ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3435/17 от 30.10.2017 Ленинскогого районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-3435/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд города Омска в составе: председательствующего судьи Кирьяш А.В., при секретаре Давыдовой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске «30» октября 2017 года гражданское дело № 2-3435/17 по иску ФИО1, ФИО2 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Федеральному государственному казенному управлению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны», Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации о признании реестровой ошибки и внесения изменений о сведениях относительно границ земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в Ленинский районный суд города Омска к ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны» в вышеназванным иском, в обоснование заявленных требований указав, что ФИО1 является собственником жилого дома с кадастровым номером ..., площадью 106,4 квадратных метров, ФИО2 является собственником жилого дома с кадастровым номером ..., площадью 31,4 квадратных метров. Учитывая, что истцы владеют объектами недвижимого имущества на праве собственности, ФИО1 и ФИО1 обратились в землеустроительную организацию за формированием земельных участков под их объектами. Проанализировав, имеющиеся у истцов документы, а также запросив из государственного кадастра недвижимости и единого государственного реестра прав сведения, кадастровый инженер ООО «Геоника» ФИО3 установила, что формирование земельных участков под объектами недвижимого имущества не представляется возможным по причине наличия реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером .... По результатам геодезической съемки принадлежащим истцам объектов, было установлено, что оба объекта по факту располагаются на земельном участке с кадастровым номером ... При запросе сведений из государственного реестра недвижимости было установлено, что земельный участок с кадастровым номером ... был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано за Российской Федерацией. Вышеуказанные объекты недвижимого имущества были созданы задолго до возникновения права собственности на земельный участок, принадлежащий Российской Федерации. Так жилой дом, расположенный по адресу: г. Омск, <адрес>, площадью 31,4 кв.м., кадастровый номер ... принадлежит ФИО2 на основании договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности надлежащим образом зарегистрировано в едином государственном реестре прав, что подтверждается наличием отметки государственного регистратора на вышеуказанном договоре. Продавцом по договору выступала ФИО4, которой жилой дом принадлежал на основании решение Ленинского районного суда города Омска по делу ..., вступившего в законную силу, что подтверждалось свидетельством о государственной регистрации права серия ... от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с техническим паспортом на жилой дом, кадастровый номер ..., год постройки жилого дома указан - 1954 год.Согласно сведениям государственного реестра прав, жилой дом, с кадастровым номером ..., площадью 106,4 кв.м., расположенный по адресу: г. Омск, <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО1, на основании решения Ленинского районного суда города Омска по делу ..., вступившего в законную силу. Из содержания судебного акта, вступившего в законную силу, следует, что ФИО1 проживает в жилом доме с кадастровым номером ... с 1986 года. Изначально данный жилой дом был предоставлен истцу по ордеру еще в 1986 году. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что на момент постановки, на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером ..., в площадь формируемого земельного участка, в отсутствие каких-либо правовых оснований были включены земли, на которых располагаются жилые дома, принадлежащие физическим лицам. По информации, имеющейся у истцов смежные собственники жилых домов, ввиду наличия кадастровой ошибки формировали используемые земельные участки, посредством исправления кадастровой ошибки, путем обращения в суд. С целью исправления реестровой ошибки, кадастровым инженером ООО «Геоника» ФИО3 был подготовлен межевой план об исправлении реестровой ошибки от ДД.ММ.ГГГГ. Данный межевой план ДД.ММ.ГГГГ был представлен ответчику для рассмотрения вопроса о согласовании исправления границ земельного участка с кадастровым номером .... По результатам рассмотрения представленных документов, ответчик в лице ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области отказался согласовывать исправление реестровой ошибки, рекомендовав обратиться в ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны. Данной обращение было истцами инициировано путем направления письменного обращения с приложением в виде межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени ответа на обращение истцы не получили. В соответствии с п.4 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. В соответствии с п.3 ст.61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Учитывая, что образование земельного участка с кадастровым номером ... прошло в нарушение фактического землепользования, единственным возможным способом восстановить права истцов является способ судебной защиты, установленный ст.61 Закона о регистрации недвижимости, а именно обращение в суд с иском об исправлении кадастровой ошибки. Истцы считают, единственным возможным способом для восстановления нарушенных прав является обращение в суд с требованиями об устранении кадастровой ошибки, путем внесения изменений сведений о границах земельного участка, в соответствии с межевым планом. Лишь исполнив вышеуказанный порядок исправления кадастровой ошибки, сложившийся порядок землепользования, местоположения границ земельного участка, естественных границ найдет соответствующее отражение в сведениях, которые вносятся в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости.Просят суд, руководствуясь ст.4, 131 ГПК РФ, Законом о государственной регистрации недвижимости, Земельным кодексом РФ внести в государственный реестр недвижимости изменения о сведениях относительно границ земельного участка с кадастровым номером ..., местоположение которого установлено относительно в юго-восточной части кадастрового квартала ... Омская область, г. Омск, Ленинский административный округ, добавив точки ..., координаты

