Дело №
Решение
Именем Российской Федерации
02 августа 2016 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Овчинниковой Е.В., при секретаре Левиной М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Нижегородской области к Жилищному строительному кооперативу «Сосновый бор» о ликвидации
Установил:
ГЖИ Нижегородской области обратилась в суд с иском к ответчику о ликвидации. В обоснование иска указано, что на основании обращения ФИО10, в рамках возложенных на ГЖИ полномочий, была проведена проверка законности создания ЖСК «Сосновый бор». В ходе проведенной проверки было установлено, что в состав кооператива входят 69 индивидуальных жилых домов, строительство многоквартирного жилого дома не осуществлялось, земельный участок, на котором осуществлено строительство 69 индивидуальных жилых домов не принадлежит ЖСК «Сосновый бор». Разрешение на строительство частных домов ЖСК «Сосновый бор» в Госжилинспекцию не представлено. Согласно реестру членов ЖСК «Сосновый бор» собственники <адрес>ФИО10, ФИО2, ФИО3 заявления о вступлении в члены кооператива не подавали. Имеются сведения о дате заявления о вступлении в члены кооператива от собственников <адрес>ФИО4, ФИО5, однако копии заявлений в Госжилинспекцию не представлены. Устав и Реестр ЖСК «Сосновый бор» не соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от 06.06.2012 № 558 "Об утверждении типового устава жилищно-строительного кооператива, создаваемого в целях обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, предусмотренных законодательством Российской Федерации". Реестр ЖСК «Сосновый бор» составлен с записью собственников индивидуальных жилых домов, не плативших первоначального паевого взноса, факт признания собственников индивидуальных жилых домов членами ЖСК «Сосновый бор» не правомерен так, как отсутствует основной факт статуса их членства, который возникает только с момента уплаты вступительного взноса, который ими не уплачивался. Данные нарушения не соответствуют требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 06.06.2012 №558 "Об утверждении типового устава жилищно-строительного кооператива, создаваемого в целях обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, предусмотренных законодательством Российской Федерации" и являются неустранимыми. По результатам аукциона для комплексного освоения в целях малоэтажного жилищного строительства сроком до 29.09.2016г., с правом сдачи в субаренду согласно п.п. 4.3.2. (названного ниже договора аренды земельного участка) только при условии письменного уведомления (КУМИ) Администрации города Дзержинска Нижегородской области (Арендодателя) между КУМИ Администрации города Дзержинска, как (Арендодателем) и <данные изъяты> как (Арендатором) был заключен договор аренды земельного участка от 29.09.2011г. № (участок №, кадастровый №) по адресу: <адрес> В соответствии с п. 3.2 названного договора аренды <данные изъяты> (Арендатору) надлежало до 29.09.2013г. выполнить работы по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончанию строительства передаче в муниципальную собственность. Передача объектов производится на безвозмездной основе в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Так же, в ходе проверки (Акт проверки от 15.04.2016 №) установлено, что разрешение на строительство ЖСК «Сосновый бор» не предоставлялось, и ЖСК «Сосновый бор» ничего не строило. Земельный участок по адресу: <адрес> на котором осуществлено строительство <данные изъяты> (Арендатором) индивидуальных жилых домов, на каком либо праве за ЖСК «Сосновый бор» не закреплялся. В настоящее время ЖСК «Сосновый бор» осуществляет деятельность по управлению на не принадлежащем ему на каком либо праве земельном участке по адресу: <адрес> Кроме того, осуществляет деятельность по управлению объектами недвижимости, расположенными на этом земельном участке, переданном в аренду (Арендатору) в лице <данные изъяты> подземным газопроводом среднего давления, подземным водопроводом, в отсутствии на них права собственности. 24.02.2016 и 28.04.2016 Главой Администрации г. Дзержинска было рассмотрено коллективное обращение собственников индивидуальных жилых домов расположенных по адресу: <адрес> По результатам рассмотрения данных обращений в адрес заявителей направлены ответы от 28.04.2016 № и от 24.02.2016 № согласно информации содержащейся в них земельный участок по адресу: <адрес> на каком либо праве за ЖСК «Сосновый бор» не закреплялся, регистрация права муниципальной собственности на сети инженерной инфраструктуры не производилась, на каком либо праве за ЖСК «Сосновый бор» сети инженерной инфраструктуры не закреплялись, разрешение на ввод в эксплуатацию трубопровода холодного водоснабжения (ХВС) на территории для ЖСК «Сосновый бор» не выдавалось. Таким образом, содержание и обслуживание индивидуальных жилых домов в отсутствие закрепленного на каком либо праве земельного участка, на котором они расположены и коммуникаций противоречит нормам действующего законодательства. С учетом уточненных исковых требования просят признать противоправными действия жилищно-строительного кооператива «Сосновый бор» по управлению (обслуживанию) индивидуальных жилых домов на земельном участке по адресу: <адрес> в отсутствие какого либо права на данный земельный участок и домовладения собственников индивидуальных жилых домов расположенных на нем и вынести решение о ликвидации ЖСК «Сосновый бор».
