Дело №2-3431/13
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 сентября 2013 года
Железнодорожный районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Левшуковой Т.Л.,
при секретаре Золотухиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда г.Улан-Удэ гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Бурятия о признании приказа незаконным и его отмене,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд, истец просит признать незаконным приказ Управления Россельхознадзора по Республике Бурятия от 14.08.2013 г. № в части лишения его премии на 100% за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и отсутствии показателей работы за июль 2013 г. и отменить приказ. Обязать ответчика выплатить премию в полном размере, взыскать компенсацию морального вреда.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования, пояснил, что он является государственным гражданским служащим Управления Россельхознадзора по Республике Бурятия. Был принят на службу в отдел кадров и правовой работы 08.09.2011 г. в качестве юриста. 12.02.2013 г. в связи с введением нового штатного расписания, согласно уведомлению от 08.02.2013 г. был перемещен на должность ведущего специалиста-эксперта в отдел карантинного фитосанитарного контроля на государственной границе РФ, внутреннего карантина растений, надзора за качеством зерна, продуктов его переработки и семенного контроля, без изменения своих должностных обязанностей. Согласно должностному регламенту от 12.09.2011 г. на него не были возложены обязанности по составлению проектов постановлений об административных правонарушениях. После перевода в другой отдел 26.04.2013 г., начальником отдела ФИО2 ему было предложено подписать новый должностной регламент, где был включен пункт 3.2.4 о том, что он как ведущий специалист-эксперт должен подготавливать проекты постановлений по делам об административных правонарушениях. Он отказался подписать новый должностной регламент и обратился в Прокуратуру Республики Бурятия с заявлением о незаконных действиях работодателя. С указанного времени работодатель сам намеренно не обеспечивает его работой. С приказом о лишении премии, он не был ознакомлен. Приказ считает незаконным, так как п.1 ст.52 ФЗ « О государственной гражданской службе» гарантирует равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы. Пунктом 7 ст.24 ФЗ « О государственной гражданской службе» в служебном контракте предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из приказа от 14.08.2013 г. № « О премировании» не содержит сведений, в чем выражается ненадлежащее исполнение должностных обязанностей истца и какие показатели работы отсутствуют. В соответствии с п.2 ч.1 ст.14 ФЗ « О государственной гражданской службе» гражданский служащий имеет право на ознакомление с критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности. У работодателя отсутствует четкий критерий оценки показателей служащих, осуществляющих именно правовое сопровождение. Работодатель обязан обеспечить работой, оговоренной в трудовом договоре, и работник имеет право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей. При принятии решения о лишении его премии, не была проведена служебная проверка, которая могла бы подтвердить или опровергнуть факт ненадлежащего исполнения им своих должностных обязанностей. За период его работы, он не имел каких-либо дисциплинарных взысканий, на основании которых работодатель мог лишить его премии.
Представитель ответчика по доверенности ФИО3 просила отказать в удовлетворении заявления, указывая на то, что довод истца о том, что он не был ознакомлен с приказом о премировании под роспись, является необоснованным. В настоящее время не существует нормы, которая бы устанавливала обязанность работодателя (представителя нанимателя) знакомить работников (государственных служащих) с приказами о премировании (поощрении). Вместе с тем, Управлением были предприняты меры, к тому, чтобы государственные служащие и работники смогли свободно могли ознакомиться с приказом от 14 августа 2013 г. № посредством его доведения до служащих электронной рассылкой по локальной сети. Пунктом 5 приказа о премировании № от 14 августа 2013 г. ФИО1 лишен премии на 100 % за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и отсутствие показателей работы. Решение о выплате премии в более низких размерах или не премировании служащих принимается Руководителем Управления по представлениям начальников отделов, с учетом протокола заседания комиссии по премированию. В своем представлении на премирование за июль 2013 г. начальник отдела карантинного фитосанитарного контроля на государственной границе РФ, внутреннего карантина растений, надзора за качеством зерна и продуктов его переработки и семенного контроляАлсагаева О.