Обозначение характерных точек границ

Уточненные координаты, м

X

Y

н1

4996.28

9240.26

н2

5009.18

9223.99

нЗ

5042.56

9249.59

н4

5028.96

9265.55

н1

4996.28

9240.26

н5

5023.62

9655.50

чб

5045.89

9621.84

н7

5065.90

9635.38

н8

5052.71

9659.82

н9

5050.97

9658.67

н10

5041.92

9667.70

н5

5023.62

9655.50

остальные точки оставить без изменения, в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным кадастровым инженером ООО «Геоника» ФИО3

На основании определения суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, третьим лицом не заявляющим самостоятельных требований Администрация Ленинского АО города Омска, Управление Росреестра по Омской области.

В судебное заседание ФИО1, ФИО2 не явились, о времени и дате слушания дела извещены надлежаще, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, представитель истцов ФИО5 требования поддержал по основаниям, изложенным в иске., настаивал на удовлетворении заявленных требований, при формировании и постановке на кадастровый учет земельного участка ... были нарушены права землепользователей ФИО1, ФИО2, поскольку они являются собственниками объектов недвижимого имущества, в отсутствие каких-либо правовых оснований были включены земли, на которых располагаются жилые дома. По мнению истцом единственным возможным способом восстановить права истцов является способ судебной защиты, устранении кадастровой ошибки, путем внесения изменений сведений о границах земельного участка, в соответствии с межевым планом ООО «Геоника» ФИО3, в последующем позволит истцам в установленном порядке определить границы, поставить на учет в государственный кадастр недвижимости.

Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области ФИО6 в судебном заседании требования не признал, указывая о том, что спорный земельный участок является собственностью Российской Федерации, и был передан в постоянное (бессрочное) пользование Омской квартирно-эксплуатационной части. С момента вступления в силу Постановления правительства от 29.12.2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования у ВС РФ передано Министерству обороны РФ. В отношении земельных участков, расположенных на территории Омской области, полномочия Министерства Обороны РФ осуществляет ФГКУ «Сибирское территориальное управления имущественных отношений» Министерства Обороны РФ. Принятие решений по распоряжению спорным земельным участком осуществляет ФГКУ «Сибирское территориальное управления имущественных отношений» Министерства обороны РФ, а не ТК Росимущества в Омской области., в связи с чем, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области является ненадлежащим ответчиком.

Ответчик ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ своего представителя в суд не направило, извещен о времени и дате слушания дела надлежаще., представителем ФИО7 представлены письменные возражения на иск в которых она требования не признала, указывая, что спорный земельный участок находится в собственности Российской Федерации, со стороны ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ при постановке на государственный кадастровый учет спорного земельного участка были совершены все законные действия, нарушений не выявлено и земельный участок с кадастровым номером ... поставлен на учет в соответствии с действующим законодательством.

Министерство обороны Российской Федерации, Администрация Ленинского АО города Омска, Управление Росреестра по Омской области своих представителей в суд не направили, о времени и дате слушания дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки суду не сообщили, отзыва относительно заявленных требований не представили, об отложении дела слушанием не просили.

Статьей 113 ГПК РФ определено, что лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом или судебной повесткой с уведомлением о вручении либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова о его вручении адресату. По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Судом приняты меры к надлежащему извещению лиц, участвующих по делу о времени и месте рассмотрения дела, извещены надлежащим образом, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть иск в отсутствие не явившихся сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Изучив исковое заявление, исследовав материалы дела, доводы сторон, установив юридически значимые по делу обстоятельства, исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходить к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый при определении его гражданских прав и обязанностей имеет право на справедливое рассмотрение его дела судом.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ - каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».
В силу ст. 123 Конституции РФ, ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.

На основании ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Объектами земельных отношений согласно п. 1 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК Российской Федерации) являются земельные участки.

Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (п. 3 ст. 6 ЗК Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

В соответствии с ЗК РФ (ст.ст. 25, 26) права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, и удостоверяются в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». К числу таких оснований ст. 8 ГК РФ отнесены, в частности, договоры и иные сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебное решение.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, на основании решения Ленинского районного суда города Омска от ДД.ММ.ГГГГ по делу №... за ФИО1 признано право собственности на объект недвижимого имущества в порядке приватизации: жилой дом, с кадастровым номером ..., площадью 106,4 квадратных метров, расположенный по адресу: г. Омск, <адрес>.

Решением Ленинского районного суда города Омска от ДД.ММ.ГГГГ по делу №... постановлено: «Признать за ФИО4, <данные изъяты> года рождения, уроженкой <данные изъяты>, право собственности в порядке приватизации на жилой дом <адрес> г. Омска, площадью 31.4 квадратных метров».

На основании договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ФИО4 и ФИО2, последним в собственность приобретен жилой дом с кадастровым номером ..., площадью 31,4 квадратных метров.

Как установлено, ранее вынесенными решениями судов домостроения, расположенные по адресу г. Омск, <адрес> в муниципальную собственность города Омска не передавалось, и в Реестре муниципального имущества города не значились., на учете в ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» не состояли, в реестре федерального имущества по сведениям Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, в Едином банке данных объектов собственности Омской области по сведениям Министерства имущественных отношений Омской области отсутствовали.

Из кадастрового и технического паспортов на жилой дом <адрес> г. Омска следует, что субъектом права до принятия решения судом являлся военный совхоз «А».

В материалах дела №... имеется справка конкурсного управляющего о том, что на балансе ФГУ СП МО РФ Военный совхоз «А» числится жилой дом <адрес> г. Омска.

Решением Арбитражного суда Омской области от 25 ноября 2003 года ФГУ СП МО РФ Военный совхоз «А» признан банкротом, ДД.ММ.ГГГГ конкурсное производство в отношении ФГУ СП МО РФ Военный совхоз «А» завершено.

Как установлено, оба объекта по факту располагаются на земельном участке с кадастровым номером ...., площадью ... квадратных метров, правообладатель Российская федерация. На земельный участок с кадастровым номером ..., местоположение которого установлено в юго-восточной части кадастрового квартала ... город Омск, Ленинский АО, зарегистрировано право собственности Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Сибирское территориальное управления имущественных отношений» Министерства обороны РФ., что подтверждается Выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество Управления Росреестра по Омской области.

Истцы полагая, что на момент постановки, на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером ..., в площадь формируемого земельного участка, в отсутствие каких-либо правовых оснований были включены земли, на которых располагаются жилые дома, принадлежащие им обратились в суд с вышеуказанными требованиями.

Согласно пункту «д» статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею.
Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества.
В связи с этим, защита интересов Российской Федерации включает в себя так же вопросы сохранности федеральной собственности и возмещение вреда, причиненного федеральной собственности.
В соответствии со ст. 114 Конституции Российской Федерации и ст. 14 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью.
Согласно пункту 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне » имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082
Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами. В отношении земельных участков, расположенных на территории Омской области, полномочия Министерства Обороны РФ осуществляет ФГКУ «Сибирское территориальное управления имущественных отношений» Министерства Обороны РФ.

В соответствии с пунктами 1 и 2 Постановления Правительства РФ № 1053 от 29 декабря 2008 года « О некоторых вопросах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).

Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ года № ... вопросы Министерства обороны РФ в полномочия Министерства обороны РФ входит осуществление в пределах своей компетенции правомочий собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.

Земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный в юго-восточной части кадастрового квартала ... Омской области, г. Омска. Ленинского административного округа был сформирован в соответствии с документами, подтверждающими закрепление указанного объекта недвижимого имущества в постоянное (бессрочное) пользование Омскому танковому инженерного училищу.

Такими документами являются: Решение Исполкома Ульяновского районного Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ... (далее - Решение ДД.ММ.ГГГГ...), а также Акта установления на местности границ земельного участка ОТИИ от ДД.ММ.ГГГГ и Плана отвода земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на момент принятия решения от ДД.ММ.ГГГГ..., земли предоставлялись в бессрочное или временное пользование. Бессрочным (постоянным) признавалось землепользование без заранее установленного срока.

Отвод земельных участков производился на основании постановления совета Министров РСФСР или Совета министров автономной республики или решения исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов в порядке, устанавливаемом законодательством СССР или РСФСР.

Таким образом, решение от ДД.ММ.ГГГГ... являлось на момент его принятия надлежащим правовым основанием для предоставления земельного участка Омскому танковому инженерного училищу.

