07RS0003-01-2022-000364-30
Дело № 2-342/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2022г. г.Нарткала
Урванский районный суд КБР в составе председательствующего Гутова В.Л., при секретаре Нашапигове А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь» к ФИО1 об устранении нарушений зон с особыми условиями использования,
установил:
ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» (далее Общество) обратилось в суд с иском к ФИО1, в котором после уточнения требований просило обязать ответчика освободить охранную зону (25 метров по обе стороны) и зону минимальных расстояний (100 метров по обе стороны) газопровода-отвода к <адрес>, диаметром 219мм, инв. №, в пределах земельного участка с кадастровым номером 07:07:3600000:825 по адресу КБР, <адрес>, за чертой населенного пункта от фруктовых деревьев и древесно-кустарниковой массы путем их выкорчевывания, а также запретить последнему осуществление любого вида хозяйственной, деятельности, несовместимой с режимом охранной зоны (25 метров по обе стороны) и зоны минимальных расстояний (100 метров по обе стороны) газопровода в пределах указанного земельного участка. Кроме того, истец просит возместить за счет ответчика судебные расходы.
В обоснование исковых требований Общество указывает, что является газотранспортной организацией, осуществляющей на основании договоров аренды имущества эксплуатацию, обслуживание и содержание объектов магистрального трубопроводного транспорта ПАО «Газпром», а также организацией транспортирующей газ на территории КБР по газопроводу - отводу к <адрес>, диаметром 219мм, инв. №, который зарегистрированный в государственном реестре опасных производственных объектов по 1 классу опасности, при этом сведения о фактическом расположении газопровода передавались в органы исполнительной власти Урванского муниципального района КБР.
На территории земельного участка с кадастровым номером 07:07:3600000:825, расположенного по адресу КБР, <адрес>, за пределами населенного пункта, правообладателем которого является ФИО1 в нарушение требований охранной зоны и зоны минимальных расстояний от газопровода расположены сады.
В судебном заседании ФИО2, на основании доверенности представляющий интересы Общества, поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.
ФИО1, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.
Заслушав присутствующих, исследовав представленные доказательства, материалы дела, суд находит исковые требования Общества подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует и сторонами по делу не оспаривается, что ФИО1 является арендатором земельного участка с кадастровым номером 07:07:3600000:825, расположенного по адресу КБР, <адрес>, за чертой населенного пункта, через который проходит газопровод-отвод к <адрес>, диаметром 219мм, инв. №, при этом на данном земельном участке расположены сады.
Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 09.11.2021г., актом обследования охранных зон и зон минимальных расстояний газопроводов, сооружений и устройств объектов газоснабжения и режима их эксплуатации № от 15.09.2021г., а также представленными в суде выписками из технического отчета ООО «Гео-центр СК от 2021г.» в виде картографического материала с обозначением расположения земельного участка с кадастровым номером 07:07:3600000:825 относительно газопровода-отвода к <адрес>, диаметром 219мм, инв. №, а также охранных зон и зон минимальных расстояний.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 07 АВ-001125 от 10.04.2008г. собственником газопровода-отвода к <адрес>, 0219мм, инв. №, расположенного по адресу: КБР, <адрес> является ПАО «Газпром», при этом указанное имущество передано в аренду Обществу на основании договора аренды №-Д-18/20 от 30.11.2019г., по условиям которого именно в обязанности последнего входит эксплуатация арендованного имущества в соответствии с правилами технической эксплуатации, промышленной безопасности, осуществление контроля за безопасностью при эксплуатации имущества.
В силу ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» с учетом приложения 1 газопроводы относятся к категории опасных производственных объектов.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» охранная зона газопровода - зона с особыми условиями использования территории, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» на земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов.
Пунктом 4.1 «Правил охраны магистральных трубопроводов», утвержденным Минтопэнерго РФ 29.04.1992г., Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 № 9 установлено, что для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны, в том числе вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.
В соответствии с п. 4.4 «Правил охраны магистральных трубопроводов», утвержденным Минтопэнерго РФ 29.04.1992г., Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 № 9 в охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта среди прочего запрещается высаживать деревья и кустарники всех видов, складировать корма, удобрения, материалы, сено и солому, располагать коновязи, содержать скот, выделять рыбопромысловые участки, производить добычу рыбы, а также водных животных и растений, устраивать водопои, производить колку и заготовку льда.
