Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
9 июля 2014 года село Донское
Труновский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Щербина А.В. с участием:
истцов ФИО3, ФИО4,
представителя истцов ФИО5,
представителя ответчика - Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Труновскому району Ставропольского края – ФИО7,
при секретаре Луценко О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО8 <данные изъяты>, ФИО8 <данные изъяты> к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Труновскому району Ставропольского края о включении периодов деятельности в страховой стаж,
установил:
ФИО3 и ФИО4 обратились в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>, просили обязать ответчика засчитать им уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме и включить данный период в их страховой стаж с целью дальнейшей реализации своих пенсионных прав на получение трудовой пенсии.
Свои требования заявители мотивировали тем, что с ДД.ММ.ГГГГ осуществляют трудовую деятельность в КФХ «Анюта».
С 1993 года КФХ «Анюта» состоит на учете в Пенсионном фонде России как плательщик страховых взносов. Глава и члены КФХ являются застрахованными лицами в государственной системе обязательного пенсионного страхования. Глава КФХ «Анюта» ФИО2 выступает как страхователь в отношении себя и члена КФХ ФИО1 Плательщиком страховых взносов является ФИО2, уплата страховых взносов в Пенсионный фонд осуществлялась в фиксированном размере.
В 2013 году ФИО2 и ФИО1 в целях уточнения страхового стажа за период трудовой деятельности в КФХ «Анюта», оценки своих пенсионных прав обратились в Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> для получения справки об уплате обязательных платежей в Пенсионный фонд РФ за периоды с ДД.ММ.ГГГГ до 01.01.2002, которая является правовым основанием для расчета пенсии.
Однако Управлением Пенсионного фонда в выдаче такой справки отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих получение КФХ «Анюта» дохода и уплату обязательных платежей в Пенсионный фонд РФ за указанный период.
Заявителям было разъяснено, что вопрос о выдаче в отношении КФХ «Анюта» справки об уплате страховых взносов может быть разрешен только при предоставлении документов с отметкой налогового органа о полученных доходах и уплате обязательных платежей, что основным условием выдачи справки об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за периоды до ДД.ММ.ГГГГ является наличие дохода и уплата в полном размере сумм страховых взносов от указанного дохода, а также отсутствие задолженности по пеням и штрафам.
В связи с этим УПФР по <адрес>, ссылаясь на п. 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 555, о том, что уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до ДД.ММ.ГГГГ и после ДД.ММ.ГГГГ подтверждается документами территориальных органов ПФР, уплата единого социального налога (взноса) за период с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается документами территориальных налоговых органов, сообщило об отсутствии фактов, необходимых для подтверждения трудового стажа заявителей.
Весь этот период КФХ «Анюта» осуществляло непрерывную производственную деятельность, однако большинство бухгалтерской и налоговой отчетности было утеряно.
Бухгалтерская и налоговая отчетность КФХ «Анюта» за данный период времени, сданная в налоговую инспекцию, уничтожена налоговым органом по истечении пятилетнего срока хранения.
Установление факта уплаты КФХ «Анюта» страховых взносов необходимо заявителям для правильного исчисления страхового стажа с целью дальнейшей реализации своих пенсионных прав на получение трудовой пенсии, поскольку п. 1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Факт получения КФХ «Анюта» доходов и уплаты страховых взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается документами о хозяйственной деятельности и учетными документами пенсионного фонда, приложенными к заявлению.
Помимо этого необходимо учитывать особенности взимания страховых взносов, установленные в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 144-О «О разъяснении Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ…», согласно которому неуплаченные индивидуальными предпринимателями (к которым относятся и главы КФХ) суммы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за 1997 год после ДД.ММ.ГГГГ не взыскивались, внесенные после этой даты суммы подлежали зачету в счет текущих и будущих платежей. Это позволяет рассматривать 1997 год как период освобождения от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не должны взиматься страховые взносы в размере 20,6% дохода.
Отсутствие у КФХ «Анюта» за указанные периоды деятельности книги учета труда (форма № 3-кх) и ведомости финансовых результатов (форма № 5-кх), рекомендованных в соответствии с разъяснениями, изложенными в совместном письме Госналогслужбы и Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов России от ДД.ММ.ГГГГ № ВГ-6-02/54а и от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отчетности и налогообложении крестьянских (фермерских) хозяйств», не может являться основанием для отрицания производственной деятельности КФХ «Анюта» и препятствием к доказыванию получения дохода, поскольку, во-первых, данные формы отчетности носят рекомендательный характер, во-вторых, наличие дохода КФХ «Анюта» достоверно подтверждается приведенными выше документами, в том числе, с отметками налогового органа о приеме.
В возражениях на исковое заявление Управление Пенсионного фонда РФ указало, что не согласно с доводами истцов.
Согласно Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила), документом, подтверждающим периоды деятельности до ДД.ММ.ГГГГ в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - КФХ), является справка территориального налогового органа, либо территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) об уплате обязательных платежей.
Основным условием для подтверждения главам и членам КФХ страхового стажа за периоды до ДД.ММ.ГГГГ и выдачи справки является наличие доходов и уплата в полном размере из указанного дохода сумм страховых взносов в ПФР, а также отсутствие задолженности по пеням и штрафам.
Государственной Думой Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ принят Федеральный закон № 26-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год» (далее - Закон № 26-ФЗ), которым определен тариф страхового взноса в Пенсионный фонд для индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных граждан, а также для частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, частных аудиторов - в размере 28 процентов; для крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, - в размере 20,6 процента от дохода от их деятельности.
Конституционный Суд, рассмотрев обращение плательщиков страховых взносов о признании несоответствующими Конституции Российской Федерации отдельных положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 26-ФЗ, принял Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № 7-П, в котором признал:
- несоответствующими Конституции Российской Федерации: пункты «б » и «в» статьи 1 Закона № 26-ФЗ, как вводившие повышенный (28%) в несколько раз, по сравнению с ранее действовавшим (5%), тариф страховых взносов в ПФР для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов и адвокатов; статью 5 Закона № 26-ФЗ, согласно которой, данный Закон введен в действие с 01.01.1997, хотя был опубликован лишь 11.02.1997, что нарушило запрет на придание законам обратной силы, в случае, если они ухудшают положение граждан, на которых распространяется их действие;
- подлежащими пересмотру положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 9-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год» (далее - Закон № 9-ФЗ), как воспроизводившие нормы признанного неконституционным Закона № 26-ФЗ. Конституционный Суд установил шестимесячный срок для установления нового правового регулирования, по истечении которого оспоренные положения Закона № 9-ФЗ применению не подлежали.
Определением Конституционного Суда от ДД.ММ.ГГГГ № 144-О, разъясняя принятое Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № 7-П, суд указал, что после даты провозглашения данного Постановления (т.е. после 24.02.1998), при исчислении сумм страховых взносов в ПФР в отношении плательщиков -индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикойнотариусов, а также адвокатов:
- тариф страховых взносов в размере 28% не применяется;
- суммы страховых взносов за 1997 год, которые до ДД.ММ.ГГГГ не были внесены плательщиками, не подлежали взысканию. Внесенные после этой даты суммы подлежали зачету в счет текущих и будущих платежей;
- суммы страховых взносов за 1997 год не подлежали перерасчету, если они были внесены или взысканы до 24.02.1998, за исключением сумм страховых взносов исчисленных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т.е. до даты введения в действие Закона № 26-ФЗ);
- суммы страховых взносов, уплаченные плательщиками за период с ДД.ММ.ГГГГ по 10.02.1997, подлежали зачету в счет текущих и будущих платежей;
- суммы страховых взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должны были исчисляться в размере 28%, а после установления законодателем тарифа страховых взносов на 1998 год излишне уплаченные суммы страховых взносов подлежали зачету в счет будущих платежей;
- поскольку законодатель в установленный срок не осуществил должное правовое регулирование, после ДД.ММ.ГГГГ (т.е. по истечении шести месяцев с момента провозглашения Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № 7-П) утратили силу и не применяются нормы Закона № 9-ФЗ, воспроизводящие неконституционные положения Закона № 26-ФЗ в части размера тарифа страховых взносов, соответственно, уплата страховых взносов в ПФР не производится, а все суммы, добровольно уплаченные либо взысканные после 24.08.1998, подлежали зачету в счет будущих платежей.
