ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3433/2021 от 24.11.2021 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

В окончательной форме решение суда принято 24 ноября 2021 года

Дело № 2-3433/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялта 23 ноября 2021 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С. при секретаре - Постниковой Я.В., с участием третьего лица – Бурковской С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Ялта в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Ялта, с участием третьих лиц без самостоятельных исковых требований – Бурковской Светланы Алексеевны, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта о признании незаконным и отмене постановления,

у с т а н о в и л :

Прокурор города Ялта обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным и отмене постановления Администрации города Ялта от 12.08.2020 года № 2589-п «Об установлении вида разрешенного использования и включении земельного участка в состав имущества казны и в Реестр муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с Бурковской С.А. в порядке переоформления прав», в части установления земельному участку с кад. номером №<номер> вида разрешенного использования – «магазины» (код 4.4).

Исковые требования мотивированы тем, что пунктом 1 вышеназванного постановления земельному участку с кад. номером №<номер> установлен вид разрешенного использования – «Магазины» (код 4.4). Вместе с тем, проведенной прокуратурой города Ялта проверкой было установлено, что согласно карте территориального зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, указанный земельный участок расположен в границах территориальной зоны: «зона малоэтажной жилой застройки» Тз-02-119, в которой вид разрешенного использования «магазины» установлен в качестве условно разрешенного, что предполагает проведение публичных слушаний или общественных обсуждений. Таким образом, считает, что оспариваемое постановление принято в нарушение ст. ст. 30,37 ГрК РФ и влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования.

В судебное заседание прокурор не явился, был уведомлен о месте и времени его проведения надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили. Администрацией города Ялта ранее представлены письменные возражения на иск, из которых следует, что вид разрешенного использования земельного участка был установлен в соответствии с Положением об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым № 378 от 15.10.2014 года.

Третье лицо Бурковская С.А. против исковых требований возражала.

Представители третьих лиц – Департамента имущественных и земельных отношений, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили.

В соответствие со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся прокурора, представителей ответчика и третьих лиц Департамента имущественных и земельных отношений, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта.

Выслушав третье лицо Бурковскую С.А., исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 06.07.2004 года между Гурзуфским поселковым Советом и Бурковской С.А. был заключен договор аренды земельного участка площадью 0,0150 га, по адресу: <адрес> с целевым назначением «розничная торговля и коммерческие услуги», сроком на 49 лет.

Согласно п. 5.1 договора, земельный участок был предоставлен в аренду для обслуживания торгового павильона (магазин продовольственных и непродовольственных товаров).

Как следует из представленных третьим лицом документов, на момент заключения договора аренды Бурковская С.А. являлась собственником расположенного на участке торгового павильона площадью 41,9 кв. метров, на основании свидетельства о праве собственности № 1014 от 12 декабря 2001 года.

В силу части 9 статьи 3 Закона N 38-ЗРК право аренды земельного участка, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, соответствует праву аренды, которое предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, в соответствии с положениями части 13 статьи 3 названного Закона стороны по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, стороны по договору об установлении сервитута, заключившие такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до 1 января 2020 года внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

В случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка (пункт 14 статьи 3 Закона N 38-ЗРК).

Согласно части 17 ст. 3 Закона № 38-ЗРК, порядок подачи и рассмотрения заявлений о заключении договора аренды или договора об установлении сервитута на земельные участки в соответствии с частью 14 настоящей статьи устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 был утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок N 313).

В соответствии с пунктом 5 Порядка N 313, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган:

- в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым;

- в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Требования к содержанию заявления, а также к прилагаемым к нему документам указаны в пунктах 6, 7 Порядка №<номер>.

В соответствии с пунктом 12 Порядка N 313, а также ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым №<номер>-ЗРК, основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются:

1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи;

2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории;

3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.

Судом установлено, что сведения о земельном участке с кад. номером №<номер> были внесены в ЕГРН как о ранее учтенном объекте недвижимости, без установления ему вида разрешенного использования.

28.03.2017 года Бурковская С.А. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений с заявлением о предоставлении в порядке переоформления права земельного участка площадью 150 кв. метров по адресу: <адрес>, для обслуживания магазина ранее находящегося в пользовании на условиях аренды.