Представитель истца ФИО6, действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика, ФИО7, действующий на основании доверенности, иск не признал. Суду пояснил, что в июне 2012г. создан Жилищно-строительный кооператив «Сосновый Бор», что оформлен протоколом от 26.06.2012г. 09.07.2012г. ЖСК «Сосновый Бор» зарегистрирован в качестве юридического лица <данные изъяты> Жилищно-строительный кооператив представляет собой - «коттеджный поселок, в который входят 69 индивидуальных жилых домов, расположенных на обособленном земельном участке, связанных общностью коммуникаций. К индивидуальным жилым домам подведены все коммуникации (электроэнергия, газ, центральный водопровод), обеспечивающие благоприятные, безопасные условия проживания граждан. На территории поселка имеется детская площадка, площадка для сбора бытового мусора. ЖСК «Сосновый Бор» рассчитывается с ресурсо- снабжающими организациями <данные изъяты> на основании заключенных договоров. В связи с отсутствием в законодательстве РФ норм, посвященных порядку создания, организации и управления коттеджными поселками, взаимоотношениям между органами управления и собственниками коттеджей, актуальной является практика распространения жилищного законодательства на отношения, связанные с управлением коттеджными поселками обеспечением коммунальных платежей. Согласно ст. 7 Жилищного кодекса РФ в случае, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношения при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если эго не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения. Поэтому, когда встает вопрос о создании ТСЖ или жилищного строительного кооператива (ЖСК), об управлении ими, об оплате коммунальных платежей, многие суды по аналогии применяют нормы, касающиеся помещений в многоквартирном доме. По результатам внеплановой документарной проверки установлено, что строительство многоквартирного жилого дома не осуществлялось, земельный участок, на котором осуществлено строительство 69 индивидуальных жилых домов, не принадлежит ЖСК «Сосновый Бор». Что послужило основанием для обращения ГЖИ с требованием о ликвидации жилищно-строительного кооператива. Просит учесть, что в соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора, вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер Вместе с тем, в силу положений ст. 123 ЖК РФ ликвидация жилищно-строительного кооператива осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством. Согласно пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда, в том числе по иску государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 18 июля 2003 г. № 14-П, - отсутствие в пункте 2 статьи 61 в ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц. Таким образом, характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации. Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям. Приведенные правовые нормы, позволяют сделать вывод о том, что характер допущенных ЖСК «Сосновый Бор» нарушений, не является существенным, и не свидетельствует о грубом нарушении Ответчиком законодательства. Доказательств того, что выявленные нарушения повлекли какие-либо существенные последствия, которые нарушили права и интересы других лиц истцом не представлено. При вынесении решения, просит учесть, что ЖСК «Сосновый Бор» длительное время осуществляет хозяйственную и иную деятельность по управлению коттеджным поселком, ликвидация ЖСК может отрицательно сказаться на стабильности гражданского оборота по исполнению договорных обязательств перед третьими лицами. При таких обстоятельствах исковые требования Истца о ликвидации юридического лица не подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица, администрации г.Дзержинска, ФИО8, действующий на основании доверенности, иск поддержал частично. Суду пояснил, что считает требования ГЖИ в части ликвидации ЖСК «Сосновый бор» обоснованными и подлежащими удовлетворению. Действительно проверкой установлено и подтверждено материалами дела, что ЖСК создано с нарушением правовых норм и допущенные при его создания нарушения носят неустранимый характер, поэтому указанное ЖСК подлежит ликвидации. Что касается требования о признании деятельности незаконной, то их разрешение оставляет на усмотрения суда, полая при этом, что требования в данной части истцом не конкретизированы и не влекут иных правовых последствий кроме как ликвидация ЖСК. По существу с требованиями согласен, поскольку, оснований для создания ЖСК не имелось. Управление осуществляется не принадлежащим ЖСК имуществу и без согласия всех собственников на не принадлежащем земельном участке.