Конституционный Суд, рассмотрев обращение плательщиков страховых взносов, в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № 18-П признал:
1)несоответствующими Конституции Российской Федерации:
- пункты «б» и «в» статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 1-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год» (далее - Закон № 1-ФЗ);
- абзацы 3 и 6 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год» (далее - Закон № 59-ФЗ), в отношении правового регулирования страховых взносов в ПФР для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, глав крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокатов (установление нового тарифа страховых взносов в размере 20,6%), поскольку оно нарушило конституционные принципы справедливого и законного установления обязательных платежей при определении существенных элементов тарифообложения, включая облагаемую базу для начисления страховых взносов и субъект тарифообложения (например, несоразмерность установленного для самозанятых граждан тарифа страховых взносов в размере 20,6% получаемому страховому обеспечению и т.п.);
2) подлежащими пересмотру в части установления размера тарифа страховых взносов на 1999-2000 г.г. нормы:
- Закона № 1-ФЗ;
- Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 197-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год» (далее - Закон № 197-ФЗ), впредь до установления законодателем нового правового регулирования индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокаты должны были уплачивать в ПФР страховые взносы за 1999-2000гг. в размере 20,6% от заработка (дохода). После введения нового правового регулирования излишне уплаченные страховые взносы подлежали зачету в счет будущих платежей;
3) несоответствующим Конституции Российской Федерации придание нормам абзацев 3 и 6 пункта 1 статьи 1 Закона № 59-ФЗ обратной силы применительно к индивидуальным предпринимателям, занимающимсячастной практикой нотариусам, а также адвокатам , поскольку этим был нарушен конституционный запрет ухудшения положения плательщиков при возложении на них обязательных финансовых обременений (установление взамен 28% нового тарифа страховых взносов в размере 20,6%, также признанного несоразмерным, на 1997-1998 гг. в 1999 году). В связи с чем, граждане, которые в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из-за отсутствия нового правового регулирования не должны были уплачивать страховые взносы в ПФР, в связи с бездействием законодателя имеют право в порядке возмещения вреда на включение указанных периодов в страховой стаж и трудовой стаж, дающий право на пенсию.
В указанных нормативных актах Конституционного Суда в части освобождения от уплаты страховых взносов за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12.1997, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ крестьянские (фермерские) хозяйства не поименованы, так как пунктом «б» статьи 1 Закона 26-ФЗ (в редакции от 05.02.1997) для крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, - изначально тариф страховых взносов был установлен в размере 20,6 процента от дохода от их деятельности.
Данная норма об освобождении от уплаты страховых взносов распространялась в отношении индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов и адвокатов.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 950-О-О указано на то, что наличие статуса главы КФХ, при неуплате взносов на государственное социальное страхование, не дает права на подтверждение общего трудового стажа.
Гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1).
Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, и как следствие в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Такое регулирование не может рассматриваться как нарушающее права указанных лиц, поскольку иной подход приводил бы к тому, что подтверждением общего трудового стажа являлось бы лишь наличие статуса главы крестьянского (фермерского) хозяйства, что противоречило бы принципам пенсионного страхования.
