ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3435/2021 от 30.07.2021 Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 июля 2021года г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Прокосовой М.М., при секретаре Дамбаевой О.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ "Городская больница ", Министерству здравоохранения РБ о понуждении устранить нарушения закона,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, истец просил обязать и Министерство здравоохранения Республики Бурятия в срок до ДД.ММ.ГГГГг. осуществить финансирование строительства нового здания амбулатории врача общей практики <адрес> ГБУЗ «Городская больница », обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия, ГБУЗ «Городская больница » в срок до ДД.ММ.ГГГГг. обеспечить надлежащие условия для осуществления деятельности детской поликлиники ГБУЗ «Городская больница », а именно обеспечить функционирование отдельных кабинетов для отоларинголога, дерматолога, участковых педиатров.

Исковые требования мотивированы тем, что <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны здоровья, по результатам которой выявлены факты недостаточности материально-технического оснащения ГБУЗ «Городская больница ».

Так, в ходе настоящей проверки установлено, что Детская поликлиника ГБУЗ «Городская больница » не отвечает предъявляемым требованиям по площади, составляет 672 кв.м. вместо 1200 кв.м., в связи с чем нет выделенных кабинетов для отоларинголога, дерматолога, прием педиатра ведется по 2-3 участка в одном кабинете, амбулатория врача общей практики <адрес> имеет износ 100% и требует строительства нового здания. Единица автотранпорта нуждается в обновлении.

Оснащение обусловлено стандартом оснащения Порядка оказания медицинской помощи, утвержденному приказом МЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ.н, Порядков оказания медицинской помощи детскому населению.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Закон ) медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.

Согласно Уставу Учреждения основной целью деятельности Учреждения является оказание медицинской помощи населению в амбулаторных и стационарных условиях.

Учреждение осуществляет в соответствии с государственным заданием Учредителя деятельность, связную с выполнением работ, оказанием услуг в сфере здравоохранения, и Учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания.

При этом финансовое обеспечение выполнения государственного задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из республиканского бюджета.

Функции и полномочия Учредителя от имени Республики Бурятия осуществляет Министерство здравоохранения РБ в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

В соответствии с п. 5 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия, утв. Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ основными задачами Министерства являются охрана здоровья населения, обеспечение доступности медицинской помощи в объеме государственных гарантий; организация контроля за качеством предоставляемой населению медицинской помощи.

Для решения возложенных задач Министерство согласно п. 6 указанного Положения осуществляет следующие полномочия: осуществляет финансирование, учет и контроль финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций; формирует в установленном порядке государственные задания автономным и бюджетным учреждениям здравоохранения и образования и осуществляет их финансовое обеспечение и др.

Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Таким образом, продолжительное бездействие ГБУЗ и Учредителя в лице Министерства здравоохранения РБ в части не обеспечения медицинского учреждения необходимым медицинским оборудованием и средств охраны и безопасности влечет нарушение гарантированных прав граждан РФ на получение медицинской помощи в соответствии с установленными государственными стандартами.

В ходе рассмотрения дела истцом были уточнены требования, истец просил 1.Обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу осуществить финансирование строительства нового здания амбулатории врача общей практики <адрес> ГБУЗ «Городская больница ».

2. Обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия, ГБУЗ «Городская больница » в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить надлежащие условия для осуществления деятельности детской поликлиники ГБУЗ «Городская больница », а именно обеспечить функционирование отдельных кабинетов для отоларинголога, дерматолога, участковых педиатров.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ от исковых требований в части обязания Министерства здравоохранения Республики Бурятия, ГБУЗ «Городская больница » в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить функционирование отдельных кабинетов для участковых педиатров. Производство по делу в указанной части прекращено.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Цыренова А.В., исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчика ГБУЗ «Городская больница » главный врач Мансорунова Л.Р., возражала против заявленных требований. Указала на отсутствие финансирования для исполнения требований прокурора. Пояснили, что зданию амбулатории врача общей практики <адрес> ГБУЗ «Городская больница » действительно требуется реконструкция, однако финансирования нет.

Представитель Министерства здравоохранения Республики Бурятия Васильев А.В. просил рассмотреть дело в отсутствие. Ранее представитель Осокина И.А. возражала против удовлетворения исковых требований. Указала, что Министерство здравоохранения Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти, Министерство может только подавать заявки в бюджет ждать, когда их удовлетворят, вынесенное решение об удовлетворении исковых требований будет неисполнимо.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны здоровья, по результатам которой выявлены факты недостаточности материально-технического оснащения ГБУЗ «Городская больница ».

