Дело № 2-343/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 февраля 2018 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Алексеева А.А., при секретаре Ершовой А.Е.,
с участием представителя истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
представителя третьего лица ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора к администрации города Перми об утилизации остатков теплохода,
установил:
Пермский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о возложении на администрацию г. Перми обязанности в течении одного года со дня вступления решения суда в законную силу организовать утилизацию металлических остатков затопленного корпуса теплохода «Лоцман», находящегося на дне реки Кама на 22266,7 км от устья реки по Атласу единой глубоководной системы европейской части России (том 9, часть 1 издания 2011 года) за левой кромкой судового хода.
В обоснование иска указал, что в ходе проверки исполнения администрацией г. Перми требований законодательства в сфере эксплуатации внутреннего водного транспорта, об охране окружающей среды, регулирующих вопросы подъема затонувших судов и их остатков Пермской транспортной прокуратурой установлено, что на реке Кама на 2 266,7 км от устья реки за левой кромкой судового хода по Атласу единой глубоководной системы европейской части России (том 9, часть 1 издания 2011 года) в границах города Перми находятся остатки металлического корпуса затонувшего теплохода «Лоцман», поставленного на учет в 1998 году. Собственник теплохода не установлен. Судно утратило свои потребительские свойства, использованию и эксплуатации не подлежит, по информации ФБУ «Администрация «Камводпуть», по состоянию на 2009 год остатки указанного судна были непригодны к буксировке и являются металлоломом. Администрация г. Перми является исполнительно-распорядительным органом, к полномочиям которой, согласно ч. 2 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Мер по организации утилизации и переработки остатков затонувшего судна администрация муниципального образования «Пермский городской округ» не предпринимает. Нахождение остатков судна в акватории водного объекта длительное время (около 20 лет) является нарушением требований природоохранного законодательства. Бездействием ответчика нарушаются права неопределенного круга лиц, поскольку продолжительное нахождение судна в водном объекте р. Кама приводит к образованию на затопленной части судна следов коррозии металла, что может способствовать загрязнению р. Кама отходами хозяйственной деятельности, то есть создает угрозу негативного воздействия на водный объект. Невыполнение требований природоохранного законодательства нарушает права граждан на экологическую безопасность.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Пермского края.
Представитель истца в суде на доводах искового заявления настаивала.
Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласилась, ссылаясь на то, что п. 3 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов. Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Остатки судна являются промышленным отходом. Таким образом, металлические остатки затопленного корпуса теплохода «Лоцман», не подпадают под понятие твердых коммунальным отходов и, следовательно, законом не предусмотрена обязанность Администрации по утилизации указанных металлических остатков (отзыв л.д. 35-37).
Представитель третьего лица ФБУ «АДМИНИСТРАЦИЯ «КАМВОДПУТЬ» в судебном заседании доводы иска поддержал.
Третье лицо Министерство природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Пермского края в суд представителя не направило, в письменном отзыве сообщило, что Целевой программы по подъему и утилизации затопленных судов не имеется, реализация программы в полномочия Министерства не входит.
Исследовав доказательства, суд установил следующие обстоятельства дела.
На основании информации ФБУ «Администрация Камского бассейна внутренних водных путей», 21 сентября 2017г. заместителем Пермского транспортного прокурора принято решение о проведении проверки соблюдения администрацией г. Перми требований законодательства в сфере эксплуатации внутреннего водного транспорта, об охране окружающей среды по фактам нахождения в акватории р. Кама затонувших бесхозяйных судов.
20 октября 2017г. по результатам проведенной проверки заместителем транспортного прокурора составлен акт, согласно которому установлено следующее.
ФБУ «Администрация Камского бассейна внутренних водных путей» ведет учет судов, затонувших в акватории судоходных рек Камского бассейна. По состоянию на 21.08.2017 г. в акватории реки Кама находятся остатки судна: металлический теплоход «Лоцман», 2266,7 км от устья реки за левой кромкой судового хода по Атласу единой глубоководной системы европейской части России (том 9, часть 1 издания 2011 года) в границах города Перми. Владелец данного судна отсутствует, судно является бесхозяйным. Поставлено на учет в 1998г., как затонувшее судно, находится за пределами судового хода, в связи с чем для безопасности судоходства угрозу не представляет, производству путевых работ помех не создает.
В силу ст. ст. 3, 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ, к принципам охраны окружающей среды отнесена: ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно ст. 1 Водного кодекса РФ, водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. В соответствии с п.п. 2, 3 ч.2 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации к поверхностным водным объектам относятся водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).