Согласно разъяснениям ПФР, подготовленным с учетом письма Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.2003 № 9ф02-287, введение единого социального налога стало новым правовым регулированием уплаты страховых взносов в ПФР. Глава 24 «Единый социальный налог (взнос)» была введена в действие с 01.01.2001 Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (далее - Закон № 118-ФЗ). Индивидуальные предприниматели, КФХ, адвокаты должны были уплачивать налог в размере - 19,2% (пункт 3 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации).
В связи с введением в действие с 01.01.2001 единого социального налога (взноса) и отмены взимания страховых взносов в фонды обязательного социального страхования, на налоговые органы Законом № 118-ФЗ возложен контроль за уплатой единого социального налога (взноса), а также в полном объеме, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, проведение всех мероприятий налогового контроля.
На основании изложенного, 2001 год может быть включен в страховой стаж застрахованного лица, а информация об указанных периодах внесена на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, только на основании документов территориального налогового органа о полученных доходах и уплате обязательных платежей.
Определение финансового результата (дохода) у КФХ в период с 1993- 1999 гг. осуществлялось в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 № 1020 «О порядке уплаты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, родовыми, семейными общинами малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации», согласно которому финансовый результат (доход) КФХ в денежной и натуральных формах для исчисления страховых взносов в ПФР определялся как разность между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству от всех видов указанной деятельности, и документально подтвержденными плательщиком расходами, связанными с извлечением этого дохода. При этом доходы, полученные в натуральной форме, учитывались в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым, а в случае их отсутствия по рыночным ценам, действующим на момент получения дохода.
В 2000 году, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 № 821 «О порядке уплаты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов Севера, занимающимися традиционными отраслями хозяйствования, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2000 год», КФХ должны были уплачивать страховые взносы в ПФР с выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу членов КФХ по всем основаниям независимо от источников финансирования. Выплаты, начисленные и полученные в натуральной форме, учитывались по рыночным ценам (на дату начисления) на данный продукт (товар, услугу) в конкретной местности.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в совместном письме Госналогслужбы и Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России от ДД.ММ.ГГГГ № ВГ-6-02/54а, от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отчетности и налогообложении крестьянских (фермерских) хозяйств», одними из основных учетных регистров, рекомендуемых для ведения в КФХ, являлись: книга учета труда (форма № 3-кх) и ведомость финансовых результатов (форма № 5-кх).
Документом, подтверждающим наличие либо отсутствие доходов, является отчет по форме 5-КХ «Ведомость финансовых результатов», с отметкой налогового органа о приеме, либо справка налогового органа о полученных доходах от осуществления деятельности крестьянским хозяйством.
Данными документами за периоды 1994-2000 гг. в отношении заявителей Управление не располагает по причине не предоставления их самим страхователем.
В судебном заседании истцы ФИО3 и ФИО4, а также их представитель ФИО5 исковые требования поддержали, просили обязать ответчика Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> засчитать взносы на обязательное пенсионное страхование в полном объеме за период с ДД.ММ.ГГГГ по 01.01.2002. Представитель истцов пояснила, что полнота уплаты страховых взносов за период с 1993 по 1996 год подтверждается Актом № документальной проверки КФХ «Анюта» от 22.05.1998, в котором указано на отсутствие нарушений.
Представитель ответчика – ГУ УПФ РФ по <адрес> ФИО6 просил в удовлетворении требований заявителей за все периоды, кроме 2001 года отказать, пояснил, что основным условием для подтверждения главам и членам КФХ страхового стажа за периоды до ДД.ММ.ГГГГ и выдачи справки является наличие доходов и уплата в полном размере из указанного дохода сумм страховых взносов в Пенсионный фонд, а также отсутствие задолженности по пеням и штрафам.
За 1993-1995, 1999 годы страховые взносы КФХ «Анюта» не платились, за 1996-1998 и 2000 годы отсутствуют сведения о доходах хозяйства, что не позволяет определить полноту уплаченных страховых взносов.