Наличие насаждений в виде сада на арендуемом ФИО1 земельном участке с кадастровым номером 07:07:3600000:825, расположенном по адресу КБР, <адрес>, за чертой населенного пункта, в пределах охранной зоны в размере 25 метров и в пределах зоны минимальных расстояний 100 метров с каждой стороны от оси газопровода-отвода к <адрес>, диаметром 219мм, инв. № подтверждается названными ранее актом обследования охранных зон и зон минимальных расстояний газопроводов, сооружений и устройств объектов газоснабжения и режима их эксплуатации № от 15.09.2021г., а также выписками из технического отчета ООО «Гео-центр СК от 2021г.» в виде картографического материала с обозначением расположения земельного участка с кадастровым номером 07:07:3600000:825 относительно газопровода-отвода к <адрес>, диаметром 219мм, инв. №, а также охранных зон и зон минимальных расстояний.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Общества в части возложения на ответчика обязанности освободить охранную зону 25 метров по обе стороны газопровода-отвода к <адрес>, диаметром 219мм, инв. №, в пределах земельного участка с кадастровым номером 07:07:3600000:825 по адресу КБР, <адрес>, за чертой населенного пункта от фруктовых деревьев и древесно-кустарниковой массы путем их выкорчевывания, а также запрещения осуществления любого вида хозяйственной, деятельности, несовместимой с режимом охранной зоны 25 метров по обе стороны газопровода в пределах указанного земельного участка следует удовлетворить.
Согласно п. 1 ст. 104 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, для безопасной эксплуатации, в частности, объектов транспорта и энергетики, в целях сохранения объектов культурного наследия, охраны окружающей среды, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Для достижений указанных целей в силу п. 2 указанной нормы в границах названных зон вводятся ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких участках объектов недвижимости и (или) ограничивают или запрещают использование участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления названных зон.
Статьей 105 ЗК РФ в качестве зон с особыми условиями использования территорий, в числе прочих, предусмотрены охранные зоны газопроводов (подпункт 6), в границах которых вводится особый режим использования земельных участков, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, несовместимые с целями установления названных зон, а также зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных газопроводов (подпункт 25), в границах которых не могут быть построены какие бы то ни было здания, строения, сооружения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.
В соответствии с п. 7.15 «СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*», утвержденных Приказом Госстроя от 25.12.2012г. № 108/ГС расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4, при этом в данной таблице отражено, что коллективные сады с садовыми домиками, дачные поселки; отдельные промышленные и сельскохозяйственные предприятия и т.д. должны располагаться не ближе, чем за 100 м. в каждую сторону от оси магистрального газопровода диаметром до 300 мм.
Абзацем 3 ст. 32 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» предусмотрено, что органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении ограничений использования земельных участков, осуществления хозяйственной деятельности в границах охранных зон газопроводов, зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов или в умышленном блокировании объектов систем газоснабжения либо их повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В федеральных законах от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и от 2 января 2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» был провозглашен принцип открытости сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в государственном земельном кадастре, но и в этих нормативных правовых актах отсутствовало прямое указание на публичность сведений о границах минимальных расстояний до трубопроводов, в пределах которых запрещено строительство, и включении соответствующей информации в государственный земельный кадастр.
Только с принятием Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» можно связать введение комплексной регламентации зон с особыми условиями использования территорий, включая обеспечение публичности сведений о таких зонах. В частности, Земельный кодекс Российской Федерации был дополнен главой XIX «Зоны с особыми условиями использования территорий», предусмотревшей, помимо прочего, охранные зоны газопроводов, в границах которых вводится особый режим использования земельных участков, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, несовместимые с целями установления зон, а также зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных газопроводов, в границах которых не могут осуществляться определенные виды деятельности без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.
Одновременно Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» дополнен статьей 71.1 определяющей особенности внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, в силу которой до 1 сентября 2019 года (в настоящее время до 1 января 2025г.) в реестр границ вносятся сведения о местоположении границ минимальных расстояний до магистральных и промышленных трубопроводов, а в дальнейшем - при поступлении от уполномоченного органа государственной власти решения об установлении зоны минимальных расстояний до этих трубопроводов - в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения о такой зоне и исключаются сведения о границах минимальных расстояний до этих трубопроводов. При этом согласно пункту 21 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в границах зоны с особыми условиями использования территории, должны быть уведомлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальные органы) о внесении сведений о данной зоне в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Следовательно, действующее законодательство содержит необходимые правовые механизмы, обеспечивающие информирование собственников и иных владельцев соответствующих земельных участков о наличии ограничений в пользовании ими. Однако в полном объеме такие механизмы начали функционировать лишь с момента вступления в силу указанных положений Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ, что подтверждает их ранее существовавшую недостаточность.
