Дело № 2-342/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 марта 2018 года город Хабаровск
Кировский районный суд г.Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Якубанец Е.Ю.
при секретаре Булыгиной Т.И.
с участием: представителя истца ФИО1, действующего по доверенности от 09.01.2018г., представителя ответчиков МО РФ и ФКУ «ОСК ВВО» ФИО2, действующей по доверенности от 26.12.2017 и от 20.10.2017г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора- войсковая часть 33434, в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», третье лицо - филиал №2 ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю», о понуждении к совершению определенных действий,
установил:
Военный прокурор войсковой части 33434 обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», командиру войсковой части 62250, командиру войсковой части 62250-В, третье лицо- филиал №2 ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю», о понуждении к совершению определенных действий.
В обоснование указал, что в ходе проведенной проверки исполнения требований законодательства в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и противодействия терроризму установлено, что в детском образовательном учреждении № 38 «Золотой Петушок» в/части 62250-В отсутствует система видеонаблюдения, канал передачи тревожных сообщений, в помещение свободный доступ, охрана помещения в период нахождения в нем членов семей военнослужащих и их несовершеннолетних детей не осуществляется. По результатам проверки командиру в/части 62250-В внесено представление об устранении нарушений закона. Согласно ответу в/части 62250-В на представление военной прокуратуры заявки на обеспечение здания ДОУ №38 «Золотой Петушок» антитеррористической защитой в период с 2015года подавались ежегодно, вместе с тем до настоящего времени денежные средства и оборудование для обеспечения детского образовательного учреждения системой видеонаблюдения и каналом передачи тревожных сообщений в в/ч 62250-В не поступали. В штатном расписании отряда военизированной охраны в/части 62250-В предусмотрена 1 штатная должность из состава команды сторожевой охраны ВОХР для охраны помещения в ночное время суток, вместе с тем штатные должности для обеспечения охраны помещения ДОУ № 38 «Золотой Петушок» в период нахождения в нем членов семей военнослужащих и их несовершеннолетних детей, не предусмотрены. Для организации круглосуточной охраны помещения необходимо дополнительное финансирование и введение 3 штатных должностей в состав команды сторожевой охраны ВОХР в/ч 62250-В. Согласно акту обоснования охраны учреждения за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в свободной смете расходов МО РФ, для организации антитеррористической защиты ДОУ №38 «Золотой Петушок» в/части 62250-В необходимо оборудовать 1 стационарным постом наблюдения, 4 сотрудниками охраны с круглосуточным режимом работы, 1 техническим средством охраны с выводом сигналов на пульт центрального наблюдения для выезда группы быстрого реагирования (оперативной группы) при получении сигнала и 4 камерами видеонаблюдения, системой контроля и управления доступом. Командир в/части 62250-В не имеет собственного финансового органа, его функции выполняет федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны России по Хабаровскому краю». Указанное учреждение входит в состав ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» МО России, которое является распорядителем бюджетных денежных средств и обладает полномочиями по их распределению между своими структурными подразделениями, в том числе на проведение мероприятий по специальной оценке условий труда. Просил возложить на Минобороны России, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» в лице его структурного подразделения - в\ч 62250 обязанность по обеспечению в/части 62250-В финансированием либо необходимым оборудованием (материалами) для оборудования помещения ДОУ №38 « Золотой Петушок» в/части 62250-В 1 стационарным постом наблюдения, 1 техническим средством охраны с выводом сигналов на пульт центрального наблюдения для выезда группы быстрого реагирования (оперативной группы) при получении сигнала, 4 камерами видеонаблюдения, системой контроля и управления доступом, а также обеспечить финансированием и введением в штатное расписание военизированной охраны в/части 62250-В 3 штатных единиц дополнительно для обеспечения круглосуточной охраны указанного помещения. Обязать 62250-В после поступления денежных средств или оборудования (материалов), а также введения в штатное расписание 3 дополнительных штатных единиц военизированной охраны в/части 62250-В обеспечить ДОУ №38 «Золотой Петушок» в/части 62250-В средствами антитеррористической защиты, в том числе оборудовать помещение 1 стационарным постом наблюдения, 1 техническим средством охраны с выводом сигналов на пульт централизованного наблюдения для выезда группы быстрого реагирования (оперативной группы) при получении сигнала, 4 камерами видеонаблюдения, системой контроля и управления доступом, а также обеспечить помещение круглосуточной охраной.