Третье лицо, Осипов М.А, исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что является собственником <адрес> В ЖСК не вступал. Заключил как собственник домовладения договоры с ресурсоснабжающими организациями на обслуживание. Деятельность ТСЖ о взыскании с него каких-либо платежей в том числе в судебном порядке, нарушает его права. Собственники индивидуальных жилых домов (далее ИЖД) приобрели их по договорам подряда у <данные изъяты> на предоставленном ему по результатам аукциона земельном участке, который не принадлежит на каком либо праве ЖСК «Сосновый бор». Документов об уплате первого паевого взноса составляющего не менее 20% размера пая члена кооператива между названными собственниками индивидуальных жилых домов и ЖСК «Сосновый бор» нет и быть не может. Исходя из этого, решений общих собраний (конференций) и самих собраний собственников ИЖД, как членов кооператива, по вопросам деятельности связанной с управлением отсутствующем на самостоятельном балансе общим имуществом ЖСК «Сосновый бор» приниматься не могут. Реестр членов ЖСК «Сосновый бор» составлен с нарушениями требований Данное нарушение норм действующего законодательства является неустранимым. Принимая во внимание то, что ЖСК «Сосновый бор» не имеет обособленного имущества, учитываемого на его самостоятельном балансе "общего имущества кооператива", т.е. жилых домов, построенных на средства паевых взносов, и земельные участки, переданные для строительства таких домов, - до оплаты пая полностью и (или) объекты, необходимые для эксплуатации более чем одного такого дома, построенные за счет указанных взносов, а также земельные участки, переданные или приобретенные для строительства таких объектов, оснований для создания ЖСК не имелось, полномочий на управление также не имеется.
Выслушав стороны, проверив и изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 18.03.2016 года в адрес государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Госжилинспекция) поступило обращение ФИО10 о проведении проверки законности создания Жилищно-Строительного кооператива «Сосновый Бор» (далее - ЖСК «Сосновый бор») и, в случае выявления нарушений, его ликвидации. Данный факт сторонами в судебном заседании не оспаривается.
На основании ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно п. 2 Положения о Госжилинспекции, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2013 № 885, основными задачами Госжилинспекции являются: предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами в соответствии с жилищным законодательством требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами.
На основании п. 2 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и п.п. 3.2.1, 3.4 Положения о Госжилинспекции, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2013 № 885, Госжилинспекцией 15.04.2016 проведена проверка правомерности создания и деятельности ЖСК «Сосновый бор».
Согласно ч.1 ст. 110 ЖК РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
В силу ч. 3 ст. 110 ЖК РФ члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. Жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство. Жилищно-строительный кооператив, за исключением жилищно-строительных кооперативов, создание которых предусмотрено Федеральным законом от 24.07.2008 года № 161 -ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", не вправе осуществлять одновременно строительство более одного многоквартирного дома с-количеством этажей более чем три.
