РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2017 г. г. Белёв Тульской области
Белёвский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Тетеричева Г.И.
при ведении протокола секретарем Афониной Н.Н.,
с участием помощника прокурора Белёвского района Косихиной М.В.,
представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-343/2017 по исковому заявлению прокурора Белёвского района Тульской области в порядке ст. 45 ГПК РФ к администрации муниципального образования Белёвский район об обязании разработать и принять административный регламент,
установил:
прокурор Белёвского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным исковым заявлением к администрации муниципального образования (далее по тексту – МО) Белёвский район, ссылаясь на следующее.
Прокуратурой Белёвского района в рамках осуществления нормотворческой деятельности и надзора за законностью нормативных правовых актов проведена проверка соблюдения исполнительным органом местного самоуправления МО Белёвский район требований законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления.
Приводя нормы ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также ст.ст. 1, 2 и 6 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" отмечает, что в силу их положений осуществление муниципального контроля в области розничной продажи алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции, отнесено законом к вопросам местного значения городского поселения, следовательно, для реализации данных полномочий необходимо принятие соответствующего административного регламента.
Проведенной проверкой установлено, что администрацией МО Белёвский район не принято мер, направленных на разработку и принятие административного регламента по осуществлению муниципального контроля в области розничной продажи алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции, вследствие чего в случае проведения должностными лицами администрации проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данные проверки будут проводиться с нарушением норм федерального законодательства, приведут к нарушению прав и гарантий субъектов предпринимательской деятельности, затруднят возможность обжалования действий должностных лиц органов местного самоуправления.
Отсутствие административного регламента нарушает права неопределенного круга лиц, подлежащих проверке, при осуществлении муниципального контроля.
Просит обязать администрацию МО Белёвский район разработать и принять административный регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля в области розничной продажи алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В возражении на исковое заявление (л.д. 39-41) ответчик в удовлетворении исковых требований просит отказать, ссылаясь на то, что ч. 8 ст. 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" на органы местного самоуправления возложены лишь полномочия по определению с учетом результатов общественных обсуждений границ территорий (в пределах которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции) в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ, а также одновременно с официальным опубликованием муниципального правового акта об определении границ указанных прилегающих территорий информирование о нем расположенных на их территориях организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции.
На основании ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В Тульской области органам местного самоуправления, в том числе администрации МО Белёвский район, указанные полномочия не передавались.
В судебном заседании помощник прокурора Белёвского района Косихина М.В. исковые требования поддержала и настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика администрации МО Белёвский район ФИО1 в удовлетворении иска просила отказать по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление. Пояснила, что муниципальный контроль в области розничной продажи алкогольной продукции администрацией МО Белёвский район не осуществляется, поскольку она, как орган местного самоуправления, не наделена полномочиями по осуществлению такого контроля.
Выслушав стороны, исследовав и оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Статьями 5, 6 и 7 указанного Федерального закона определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Частью 1 ст. 7 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" под розничной торговлей понимается вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, розничная продажа алкогольной продукции является одним из видов розничной торговли, для которой ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ установлены особые требования. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности (ч. 3 ст. 1).
Согласно ч. 3 ст. 3 указанного Федерального закона органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены указанным Законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Данным Федеральным законом установлено, что государственное регулирование торговой деятельности осуществляется, в том числе, посредством муниципального контроля в этой области (п. 4 ч. 1 ст. 4); муниципальный контроль в области торговой деятельности проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 16).
Истцом представлены документы, подтверждающие принятие администрацией МО Белёвский район муниципальных правовых актов по вопросам организации розничной торговли алкогольной продукцией. (л.д. 29-32)
Частью 1 ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, приведенными нормами федерального законодательства, органы местного самоуправления наделены собственными полномочиями по осуществлению муниципального контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории муниципального образования.
В связи с этим то обстоятельство, что органами государственной власти Тульской области полномочия по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции органам местного самоуправления не передавались (л.д. 42) не является безусловным основаниям для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с ч. 6 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ является самостоятельным полномочием органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а полномочия органов местного самоуправления по осуществлению такого контроля установлены ст. 7 данного Федерального закона.
В связи с этим доводы ответчика о том, что органы местного самоуправления МО Белёвский район не наделены полномочиями по контролю за соблюдением обязательных требований в области розничной продажи алкогольной продукции также являются несостоятельными.
Частью 2 ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ч. 2 ст. 6 указанного Федерального закона № 294-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относится: организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.
Согласно п. 1.3 ч. 1 решения Собрания депутатов МО г. Белёв Белёвского района от 20 декабря 2011 г. № 34/87 " О внесении изменений и дополнений в Устав МО г. Белёв Белёвского района" статья 24 Устава дополнена частью 1.2, которой установлено, что все полномочия администрации МО г. Белёв Белёвского района исполняет администрации МО Белёвский район в соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ. (л.д.14-15)
Прокурором Белёвского района администрации МО Белёвский район вносилось представление о нарушении закона в связи с непринятием мер по разработке и принятию административного регламента осуществления муниципального контроля в области розничной продажи алкогольной продукции. (л.д. 4-7)
Судом из материалов дела и объяснений сторон установлено, что такой административный регламент ответчиком не принят.
Непринятие административного регламента, устанавливающего порядок осуществления муниципального контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции, влечет отсутствие надлежащего регулирования порядка осуществления муниципального контроля, и, как следствие этого, нарушении прав неопределенного круга субъектов контроля при осуществлении муниципального контроля.
В связи с этим исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Белёвский район о возложении обязанности по разработке и принятию административного регламента осуществления муниципального контроля в области розничной продажи алкогольной продукции являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Белёвского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Белёвский район удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Белёвский район в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять административный регламент исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля в области розничной продажи алкогольной продукции, спиртосодержащей продукции.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Белёвский районный суд Тульской области.
Председательствующий Г.И.Тетеричев
Мотивированное решение составлено в окончательной форме 05 декабря 2017 г.