В ходе рассмотрения дела истцом заявленные требования неоднократно уточнялись, в окончательной редакции, представитель истца просил обязать Минобороны России, ФКУ «ОСК ВВО» оборудовать помещение ДОУ №38 «Золотой Петушок» в/ч 62250-В средствами охраны помещений, с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны), в соответствии с требованиями СП 118.13330.2012 «Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009».
В соответствии с определением Кировского районного суда г. Хабаровска от 20.03.2018 производство в части исковых требований к ответчикам - командиру войсковой части 62250, командиру войсковой части 62250-В, прекращено, в связи с отказом истца.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 исковые требования, с учетом поданных уточнений, поддержал, просил удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчиков ФИО2 исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым, исковое заявление подано военным прокурором в интересах неопределенного круга лиц, тогда как такой круг лиц, известен. Для обеспечения несанкционированного доступа граждан и проезда транспортных средств, закрытый военный городок оборудован КПП, ограничивающим доступ граждан на территорию городка, ограничения на въезд и(или) постоянное проживание граждан на его территории, исключает доступ граждан на территорию без производственной необходимости. ЗВГ имеют свою разработанную систему антитеррористической защищенности, порядок организации разработки и осуществления мер по предупреждению терроризма, предотвращению техногенных катастроф, обеспечению пожарной безопасности и охране общественного порядка.
Территории военных городков оборудуются КПП, ежедневно назначаются подразделения противодействия терроризму и усилению. Охрана указанного дошкольного учреждения осуществляется в общей системе охраны обороны военного городка. Оборудование стационарным постом наблюдения дошкольных учреждений, а также техническими средствами охраны с выводом сигналов на пульт центрального наблюдения для выезда группы быстрого реагирования, камерами видеонаблюдения, системами контроля и управления доступом предусмотрена и регламентируется приказами Министра обороны РФ №033 от 2017г., приказом командующего войсками ВВО №0124 от 30.06.2017г., которые являются секретными.
Согласно ответу командира в/ч 62250-В от 02.03.2018г. №477 обоснование потребности охраны объекта ДОУ №38 «Золотой петушок», в соответствии с п.8 Порядка организации охраны объектов МО РФ, подлежащих охране за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в сводной смете расходов МО РФ №235 от 28.01.2016г., с учетом мнения военной полиции - нет. Таким образом, обоснование не может считаться согласованным и противоречит приказу МО РФ №25 от 28.01.2016г. «Об охране объектов Министерства обороны РФ за счет федерального бюджета, предусмотренных в сводной смете расходов Министерства обороны РФ», которым утвержден «Порядок организации охраны объектов МО РФ, подлежащих охране за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в сводной смете расходов МО РФ». Кроме того, для обустройства, строительства и реконструкции военного городка № 43 (в котором расположено ДОУ № 38) в период с 2015 по 2020 гг. разработано тактико-техническое задание, утвержденное у командующего войсками Восточного военного округа 16.02.2016, в котором запланировано оборудование детского сада системами телевизионного наблюдения, с выводом информации дежурному по воинской части. Поскольку решение вопросов, указанных в исковом заявлении, относится к исключительной компетенции МО РФ, то суд не вправе своим решением подменять компетенцию МО РФ. Таким образом, военный прокурор в/ч 33434 не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность органов военного управления, а также принимать решения о необходимости введения дополнительных средств антитеррористической защищенности. Просит в удовлетворении требований отказать.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ. Согласно ранее поданным возражениям на исковое заявление, с заявленными требованиями не согласен, поскольку войсковая часть 62250 не является самостоятельным юридическим лицом, не обладает правоспособностью, является обособленным подразделением ФКУ «ОСК ВВО». Положения действующего законодательства не обязывают образовательные учреждения устанавливать системы видеонаблюдения, сигнализации в конкретном количестве, более того, требование прокурора о введении в штат 4 сотрудников охраны не основано на законе. Кроме того, исковые требования не содержат указаний на то, кто из ответчиков и какие конкретно действия должен совершить в целях исполнения норм антитеррористического характера, в связи с чем, являются неисполнимыми. По существу требований просил отказать в удовлетворении иска.
