующей в силу доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании 11.03.2016 года в помещении Кузнецкого районного суда Пензенской области, расположенного по адресу: <...>, гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кузнецкого района Пензенской области в защиту интересов несовершеннолетних к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению СОШ с. Татарский Канадей об обязании оснастить автобусы для перевозки детей тахографами,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кузнецкого района Пензенской области обратился в суд с иском в защиту интересов несовершеннолетних к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению СОШ с. Татарский Канадей, указав, что при проведении прокуратурой Кузнецкого района Пензенской области проверки соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в деятельности МБОУ СОШ с. Татарский Канадей Кузнецкого района Пензенской области, по результатам которой выявлены нарушения требований законодательства - школьный автобус <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , вопреки нормам действующего законодательства не оборудован тахографами.

Отсутствие тахографов на школьных автобусах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области безопасности дорожного движения, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.

В силу статей 139 и 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, следовательно у главного распорядителя бюджетных средств – отдела образования Кузнецкого района Пензенской области имеются все необходимые правовые полномочия по выделению денежных средств, необходимых для приобретения и обеспечения установки необходимого оборудования (тахографов) на школьные автобусы.

Просил обязать МБОУ СОШ с. Татарский Канадей Кузнецкого района Пензенской области приобрести и обеспечить установку тахографов на школьный автобус: <данные изъяты>, государственный регистрационный знак ; обязать Отдел образования Кузнецкого района Пензенской области обеспечить финансирование МБОУ СОШ с. Татарский Канадей Кузнецкого района Пензенской области на приобретение и обеспечение установки тахографов на школьный автобус: <данные изъяты>, государственный регистрационный знак .

Определением Кузнецкого районного суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено в части обязания Отдела образования Кузнецкого района Пензенской области обеспечить финансирование МБОУ СОШ с. Татарский Канадей Кузнецкого района Пензенской области на приобретение и обеспечение установки тахографов на школьный автобус <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , в связи с отказом истца – прокурора Кузнецкого района Пензенской области, от иска в указанной части.

В судебном заседании помощник прокурора Кузнецкого района Пензенской области Желыбаева М.Ю. исковые требования к МБОУ СОШ с. Татарский Канадей Кузнецкого района Пензенской области поддержала с учетом уточнения, просила обязать МБОУ СОШ с. Татарский Канадей Кузнецкого района Пензенской области приобрести и обеспечить установку тахографов на школьный автобус: <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , в течении месяца со дня вступления судебного решения об обязании в законную силу. Иск просила удовлетворить.

Представитель ответчика МБОУ СОШ с. Татарский Канадей Кузнецкого района Пензенской области в судебное заседание не явился, извещен, представил заявление, в котором указал на свое признание иска в полном объеме, просил о рассмотрении дела в его отсутствии.

Представитель ответчика Отдела образования Кузнецкого района Пензенской области ФИО1, действующая в силу доверенности, не возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица администрации Кузнецкого района Пензенской области в судебное заседание не явился, извещен, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд, выслушав помощника прокурора Кузнецкого района Пензенской области, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает исковые требования прокурора Кузнецкого района Пензенской области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно Уставу МБОУ СОШ с. Татарский Канадей Кузнецкого района Пензенской области, утвержденного распоряжением начальника отдела образования Кузнецкого района Пензенской области ДД.ММ.ГГГГ за , МБОУ СОШ им.Д.Д. Яфарова с. Татарский Канадей, расположена по адресу: <адрес>. По своей организационно-правовой форме является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, тип - общеобразовательное учреждение, вид - средняя общеобразовательная школа (п. 1.2, п. 1.3).

Согласно п. 1.6 Устава учреждение является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельную смету, лицевой счет. Учреждение имеет в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и, осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, ведет уставную финансово-хозяйственную деятельность, направленную на осуществление образовательного процесса, с момента государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1.4 Устава, учредителем МБОУ СОШ с.Татарский Канадей Кузнецкого района Пензенской области является Отдел образования Кузнецкого района Пензенской области. МБОУ СОШ с. Татарский Канадей является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств бюджета Кузнецкого района Пензенской области.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, как одного из видов общественной безопасности, установлены Федеральным законом от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Задачами данного Закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (ст. 1 Закона).

В соответствии со ст. 20 указанного Закона на юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, возложена обязанностьоснащатьтранспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее-тахографы). Требования ктахографам, категории и виды оснащаемыхими транспортных средств, порядокоснащениятранспортных средствтахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с указанной нормой Правительство Российской Федерации своим постановлением от 23.11.2012 года № 1213 утвердило требования ктахографам, категории и видыоснащаемыхими транспортных средств, порядкеоснащениятранспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы.

В Приказе Минтранса России от 13.02.2013 г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств,оснащаемыхтахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства»тахографами оснащаются транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория М2); транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория М3).

Кроме того, на основании п.3 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 г. № 1177, для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям кперевозкампассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядкетахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Постановлением Госстандарта РФ от 01.04.1998 N 101 утвержден ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования.» в соответствии с п. 4.1а, которого автобусы для перевозки детей должны соответствовать требованиям безопасности, предъявляемым к транспортным средствам категорий М2 и М3.

О необходимости соответствия автобусов, используемых для осуществления перевозок групп обучающихся требованию ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей» и пункту 3 указанных выше Правил отражено в пункте 3.1.2 методических рекомендаций, направленных письмом Минобрнауки России от 29.07.2014 № 08-988.

На основании ст. 40 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.

Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.

В соответствии с п. 4 положения «Об организации школьных перевозок учащихся общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Кузнецкого района Пензенской области, являющегося приложением к постановлению Отдела образования Кузнецкого района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ, школьные автобусы используются для доставки учащихся общеобразовательных учреждений на учебные занятия, внеклассные мероприятия и обратно, автобусы работают на специальных школьных маршрутах.

Согласно п. 7 указанного Положения автобусы, используемые для осуществления школьных перевозок, должны соответствовать ГОСТу Р51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования».

В п. 13 указанного Положения предусмотрено, что руководитель образовательного учреждения обязан обеспечить перевозку детей и эксплуатацию автобуса в соответствии с действующими нормативными актами.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов в области безопасности дорожного движения является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Однако в судебном заседании установлено, что школьный автобус <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , используемый МБОУ СОШ с. Татарский Канадей Кузнецкого района Пензенской области для перевозки школьников, не оборудован тахографами. Отсутствие тахографов на школьном автобусе не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области безопасности дорожного движения, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.

При таких обстоятельствах суд приходитквыводу об обоснованности заявленных прокурором Кузнецкого района Пензенской области требований о возложении обязанности на МБОУ СОШ с. Татарский Канадей Кузнецкого района Пензенской области приобрести и обеспечить установку тахографов на школьный автобус <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , используемый для перевозки школьников в МБОУ СОШ с. Татарский Канадей Кузнецкого района Пензенской области, в течении месяца со дня вступления настоящего судебного решения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Кузнецкого района Пензенской области удовлетворить.

Обязать МБОУ СОШ с. Татарский Канадей Кузнецкого района Пензенской области приобрести и обеспечить установку тахографов на школьный автобус <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , используемый для перевозки школьников в МБОУ СОШ с. Татарский Канадей Кузнецкого района Пензенской области, в течении месяца со дня вступления настоящего судебного решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд Пензенской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья: С.А. Брюзгин