Так, в ходе настоящей проверки установлено, что Детская поликлиника ГБУЗ «Городская больница » не отвечает предъявляемым требованиям по площади, составляет 672 кв.м. вместо 1200 кв.м., в связи с чем нет выделенных кабинетов для отоларинголога, дерматолога, прием педиатра ведется по 2-3 участка в одном кабинете, амбулатория врача общей практики <адрес> имеет износ 100% и требует строительства нового здания. Единица автотранпорта нуждается в обновлении.

Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

В связи с выявленными нарушениями, а также пояснениями представителя ответчика, суд считает, что заявленные требования к ГБУЗ «Городская больница » подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Закон ) медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.

Согласно Уставу Учреждения основной целью деятельности Учреждения является оказание медицинской помощи населению в амбулаторных и стационарных условиях.

Учреждение осуществляет в соответствии с государственным заданием Учредителя деятельность, связную с выполнением работ, оказанием услуг в сфере здравоохранения, и Учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания.

При этом финансовое обеспечение выполнения государственного задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из республиканского бюджета.

Функции и полномочия Учредителя от имени Республики Бурятия осуществляет Министерство здравоохранения РБ в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Согласно п.1 Положения о министерстве здравоохранения Республики Бурятия (утв. Постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ), Министерство здравоохранения Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения на территории Республики Бурятия, проведению мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах своей компетенции, а также координирующим – в случаях, установленных законами Республики Бурятия, указами Главы Республики Бурятия и постановлениями Правительства Республики Бурятия, деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия.

В соответствии с п.5 данного положения основными задачами Министерства здравоохранения Республики Бурятия являются, в том числе, организация охраны здоровья населения, обеспечение доступности медицинской помощи в объеме государственных гарантий; организация контроля за качеством предоставляемой населению медицинской помощи.

Согласно п.6.2, 6.25, 6.27 данного положения Министерство здравоохранения Республики Бурятия обеспечивает защиту прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; обеспечивает создание в пределах своей компетенции условий для развития медицинской помощи в <адрес> и обеспечение ее доступности для граждан, разрабатывает и реализует мероприятия по совершенствованию системы здравоохранения республики; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство полномочий, а также функций администратора доходов республиканского бюджета, главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственных организаций; осуществляет учет и контроль финансово-хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст.38.1 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Таким образом, исковые требования к Министерству здравоохранения Республики Бурятия также подлежат удовлетворению.

При удовлетворении исковых требований суд считает возможным установить разумный, приемлемый срок для проведения работ по устранению нарушений, именно обязать Министерство здравоохранения провести мероприятия по финансированию обеспечения ГБУЗ "Городская больница ", строительства нового здания амбулатории врача общей практики <адрес>, обеспечения надлежащих условий для осуществления деятельности в детской поликлиники ГБУЗ «Городская больница » отельных кабинетов для отоларинголога, дерматолога в срок до 31.06.2022г.

Обязать ГБУЗ "Городская больница ", обеспечить надлежащие условия для осуществления деятельности в детской поликлиники ГБУЗ «Городская больница » отельных кабинетов для отоларинголога, дерматолога в срок до 31.12.2022г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ "Городская больница ", Министерству здравоохранения РБ о понуждении устранить нарушения закона удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения провести мероприятия по финансированию обеспечения ГБУЗ "Городская больница ", строительства нового здания амбулатории врача общей практики <адрес>, обеспечения надлежащих условий для осуществления деятельности в детской поликлиники ГБУЗ «Городская больница » отельных кабинетов для отоларинголога, дерматолога в срок до 31.06.2022г.

Обязать ГБУЗ "Городская больница ", обеспечить надлежащие условия для осуществления деятельности в детской поликлиники ГБУЗ «Городская больница » отельных кабинетов для отоларинголога, дерматолога в срок до 31.12.2022г.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья подпись М.М.Прокосова

Судья: копия верна М.М.Прокосова

Секретарь: О.Д.Дамбаева

Оригинал находится в Октябрьском районном суде <адрес>

в материалах гражданского дела