Заслушав пояснения участвующих лиц, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу требований статьи 45 Гражданского процессуального кодекса России прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка от 26.01.1990, учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту должны соответствовать нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В силу пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
При этом, согласно части 7 названной статьи, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 26.02.2006 «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В соответствии с п. 4 ст. 3 вышеуказанного Закона противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В соответствии пунктом «Д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.1999 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных и медицинских организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно п. 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденных Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охраной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Из приложения "В" к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Как установлено в судебном заседании, в августе 2017 г. военным прокурором войсковой части 62250 во исполнение задания военной прокуратуры Тихоокеанского флота от 31.07.2017 № 2/1585 и в соответствии с планом работы на 2 полугодие 2017 г. была проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и противодействия терроризму.
Проведенной проверкой было установлено, что в детском образовательном учреждении № 38 «Золотой Петушок» в/ч 62250-В отсутствует система видеонаблюдения, канал передачи тревожных сообщений, в помещение свободный доступ, охрана помещения в период нахождения в нем членов семей военнослужащих и их несовершеннолетних детей не осуществляется. По результатам указанной проверки в адрес учреждения прокурором внесено представление об устранении нарушений закона № 1348 от 24.08.2017.
Как следует из ответа врио. командира в/ч 62250-В от 24.08.2017 № 1348, представление военного прокурора рассмотрено на служебном совещании 24.08.2017 и приняты безотлагательные меры к устранению нарушений закона. В 2016-2017 гг. в адрес руководителя ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» были направлены заявки на включение ДОУ № 38 в/ч 62250-4 в сводную смету расходов МО РФ за счет средств федерального бюджета, акт обоснования и другие необходимые документы. Ответы на заявки не поступали, статьи расходов на обеспечение ДОУ № 38 в/ч 62250-В средствами антитеррористической защиты в сводную смету расходов МО РФ не включены, денежные средства не выделялись, в связи с чем, отсутствует возможность обеспечить помещение системой видеонаблюдения и каналом передачи тревожных сообщений. Кроме того, в штатном расписании отряда ВОХР в/ч 62250-В отсутствуют штатные должности охраны помещения ДОУ № 38. Для обеспечения охраны помещения учреждения необходимо введение 3 дополнительных штатных должностей в состав КСО отряда ВОХР в/ч 62250-В, о чем заведующей ДОУ № 38 неоднократно в 2016-2017 гг. подавались заявки в адрес командира в/ч 62250-В.
В соответствии с п. 1.6 Тактико-технического задания на обустройство (строительство, реконструкцию, ремонт) инфраструктуры военного городка № 43 сельского поселения Монгохто, на 2015-2020 гг. запланировано оборудование помещений детского сада объектовыми средствами обнаружения (на открытие дверей, разбитие стекол окон, изменение объема, перемещение (вскрытие) сейфов (металлических шкафов) для отапливаемых помещений и системой телевизионного наблюдения, с выводом информации дежурному по воинской части. Реконструкция должна быть произведена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ДОУ (л.д. 108-112).
Военный городок № 43 с местом дислокации Ванинский р-н, пос. Монгохто входит в перечень закрытых военных городков с особыми условиями хозяйственной деятельности, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 № 752-р (ред. от 6.01.2017).
Административно-хозяйственная деятельность в военном городке № 43 п. Монгохто относится к исключительной компетенции Министерства обороны РФ.
Так, Министром обороны РФ издан приказ № 25 от 28.01.2016 «Об охране объектов Министерства обороны РФ за счет федерального бюджета, предусмотренных в сводной смете расходов Министерства обороны РФ», которым утвержден «Порядок организации охраны объектов МО РФ, подлежащих охране за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в сводной смете расходов МО РФ». Нормы данного приказа, являющиеся специальными, имеют приоритет перед нормами «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественный здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденных Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10.