В 2020 году Бурковской С.А. также было подано в Департамент заявление об установлении вида разрешенного использования земельному участку площадью 150 кв. метров, расположенному по адресу: <адрес>.

В порядке межведомственного взаимодействия Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта было представлено заключение, в котором указано, что земельный участок располагается в территориальной зоне Т3-02-119, для которой установление вида разрешенного использования – магазины (код 4.4) предусмотрено в качестве условно разрешенного.

Возможность предоставления участка в аренду, в установленном порядке необходимо рассмотреть в соответствии с имеющимися правоустанавливающими документами (в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Крым № 313 от 02.09.2014 года, № 44 от 16.02.2015 года).

По результатам рассмотрения указанного заявления, 12 августа 2020 года Администрацией города Ялта было принято постановление № 2589-п, пунктом 1 которого установлено земельному участку с кад. номером №<номер> категорию земель – «земли населенных пунктов» и вид разрешенного использования – «Магазины» (код 4.4.) в соответствии с целью предоставления земельного участка, указанной в договоре аренды земельного участка от 12.07.2004 года № 00114.

Пунктом 2 решения земельный участок включен в муниципальную собственность, Реестр муниципальной собственности и в состав имущества казны муниципального образования городской округ Ялта.

Департаменту имущественных и земельных отношений дано указание заключить с Бурковской С.А. договор аренды вышеуказанного земельного участка, на срок до 05.11.2056 года (пункт 4).

На основании указанного постановления, 29 января 2021 года между муниципальным образованием городской округ Ялта в лице Департамента имущественных и земельных отношений и Бурковской С.А. был заключен договор аренды земельного участка с видом его разрешенного использования – «магазины» (код 4.4), категория земель – «земли населенных пунктов».

22.04.2021 года сведения о регистрации договора аренды внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

При этом согласно сведений, представленных Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта, земельный участок №<номер>, расположенный по адресу: <адрес> в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта, расположен в территориальной зоне – «Зона малоэтажной жилой застройки ТЗ-02-119».

Градостроительным регламентом вышеуказанной зоны установление вида разрешенного использования «Магазины» (код 4.4) предусмотрено в качестве условно разрешенного.

Согласно частям 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В силу части 1 статьи 42 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, принятого решением 51 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым первого созыва от 22 сентября 2017 г. № 1 (далее - Устав), Администрация города Ялта Республики Крым является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, наделённым собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым федеральными законами и законами Республики Крым.

Подпунктом 1 части 1 статьи 52 Устава предусмотрено, что Администрация города Ялта Республики Крым в сфере использования земли, других природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляет управление и распоряжение земельными и лесными участками, водными объектами, находящимися в муниципальной собственности городского округа, а также в пределах полномочий, определённых законодательством Российской Федерации и Республики Крым, осуществляет распоряжение земельными и лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Статьёй 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешённого использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешённого использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешённого использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

Таким образом, из пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, частей 8 - 10 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации прямо следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведённые до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешённого использования которых не соответствуют градостроительному регламенту могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешённого использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. При этом любая реконструкция таких объектов, то есть изменение этих объектов, может осуществляться только путём приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, а изменение видов разрешённого использования может осуществляться путём приведения их в соответствие с видами разрешённого использования, установленными градостроительным регламентом.

Следовательно, и земельное, и градостроительное законодательство исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешённому использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории (статья 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), и существующее фактическое использование объектов не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в пункте 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешённого использования земельного участка, утверждённым Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2018 года, а также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2015 года № 308-КГ15-7455.

Постановлением Совета Министров Республики Крым № 378 от 15 октября 2014 года утверждено Положение об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков (далее - Положение № 378).

Положение устанавливает особенности отнесения к определенной категории земель и (или) установления вида разрешенного использования расположенных на территории Республики Крым земельных участков, учет которых был осуществлен и (или) права на которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ в соответствии с законодательством, действующим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона.

Пунктом 5 Положения № 378 установлено, что отнесение ранее учтенных земельных участков к определенной категории земель и (или) установление вида разрешенного использования таких участков осуществляется в соответствии с функциональным использованием (целевым назначением, разрешенным использованием) земельных участков, указанным в документах, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, перечень которых утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года N 264 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации".

Отнесение ранее учтенных земельных участков к определенной категории земель и (или) установление вида разрешенного использования таких участков осуществляется в соответствии с Таблицей (пункт 8).