Ц. в п. 3 указала на ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и отсутствие показателей работы ведущим специалистом-экспертом ФИО1, и в связи с этим предложила понизить размер премии на 100 %. Со стороны начальника отдела карантина растений ФИО2 и других государственных инспекторов в адрес ведущего специалиста-эксперта постоянно имеются нарекания, жалобы о невыполнении своих обязанностей или ненадлежащем их выполнении, отказы выполнять поручения начальника отдела, нарушение служебного распорядка, что также отражено в представленных суду возражениях по иску. Поскольку ведущий специалист-эксперт ФИО1 с 01 июля по 19 июля 2013 г. находился в ежегодном отпуске, поэтому в обоснование возражений взят период с 20 июля 2013 г. по 31 июля 2013 г. Согласно справке отдела кадров, государственной тайны, мобилизационной подготовки и делопроизводства отделом карантина растений подготовлено за период 20 июля по 31 июля 2013 года 66 писем, приэтом ведущим специалистом-экспертом ФИО1 не подготовлено ни одного письма. За все время работы в премируемом периоде завизировано только одно письмо № от 30.07.2013 г. (справка от 03.09.2013 г.). Также, отделом карантинного фитосанитарного контроля на государственной границе РФ, внутреннего карантина растений, надзора за качеством зерна и продуктов его переработки и семенного контроля вынесено 26 постановлений по делам об административных правонарушениях и 52 распоряжения на проведение плановых и внеплановых выездных проверок, завизировано только одно постановление № от 26 июля 2013 г. и два распоряжения за 29 июля 2013 г. Таким образом, правовую экспертизу документов, подготавливаемых отделом истец практически не осуществлял. В указанный период ФИО1 не представлял как ведущий специалист интересы Управления в судах, не готовил отзывов и материалов для направления в суды и органы прокуратуры, не готовил разъяснений по применению норм права для работы отдела, не проводил анализ административной практики, не готовил отчеты о деятельности отдела, не участвовал в работе комиссий.Комиссия по премированию (состав комиссии утвержден приказом № от 11 апреля 2013 г.), рассмотрев представления начальников отделов, решила за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и отсутствие показателей работы лишить премии на 100 % ФИО1 Решение комиссии отражено в протоколе № от 12 августа 2013 г. Комиссия заседала в полном составе (состав комиссии утвержден приказом от 11 апреля 2013 г.). Проверка органов Прокуратуры по жалобе ФИО1 о необоснованном возложении на него обязанностей по должностному регламенту не выявила нарушений со стороны Управления Россельхознадзора по РБ в отношении истца. Выводы истца о личных неприязненных отношениях Руководителя по отношению к своей персоне носят субъективный характер, и являться доказательством не могут. Приказ о премировании не предполагает подробного изложения причин премирования или не премирования, в тексте приказа имеется ссылка, что приказ издан на основании протокола заседания комиссии по премированию №8 от 12 августа 2013 года и в соответствии с Положением «О порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи, единовременных поощрений гражданским служащим Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Бурятия», утв. Приказом от 15.06.11 г. №268-лс. Премиальные выплаты носят стимулирующий характер, производятся за эффективное выполнение работниками возложенных на них функций и должностных обязанностей и должностных обязанностей; выполнение работниками в пределах их должностных обязанностей плана работы; соблюдение работниками трудовой дисциплины и правил трудового распорядка, оперативности и профессионализма работника в решении вопросов, входящих в его компетенцию, подготовки документов, выполнению поручений руководства Управления, творческого подхода в подготовке инициативных предложений по совершенствованию деятельности Управления. Для премирования должны быть результаты работы, которых со стороны ФИО1 не видно.
Суд, выслушав стороны, допросив свидетеля, изучив представленные доказательства, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям:
В соответствии с положением статьи 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Как указано в статье 129 Трудового кодекса РФ премия является одним из видов поощрительных выплат и выплачивается работнику при наличии определенных трудовых достижений в работе.
Из смысла положений статьи 130 Трудового кодекса РФ, определяющих основные государственные гарантии по оплате труда работника, оценка результатов деятельности работника при назначении и выплате ему поощрительных выплат (премий) является исключительной компетенцией работодателя.
Согласно ст.50 ч.2 ФЗ « О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
Пунктом 4 ч.5 ст.50 ФЗ « О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что к дополнительным выплатам относятся: премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается).
Приказом № 268 лс от 15.06.2011 г. утверждено Положение Управления Россельхознадзора по Республике Бурятия « О порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи, единовременных поощрений гражданским служащим».
Пунктом 2 раздела 3 вышеназванного Положения предусмотрено, что премии выплачиваются на основании приказов Руководителя Управления по представлениям начальников отделов, согласованным с курирующим заместителем руководителя. Предложения начальников отделов о премировании служащих обосновываются в служебной записке, направляемой на имя Руководителя.
Согласно п.3 Положения представление к премированию производится по следующим показателям: - эффективное выполнение работником возложенных на них функций и должностных обязанностей; - выполнение работниками в пределах их должностных обязанностей плана работы; - соблюдение работниками трудовой дисциплины и правил служебного распорядка; -оперативности и профессионализма работника в решение вопросов, входящих в его компетенцию, подготовки документов, выполнению поручений руководства Управления.