В силу п. 6, 7, 8 Приказа, охрана относящихся к категории А и Б объектов учреждений, в организационной структуре которых имеются штатные подразделения охраны, осуществляется в порядке, установленном Уставом гарнизонной и караульной служб ВС РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 10.11.2007 № 1495, и Инструкцией по организации деятельности ведомственной охраны МО РФ от 30.12.2001 № 541 «О ведомственной охране МО РФ». Учреждения, в организационной структуре которых отсутствуют штатные подразделения охраны, для обеспечения охраны закупают услуги по охране в порядке, установленном ФЗ № 44-ФЗ, при этом: для охраны объектов, относящихся к категории А, осуществляется закупка услуг по охране путем установления стационарных (патрульных) постов в сочетании в применением технических средств охраны с выводом сигналов на стационарный пост охраны (дежурного).
Функции по определению необходимого количества стационарных постов на объекте учреждения, в организационной структуре которого отсутствуют штатные подразделения охраны, осуществляет создаваемая комиссия с включением в ее состав должностного лица территориального органа. Результаты работы комиссии оформляются актом, который является основанием для обоснования потребности в части организации охраны объектов стационарными (патрульными) постами в лимитах бюджетных ассигнований по статье «Расходы на охрану) и расчета нормативных затрат на выполнение государственного задания.
Учитывая приведенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд полагает заявленные требования прокурора подлежащими удовлетворению частично.
Удовлетворяя исковые требования прокурора в части, суд исходит из того, что действующим законодательством на дошкольные образовательные учреждения возложена обязанность по установке систем видеонаблюдения, канала передачи тревожных сообщений и поста постоянной охраны в учреждении, однако общие положения законодательства должны применяться в части, не противоречащей положениям специальных норм, регулирующих административно-хозяйственную деятельность учреждений Министерства обороны РФ.
Поскольку приказом Министра обороны РФ № 25 от 28.01.2016 установлена обязанность ДОУ закупать услуги по охране в прядке, установленном ФЗ № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по установлению стационарных постов в сочетании с применением технических средств охраны с выводом сигналов на стационарный пост охраны. Однако доказательств производства работ по оснащению ДОУ средствами охраны в целях исполнения действующего законодательства по противодействию терроризму и указанного Приказа суду не представлено. Наличие тактико-технического задания, предусматривающего оборудование ДОУ в срок с 2015 по 2020 гг. системой телевизионного наблюдения с выводом информации дежурному по воинской части, само по себе не может служить доказательством исполнения требований законодательства и предписаний военного прокурора.
В силу п. 40 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Президентом РФ 05.10.2009, финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов.
В/ч 62250-В структурно входит в состав в/ч 62250, не имеет собственного финансового органа, его функции выполняет федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Минобороны России по Хабаровскому краю». Указанные учреждения Минобороны России организационно входят в состав федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» Минобороны России, которое, в свою очередь, является распорядителем бюджетных денежных средств и обладает полномочиями по их распределению между своими структурными подразделениями, в том числе на проведение мероприятий по противодействию терроризму.
Доводы представителя ответчика о том, что вход на территорию закрытого военного городка осуществляется через контрольно-пропускной пункт, признаются судом несостоятельными, поскольку обеспечение учреждением закрепленных в ст. 28 Федерального закона «Об образовании в РФ» норм и правил, не ставится в зависимость от организации пропускного режима на территорию населенного пункта в целом.
Соответственно, на ответчиков надлежит возложить обязанность по организации оборудования помещения ДО№ №38 «Золотой петушок» в/ч 62250-В средствами охраны помещений, с установкой системы видеонаблюдения, охранной сигнализации, с выводом информации дежурному войсковой части.
На основании ч.2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд устанавливает ответчику срок для исполнения действий, к которым он обязан по решению суда –до 31.12.2018г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования военного прокурора -войсковая часть 33434, удовлетворить частично.
Обязать Министерство обороны России, федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» в срок до 31.12.2018г. организовать оборудование помещения ДОУ № 38 «Золотой Петушок» средствами охраны помещений, с установкой системы видеонаблюдения, охранной сигнализации, с выводом информации дежурному войсковой части, в соответствии с требованиями Приказа Министра обороны РФ № 25 от 28.01.2016 «Об охране объектов Министерства обороны РФ за счет федерального бюджета, предусмотренных в сводной смете расходов Министерства обороны РФ».
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 20.03.2018.
Судья /подпись/
Решение не вступило в законную силу
Копия верна: судья Е.Ю. Якубанец
Подлинник решения находится в материалах дела №2-342/2018 в Кировском районном суде г.Хабаровска
Секретарь Т.И. Булыгина