Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия)
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия) — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-343/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос. Хандыга 02 декабря 2011 года
Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи А.П. Морохоева, с участием заместителя прокурора Томпонского района Республики Саха (Якутия) Никифоровой Ф.В., инспектора органа опеки и попечительства МР «Томпонский район» *С*, при секретаре Николаевой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Томпонского района Республики Саха (Якутия) в интересах *Г* к Казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании субвенции на приобретение жилья, обязании перечислить в 3 месячный срок сумму субвенций в размере *...* на расчетный счет МР «Томпонский район», к муниципальному району «Томпонский район» с момента предоставления субвенции предоставить жилое помещение *Г*,
у с т а н о в и л :
Прокурор Томпонского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах *Г* к Казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании субвенции на приобретение жилья, обязании перечислить в 3-месячный срок сумму субвенций в размере *...* на расчетный счет МР «Томпонский район», к муниципальному району «Томпонский район» с момента предоставления субвенции предоставить жилое помещение *Г*.
В судебном заседании заместитель прокурора Томпонского района Никифорова Ф.В. изменила исковые требования в части, просит взыскать с казны РС (Я) в лице Министерства финансов РС (Я) субвенции в размере *...* на приобретение жилья детям-сиротам, обязать перечислить в 3-х месячный срок сумму субвенции на расчетный счет МР «Томпонский район», МР «Томпонский район» предоставить на основании договора социального найма отдельное жилое помещение *Г* площадью не менее 32 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, пояснив, что в прокуратуру района обратился *Г*, лицо из числа из детей-сирот с заявлением о защите его прав на жилище. *Г*, *...*, состоит на учете нуждающихся в жилье по категории внеочередников из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. До настоящего времени жилье *Г* не предоставлено, в связи с чем он проживает в семье опекуна. Тем самым органами государственной власти РС (Я), органами местного самоуправления нарушены конституционные права *Г* на жилище и требования федерального законодательства. Статьей 2 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей жилые помещения должны предоставляться исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей вне очереди после окончания их пребывания в соответствующем учреждении. В соответствии с п.п. 1.2, 1.3, 1.4 Положения «О порядке предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС (Я) на обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», утвержденного Постановлением Правительства РС (Я) от 26.08.2010 детям-сиротам предоставляются жилые помещения за счет средств федерального бюджета и государственного бюджета РС (Я) по договорам социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда. Законами РС (Я) социальные нормы предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, не определены, сходные отношения регулируются ч. 3 ст. 10 Закона РС (Я) от 13.07.2006 «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений государственного жилого фонда РС (Я) по договорам социального найма» норма предоставления жилого помещения одиноко проживающему человеку установлена в размере 32 кв.м. Среднерыночная стоимость 1 кв.м жилой площади в Томпонском районе составляет *...* в соответствии с Решением Президиума Районного совета Томпонского района № 2 от 05.05.2011 «О средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по Томпонскому району на 2011». Расчет стоимости жилья в Томпонском районе составляет *...*.
В соответствии со ст. 45 ч. 2 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В связи с тем, что на основании ст. 39 ГПК РФ изменение основания или предмета иска право истца, суд принимает изменение иска и рассматривает дело в рамках уточненных исковых требований.
*Г*, судом надлежащим образом извещен, в судебное заседание не явился, согласно рапорту курьера находится на выездных работах.
Представитель ответчика - Министерства финансов PC (Я) по доверенности *З*, надлежащим образом извещенный судом о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явился, просит дело рассмотреть без его участия, направил в адрес суда письменный отзыв по иску, просит копию решения суда направить в адрес МФ РС (Я).
Суд с учетом мнения участников судебного заседания в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело без участия ответчика - Министерства финансов Республики Саха (Якутия), заинтересованного лица.
