К делу №2-342/2017г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Кропоткин 26 апреля 2017 года
Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Сотникова И.А.,
при секретаре Бутовой И.П.,
с участием прокурора Попсуй Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Кавказского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры, поданное в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала – Центральной дирекции инфраструктуры об обязании построить пешеходный переход через железнодорожные пути,
У С Т А Н О В И Л:
Кавказский транспортный прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просил обязать ответчика - ОАО «РЖД» в лице филиала - Центральной дирекции инфраструктуры в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить пешеходный переход на 1600км., пикеты 3-4, железнодорожной станции Гулькевичи Северо-Кавказской железной дороги, расположенной на территории г.Гулькевичи Краснодарского края, в соответствии с Требованиями к пешеходным переходам через железнодорожные пути, утвержденными распоряжением ОАО РЖД от 23.12.2009 №2655-р.
Истец мотивирует свои требования тем, что Кавказской транспортной прокуратурой, в связи со смертельным травмированием 16.04.2016г. на станции Гулькевичи железнодорожным подвижным составом несовершеннолетней, проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере безопасности нахождения граждан на объектах транспортной инфраструктуры. Проверкой установлено, что на указанной станции существует травмоопасная ситуация по причине отсутствия надлежащим образом оборудованного наземного пешеходного перехода через железнодорожные пути, что требует принятия мер по судебному принуждению к созданию условий для безопасного движения людей через железнодорожные пути.
В судебном заседании прокурор уточнил заявленные требования и просил обязать ОАО «РЖД» в лице филиала - Центральной дирекции инфраструктуры в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу построить пешеходный переход в разных уровнях на 1600км., пикеты 3-4, железнодорожной станции Гулькевичи Северо-Кавказской железной дороги, расположенной на территории г.Гулькевичи Краснодарского края, мотивируя требования тем, что с 01.01.2010г. распоряжением ОАО «РЖД» от 23.12.2009г. №2655-р введены в действие Технические требования к пешеходным переходам через железнодорожные пути. В соответствии с п.13 Требований следует, что для линий скоростного и высокоскоростного движения строительство новых пешеходных переходов в одном уровне с верхом головок рельсов не допускается, а существующие подлежат реконструкции в соответствии с нормами эксплуатационнотехнических требований. Кроме того, в соответствии со ст.15 ФЗ от 24.11.1995 №181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» организации создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожными и иными видами транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). В случаях, если существующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться, по согласованию с общественными объединениями инвалидов, меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Однако, в нарушение указанных требований, на ст.ФИО1 ЖД установлен железнодорожный мост, который не обеспечивает беспрепятственный переход через указанный мост лиц с ограниченными возможностями (инвалидов). В соответствии с п. 8.4 Строительных норм и правил РФ «Железные дороги колеи 1520мм» (СННиП 31-01-95), в местах организованного пешеходного движения через железнодорожные пути необходимо предусматривать устройства, обеспечивающие безопасность пешеходного перехода. На пассажирских станциях, а также на других станциях и остановочных пассажирских пунктах, где доступ пассажиров с платформ в населенный пункт преграждается железнодорожными путями с интенсивным движением поездов (50 пар и более в сутки) следует предусматривать переходы в разных уровнях. Ежесуточно по станции г.Гулькевичи проследуют 28 пар грузовых поездов, 24 пары пассажирских поездов, 5 пар поездов пригородного сообщения. Имеющийся в 400м. от здания железнодорожного вокзала Гулькевичи пешеходный мост находится на значительном удалении от места сложившегося интенсивного пешеходного потока населения города и с учетом конструктивных особенностей не может быть использован по назначению инвалидами, использующими кресла-коляски, и другим группами населения с ограниченными возможностями передвижения. Данный пешеходный мост не обеспечивает беспрепятственный переход через него лиц с ограниченными возможностями.
Представитель ответчика по доверенности ФИО2 с исковыми требованиями не согласен, просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим мотивам: приказом Минтранса России от 08.02.2007г. №18 утверждены «Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути».
В соответствии с п.6 вышеуказанных Правил проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах. В соответствии с п.7 Правил при проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами, тоннелями, мостами, железнодорожными переездами, путепроводами, а также другими местами, обозначенными соответствующими знаками (при этом внимательно следить за сигналами, подаваемыми техническими средствами и (или) работниками железнодорожного транспорта). Кроме того, в соответствие с п.8 Правил проезд гражданина в инвалидной коляске через железнодорожные пути допускается только по пешеходным переходам и обязательно с сопровождающим.
В целях выполнения раздела II указанных Правил ОАО «РЖД» распоряжением от 23.12.2009г. №2655-р утверждены Требовования к пешеходным переходам через железнодорожные пути. В соответствии с п.3 Требований пешеходные переходы в одном уровне с верхом головок, рельсов устраивают в местах интенсивных пешеходных потоков, если отсутствуют пешеходные переходы в разных уровнях железнодорожными путями (мосты, тоннели). Кроме того, в соответствии с п.20 Требований, проектирование пешеходных переходов через приемо-отправочные пути допускается в исключительных случаях с обязательным отражением в акте о невозможности устройства его в другом месте (за выходным или маршрутным светофором). При вводе в эксплуатацию такого пешеходного перехода в обязательном порядке должны быть разработаны дополнительные организационные мероприятия передвижения железнодорожного транспорта на таких путях.
Учитывая положения п.3 и п.20 Требований, пешеходный переход может располагаться только в горловине станции при отсутствии моста или тоннеля.