В ходе проверки Госжилинспекцией установлено, что в состав кооператива входят 69 индивидуальных жилых домов, строительство многоквартирного жилого дома не осуществлялось, земельный участок, на котором осуществлено строительство 69 индивидуальных жилых домов, не принадлежит ЖСК «Сосновый бор». Разрешение на строительство частных домов ЖСК «Сосновый бор» в Госжилинспекцию не представлено. Согласно реестру членов ЖСК «Сосновый бор» собственники <адрес>ФИО10, ФИО2, ФИО3 заявления о вступлении в члены кооператива не подавали. Имеются сведения о дате заявления о вступлении в члены кооператива от собственников <адрес>ФИО4, ФИО5, однако копии заявлений в Госжилинспекцию не представлены. Устав и Реестр ЖСК «Сосновый бор» не соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от 06.06.2012 № 558 "Об утверждении типового устава жилищно-строительного кооператива, создаваемого в целях обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, предусмотренных законодательством Российской Федерации". Реестр ЖСК «Сосновый бор» составлен с записью собственников индивидуальных жилых домов, не плативших первоначального паевого взноса.» Признание собственников индивидуальных жилых домов членами ЖСК «Сосновый бор» не правомерен так, как отсутствует основной факт статуса их членства, который возникает только с момента уплаты вступительного взноса, который ими не уплачивался. Указанные обстоятельства подтверждены в судебном заседании актом проверки № от 15.04.2016г и не оспариваются представителем ответчика.
В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению судав случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ органы государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Пункт 4.1.1 Положения о Госжилинспекции устанавливает, что Госжилинспекция в целях выполнения возложенных на нее задач и функций имеет право обращаться в суд с заявлениям о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям ЖК РФ либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер.
В соответствии с ч. 3 ст. 110 ЖК РФ Жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным (такому кооперативу разрешением на строительство.
По результатам аукциона для комплексного освоения в целях малоэтажного жилищного строительства сроком до 29.09.2016г., с правом сдачи в субаренду согласно п.п. 4.3.2. (названного ниже договора аренды земельного участка) только при условии письменного уведомления (КУМИ) Администрации города Дзержинска Нижегородской области (Арендодателя) между КУМИ Администрации города Дзержинска, как (Арендодателем) и <данные изъяты> как (Арендатором) был заключен договор аренды земельного участка от 29.09.2011г. № (участок №, кадастровый №) по адресу: <адрес> (участок №).
В соответствии с п. 3.2 названного договора аренды <данные изъяты> (Арендатору) надлежало до 29.09.2013г. выполнить работы по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончанию строительства передаче в муниципальную собственность. Передача объектов производится на безвозмездной основе в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Так же, в ходе проверки (Акт проверки от 15.04.2016 №) установлено, что разрешение на строительство ЖСК «Сосновый бор» не предоставлялось, и ЖСК «Сосновый бор» ничего не строило. Земельный участок по адресу: <адрес> на котором осуществлено строительство <данные изъяты> (Арендатором) индивидуальных жилых домов, на каком либо праве за ЖСК «Сосновый бор» не закреплялся.
В настоящее время ЖСК «Сосновый бор» осуществляет деятельность по управлению на не принадлежащем ему на каком либо праве земельном участке по адресу: <адрес> Кроме того, осуществляет деятельность по управлению объектами недвижимости, расположенными на этом земельном участке, переданном в аренду (Арендатору) в лице <данные изъяты> подземным газопроводом среднего давления, подземным водопроводом, в отсутствии на них права собственности.