В письменном отзыве представитель Министерства финансов РС (Я) *З* просит отказать в удовлетворении исковых требований прокурора о взыскании целевой безвозвратной ссуды на приобретение жилого помещения с Казны РС (Я) в лице Министерства финансов РС (Я), указывает, что согласно ст. 5 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии являются расходными обязательствами субъектов РФ, обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещении для детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, возложена на органы местного самоуправления. Причина, по которой не предоставлено жилье, заключается в том, что в государственном бюджете предусмотрено недостаточно средств для предоставления жилья детям-сиротам. Министерство финансов РС (Я) не несет непосредственно обязательств перед конкретными субъектами по обеспечению жильем, и соответственно, не может являться ответчиком по факту длительного непредставления жилого помещения, взыскание с государственного органа сумм на приобретение конкретному лицу жилья будет затрагивать бюджетные правоотношения, регулирование которых не относится к компетенции суда. Также считают необоснованным взыскание субвенции из расчета на 32 кв.м, на который ссылается прокурор исходя из п. 3 ст. 10 Закона РС (Я) от 13.07.2006 368-3 № 751-111 «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений государственного жилого фонда РС (Я) по договорам социального найма». Согласно п. 1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма и других факторов (п. 2 ст. 50 ЖК РФ). Лицу из числа детей-сирот может быть предоставлено жилое помещение площадью соответствующей норме установленной органом местного самоуправления. Таким образом, основания для возложения ответственности на Министерство финансов РС (Я) отсутствуют.
Представитель ответчика МР «Томпонский район» *М* по доверенности измененные исковые требования в части обязания МР «Томпонский район» предоставить жилье не признала и суду пояснила, что в МР «Томпонский район» отсутствует свободный жилой фонд для выделения жилья детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, обязанность по предоставлению жилья на МР «Томпонский район» возложена законодательством, они исполняют полномочия в пределах предоставленных субвенций. При этом жилье предоставляется при выделении субвенции из федерального и республиканского бюджета. На 2011 год такая субвенция МР была выделена и она распределена согласно списку очередников. Выделенной субвенции не хватает на всех очередников и по мере поступления субвенции обязанности МР выполняются. В случае выделения субвенции для приобретения жилья *Г* они согласны выделить ему жилое помещение.
Представитель органа опеки и попечительства МР «Томпонский район» *С* по доверенности исковые требования прокурора поддержала в полном объеме и пояснила, что *Г* действительно состоит в списке на получение жилого помещения, до настоящего времени жилое помещение ему не выделено.
Суд, выслушав доводы и пояснения участников судебного заседания, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что *Г*, *...*, состоит на учете нуждающихся в жилье по категории внеочередников из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы МР «Томпонский район» *Номер* от *Дата* *Г* внесен в список на обеспечение жилой площадью в 2011 году под *Номер*.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, регулируется Федеральным законом № 159 от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 17.12.2009).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 вышеуказанного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством объектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Статьей 85 Бюджетного Кодекса РФ определено, что расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. п. 2 и 5 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Законом РС (Я) от 16.12.2009 770-З № 459-IV «О внесении изменений и дополнений в Закон РС (Я) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС (Я) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями переданы органам местного самоуправления.
В соответствии с положениями Закона PC (Я) от 31.03.2005 № 225-З № 457-111 «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия)» (в ред. от 14.04.2010) в случае не сохранений ранее закрепленного жилого помещения, обязанность по предоставлению вне очереди жилого помещения возлагается на орган местного самоуправления. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 6 указанного закона установлено, что в момент наступления права на жилую площадь обеспечиваются жилыми помещениями государственного жилищного фонда РС (Я), предоставляемыми органами исполнительной власти РС (Я), или жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, предоставляемыми органами местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями по договорам социального найма.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что законодателем обязанность по обеспечению вне очереди жилым помещением сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на орган местного самоуправления.
При этом согласно ч. 5 ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местно самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В силу ч. 3 ст. 20 вышеуказанного закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Финансовые средства, необходимые для реализации данной жилищной гарантии предоставляются из федерального бюджета субъектам РФ в виде субсидий на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Субъекты РФ в свою очередь предусматривают в своих бюджетах финансовые средства в форме субвенций для осуществления органами местного самоуправления передаваемых государственных полномочий по обеспечению жилым помещениями детей-сирот.
Правила предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1203 (в ред. от 22.07.2011 № 611).
Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований регулирования государственного и муниципального долга, относятся к бюджетным правоотношениям.
Перечень участников бюджетного процесса приведен в ст. 152 Бюджетного Кодекса РФ.
Физические лица в этом перечне не указаны, в связи с чем, дети-сироты не являются участниками бюджетного процесса. Действующее законодательство РФ не наделяет физические лица какими-либо бюджетными полномочиями, следовательно, изменение размеров межбюджетных трансфертов по требованиям физических лиц не производятся.