Предъявленные прокурором требования обусловлены удаленностью пешеходного моста от места сложившегося пешеходного потока на 1600 км ПК 3-4 железнодорожной станции Гулькевичи и труднодоступностью пешеходного моста для инвалидов-колясочников. Данные доводы не могут служить основанием для обязания ОАО «РЖД» оборудовать пешеходный переход в разных уровнях на 1600 км ПК 3-4 железнодорожной станции Гулькевичи в месте нахождения служебного прохода, поскольку, в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующими правила нахождения граждан в зоне повышенной опасности, а также нормами технологического проектирования, ОАО «РЖД» организовано место для безопасного прохода пешеходов через железнодорожные пути: на 1600км. станции Гулькевичи расположен пешеходный мост ОАО «РЖД», обеспечивающий безопасный проход граждан через все железнодорожные пути станции, и расположенный в ее горловине в соответствии с действующими технологическими и техническими нормами и правилами.
Согласно ч.3 ст.26 ФЗ от 01.12.2014г. №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», положения ч.1 ст.15 ФЗ от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств, применяются с 01.06.2016г. исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Пешеходный мост на ст.Гулькевичи построен в соответствии с основными строительными нормами и правилами, обеспечивает безопасный переход железнодорожных путей, вновь вводимым объектом в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию не является. Кроме того, оборудование пешеходного перехода в непредусмотренном технологическими нормами и техническими требованиями месте, напротив, будет способствовать увеличению уровня травматизма.
При требовании обязать ответчика построить пешеходный переход в разных уровнях на 1600км пикеты 3-4 ж/д станции Гулькевичи, истец ссылается на п.8.4 СНиП 32-01-95, введенных в действие с 01.01.1996г. Указанные Строительные нормы и правила «Железные дороги колеи 1520 мм» (СНиП 32-01-95) не применимы к ж/д путям и иным объектам инфраструктуры ст.Гулькевичи, поскольку ФЗ от 27.12.2002г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» Министерством регионального развития РФ Приказом от 30.06.2012г. №276 утвержден Свод правил СП 119.13330.2012 «СНиП 32-01-95. Железные дороги колеи 1520мм», который является актуализированной редакцией СНиП 32-01-95 и введен в действие с 01.01.2013г.
В соответствии с Разделом 1 СП 119.13330.2012 «Область применения» настоящий свод правил распространяется на проектирование, строительство и эксплуатацию новых ж/д линий, дополнительных (вторых, третьих и четвертых) главных путей и усиление (реконструкцию) существующих линий общего пользования колеи 1520мм под нагрузку от оси четырехосного вагона на рельс 245 кН (25тс), погонную нагрузку восьмиосного вагона 103 кН (10,5 тс) и движение поездов со скоростями: пассажирских - до 200км/ч, грузовых - до 120км/ч, грузовых ускоренных и рефрижераторных - 140км/ч (включительно). Для магистралей со скоростями, превышающими указанные, должны разрабатываться по заданию заказчика и утверждаться им специальные нормы. Указанный свод правил распространяется на внешние железнодорожные подъездные пути по согласованию с администрацией территорий и с органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В соответствии с п.9.4 Свода правил СП 119.13330.2012 на новых линиях в местах организованного пешеходного перехода через железнодорожные пути должно быть предусмотрено устройство пешеходных тоннелей или мостов. При модернизации существующих железных дорог допускается, при согласовании с железнодорожной администрацией и местными органами власти, временно оставлять места организованного прохода пешеходов через железнодорожные пути с оборудованием мест перехода устройствами, обеспечивающими безопасность пешеходов.
Учитывая изложенное, Свод правил СП 119.13330.2012 «СНиП 32-01-95. Железные дороги колеи 1520 мм» содержит нормы и правила, которые необходимо соблюдать при проектировании, строительстве и эксплуатации новых железнодорожных линий и реконструкции существующих линий общего пользования колеи 1520мм.
Согласно изменениям, внесенным Распоряжением ОАО «РЖД» от 07.03.2017г. №422р, пешеходные переходы в разных уровнях устанавливаются на линиях высокоскоростного движения. Распоряжением ОАО «РЖД» от 07.03.2017г. №422р пункт 13 раздела V «Классификация пешеходных переходов. Порядок определения категории» текст таблицы 1 и п.1 примечания изложены в новой редакции. Согласно изменениям, в зависимости от интенсивности движения поездов (суммарно в двух направлениях), поездов/сутки) только для линий высокоскоростного движения предусмотрены пешеходные переходы в разных уровнях вне зависимости от расчетной интенсивности движения пешеходов через переход (человек в час). По ж/д линии ст.Гулькевичи суммарно проследует 57 поездов в сутки. Указанное количество поездов не относится к линиям скоростного и высокоскоростного движения и, в зависимости от расчетной интенсивности движения пешеходов через переход (человек в час), подразделяет пешеходные переходы на 1, 2 и 3 категории в одном уровне.
Учитывая, что в судебном заседании не представлены доказательства и технические обоснования со ссылкой на технические нормы, правила проектирования и содержания железнодорожной инфраструктуры, которые были нарушены ответчиком, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Кавказского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала – Центральной дирекции инфраструктуры об обязании построить пешеходный переход в разных уровнях на 1600км., пикеты 3-4, железнодорожной станции Гулькевичи Северо-Кавказской железной дороги, расположенной на территории г.Гулькевичи Краснодарского края, отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кропоткинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 02 мая 2017 года.
Председательствующий