Дело № 2-342/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 сентября 2021 года рп Климово
Климовский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Бобова И.Н.,
при секретаре Макаренко Т.В.,
с участием истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Климовского района Брянской области об обязании назначения и выплаты субсидии, включения в список на получение субсидии, взыскании морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указано о том, что 24 июня 2013 года, на основании заявления, поданного в администрацию Климовского района Брянской области, семья ФИО1 была поставлена в очередь на получение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Брянской области» под номером 73. После получения уведомления о постановке в очередь, 05 августа 2013 года истец приобрел в собственность квартиру с привлечением заемных денежных средств в размере 1 600 000 рублей. 03 ноября 2020 года у истца возникло право внеочередного предоставления субсидии в связи с рождением третьего ребенка и приобретением статуса многодетной семьи. 11 декабря 2020 года ответчиком было вынесено постановление № 921 «Об отказе в признании молодой семьи Слинько нуждающейся в жилом помещении», которое в последствие было отменено. Однако в связи с ошибочным исключением семьи истца из очереди, они не были включены в список на получение субсидии. В связи с чем, с учетом уточненных исковых требований, просил обязать ответчика назначить и выплатить субсидию в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Брянской области» в размере остатка задолженности по ипотечному договору № _______ от 31 июля 2013 на 12 января 2020 года в размере 815 103,10 рублей; включить семью истца в список на получение субсидии в 2022 году, взыскать компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал по изложенным доводам, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Климовского района Брянской области ФИО2 с иском не согласилась, при разбирательстве дела в предыдущих судебных заседаниях пояснила о том, что ФИО1 состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Брянской области» с 24 июня 2013 года. Внеочередной порядок получения субсидии предусмотрен для многодетных семей. Истцом была предоставлена копия свидетельства о рождении третьего ребенка в ноябре 2020 года, то есть тогда, когда список претендентов на получение субсидии на будущий год был уже сформирован Дополнительно включить семью Слинько в указанный список не представляется возможным поскольку софинансирование уже было заложено в бюджет на 2021 год. Истцом были представлены необходимые документы, подтверждающие приобретением им жилья с ограничением в виде ипотеки, однако при проверки было установлено, что в учетном деле отсутствует постановление о признании ФИО1 нуждающимся в жилом помещении. В настоящее время ФИО1 восстановлен в очереди. Семья истца имеет право на внеочередное получение субсидии, и будет включена в список на 2022 год.
Третье лицо – Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области в судебное заседание своего представителя не направил, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело без его участия, решением просил принять на усмотрение суда.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Во исполнение указанных предписаний Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации Постановлением от 17 декабря 2010 года № 1050 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2015 - 2020 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат установлен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися Приложением № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 (в редакции действовавшей в период спорных отношений), а в настоящее время Приложение № 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Согласно пункту 6 Правил участником мероприятий ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт "а"); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 указанных Правил (подпункт "б"); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт "в").
В пункте 18 Правил установлено, что для участия в мероприятии ведомственной целевой программы в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д", "ж" и "з" пункта 2 указанных Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы: а) заявление по форме согласно приложению № 2 к данным Правилам (при личном обращении в орган местного самоуправления по месту жительства) в двух экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется); г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях; д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты; е) копия документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета каждого члена семьи.
На основании приведенных положений федерального законодательства постановлением администрации Брянской области 29 декабря 2006 г. № 882 была утверждена областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей на 2007 - 2010 годы», постановлением администрации Брянской области от 30 августа 2010 г. № 894 - областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы» (утратила силу с 27 июня 2012 г.), постановлением Правительства Брянской области от 30 декабря 2013 г. № 833-п в рамках государственной программы «Строительство, архитектура и дорожное хозяйство Брянской области (2014 - 2020 годы) - подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» (2014 - 2020 годы), постановлением Правительства Брянской области от 30 декабря 2013 г. № 857-п - государственная программа «Развитие образования и науки Брянской области» (2014 - 2020 годы), в которую включено мероприятие «Социальные выплаты молодым семьям на приобретение жилья».