Эти бюджетные правоотношения урегулированы постановлением Правительства РС (Я) от 26.08.2010 № 397 "О порядке предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа".
В такой ситуации взыскание с государственного органа сумм на приобретение конкретному лицу жилья будет затрагивать бюджетные правоотношения, регулирование которых не относится к компетенции суда.
При установленных обстоятельствах требования прокурора в части взыскания с казны РС (Я) в лице Министерства финансов РС (Я) субвенций и обязании о перечислении данной субвенции на счет МР «Томпонский район» являются незаконными и необоснованными, в связи с чем, не подлежащими удовлетворению.
Требования прокурора в части обязания МР «Томпонский район» предоставить по договору социального найма жилое помещение *Г* суд считает обоснованными и законными в силу установленных выше обстоятельств. Судом установлено, что права *Г* на жилище нарушены, до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. В связи с нарушением своих прав он обратился прокурору Томпонского района, что является одним из способов защиты нарушенных прав.
В подпрограмме «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан республиканской целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденной Указом Президента РС (Я) от 16.02.2011 № 493, обеспечение жильем детей-сирот предусмотрено посредством выделения финансовых средств из бюджета РС (Я) в виде субвенций муниципальным образованиям республики на приобретение (строительство) жилья детям-сиротам, а также за счет выделяемых федеральных субвенций на обеспечение жильем данной категории граждан.
В указанной подпрограмме прогнозируется в определенном объеме финансирование обеспечения жильем детей-сирот в Республике Саха (Якутия) на 2011-2015 годы, в том числе из федерального бюджета и из бюджета РС (Я).
В силу положений п.п. 1.2, 1.3, 1.4, 1.5 Постановления Правительства РС (Я) от 26.08.2010 № 397 «О порядке предоставлений субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС (Я) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставляются жилые помещения за счет средств федерального бюджета и государственного бюджета РС (Я) по договорам социального найма и государственного или муниципального бюджета. При отсутствии государственного или муниципального социального жилищного фонда органы государственной власти или местного самоуправления приобретают не ниже установленных социальных норм в муниципальную или государственную собственность за счет средств, выделяемых из федерального бюджета и государственного бюджета РС (Я). Согласно п. 1.5 Положения при отсутствии государственного или муниципального социального жилищного фонда органы государственной власти или местного самоуправления приобретают жилые помещения площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с п. 2.9 Постановления орган местного самоуправления строит либо приобретает жилые помещения на первичном или вторичном рынке, оформляет его в муниципальную собственность и передает лицу из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору социального найма.
В соответствии с ч. 6 ст. 1 Закона РС (Я) от 30.05.2006 348-З № 711-111 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС (Я) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди, жилой площадью не ниже установленных законодательством РС (Я) социальных норм.
Социальные нормы предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей законами РС (Я) не определены. Сходные отношения регулируются ч. 3 ст. 10 Закона РС (Я) от 13.07.2006 368-3 № 751-111 «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений государственного жилого фонда РС (Я) по договорам социального найма» (в ред. от 09.10.2008), согласно которому норма предоставления одиноко проживающему человеку установлена в размере 32 кв.м. Решением Президиума Районного совета Томпонского района № 2 от 05.05.2011 «О средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по Томпонскому району на 2011» среднерыночная стоимость 1 кв.м жилой площади по Томпонскому району установлена в размере *...*. Таким образом, расчет стоимости жилья в Томпонском районе, подлежащий предоставлению *Г* следующий: *...*.
При указанных обстоятельствах суд считает, что следует обязать МР «Томпонский район» предоставить *Г* жилое помещение на основании договора социального найма, в размере не менее 32 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск прокурора Томпонского района Республики Саха (Якутия) в интересах *Г* к Казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) о взыскании субвенции на приобретение жилья, обязании перечислить в 3 месячный срок сумму субвенций в размере *...* на расчетный счет МР «Томпонский район», к муниципальному району «Томпонский район» с момента предоставления субвенции предоставить жилое помещение *Г* - удовлетворить частично.
Обязать муниципальный район «Томпонский район» РС (Я) предоставить *Г* жилое помещение на основании договора социального найма, общей площадью не менее 32 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 дней со дня получения решения суда через Томпонский районный суд Республики Саха (Якутия).
Судья: А.П. Морохоев