Пунктом 5 Положения предусмотрены основания для понижения премии: - некачественное и несвоевременное выполнение своих служебных обязанностей; - низкая результативность работы (критерии); - нарушение служебной дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка; ненадлежащее исполнение функциональных обязанностей по работе с документами, невыполнение поручений Руководителя, начальников отделов. Служащие, имеющие дисциплинарное взыскание, наложенное в премируемый период, премируются в более низких размерах или не представляются к премированию. Решение о выплате премии в более низких размерах или не премировании служащих принимается Руководителем Управления по представлениям начальников отделов, с учетом протокола заседания комиссии по премированию, утвержденной приказом Руководителя Управления.
Оценивая, представленное Положение Управления Россельхознадзора по Республике Бурятия « О порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи, единовременных поощрений гражданским служащим», суд приходит к выводу, что единственным основанием для не премирования является – наличие дисциплинарного взыскания, наложенного в премируемый период, в остальных случаях размер премии может быть только снижен. Снижение премии на 100%, ведет к принятию решения о не премировании гражданского служащего.
На основании представления на премирование специалистов отдела карантинного фитосанитарного контроля на государственной границе РФ, внутреннего карантина растений, надзора за качеством зерна и продуктов его переработки и семенного контроля за июль 2013 г. начальника отдела ФИО2 и протокола заседания комиссии по премированию от 12.08.2013 г., пунктом 5 приказа № от 14.08.2013 г. по Управлению Россельхознадзора по Республике Бурятия «Опремировании» за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и отсутствие показателей работы государственный инспектор отдела карантинного фитосанитарного контроля на государственной границе РФ, внутреннего карантина растений, надзора за качеством зерна и продуктов его переработки и семенного контроля государственный инспектор ФИО1 лишен премии на 100% за июль 2013 г.
В соответствии со ст.56 ч.1 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком суду не представлены доказательства наложения на государственного инспектора ФИО1 дисциплинарного взыскания в премируемый период, которое являлось бы основанием для принятия решения о лишении его премии.
В соответствии со ст.14 ч.1 п.2 ФЗ « О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на: ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста.
Кроме того, гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом ( п.4 ч.1 ст.14 ФЗ « О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Мотивы, указанные в приказе Управления Россельхознадзора по Республике Бурятия «О премировании» о лишении истца премии – за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и отсутствие показателей работы, в соответствии с принятым Положением от 15.06.2011 г., не являются основаниями для лишения премии, кроме того, суду не представлены доказательства, по которым оценивалась работа государственного инспектора ФИО1 – выполнение плана работы, критерии, результативность.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля зам.начальника отдела карантинного фитосанитарного контроля на государственной границе РФ, внутреннего карантина растений, надзора за качеством зерна и продуктов его переработки и семенного контроля ФИО-1 суду пояснил, что государственные инспектора отдела считают себя подготовленными, в связи с чем, не приносят ФИО1 на проверку документы для правовой экспертизы.
Из представленных суду документов следует, что с 01.07.2013 г. по 19.07.2013 г. ФИО1 находился в очередном отпуске. За период с 20.07.13 г. по 31.07.13 г. отделом было подготовлено 66 писем. Из всех писем ФИО1 завизировано одно письмо. Отделом вынесено 26 постановлений об административных правонарушениях, подготовлено 52 распоряжения. ФИО1 проведена правовая экспертиза одного постановления и экспертиза двух распоряжений на проведение проверок. В то же время суду не представлены доказательства, что ФИО1 отказывался принимать и проверять, указанный выше перечень документов или принимать участие в их подготовке. Доводы истца о том, что ему фактически не дают исполнять свои должностные обязанности, не предоставляя на правовую экспертизу документы отдела, заслуживают внимания.
Представленные суду иные доказательства некачественного исполнения должностных обязанностей истцом за другой период, для рассматриваемого дела правового значения не имеют.
Суд приходит к выводу о том, что приказ № от 14.08.2013 г. в части лишения премии государственного инспектора ФИО1 является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии со ст.237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Суд, учитывая, что истцу действиями ответчика причинен моральный вред, считает возможным взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать п.5 приказа Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Бурятия от 14.08.2013 г. № о лишении премии государственного инспектора отдела карантинного фитосанитарного контроля на государственной границе РФ, внутреннего карантина растений, надзора за качеством зерна и продуктов его переработки и семенного контроля ФИО1 незаконным.
Отменить п.5 приказа Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Бурятия от 14.08.2013 г. № о лишении премии государственного инспектора отдела карантинного фитосанитарного контроля на государственной границе РФ, внутреннего карантина растений, надзора за качеством зерна и продуктов его переработки и семенного контроля ФИО1.
Обязать Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Бурятия выплатить ведущему специалисту-эксперту отдела карантинного фитосанитарного контроля на государственной границе РФ, внутреннего карантина растений, надзора за качеством зерна и продуктов его переработки и семенного контроля ФИО1 премию за июль 2013 г.
Взыскать с Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Бурятия в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере … руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ.
Судья: Т.Л.Левшукова.
Мотивированное решение
изготовлено 15.09.2013 г.