Из материалов дела следует, что на основании заявления ФИО1 в администрацию Климовского района Брянской области были поданы документы о включении его семьи в очередь как участников программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы», которые были рассмотрены на заседании жилищной комиссии 24 июня 2013 года и было принято решение о постановки семьи истца на учет под № 73, что следует из уведомления от 09 июля 2013 года (л.д. 6).
На основании договора купли-продажи от 31 июля 2013 года истцом приобретена квартира по адресу: ......................, заключив кредитный договор с ОАО «Сбербанк России» № _______ от ____/____/_____, в соответствии с которым заемщику предоставлены денежные средства в размере 1 600 000 рублей.
Пункт 25 Правил предусматривает, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники основного мероприятия, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие трех и более детей.
Согласно пункту 27 Правил после доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Из материалов дела следует, что в связи с рождением ____/____/_____ третьего ребенка, ФИО 09 ноября 2020 года обратился в администрацию Климовского района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении составом семьи пять человек для дальнейшего участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей, что подтверждается материалами учетного дела.
На основании постановления № 921 от 11 декабря 2020 года ФИО1 составом семьи пять человек отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д. 10).
Постановлением № 431 от 03 июня 2021 года указанное выше постановление отменено, ФИО1 восстановлен на жилищный учет с момента первоначальной постановки – 13 июня 2013 года (л.д. 41).
Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 24 Правил орган местного самоуправления до 01 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с постановлением администрации Климовского района № 344 от 26 мая 2020 г. «О включении в список молодых семей изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 года в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Брянской области» государственной программы «Социальная и демографическая политика Брянской области» в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году ответчиком были включены две многодетные семьи. Указанный список 28 мая 2020 года был направлен на утверждение в Департаменте семьи, социальной и демографической политики Брянской области.
Согласно отзыву на исковое заявление, представленного ответчиком, следует, что семья Слинько в указанный список не вошла, поскольку в общем списке значилась под номером 28.
Как следует из пояснений представителя ответчика ФИО2 семья ответчика, с момента получения права на внеочередное предоставление социальной выплаты будет включена в список на получение данной выплаты в 2022 году.
Таким образом, из материалов дела и пояснений сторон следует, что право на внеочередное предоставление социальной выплаты возникло у ФИО1 после рождения третьего ребенка, а именно с момента предоставления им соответствующего заявления о включении его в список для дальнейшего участия в указанной программе составом семьи пять человек. Указанное заявление и документы были предоставлены ФИО1 в жилищную комиссию 09 ноября 2020 года, то есть после формирования и направления на утверждение в Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области списка на получение социальной выплаты в 2021 году.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что действия и решения ответчика, принятые в отношении семьи Слинько, не противоречат требованиям действующего законодательства, осуществлены в пределах полномочий органа местного самоуправления, прав и законных интересов истца не нарушают. Отказ в признании истца нуждающимся в жилом помещении от 11 декабря 2020 года и последующее восстановление его в очереди с даты первоначальной постановки не повлияло на права истца на получение социальной выплаты в порядке очереди, а право на внеочередное получение указанной социальный выплаты, возникло у истца в ноябре 2020 года, то есть после утверждения списка участников из числа многодетных семей на 2021 года.
Установлено, что ответчиком не оспаривается право истца на внеочередное получение социальной выплаты в рамках «Обеспечение жильем молодых семей» и последующее включение семьи Слинько в список на получение социальной выплаты в 2022 году.
Уточняя исковые требования в части возложения на ответчика обязанности включить его семью в указанный список на 2022 год, истцом не представлено доказательств нарушения его прав Администрацией Климовского района в данной части.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий администрации Климовского района Брянской области по нарушению прав истца при реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и удовлетворения исковых требований истца.
Невозможность признания незаконными действий администрации Климовского района Брянской области по нарушению прав истца при реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» не позволяет удовлетворить связанные с ними требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении искового заявления ФИО1 к администрации Климовского района Брянской области об обязании назначения и выплаты субсидии, включения в список на получение субсидии, взыскании морального вреда отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца через Климовский районный суд Брянской области.
Судья И.Н. Бобов