Согласно п. 10 Положения, в случае если при включении сведений о ранее учтенном земельном участке в ЕГРН он не был отнесен к определенной категории земель и (или) участку не был установлен вид разрешенного использования, в том числе вследствие неоднозначности функционального использования земельного участка, содержащегося в документах, указанных в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, отнесение соответствующего ранее учтенного земельного участка к определенной категории земель и (или) установление ему вида разрешенного использования осуществляется администрацией (исполнительно-распорядительным органом муниципального образования) городского округа, городского или сельского поселения Республики Крым, в границах которого расположен такой земельный участок (далее - орган местного самоуправления), посредством принятия соответствующего правового акта.

Для принятия предусмотренного абзацем первым настоящего пункта правового акта органа местного самоуправления проведение публичных слушаний либо общественных обсуждений не требуется.

В соответствии с пунктом 16 Положения, предусмотренный им порядок установления видов разрешенного использования ранее учтенных земельных участков не лишает собственника земельного участка права самостоятельно выбрать вид (виды) разрешенного использования такому земельному участку из числа видов разрешенного использования (основных, основных и вспомогательных), предусмотренных градостроительным регламентом территориальной зоны, в границах которой расположен такой участок, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

С момента внесения в ЕГРН сведений о выбранных собственником ранее учтенного земельного участка виде (видах) разрешенного использования установление соответствующему участку вида разрешенного в порядке, предусмотренном настоящим Положением, не допускается.

Таким образом, на территории Республики Крым установлен специальный порядок отнесения земельных участков к определенной категории земель и (или) установления вида разрешенного использования ранее учтенных земельных участков.

Как установлено судом, Бурковская С.А. по состоянию на 18.03.2014 года являлась арендатором земельного участка с целевым назначением – розничная торговля и коммерческие услуги, предоставленного в пользование для обслуживание торгового павильона (магазина продовольственных и непродовольственных товаров).

Согласно Таблице соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель, являющейся Приложением № 2 к постановлению Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 N 378, вид разрешенного использования земельного участка «Магазины» (код 4.4) соответствует земельному участку, функционально используемому для размещения объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м

Таким образом, учитывая функциональное использование земельного участка, установленное его договором аренды, заключенным до 18.03.2014 года, Администрация города Ялта в соответствии с вышеназванным нормативным актом была обязана соотнести его с одним из существующих видов разрешенного использования в соответствии с требованиями вышеуказанной Таблицы.

Более того, решением 4-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 86 созыва от 28 августа 2019 года утверждено Положение о порядке изменения видов разрешённого использования земельных участков муниципальной собственности.

Абзацем 3 пункта 2.8 указанного Положения установлено, что при условии расположения на земельном участке объекта капитального строительства, принадлежащего на правах собственности заявителю, допускается: установление вида разрешённого использования земельного участка, не предусмотренного градостроительным регламентом, но допускающего размещение соответствующего объекта капитального строительства; установление вида разрешённого использования земельного участка, предусмотренного градостроительным регламентом в качестве условно разрешённого, допускающего размещение соответствующего объекта капитального строительства, без предварительного получения разрешения на условно разрешённый вид разрешённого использования земельного участка.

Указанное положение соответствует принципу единства судьбы прав на здание и на земельный участок, занимаемый зданием, который является одним из основополагающих принципов российского права, регулирующих оборот недвижимого имущества (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, судом установлено, что вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером №<номер> установлен с учётом Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, а также в соответствии с Положением о порядке изменения видов разрешённого использования земельных участков муниципальной собственности, утверждённым решением 4 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 86 созыва от 28 августа 2019 года, согласуется с пунктом 9 статьи 15 и пунктом 9 статьи 22 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, поскольку установлен для обслуживания существующего объекта недвижимости, в соответствии с его функциональным назначением.

Таким образом, суд считает, что постановление Администрации города Ялта от 12.08.2020 года об установлении земельному участку вида разрешенного использования принято правомерно, в пределах полномочий органа местного самоуправления и не нарушает законных прав и интересов граждан, в интересах которых прокурором заявлен данный иск, в связи с чем заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

отказать в удовлетворении иска прокурора города Ялта в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Ялта о признании незаконным и отмене постановления.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья Ю.С. Кононова