На основании ч.1, 2 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных ч. 2 настоящей статьи. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ определено администрация бассейна внутренних водных путей - организация, созданная в форме государственного бюджетного учреждения и осуществляющая в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей, государственный портовый контроль и иные функции, определенные в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 8 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ содержание внутренних водных путей, заключающееся в содержании судовых ходов (в том числе проведение путевых работ и осуществление навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов), проведении работ по устройству и содержанию рейдов в портах общего пользования и подходов к причалам общего пользования, содержании судов технического флота (судов, предназначенных для выполнения путевых, навигационно-гидрографических, вспомогательных работ и других связанных с содержанием судовых ходов работ), содержании инфраструктуры внутренних водных путей, организация технологической связи организаций внутреннего водного транспорта осуществляются за счет средств федерального бюджета, доходов от собственной деятельности, а также из других не запрещенных законом источников.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации вправе участвовать в софинансировании расходных обязательств Российской Федерации в части содержания судовых ходов и инфраструктуры внутренних водных путей на внутренних водных путях федерального значения, расположенных в границах субъекта Российской Федерации, и осуществлять финансирование содержания судовых ходов и инфраструктуры внутренних водных путей на внутренних водных путях регионального значения, расположенных в границах соответствующего субъекта Российской Федерации, в порядке, определенном соглашением между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, и высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, путем предоставления субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации (п. 1).
Содержание судовых ходов в зависимости от установленной категории внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений осуществляется в соответствии с правилами содержания судовых ходов и судоходных гидротехнических сооружений, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (п. 2).
В соответствии с требованиями водоохранного законодательства, законодательства в области внутреннего водного транспорта, с учетом действующих государственных стандартов в области охраны окружающей среды, инструкций и правил технической эксплуатации речных судов, а также других нормативно-технических документов, Управлением по охране окружающей среды Пермской области, ГУПР по Пермской области разработан и утвержден Порядок подъема и утилизации безнадзорных, бесхозных судов и затонувшего имущества на территории Пермской области (в дальнейшем - Порядок).
Пунктом 5.1 Порядка установлено, что в случае если собственник затонувшего судна неизвестен, не сделал заявление о намерениях поднять затонувшее имущество или отказался от права на него, подъем и утилизацию затонувшего судна организуют государственные органы исполнительной власти.
В случае, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества неизвестен, по представлению администрации бассейна внутренних водных путей делается официальная публикация о необходимости подъема затонувшего судна его владельцем или иного затонувшего имущества его собственником (п. 5 ст. 47.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 49 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ администрация бассейна внутренних водных путей поднимает затонувшее судно или иное затонувшее имущество и при необходимости удаляет либо утилизирует их, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества не поднимет затонувшее судно или иное затонувшее имущество в срок, установленный в соответствии с пунктами 4 и 5 ст. 47.1 настоящего Кодекса, и такое имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам.
Суд приходит к выводу, что возложение обязанности по поднятию, удалению или утилизации затонувшего судна или иного затонувшего имущества в реке Кама на администрацию г. Перми не согласуется с содержанием приведенных правовых норм.
Обязанность по подъему и утилизации затонувшего судна возложена на государственные органы исполнительной власти, как федеральным законодательством, так и Порядком подъема и утилизации безнадзорных, бесхозных судов и затонувшего имущества на территории Пермской области.
Река Кама находится в федеральной собственности и совершать действия по её расчистке муниципальное образование «город Пермь» не уполномочено.
Администрация г. Перми является органом местного самоуправления, обязанность по утилизации остатков теплохода на нее нормативно-правовыми актами не возложена. При таких обстоятельствах, администрация г. Перми является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Довод истца о том, что бесхозное затонувшее судно является промышленными отходами, суд находит несостоятельным по следующим основаниям.
Отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ).
В силу ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений, районов, городских округов.
Статьей ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ к твердым коммунальным отходам, отнесены - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
К затонувшему имуществу относятся потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы, иное затонувшее имущество независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно на внутренних водных путях либо выброшены на мелководье или берег (ч. 2 ст. 45 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).
Согласно ч. 1 ст. 56 Водного кодекса РФ, сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.
Поскольку, законодатель проводит различие между твердыми коммунальными отходами производства и потребления, и затонувшим имуществом, затопленные на реке Кама остатки металлического корпуса теплохода «Лоцман» к отходам производства и потребления не относятся, а являются затонувшим имуществом. Следовательно обязанность их утилизации у администрации г. Перми отсутствует.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, фактические обстоятельства дела в совокупности с приведенными выше нормами, суд считает требования Пермского транспортного прокурора необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении иска Пермского транспортного прокурора к администрации города Перми об утилизации остатков теплохода «Лоцман» на дне реки Кама.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: