ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-343(8 от 17.05.2021 Тавдинского районного суда (Свердловская область)

66RS0056-01-2021-000469-71

гражданское дело № 2-343(8)2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тавда 11 мая 2021 года

мотивированное решение составлено 17 мая 2021 года

Тавдинский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Галкина С.В.,

при секретаре судебного заседания Гутковской М.С.,

с участием помощника Тавдинского городского прокурора Кокориной А.Ю.,

представителя ответчика директора МАОУ ООШ пос. <адрес> Ефимовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тавдинского городского прокурора, поданного в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному образовательному учреждению основной общеобразовательной школы посёлка <адрес> о возложении обязанности,

установил:

Тавдинский городской прокурор, действующий в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском к Муниципальному автономному образовательному учреждению основной общеобразовательной школы посёлка <адрес> (далее по тексту - МАОУ ООШ <адрес>), в котором просит суд возложить на ответчика обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу установить при входе в здание учреждения по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, информационную мнемосхему (тактильную схему движения) в соответствии с пунктом 7.1.8.СП 59.13330.2012 Свода Правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утверждённого Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ.

В обосновании заявленных требований указано, что Тавдинской городской прокуратурой проведены надзорные мероприятия в сфере исполнения законодательства о защите прав и законных интересов несовершеннолетних, социальной защите инвалидов.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» при входе в здание в МАОУ ООШ <адрес> отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения).

Обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по установке мнемосхемы (тактильной схемы движения) возложена на МОУ – Управление образованием Тавдинского городского округа.

В судебном заседании помощник Тавдинского городского прокурора ФИО4 уточнила заявленные исковые требования, пояснив, что в настоящий момент действует СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», в связи с чем, просила возложить на МАОУ ООШ поселка <адрес> обязанность установить при входе в здания учреждения информационную мнемосхему (тактильную схему движения) в соответствии с пунктом 8.1.6 СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» в течение 1 года после вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика МАОУ ООШ посёлка <адрес> в лице директора ФИО3 в судебном заседании исковые требования полностью признала, пояснила, что действительно при входе в здание школы отсутствует информационная мнемосхема. При финансировании работ по установке информационной мнемосхемы необходимые работы будут выполнены в установленные сроки.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Администрации Тавдинского городского округа и МОУО – Управление образованием Тавдинского городского округа в судебное заседание не явились, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей, и письменные отзывы, в которых указали, что в Тавдинском городском округе на 2021 год утверждено финансовое обеспечение субсидии на иные цели МАОУ ООШ <адрес> по статье «Создание условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья» в размере 26 000 рублей из средств местного бюджета, в том числе на изготовление и установку мнемосхем (тактильной схемы движения) при входе в здание школы. Сроки выполнения работ по установке информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) будут оговариваться сторонами соответствующего договора при его заключении.

В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований на основании следующего.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, ФИО1 - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений деятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу статьи 15 настоящего Федерального закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, а также надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.

В силу статьи 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

К объектам социальной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места.

Перечисленные в статье 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.

При этом исполнение установленной в указанном Федеральном законе обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.

В соответствии с пунктом 8.1.6 СП 59.13330.2016 Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации /пр от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м. от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м. с высотой рифов 4,0 мм.

Постановлением администрации Тавдинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ путем изменения типа существующего казенного учреждения создано Муниципальное автономное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа <адрес> (МАОУ ООШ <адрес>).

Учредителем и собственником имущества учреждения является Тавдинский городской округ.

В соответствии с Уставом, утвержденным приказом от ДД.ММ.ГГГГ, функции и полномочия учредителя МАОУ ООШ <адрес>, а также реализацию полномочий главного распорядителя бюджетных средств осуществляет Муниципальный орган управления образованием - Управление образованием Тавдинского городского округа.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

По договору от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное имущество закреплено на праве оперативного управления за учреждением. На основании дополнительного соглашения к договору ДД.ММ.ГГГГ за учреждением на праве оперативного управления закреплено здание школы с детским садом по адресу: <адрес>,

ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право оперативного на здание школы с детским садом ().

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ МАОУ ООШ <адрес> является балансодержателем вышеуказанного недвижимого имущества и пользуется им в соответствии со статьей 298 Гражданского кодекса Российской Федерации.

МАОУ ООШ <адрес> является муниципальным автономным учреждением, которое находится в ведении органа - государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности автономного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации путем предоставления субсидий.

Согласно подпункту 3 пункта 8 Положения о МОУО – Управление образованием Тавдинского городского округа к полномочиям Управления относится обеспечение содержаний зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. На основании подпункта 6 пункта 9 названного Положения Управление осуществляет в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации полномочия главного распорядителя бюджетных средств в отношении муниципальных образовательных организаций.

Как следует из Акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, Тавдинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о защите прав и законных интересов несовершеннолетних, социальной защите инвалидов.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и пункта 8.1.6 СП 59.13330.2016 Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации /пр от ДД.ММ.ГГГГ, при входе в здание в МАОУ ООШ <адрес> отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения),

Из ответа начальника МОУО – Управление образованием Тавдинского городского округа следует, что на 2021 год утверждено финансовое обеспечение субсидии на иные цели МАОУ ООШ <адрес> по статье «Создание условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья» в размере 26 000 рублей из средств местного бюджета, в том числе на изготовление и установку мнемосхем (тактильной схемы движения» при входе в здание школы. Сроки выполнения работ по установке информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) будут оговариваться сторонами соответствующего договора при его заключении.

Доказательств тому, что на день вынесения настоящего решения в здании МАОУ ООШ посёлок <адрес> для инвалидов по зрению установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, стороной ответчика не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в полном объеме.

В соответствии со статьёй 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом установленных обстоятельств, срок один год со дня вступления в законную силу решения суда для выполнения требований прокурора, которые суд удовлетворяет, является достаточным и разумным для проведения необходимого объема работ по устранению выявленных нарушений.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Тавдинского городского прокурора удовлетворить.

Возложить на Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа <адрес> обязанность в течение одного года после вступления решения суда в законную силу установить при входе в здание учреждения по адресу: <адрес>, информационную мнемосхему (тактильную схему движения) в соответствии с пунктом 8.1.6 СП 59.13330.2016 Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №798/пр от 14 ноября 2016 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Тавдинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение изготовлено в совещательной комнате машинописным способом.

Председательствующий С.В. Галкин