Документы, подтверждающие уплату страховых взносов в полном объеме, имеются только за 2001 год.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает необходимым исковые требования ФИО2 и ФИО1 удовлетворить частично, по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО1 выделен земельный участок площадью 61,7 га для организации крестьянского (фермерского) хозяйства (л.д. 44-47).
ДД.ММ.ГГГГ КФХ «Анюта» поставлено на учет в Инспекции МНС России по <адрес> в качестве юридического лица, ФИО2 является главой КФХ «Анюта», ФИО1 - членом КФХ «Анюта», что подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе от 31.12.1999, записями в трудовых книжках истцов (л.д. 19-23).
В 2013 году ФИО2 и ФИО1 в целях уточнения страхового стажа за период трудовой деятельности в КФХ «Анюта», оценки своих пенсионных прав обратились в Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> для получения справки об уплате обязательных платежей в Пенсионный фонд РФ за периоды с ДД.ММ.ГГГГ до 01.01.2002, которая является правовым основанием для расчета пенсии.
Управлением Пенсионного фонда в выдаче такой справки отказано в связи с отсутствием данных налоговых органов о фактически полученном доходе и отсутствием документального подтверждения уплаты страховых взносов в полном объеме.
Письмами Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес>, Отделения Пенсионного фонда РФ по <адрес> заявителям неоднократно разъяснено, что вопрос о выдаче в отношении КФХ «Анюта» справки об уплате страховых взносов может быть разрешен только при предоставлении документов с отметкой налогового органа о полученных доходах и уплате обязательных платежей (л.д. 26-35).
Согласно сообщениям МРИ ФНС № по <адрес> бухгалтерская и налоговая отчетность КФХ «Анюта» за период с 1994 по 2002 годы, сданная в налоговую инспекцию, уничтожена налоговым органом по истечении пятилетнего срока хранения (л.д. 36-37).
Пунктом 26 Перечня документов, утвержденных постановлением Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 16/19-па предусмотрено, что для исчисления пенсии применяются справки налоговых органов о декларированных доходах лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и Пенсионного фонда РФ об уплате страховых взносов с указанных доходов.
В силу ст. ст. 3, 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктами 1, 4 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; правила подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Данные правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий".
В соответствии с пунктом 5 указанных Правил при их применении к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование приравнены: уплата взносов на государственное социальное страхование до ДД.ММ.ГГГГ, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Уплата указанных платежей подтверждается следующими документами:
- взносов на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и после 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
- единого социального налога (взноса) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. – документами территориальных налоговых органов.
Пунктом 15 указанных Правил установлено, что периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», его статья 30 предусматривает порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно п. 12 ст. 30 вышеназванного закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение. При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), а также порядок увеличения заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Данный порядок был установлен утвержденным Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года № 190 «Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР».
В соответствии с п. 3.6 указанного Положения время работы в фермерском (крестьянском) хозяйстве членов хозяйства подтверждается записями в трудовой книжке и документами, подтверждающими уплату взносов по социальному страхованию.
Таким образом, обязательным условием включения в страховой (трудовой) стаж периода работы в качестве главы (члена) крестьянского (фермерского) хозяйства как действующими в настоящее время Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, так и действовавшим в спорный период Положением о порядке подтверждения трудового стажа, предусматривается наличие документа территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей либо документа, подтверждающего уплату взносов по социальному страхованию.
Данные требования полностью согласуются и с положениями действовавшего в спорный период Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", статьей 25 которого предусматривалось, что время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию (ч. 6 ст. 25).
Утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ № предусматривалось, что финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с данным Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета (статья 8); в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию (статья 89). Из этого следует, что уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору (как и в настоящее время на основании Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), должен был производить работодатель, т.е. право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивалось (и обеспечивается в настоящее время) уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3543-1).
Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Такое регулирование, как следует из толкования вышеуказанных правовых норм, данного в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 950-О, не может рассматриваться как нарушающее права указанных лиц, поскольку иной подход приводил бы к тому, что подтверждением общего трудового стажа (с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приравненного к страховому стажу) являлось бы лишь наличие статуса индивидуального предпринимателя (в данном случае - главы крестьянского (фермерского) хозяйства), что противоречило бы принципам пенсионного страхования.
Таким образом, время работы члена крестьянско-фермерского хозяйства, в том числе и самого главы хозяйства, может засчитываться в стаж для назначения государственной пенсии только за тот период, за который уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации на второе полугодие 1993 года" для крестьянских (фермерских) хозяйств тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации был установлен в размере 5% их дохода, который отражается в представляемых ими налоговым органам ведомостях финансовых результатов (форма N 5-КХ) в соответствии с письмом Государственной налоговой службы Российской Федерации и Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России от ДД.ММ.ГГГГ № ВГ-6-02/54/а/02-09/110.
Тариф страхового взноса в Пенсионный фонд РФ в размере 5% от дохода существовал для крестьянских (фермерских) хозяйств до 1996 года включительно (ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 207-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1996 год").
С 1997 по 2000 год включительно тариф страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации для крестьянских (фермерских) хозяйств составлял 20,6 процента от дохода от их деятельности (Федеральные законы от ДД.ММ.ГГГГ № 26-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 9-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 1-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ № 197-ФЗ).
В 2001 году в соответствии с п. 3 ст. 241 Налогового кодекса РФ крестьянские (фермерские) хозяйства вместо страховых взносов обязаны были уплатить единый социальный налог. Ставка при налоговой базе до 100000 рублей составляла 22.8%, в том числе – 19.2% в Пенсионный фонд РФ, 0,2% - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 3,4% в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Таким образом, условием для включения в страховой стаж главам и членам крестьянских (фермерских) хозяйств периодов работы с 1993 по 1996 годы являлась уплата страхового взноса в Пенсионный фонд РФ в размере 5% от дохода, с 1997 по 2000 год – в размере 20,6% от дохода, в 2001 год – уплата единого социального налога, в размере 22.8%, в том числе 19,2% для отчисления в Пенсионный фонд.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
При отсутствии прибыли КФХ не должно было уплачивать страховые взносы, соответственно, неуплата страховых взносов КФХ «Анюта» за 1995, 1999 годы, не являлась нарушением налогового законодательства. Однако и в трудовой стаж согласно вышеприведенным нормам законодательства такие периоды работы зачету не подлежат.
В том же Акте № отражено (п. 2.1), что за 1994 год хозяйство не уплатило взнос в фонд занятости. Сведений об уплате за 1993-1994 годы страховых взносов в Пенсионный фонд в этом Акте не содержится и уплата взносов в Пенсионный фонд, согласно вводной части Акта, предметом проверки не являлась (перечень вопросов: НДС, спецналог, налог на имущество, налог на прибыль, местные налоги и сборы, фонд занятости).
Поэтому ссылка представителя истца на данный Акт как на доказательство уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, не обоснованна.
Иные представленные истцами доказательства (отчеты о сборе урожая, сведения об итогах сева, расходные и приходные кассовые ордера, платежные поручения, чеки, корешки чековых книжек) юридически значимые обстоятельства по данному делу не подтверждают.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования ФИО8 <данные изъяты>, ФИО8 <данные изъяты> к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Труновскому району Ставропольского края удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Труновскому району Ставропольского края засчитать ФИО8 <данные изъяты>, ФИО8 <данные изъяты> уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 1996, 1997, 1998, 2000, 2001 годы в полном объеме и включить данные периоды в их страховой стаж.
В удовлетворении исковых требований ФИО8 <данные изъяты>, ФИО8 <данные изъяты> к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о возложении на ответчика обязанности засчитать им уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 1993, 1994, 1995, 1999 годы отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Труновский районный суд в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 10 июля 2014 года.
Судья А.В. Щербин