24.02.2016 и 28.04.2016 Главой Администрации г. Дзержинска было рассмотрено коллективное обращение собственников индивидуальных жилых домов расположенных по адресу: <адрес>
По результатам рассмотрения данных обращений в адрес заявителей направлены ответы от 28.04.2016 № и от 24.02.2016 № согласно информации содержащейся в них земельный участок по адресу: <адрес> на каком либо праве за ЖСК «Сосновый бор» не закреплялся, регистрация права муниципальной собственности на сети инженерной инфраструктуры не производилась, на каком либо праве за ЖСК «Сосновый бор» сети инженерной инфраструктуры не закреплялись, разрешение на ввод в эксплуатацию трубопровода холодного водоснабжения (ХВС) на территории для ЖСК «Сосновый бор» не выдавалось.
Собственники индивидуальных жилых домов (далее ИЖД) приобрели их по договорам подряда у <данные изъяты> на предоставленном ему по результатам аукциона земельном участке, который не принадлежит на каком либо праве ЖСК «Сосновый бор».
Исходя из этого, документов об уплате первого паевого взноса составляющего не менее 20% размера пая члена кооператива между названными собственниками индивидуальных жилых домов и ЖСК «Сосновый бор» нет и быть не может.
В соответствии с п.2 ст. 121 ЖК РФ «гражданин признается членом кооператива со дня уплаты вступительного взноса после утверждения общим собранием (конференцией) членов кооператива решения о приеме гражданина в члены кооператива». Размер первого паевого взноса в счет оплаты пая составляет не менее 20 % (процентов) размера пая члена кооператива.
Исходя из этого, решения общих собраний (конференций) и самих собраний собственников ИЖД, как членов кооператива, по вопросам деятельности связанной с управлением отсутствующем на самостоятельном балансе общим имуществом ЖСК «Сосновый бор» приниматься не могут.
Содержание и обслуживание индивидуальных жилых домов в отсутствие закрепленного на каком либо праве земельного участка, на котором они расположены и коммуникаций противоречит нормам действующего законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 110 ЖК РФ члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома.
В силу чего, содержание и управление какими-либо объектами может осуществляться ЖСК только в том случае, когда он осуществлял их строительство, либо приобрел их на праве собственности. ЖСК «Сосновый бор» не имеет обособленного имущества, учитываемого на его самостоятельном балансе "общего имущества кооператива", т.е. жилых домов, построенных на средства паевых взносов, и земельные участки, переданные для строительства таких домов, - до оплаты пая полностью и (или) объекты, необходимые для эксплуатации более чем одного такого дома, построенные за счет указанных взносов, а также земельные участки, переданные или приобретенные для строительства таких объектов.
Таким образом, ЖСК «Сосновый бор» самовольно осуществляет деятельность по управлению объектами, к возведению которых он не имеет никакого отношения.
Выявленные ГЖИ Нижегородской области в силу вышеприведенных правовых норм действующего законодательства являются неустранимыми.
В соответствии с ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями: о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса(п. 1); о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер (п. 2).
В силу приведенных норм, органы государственного жилищного надзора вправе требовать в судебном порядке ликвидации товарищества собственников жилья в случае: выявления грубых и неустранимых нарушений закона, допущенных при создании ЖСК либо неисполнения ТСЖ в установленный срок предписаний органа государственного (муниципального) жилищного надзора об устранении несоответствия устава ТСЖ либо внесенных в него изменений обязательным требованиям.
Материалы дела содержат доказательств, свидетельствующих о неустранимых нарушениях, допущенных при создании ЖСК, которые с учетом конкретных обстоятельств и наступивших последствий являются достаточным основанием для принятия решения о ликвидации ЖСК "Сосновый бор". Вынесение предписания по результатам проверки в данном случае не требуется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Государственной жилищной инспекции Нижегородской области удовлетворить.
Признать действия жилищного строительного кооператива «Сосновый бор» по управлению (обслуживанию) индивидуальных жилых домов на земельном участке по адресу: <адрес> противоправными.
Ликвидировать Жилищный строительный кооператив «Сосновый бор».
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Дзержинский городской суд.
Судья: п/п Е.В.Овчинникова
Копия верна:
Судья: Е.В.Овчинникова