ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3434/2021 от 14.07.2021 Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июля 2021года г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Прокосовой М.М., при секретаре Дамбаевой О.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ГАУЗ "Республиканский наркологический диспансер", Министерству здравоохранения РБ о понуждении устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, истец просит обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия в срок до ДД.ММ.ГГГГг. обеспечить ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер» оборудованием для анализа проб биологических объектов методом высокоэффективной жидкостной хроматографии и тандемной масс-спектрометрии; обязать и Министерство здравоохранения Республики Бурятия в срок до ДД.ММ.ГГГГг. осуществить финансирование ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер»:

- для приобретения и установки ограждения территории диспансера по <адрес>,

- для оплаты проведения капитального ремонта кровли, приточно-вытяжной вентиляции, помещений 3, 4 этажа здания диспансера по <адрес>; обязать ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер» в срок до 31.12.2021г. установить ограждение территории диспансера, осуществить капитальный ремонт кровли, приточно-вытяжной вентиляции, помещений 3, 4 этажа здания диспансера.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны здоровья, по результатам которой выявлены факты недостаточности материально-технического оснащения ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер», нарушения требований антитеррористической защищенности объекта.

Так, в ходе настоящей проверки установлено, что в ГАУЗ «РНД» имеется потребность в дооснащении оборудованием для анализа проб биологических объектов методом высокоэффективной жидкостной хроматографии и тандемной масс-спектрометрии, которое входит в стандарт оснащения ХТЛ, выполняющей предварительные и подтверждающие химико-токсикологические исследования. Исследование 1 пробы на имеющемся оборудовании, с учетом пробоподготовки, занимает более 3 часов, а выдача результатов исследований занимает до 7 рабочих дней. Временные затраты на выполнение 1 исследования с помощью ВЭЖХ-МС-МС, с учетом процедуры пробоподготовки, будет составлять около 30 минут, а срок выдачи результатов сократится от 40 минут до 1 рабочего дня, что актуально при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Оснащение лаборатории ВЭЖХ-МС-МС обусловлено стандартом оснащения химико-токсикологической лаборатории, который представлен в приложении к Порядку оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология», утвержденному приказом МЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ.н.

Здание требует капитального ремонта кровли, приточно-вытяжной вентиляции, помещений 3, 4 этажа.

Кроме того, проверкой состояния антитеррористической защищенности проверенных объектов выявлены нарушения «Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельных зданий (строений и сооружений), части зданий (строений и сооружений), имеющие отдельные входы (выходы), правообладателями которых являются организации, осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность.

С учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения проверяемый объект отнесен к третьей категории.

Так, согласно пп. «в» п.12 «Требований» объекты (территории) третьей категории – это объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 50 до 500 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости - от 30 до 50 млн. рублей.

Установлено, что в здание ГАУЗ «РНД» ограждения территории не имеет.

Согласно Уставу Учреждения основной целью деятельности Учреждения является оказание специализированной медицинской помощи населению в амбулаторных и стационарных условиях.

Учреждение осуществляет в соответствии с государственным заданием Учредителя деятельность, связную с выполнением работ, оказанием услуг в сфере здравоохранения, и Учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания.

При этом финансовое обеспечение выполнения государственного задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из республиканского бюджета.

Функции и полномочия Учредителя от имени Республики Бурятия осуществляет Министерство здравоохранения РБ в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

В соответствии с п. 5 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия, утв. Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ основными задачами Министерства являются охрана здоровья населения, обеспечение доступности медицинской помощи в объеме государственных гарантий; организация контроля за качеством предоставляемой населению медицинской помощи.

Для решения возложенных задач Министерство согласно п. 6 указанного Положения осуществляет следующие полномочия: осуществляет финансирование, учет и контроль финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций; формирует в установленном порядке государственные задания автономным и бюджетным учреждениям здравоохранения и образования и осуществляет их финансовое обеспечение и др.

Таким образом, продолжительное бездействие ГАУЗ и Учредителя в лице Министерства здравоохранения РБ в части не обеспечения медицинского учреждения необходимым медицинским оборудованием и средств охраны и безопасности влечет нарушение гарантированных прав граждан РФ на получение медицинской помощи в соответствии с установленными государственными стандартами.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Цыренова А.В., исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ГАУЗ "Республиканский наркологический диспансер" главный врач Михеев А.С. не возражал против удовлетворения требований прокурора, суду пояснил, что все нарушения допущены из-за отсутствия финансирования. Денежные средства на приобретение оборудования для анализа проб биологических объектов методом высокоэффективной жидкостной хроматографии и тандемной масс-спектрометрии Народным Хуралом были запланированы, однако в связи с угрозой распространения новой короновирусной инфекции были направлены на борьбу с ней.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Бурятия Осокина И.А. возражала против удовлетворения исковых требований. Указала, что Министерство здравоохранения Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти, ГАУЗ "Республиканский наркологический диспансер" является подведомственной медицинской организацией, самостоятельным юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести ответственность за результаты своей деятельности. Чтобы Минздраву РБ осуществить финансирование ГАУЗ "Республиканский наркологический диспансер" на цели исполнения решения суда, необходимо внесение изменений в бюджет РБ. Таким образом, требования прокурора для Минздрава РБ заведомо являются неисполнимыми по причине зависимости Минздрава РБ от иных участников бюджетного процесса.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны здоровья, по результатам которой выявлены факты недостаточности материально-технического оснащения ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер», нарушения требований антитеррористической защищенности объекта.