Несоблюдение правового режима зон с особыми условиями использования территорий, которые устанавливаются публичной властью, может привести к установленной законом ответственности. При этом действующее законодательство исходит из принципа защиты добросовестных участников гражданского оборота, проявляющих при реализации своего права добрую волю, разумную осмотрительность и осторожность. Как следствие, при введении ограничений права на земельные участки баланс частных и публичных интересов достигается, в том числе тем, что владельцы участков должны иметь возможность знать об ограничениях их прав. Именно наличие такой возможности обусловливает допустимость привлечения лица, осуществляющего деятельность с нарушением ограничений правового режима зон с особыми условиями использования территорий к соответствующей ответственности.
В материалах дела представлены письма за период с 09.04.1996г. по 04.04.2016г., в которых должностные лица органов местного самоуправления Урванского муниципального района КБР неоднократно сообщают о нанесении на карту района газопроводов высокого давления, при этом сведения об установлении и размещении способом обеспечивающим публичность и общедоступный характер сведений о зонах минимальных расстояний и сведений об ограничении в использовании конкретных земельных участков в связи с наличием в непосредственной близости газопровода как опасного производственного объекта отсутствуют.
Зона минимальных расстояний газопровода-отвода к <адрес>, диаметром 219мм, инв. № с указанием местоположения границ в ЕГРН не внесена, что подтверждено представителем истца в судебном заседании.
Доказательств обратного, как и доказательств того, что ФИО1 была осведомлена или имела возможность знать о наличии зон минимальных расстояний в размере 100 м. в каждую сторону от оси магистрального газопровода на земельном участке с кадастровым номером 07:07:3600000:825, расположенном по адресу КБР, <адрес>, за чертой населенного пункта, при получении названного земельного участка в аренду и закладке сада в пределах указанного размера зон минимальных расстояний, и как следствие действовала недобросовестно, в суд не представлены.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Общества об обязании ответчика освободить зону минимальных расстояний 100 метров по обе стороны газопровода-отвода к <адрес>, диаметром 219мм, инв. №, в пределах земельного участка с кадастровым номером 07:07:3600000:825 по адресу КБР, <адрес>, за чертой населенного пункта от фруктовых деревьев и древесно-кустарниковой массы путем их выкорчевывания, а также запретить последнему осуществление любого вида хозяйственной, деятельности, несовместимой с режимом зоны минимальных расстояний 100 метров по обе стороны газопровода в пределах указанного земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Из содержания предъявленного иска следует, что Обществом заявлены требования неимущественного характера, при этом согласно платежному поручению № от 20.01.2022г. уплачена государственная пошлина в сумме 12 000 руб.
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» установлено, что положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (ст.ст. 98, 102, 103 ГПК РФ, 111 КАС РФ, 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав, а также иска имущественного характера, не подлежащего оценке.
При таких данных суд считает возможным взыскать с ФИО1 в пользу Общества 12000руб. судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь» удовлетворить частично.
Обязать ФИО1 освободить охранную зону 25 метров по обе стороны газопровода-отвода к <адрес>, диаметром 219мм, инв. №, в пределах земельного участка с кадастровым номером № по адресу КБР, <адрес>, за чертой населенного пункта от фруктовых деревьев и древесно-кустарниковой массы путем их выкорчевывания.
Запретить ФИО1 осуществление любого вида хозяйственной, деятельности, несовместимой с режимом охранной зоны 25 метров по обе стороны газопровода-отвода к <адрес>, диаметром 219мм, инв. №, в пределах земельного участка с кадастровым номером № по адресу КБР, <адрес>, за чертой населенного пункта.
В остальной части исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь» отказать.
Взыскать с ФИО1 в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь» 12000 руб. судебных расходов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд КБР через Урванский районный суд КБР в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.
Председательствующий В.Л. Гутов
Копия верна В.Л. Гутов
Решение в окончательной форме изготовлено 02.06.2022г.