Согласно п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Последующие изменения законодательства не могли изменить правоотношения, возникшие в силу регулирующего действия Земельного кодекса РСФСР.

Кроме того, на земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный в юго-восточной части кадастрового квартала ... Омской области Ленинского административного округа г. Омска зарегистрировано право собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права Серия ... от ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрационной записи - ...). Разрешенный вид использования земельного участка кадастровым номером ... - для размещения военных объектов.

Согласно п. 108 Положения о квартирно - эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской армии и военно-морского флота, введенного в действие Приказом Министра обороны СССР от 22.02.1977 № 75, земельные участки, предоставленные в пользование Министерству обороны СССР, запрещается занимать для строительства индивидуальных и кооперативных жилых домов, гаражей и других хозяйственных построек, а также под садовые участки.

Согласно ст. 214 Гражданского кодекса РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составеРоссийской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность устанавливает, что объекты государственной собственности указанные в приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. В силу раздела 2 Приложения 1 к Постановлению от 27.12.1991 № 3020-1 имущество Вооруженных сил РФ относится исключительно к федеральной собственности.

Согласно п. 2 ст. 16 Земельного кодекса РФ разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами.

Статья 17 ЗК РФ определяет, что в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданскимзаконодательством.

Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996: № 61-ФЗ «Об обороне» земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности. Комментарий к статье 1 ФЗ «Об обороне» указывает, что это территории, предназначенные для размещения военных организаций, учреждений, военных предприятий и других объектов, для размещения военных ведомств, научно-исследовательских ведомств, военных учебных заведений. К ним относятся также земли, на которых размещаются военные склады, базы, военные лагеря, танкодромы и другие военные объекты.

Таким образом, земли, предоставленные для нужд обороны, являются федеральной собственностью в силу закона.

В соответствии с п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставленыв собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим кодексом, федеральными законами не могут находитьсяв частной собственности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Кроме того, в силу статьи 27 ЗК РФ земли, предоставленные Вооруженным силам Российской Федерации, изъяты из оборота, поэтому не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Таким образом, истцы совершая действия, направленные на оформление документов для решения вопроса об исключении границ и о передаче в последующем спорного имущества (земельных участков) собственность., без на о правовых оснований и без учета обстоятельств того, что право граждан на приватизацию жилья не корреспондирует с обязанностью ответчика в передаче жилых спорных земельных участков в личную собственность.

Согласно ст. 61 ч.ч. 1, 3, 4, 6 Федерального закона N 218-ФЗ от 13 июля 2015 года "О государственной регистрации недвижимости" техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

Орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.

На основании ст. 39 ч.ч. 1, 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями, либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

В силу ст. 40 ч.ч. 2, 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.

Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ, либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акте согласования местоположения границ вносится соответствующая запись.

Как следует из материалов дела, и не оспаривалось стороной истцов, право на земельный участок под жилыми помещениями и прилегающую к нему территорию, как и права на дом истцами на момент проведения кадастровых работ оформлено не было.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.52 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других имущественных прав» в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на движимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

При таких обстоятельствах суд полагает правильным вывод о том, что на дату проведения указанной процедуры в 2008 году установленный законом порядок согласования местоположения уточненных границ был соблюден, а права истцов, как собственников в настоящее время жилых помещений, не нарушены.

В силу пунктов 2, 5 статьи 1, части 5 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 28 Закона о кадастре кадастровой ошибкой признается воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в ГКН.

Таким образом, при разрешении требований об исправлении кадастровой ошибки юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию заинтересованным лицом, является установление ошибочности сведений, внесенных в документ, на основании которого ошибочные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.

Такой ошибки в документе, на основании которого в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о границах земельного участка с кадастровым номером ..., в судебном заседании не установлено, в связи с чем, оснований для устранения судом кадастровой ошибки не имеется.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом избран неверный способ защиты своих прав, органом кадастрового учета процедура постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером ... не была нарушена. Доказательства неправомерного внесения в ГКН сведений о спорном земельном участке в деле отсутствуют.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ФИО1, ФИО2 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Федеральному государственному казенному управлению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны», Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации о признании реестровой ошибки и внесения изменений о сведениях относительно границ земельного участка отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Омский облсуд в течение месяца через Ленинский районный суд г. Омска. Апелляционная жалоба не может содержать требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Ссылка лица, подающего апелляционную жалобу, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в указанной жалобе, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.

Судья А.В. Кирьяш

Мотивированное решение по делу изготовлено судом 03 ноября 2017 года

Судья А.В. Кирьяш