В ходе проверки установлено, что в ГАУЗ «РНД» имеется потребность в дооснащении оборудованием для анализа проб биологических объектов методом высокоэффективной жидкостной хроматографии и тандемной масс-спектрометрии, которое входит в стандарт оснащения ХТЛ, выполняющей предварительные и подтверждающие химико-токсикологические исследования. Исследование 1 пробы на имеющемся оборудовании, с учетом пробоподготовки, занимает более 3 часов, а выдача результатов исследований занимает до 7 рабочих дней. Временные затраты на выполнение 1 исследования с помощью ВЭЖХ-МС-МС, с учетом процедуры пробоподготовки, будет составлять около 30 минут, а срок выдачи результатов сократится от 40 минут до 1 рабочего дня, что актуально при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Оснащение лаборатории ВЭЖХ-МС-МС обусловлено стандартом оснащения химико-токсикологической лаборатории, который представлен в приложении к Порядку оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология», утвержденному приказом МЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ.н.

Здание требует капитального ремонта кровли, приточно-вытяжной вентиляции, помещений 3, 4 этажа.

Кроме того, проверкой состояния антитеррористической защищенности проверенных объектов выявлены нарушения «Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Требования).

Так, согласно пп. «в» п.12 «Требований» объекты (территории) третьей категории – это объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 50 до 500 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости - от 30 до 50 млн. рублей.

Установлено, что в здание ГАУЗ «РНД» ограждения территории не имеет.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Закон ) медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.

Согласно «Требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ

Под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельных зданий (строений и сооружений), части зданий (строений и сооружений), имеющие отдельные входы (выходы), правообладателями которых являются организации, осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность.

С учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения проверяемый объект отнесен к третьей категории.

Так, согласно пп. «в» п.12 «Требований» объекты (территории) третьей категории – это объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 50 до 500 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости - от 30 до 50 млн. рублей.

Согласно Уставу ГАУЗ «РНД» основной целью деятельности Учреждения является оказание специализированной медицинской помощи населению в амбулаторных и стационарных условиях.

Учреждение осуществляет в соответствии с государственным заданием Учредителя деятельность, связную с выполнением работ, оказанием услуг в сфере здравоохранения, и Учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания.

В соответствии с п. 5 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия, утв. Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ основными задачами Министерства являются охрана здоровья населения, обеспечение доступности медицинской помощи в объеме государственных гарантий; организация контроля за качеством предоставляемой населению медицинской помощи.

Для решения возложенных задач Министерство согласно п. 6 указанного Положения осуществляет следующие полномочия: осуществляет финансирование, учет и контроль финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций; формирует в установленном порядке государственные задания автономным и бюджетным учреждениям здравоохранения и образования и осуществляет их финансовое обеспечение и др.

Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

В связи с выявленными нарушениями, а также пояснениями представителя ответчика, суд считает, что заявленные требования к ГАУЗ «РНД» подлежат удовлетворению.

Согласно п.1 Положения о министерстве здравоохранения Республики Бурятия (утв. Постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ), Министерство здравоохранения Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения на территории Республики Бурятия, проведению мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах своей компетенции, а также координирующим – в случаях, установленных законами Республики Бурятия, указами Главы Республики Бурятия и постановлениями Правительства Республики Бурятия, деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия.

В соответствии с п.5 данного положения основными задачами Министерства здравоохранения Республики Бурятия являются, в том числе, организация охраны здоровья населения, обеспечение доступности медицинской помощи в объеме государственных гарантий; организация контроля за качеством предоставляемой населению медицинской помощи.

Согласно п.6.2, 6.25, 6.27 данного положения Министерство здравоохранения Республики Бурятия обеспечивает защиту прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; обеспечивает создание в пределах своей компетенции условий для развития медицинской помощи в <адрес> и обеспечение ее доступности для граждан, разрабатывает и реализует мероприятия по совершенствованию системы здравоохранения республики; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство полномочий, а также функций администратора доходов республиканского бюджета, главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных организаций; осуществляет учет и контроль финансово-хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст.38.1 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Таким образом, исковые требования к Министерству здравоохранения Республики Бурятия также подлежат удовлетворению.

При удовлетворении исковых требований суд считает возможным установить разумный, приемлемый срок для проведения работ по устранению нарушений, именно обязать Министерство здравоохранения провести мероприятия по финансированию обеспечения ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер» оборудованием для анализа проб биологических объектов методом высокоэффективной жидкостной хромотографии и тандемной массспектрометрии, для приобретения и установки ограждения территории ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер», для проведения капитального ремонта кровли, приточно – вытяжной вентиляции помещений 3,4 этажа здания ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер» по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер» установить ограждение территории, осуществить капитальный ремонт кровли, приточно – вытяжной вентиляции помещений 3,4 этажа здания ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер» по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ГАУЗ "Республиканский наркологический диспансер", Министерству здравоохранения РБ о понуждении устранить нарушения удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения провести мероприятия по финансированию обеспечения ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер» оборудованием для анализа проб биологических объектов методом высокоэффективной жидкостной хромотографии и тандемной массспектрометрии, для приобретения и установки ограждения территории ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер», для проведения капитального ремонта кровли, приточно – вытяжной вентиляции помещений 3,4 этажа здания ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер» по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер» установить ограждение территории, осуществить капитальный ремонт кровли, приточно – вытяжной вентиляции помещений 3,4 этажа здания ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер» по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья подпись М.М.Прокосова

Судья: копия верна М.М.Прокосова

Секретарь: О.Д.Дамбаева

Оригинал находится в Октябрьском районном суде <адрес>

в материалах гражданского дела