ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3432/2023 от 06.02.2024 Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело 2-636/2024

39RS0004-01-2023-003149-53

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 февраля 2024 г. г. Калининград

Московский районный суд г. Калининграда В СОСТАВЕ:

председательствующего судьи Левченко Н.В.

при секретаре Павловой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котельникова Дениса Андреевича, Озерова Антона Сергеевича к Фонду безусловного базового дохода «ЯЛЛЭНД» о ликвидации,

У С Т А Н О В И Л:

Котельников Д.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что является заинтересованным лицом в ликвидации Фонда безусловного базового дохода «ЯЛЛЭНД», осуществляя полномочия лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, о чем свидетельствует выписка из ЕГРЮЛ и устав организации.

В соответствии с п. 2.1 Устава Фонда ББД «ЯЛЛЭНД» целями организации являются достижение социальных целей по внедрению безусловного базового дохода. Уменьшения экономического неравенства. Решение проблемы экономического неравенства, как социального явления.

Поскольку цели фонда не могут быть достигнуты, имущества фонда не достаточно для осуществления его целей, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены, полагает необходимым прекратить деятельность организации путем ликвидации в установленном порядке.

Кредиторская задолженность перед третьими лицами у организации отсутствует, что подтверждается бухгалтерской отчетностью по состоянию на 31.12.2022.

Просит ликвидировать Фонд безусловного базового дохода «ЯЛЛЭНД» (ИНН 3906377322) с внесением в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его прекращении.

21.11.2023 от третьего лица Озерова А.С. поступило заявление о привлечении его в качестве соистца.

Определением Московского районного суда г. Калининграда от 21.11.2023 Озеров А.С. привлечен к участию в деле в качестве соистца, поскольку является соучредителем Фонда безусловного базового дохода «ЯЛЛЭНД», изменен процессуальный статус Озерова А.С. с третьего лица на соистца.

Истец Котельников Д.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания надлежаще извещен.

Истец Озеров А.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания надлежаще извещен. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что никто не против ликвидации Фонда, фактически в Фонде сейчас почти никто не состоит, у Фонда есть один расчетный счет, каких-либо операций по нему не проводится, только обслуживание счета. Заработная плата выплачивается директору из пожертвований, ему возмещаются расходы за деятельность.

Представитель истца Озерова А.С. по ордеру в деле Куличенко Н.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что правление фонда избиралось при его учреждении, состав правления определен в протоколе учреждения – решении единственного участника Озерова А.С. Организация создавалась для проведения социального эксперимента, целью которого было исследование бедности и пути ее преодоления, исследование экономического неравенства, не корней возникновения бедности, а возможности ее преодоления, путем помощи гражданам. Иностранный капитал в фонде не участвовал, также как и иностранные граждане. Средства извне, кроме средств учредителей фонда, не привлекались. Озеров А.С. является гражданином РФ, иного гражданства, подданства, двойного гражданства не имеет. Решение о признании фонда иностранным агентом не принималось.

Представитель ответчика Фонда безусловного базового дохода «ЯЛЛЭНД», представители третьих лиц Министерства юстиции Калининградской области, УФНС России по Калининградской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания надлежаще извещены.

Третьи лица Зверькова В.А. и Фадеева А.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания надлежаще извещены. Представили заявления, в которых не возражали против удовлетворения иска, просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 121-122).

Выслушав пояснения представителя истца и дав собранным по делу доказательствам оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 123.17 ГК РФ общественно полезным фондом (далее также - фонд) в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Как следует из материалов дела, решения об учреждении Фонда безусловного базового дохода «ЯЛЛЭНД», об определении местонахождения Фонда, об утверждении устава Фонда, о формировании действующего руководящего органа Фонда и назначении председателя, об избрании директора Фонда, о создании попечительского совета Фонда, о способе заверения решения, о государственной регистрации и назначении ответственного лица, о формировании имущественных взносов были приняты на основании решения №1 единственного учредителя Озерова А.С. от 21.12.2018 (л.д. 15-17).

Приказом № 1 от 19.02.20189 в должность директора Фонда безусловного базового дохода «ЯЛЛЭНД» вступила Зверькова В.А. (л.д. 16 оборот).

Протоколом заседания Правления от 14.05.2021 на должность директора Фонда безусловного базового дохода «ЯЛЛЭНД» был избран Котельников Д.А. (л.д. 17).

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статьей 12 вышеуказанного Закона при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы (в случае, если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 29.06.2015 N 209-ФЗ)

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительный документ юридического лица, за исключением случая, если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом "е" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;

(пп. "в" в ред. Федерального закона от 30.10.2017 N 312-ФЗ)

в.1) документ, подтверждающий присвоение выпуску (выпускам) акций регистрационного номера, в случае, если создаваемым юридическим лицом является акционерное общество. Форма указанного документа и требования к его содержанию устанавливаются Банком России;

(пп. "в.1" введен Федеральным законом от 27.12.2018 N 514-ФЗ)

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Как следует из материалов дела, для регистрации Фондом безусловного базового дохода «ЯЛЛЭНД» был представлен полный пакет документов в налоговый орган, в связи с чем 12.02.2019 УФНС по Калининградской области принято решение о регистрации юридического лица при его создании Фонд безусловного базового дохода «ЯЛЛЭНД», о чем внесена запись в ЕГРЮЛ об учете юридического лица Фонда безусловного базового дохода «ЯЛЛЭНД».

По данным выписки из ЕГРЮЛ (л.д. 18 оборот) действующим директором Фонда безусловного базового дохода «ЯЛЛЭНД» является Котельников Д.А.

В соответствии с ч. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ст. 123.20 ГК РФ фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены.

Аналогичные положения содержатся в п. 8.2 Устава Фонда.

Согласно п. 4.4.8 Устава Фонда решение вопроса о подаче заявления о ликвидации Фонда в суд отнесено к компетенции Правления Фонда.

01.08.2023 Правлением Фонда безусловного базового дохода «ЯЛЛЭНД» принято решение о подаче заявления о ликвидации Фонда в суд, обязанности ликвидатора возложены на Озерова А.С. (л.д. 71).

Согласно сообщению УФНС России по Калининградской области по состоянию на 06.12.2023 у Фонда безусловного базового дохода «ЯЛЛЭНД» отсутствует задолженность по уплате налогов, сборов, пени и штрафов (л.д. 69).

При таких обстоятельствах требования о ликвидации Фонда безусловного базового дохода «ЯЛЛЭНД» законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Требования о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении правоспособности Фонда безусловного базового дохода «ЯЛЛЭНД» удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно ст. 10 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц. Данным ФЗ регулируется государственная регистрация юридических лиц при их создании (глава 4), а также государственная регистрация юридических лиц в связи с их ликвидацией (глава 7). В силу ч. 2 ст. 1 данного ФЗ государственная регистрация юридических лиц - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим ФЗ. Следовательно, ФЗ могут устанавливаться особенности регистрации отдельных видов юридических лиц как при их создании, так и при их ликвидации.

Из содержания статей 61-64 ГК РФ во взаимосвязи с положениями главы 7 ФЗ № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует, что ликвидация юридического лица представляет собой процедуру, при осуществлении которой должны приниматься меры, направленные на защиту интересов его кредиторов и иных заинтересованных лиц.

В соответствии со ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

В статье 21 Закона перечислены документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица.

Согласно ст. 22 Закона государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. Документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица. Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона. Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

Исходя из смысла ст. ст. 62,63 ГК РФ, до проведения вышеописанных процедур и представления документов, указанных в ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" невозможно внесение записи в ЕГРЮЛ о ликвидации юридического лица.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Котельникова Дениса Андреевича, Озерова Антона Сергеевича удовлетворить частично.

Ликвидировать Фонд безусловного базового дохода «ЯЛЛЭНД» (ОГРН 1193926002159).

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд в апелляционном порядке через Московский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда составлено 13 февраля 2024 г.

Судья: подпись <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>